план урока "Мхи" 7 класс ФГОС
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Прокопенко Елена Григорьевна

уровень организации мхов, особенности жизнедеятельности, размножения. гаметофит, спорофит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mhi_7_kl.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН УРОКА  (на основе системно - деятельного  метода обучения)

Тема урока:____Отдел Моховидные______

Тип урока:  урок «открытия» новых  знаний

Цель урока: (для учителя) сформировать представление о  высших растениях.

  закрепить понятия:_ризоиды, гаметофит, спорофит_/   умение _сравнивать и давать характеристику  растениям;  способность    распознавать кукушкин лен и сфагнум , научить_бастро ориентироваться в выполнении различных заданий  и пользоваться  текстом учебника.

Планируемый результат (для учащихся): познакомиться  с особенностями строения мхов,   выявить и сформулировать_вывод о высших растениях и  роли мхов в природе и жизни человека, научиться_сравнивать и давать характеристику  высшим растения, принадлежащим к одному отделу

Задачи урока:

Воспитывающая:_ценить окружающие организмы и понимать их роль в природе__

Развивающая:_познавательный интерес, знакомство с местом моховидных в эволюции растительных  организмов_

Обучающая:__расширение знаний о  высших растениях, относящихся к отделу Моховидных, усложнения уровня организации__

Оборудование:_ИКТ (диск «Классификация растений»),  лупы, мхи (гербарий, свежие экземпляры), плакаты «Эволюция растений»_

ХОД УРОКА:

Технологические этапы урока, их содержание

1

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

  • Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо);
  • Создаются условия  для возникновения внутренней потребности включение в учебную дея-ть (хочу);
  • Устанавливаются тематические рамки (могу).

Я – болотное растенье,

Конопатят мною стены.

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава.

2.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

  • Актуализация изученных способов действия, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксацию;
  • Актуализация соответствующих мыслительных  операций и познавательных процессов;
  • Мотивацию к пробному учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное  осуществление
  • Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснование. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету на каждом шаге данного этап.
  1. Почему водоросли относят к подцарству Низшие растения?
  2. Что у водорослей выполняет роль хлоропласта?
  3. Каким образом размножаются водоросли?
  4. I вариант. Распределить  названия по отделам Зеленые, Красные, Бурые водоросли (карточка №1). Какова роль водорослей в природе и жизни человека?
  5. II вариант. Установить последовательность жизненного развития водорослей. Слабым учащимся дается рисунок без надписей и процессы, протекающие в жизненном цикле развития водорослей. (Карточка №2)

Работа проводится на листочках, 2 человека у доски (для сравнения).

3.

Выявление места и причины затруднения:

  • Восстанавливать выполнение операции и фиксировать (вербально или знаково) место-шаг, операцию, где возникло затруднение
  • Соотносить свои действия с используемым способом действия (алгоритм, понятием, ) на этой основе выявить  и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные задачи, умения и способности, которых не достается для решения исходной задачи

Какие растения относятся к высшим (перечислить отделы). Почему?

Найти органы растений на предложенных экземплярах мхов.

Стебель

Листья

Корень ли?

Почему все мхи низкорослые? С чем это связано?

Так ли как у водорослей идет размножение у мхов, которые живут в наземно-воздушном пространстве?

4.

Построение проекта выхода из затруднения (цель, и тема, способ, план, средство):

  • Уч-ся ставят цель (устранение возникшего затруднения)
  • Согласовывают тему урока
  • Строят план достижения цели
  • Определяют средства – алгоритмы, модели.
  • (доводящий диалог, побуждающий, исследовательский метод)

План проекта:

Что должны мы узнать из текста «Отдел Моховидные»

  1. Особенности внешнего и внутреннего строения мхов. стр. 52, абз.2,3.
  2. Особенности размножения мхов, какие нужны условия? Чем представлены гаметофит и спорофит у мхов? С.52,53, схема с.54 сравнить со схемой на плакате.
  3. Какие существуют мхи? Какие обитают в нашей местности? Какова особенность кукушкина льна c.54,

сфагнума c.55?

5.

Реализация построения проекта:

  • Обсуждаются различные варианты, предложения учащихся
  • Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково
  • Построенные способы действия используются для решения сходной задачи, вызвавшей затруднение.

Прочитать, выписать ключевые слова, составить схемы, подготовить защиту проекта. По группам:

I группа – особенности внутреннего и внешнего строения мхов.

II группа – особенности размножения мхов.

III группа - Многообразие мхов, кукушкин лен.

IV группа -Сфагнум, роль мхов в природе.

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

  • Фронтально, в группах, в парах решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух

Защита проектов, запись лучших схем в тетрадь сокращенно, знаково (расшифровка - дома).

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

  • Индивидуальная форма работы
  • Самостоятельное выполнения задания, самопроверка, пошагово оценивая с эталоном
  • Разные формы контроля и оценивание самостоятельной работы

Лабораторная работа по тетради Сонина стр.8,9

8.

Включение в систему заданий повторения:

  • В задании используется изученный ранее изученный материал (баз. ур.), кА промежуточный шаг для введения  для введения в последующем обучении новых способов действий (повыш. ур.)
  • Показывает усвоение новый знаний

Тест (биотестер) по компьютеру.

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке:

  • Фиксируется новое содержание, изученное на уроке.
  • Оганизуется рефлексия и самооценка ученика собственной учебной деятельности
  • Вывод
  • Отметки
  • Д.з.

Выводы: Что изучено на уроке?

Оценки.

Д.З.: стр.52,56, в тетради стр.9

Интернет – ссылка:

  1. http://sbio.info/page.php?id=92 (Общая характеристика отдела Моховидные. Зеленые мхи. Сфагновые мхи.)
  2. http://www.floranimal.ru/classes/5422.html (Мхи. Строение и систематика)

Карточка №1

Распределить  названия по отделам Зеленые, Красные, Бурые водоросли:

Цистозейра, удотея, делессерия, падина павлинья, харовая водоросль, агарум,  филлофора, ульва, ламинария, анфельция, алария,  фукус, макроцистис, аскофиллум.

Карточка №2

Установить последовательность жизненного развития водорослей, начиная с растения – спорофита:

Оплодотворение гамет, женское растение – гаметофит (1n), прорастание зиготы, прорастание споры, растение – спорофит, мужское растение - гаметофит (1n), зигота, зооспоры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План внутришкольного контроля 2 класс ФГОС НОО

План внутришкольного контроля во 2 классе ФГОС НОО...

Календарно-тематический план по технологии 5 класс Фгос 2

Подробный календарно-тематический план по технологии в 5 классах в соответствии фгос 2 поколения ООО...

План-конспект урока географии "Ориентирование на местности" 6 класс ФГОС

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА по теме "Ориентирование на местности" 6 класс по ФГОС (линия учебников Е.М. Домогацких)...

План-конспект урока географии "Ориентирование на местности" 6 класс ФГОС

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА по теме "Ориентирование на местности" 6 класс по ФГОС (линия учебников Е.М. Домогацких)...

Тематический план 8 класс ФГОС

Тематическое планирование по технологии 8 класс...

Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология

Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология...

Календарно-тематический план. 5 класс (ФГОС).

Календарно тематическое плантрование для 5 класса (ФГОС), М.З. Биболетовой...