Развитие биологии в додарвиновский период
презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему

Холомеева Анна Александровна

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razv._biologii_v_dodarv.period_1.ppt869.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ Развитие биологии в додарвиновский период

Слайд 2

Познакомиться с развитием науки в додарвиновский период, предпосылками появления учения Ч.Дарвина Дать характеристику трудам К.Линнея, Ж.Б.Ламарка Цели урока

Слайд 3

Важнейшей концепцией биологии является концепция эволюции , с помощью которой можно объяснить причины многообразия органического мира. История эволюционных идей Что такое эволюция? ЭВОЛЮЦИЯ – процесс исторического развития живой природы. ?

Слайд 4

История эволюционных идей Эволюционное учение Ч. Дарвина было опубликовано в 1859 г. Всю историю биологии от момента ее зарождения и до выхода в свет учения Дарвина принято называть додарвиновским периодом. В истории додарвиновской биологии можно выделить несколько этапов.

Слайд 5

История эволюционных идей І ЭТАП. АНТИЧНЫЙ ПЕРИОД (І V в. до н.э. – ХІІ-ХІІІ в.в. н.э.)

Слайд 6

История эволюционных идей Идея всеобщей изменяемости мира и превращение одних существ в другие ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (550-480 г. до н.э.)

Слайд 7

Живое возникает из неживого: живые организмы возникли путем самозарождения из ила. ДЕМОКРИТ (около 460-360 гг. до н. э.) История эволюционных идей

Слайд 8

Автор идеи о выживаемости био - логических видов, которые отлича-лись целесообразностью (выжива-ние наиболее приспособленных в борьбе за жизнь). Считал, что живое произошло от неживого : вначале произошли части тела и органы, далее, по мере уси - ления Любви в мире, они произ - вольным образом соединялись, в результате чего появлялись двухголовые, четырёхрукие и т. п. Наиболее приспособленные организмы выжили, в этом и прослеживался некий целесообразный план. Полагал, что невозможно овладеть врачеванием, если не знать, не исследовать человека. Эмпедокл из Акрага́нта (490 — 430 гг. до н. э.) История эволюционных идей

Слайд 9

Развитие живой природы из неживой: все в природе взаимосвязано. АРИСТОТЕЛЬ (384-322 г. до н.э.) История эволюционных идей

Слайд 10

ВЫВОД: в античном периоде высказываются отдельные эволюционные идеи об изменяемости природы, единстве живого и неживого взаимодействия в природе.

Слайд 11

История эволюционных идей ІІ ЭТАП. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД (Х V - Х V ІІІ в.в. н.э.)

Слайд 12

История эволюционных идей 1. Неизменность природы. 2. Целесообразность природы. 3. Все создано Творцом. Господствует метафизическое воззрение: т.е. явления и тела природы – раз и навсегда данные, неизменные, изолированные и не связанные друг с другом

Слайд 13

История эволюционных идей КРЕАЦИОНИЗМА – виды созданы творцом и неизменны. ПРЕФОРМИЗМА – всякое живое изначально заложено в живом ( например, полностью сформировав-шийся зародыш находится в головке сперматозоида или яйцеклетке ). Метафизические воззрения были тесно связаны с идеями:

Слайд 14

Креационисты (К.Линней, Ж. Кювье) доказывали, что виды живой природы реальны и неизменны со времени своего появления История эволюционных идей

Слайд 15

История эволюционных идей Упсала. Сад, где Карл Линней выращивал многочисленные виды растений в соответствии со своей классификацией. Дом Линнея в Упсале. Швеция. Карл Линней (1707-1778)

Слайд 16

Упорядочил многооб-разие форм живых организмов в ясную и обозримую систему. Описал более 10 000 видов растений и 4 400 видов животных (в том числе и человека разумного — Homo sapiens ). Карл Линней (1707-1778) История эволюционных идей

Слайд 17

Создал бинарную номенклатуру. Линнеевский принцип обеспечил универсальность и преемственность научных названий растений и животных и обеспечил расцвет систематики . Карл Линней (1707-1778) История эволюционных идей

Слайд 18

Установил универсаль-ность, реальность ВИДОВ и выделил их главный признак - совокупность сходных по строению особей, дающих плодовитое потомство Виды созданы богом, постоянны и неизменны. Карл Линней (1707-1778) История эволюционных идей

Слайд 19

Ввел основные единицы систематики: ВИД, РОД, СЕМЕЙСТВО, ОТРЯД, КЛАСС. Соподчиненность таксономических единиц  к общности происхождения органического мира. Поместил человека в один отряд с обезьяной. Карл Линней (1707-1778) История эволюционных идей

Слайд 20

Система растений К. Линнея ЯВНОБРАЧНЫЕ – 23 класса 1. Однотычинковые По числу тычинок 2. Двутычинковые Шалфей, Сирень, Вероника, Ива … 5. Пятитычинковые Морковь, Смородина, Картофель 6. Шеститычинковые Рис, Барбарис, Тюльпан … 13. Многотычинковые Магнолия, Лютик, Роза, Бамбук 14. Двусильные По длине тычинок 15. Четырехсильные 16. Однобратственные По признаку срастания тычинок 17. Двубратственные … 20. Сростно-лепестнотычинковые 21. Однодомные По полу цветков 22. Двудомные 23. Многобрачные Магнолия, Фисташка 24. ТАЙНОБРАЧНЫЕ (1 класс) По отсутствию или слабой различимости цветков ? Почему система растений Линнея считалась искусственной?

Слайд 21

Система животных К. Линнея І СТУПЕНЬ ІІ СТУПЕНЬ ІІІ СТУПЕНЬ четвероногие и птицы Сердце с двумя желудочками, кровь красная и горячая гады и рыбы Сердце с одним желудочком, кровь красная и холодная Холодная белая жидкость вместо крови насекомые и черви

Слайд 22

Заслуги и заблуждения К. Линнея + − 1. Бинарная номенклатура способствовала формированию представлений о родстве форм в пределах вида 2. Установил универсальность, реальность ВИДОВ и выделил их главный признак - совокупность сходных по строению особей, дающих плодовитое потомство 3. Ввел основные единицы систематики: ВИД, РОД, СЕМЕЙСТВО, ОТРЯД, КЛАСС. Соподчиненность таксо-номических единиц  к общности происхождения органического мира 4. Человек поставлен первым в классе четвероногих рядом с обезьянами на основании морфологического сходства 5. Описал около 10 тысяч видов растений и около 4,5 тысяч видов животных 6. Усовершенствовал ботанический язык, установив до 1 000 терминов При классифика-ции учитывался 1 -2 признака Система построена сверху вниз Виды неизменны и созданы творцом

Слайд 23

ВЫВОД: Средневековый период – накопление и антинаучное толкование знаний. Г осподство метафизического мировоззрения: мир создан Богом и непознаваем, все создано с определенной целью.

Слайд 24

История эволюционных идей ІІІ ЭТАП. ПЕРИОД ТРАНСФОРМИЗМА (сер. Х V ІІІ – сер. ХІХ в.в.)

Слайд 25

Появившиеся сомнения в неизменности видов привели к возникновению ТРАНСФОРМИЗМА – системы взглядов об изменяемости и превращении форм растений и животных под влиянием естественных причин. Трансформисты были далеки от понимания развития природы как исторического процесса, но способствовали зарождению эволюционных идей. История эволюционных идей

Слайд 26

Создал более естественную классификацию животных и растений. Видов в природе нет. Вид произошел медленно и незаметно, между видами существуют незаметные переходы. Природа – ряды непрерывно меняющихся особей, которые человек объединил в виды. Жан-Батист Ламарк (1744-1829) История эволюционных идей

Слайд 27

Система растений Ж.Б.Ламарка Ламарк разработал естественную систему растений, в которой их иерархия определяется степенью усовершенствования цветка и плода. Используя идею субординации органов, Ламарк предложил шесть ступеней совершенства (градации) растений: т а й н о б р а ч н ы е, о д н о л о п а с т н ы е, н е п о л н ы е, с л о ж н о ц в е т н ы е, о д н о л е п е с т к о в ы е, м н о г о л е п е с т к о в ы е.

Слайд 28

Система животных Ж.Б.Ламарка В 1794 г. Ламарк разделяет все царство животных на две главные группы: позвоночных и беспозвоночных . Вместо двух классов К. Линнея (насекомые и черви) Ламарк выделил 10, в том числе три основных класса червей, установил класс ракообразных, отнес губок к животным. Все классы животных он расположил по шести ступеням организации (4 — у беспозвоночных, 2 — у позвоночных) в виде лестницы – от низших к высшим . Повышение организации живых существ в процессе эволюции Ламарк назвал «градацией». Причины градации – стремление к повышению организации, заложенное изначально в живых организмах, и воздействие на них внешней среды

Слайд 29

1. ступень 2. Полипы 1. Инфузории 6. ступень 14. Млекопитающие 13. Птицы 5. ступень 12. Рептилии 11. Рыбы 2. ступень 4. Черви 3. Лучистые 3. ступень 6. Паукообразные 5. Насекомые 4. ступень 10. Моллюски 9. Усоногие 8. Кольчецы 7. Ракообразные Усложнение организации от низших форм к высшим Градации Система животных Ж.Б.Ламарка

Слайд 30

Сформулировал первую теорию эволюции . В книге «Философия зооло-гии» впервые поставил все основные проблемы эволю-ции: реальность видов и пределы их изменчивости, роль в эволюции внешних и внутренних факторов, направленность эволюции, причины развития у орга-низмов адаптаций и т.д. Жан-Батист Ламарк (1744-1829) История эволюционных идей

Слайд 31

Движущие силы эволюции 1) внутреннее стремление к прогрессу, 2) влияние условий внешней среды на ход эволюционного процесса Факторами эволюции являются упражнения и неупражнения органов, стремление к самосовер-шенствованию. Жан-Батист Ламарк (1744-1829) История эволюционных идей

Слайд 32

История эволюционных идей Все изменения полезны т.к. существует целесообразность. Все полезные изменения (благоприобре- тенные признаки) наследуются. Любое приспособление у животных идет с участием нервной системы за счет тренировки органов. Приспособленность напрямую связана с изменениями окружающей среды: Изменение среды Новые потребности Изменение в поведении Усиленно работающий орган становится сильнее, крепче, а другой атрофируется

Слайд 33

Верно подметил основное направление эволюцион-ного процесса – услож-нение организации от низших форм к высшим (градация). Неправильно считал причиной градации – стремление организмов к прогрессу, самосовер-шенствованию. Жан-Батист Ламарк (1744-1829) История эволюционных идей + -

Слайд 34

ЛОМОНОСОВ М.В. Изучая окаменелости пришел к выводу об изменяемости земной поверхности ИМАНУИЛ КАНТ Высказал мысль о естественном происхож-дении Солнечной системы из газо-пылевого облака История эволюционных идей

Слайд 35

История эволюционных идей Химик ВЕЛЕР Ф. синтезировал искусственным путем органичес-кое вещество - мочевину Теодор ШВАНН Матиас ШЛЕЙДЕН Создали клеточную теорию

Слайд 36

История эволюционных идей БЮФФОН Ж.-Л.-Л. Э.-Ж. СЕНТ-ИЛЕР Открыто высказывал идеи трансформизма, считая, что классов, видов, родов не существует, реальны только особи. Создал гипотезу истории развития Земли. Развил представление о едином плане строения всех животных, изменяющемся под воздействием факторов внешней среды. Выска-зывал идеи единства животного мира, единства видов, связанных общностью происхождения, их изменяемости под влиянием среды.

Слайд 37

История эволюционных идей Ж. КЮВЬЕ Считал виды постоянными и неизменными (кошки-мумии из египетских пирамид и современные кошки похожи). Выдвинул теорию катастроф, которая доказывала отсутствие преемственности между видами. В соответствии с этой теорией на Земле периодически происходят катастрофы, которые уничтожают все виды, после чего появляются новые виды.

Слайд 38

История эволюционных идей Ж. КЮВЬЕ Усовершенствовал систему Лин-нея, ввел новую таксономическую единицу « ТИП » – объединяющую несколько линнеевских классов. 1 тип – Позвоночные – Звери, птицы, амфибии, рептилии, рыбы 2 тип – Членистоногие – Насекомые, раки … 3 тип – Мягкотелые – тело не поделено на членики 4 тип Лучистые – имеют лучевую симметрию . Впервые объединил в один тип позвоночных классы млекопи-тающих, птиц, амфибий и рыб.

Слайд 39

История эволюционных идей Ж. КЮВЬЕ Сформулировал на основе сравнительно-анатомических наблюдений 2 важных принципа : Принцип «условий существования» (каждое животное целесообразно приспособлено к среде обитания) Принцип «корреляции органов» (в теле животных существует определенная взаимная приспособленность, соответствие органов и функций)

Слайд 40

ВЫВОД: ІІІ этап – период развития эволюционных идей об изменяемости видов под влиянием условий внешней среды. В науке накапливаются данные об изменяемости живой и неживой природы.

Слайд 41

биология в додарвиновский период была лишена стройной концепции эволюции, но ее развитие подготовило почву для создания первых эволюционных концепций . ОБЩИЙ ВЫВОД:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Додарвиновский период развития эволюционных учений.

Презентация для проведения занятия. Содержит информацию о вкладе в развитие эволюционных идей следующих учёных: Аристотеля, К.Линнея, Ж.-Б.Ламарка....

Презентация. Развитие биологии в додарвиновский период

Презентация «Развитие биологии в додарвиновский период» знакомит с  историей развития эволюционных идей. Учащиеся не только знакомятся с развитием науки в додарвиновский период, предпосылками поя...

тест. Развитие биологии в додарвинский период.

Тест включает задания, аналогичные заданиям  ЕГЭ по темам: "Труды К.Линнея", "Труды Ж.-Б. Ламарка" ...

тест. Развитие биологии в додарвинский период.

Тест включает задания, аналогичные заданиям  ЕГЭ по темам: "Труды К.Линнея", "Труды Ж.-Б. Ламарка" ...

Индивидуальный план профессионального развития учителя на межаттестационный период Набиуллина Дамира Хатыповича, учителя биологии

  В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус.Переход на новые образовательны...