| Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики | В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Всему этому ученик может научиться на уроке. Урок - главная часть учебного процесса, где сосредотачивается учебная деятельность учителя и учащегося. Урок это – познание, открытие, деятельность, развитие, самопознание, самореализация, мотивация, инициативность, уверенность, потребность. В результате наблюдений и мониторинговых исследований, проведенных в 2012 году, выявлено снижение интереса к познавательной деятельности до 45%, а также тревожность при выполнении различных работ индивидуального характера. Поэтому эти факты инициировали пересмотр системы контроля и оценки знаний.
|
| Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи | Целью контроля, а значит и моей работы, является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения биологии рассматриваю его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую. Задачи: - выявлять достижения школьников, знания закреплять, уточнять, систематизировать, а на основе полученных знаний корректировать процесс изучения нового материала; - формировать навыки учащихся по работе с учебным материалом, извлечению информации; - формировать практический опыт учащихся по работе с контрольно- измерительными материалами для ОГЭ и ЕГЭ. А также поставленные задачи - помогают учителю варьировать методику и технологию проведения урока в соответствии с задачами контроля, сложности изучаемого материала, психологических и возрастных особенностей учащихся; - позволяют организовать взаимоконтроль, самоконтроль и самооценку знаний учащимися.
|
| Сущность ИПО | Различают четыре вида контроля знаний: предварительный, текущий, периодический и итоговый (заключительный). Их выделяют в зависимости от местоположения и назначения в учебном процессе. Таблица 1. Виды контроля знаний учащихся по биологии. Вид контроля | Краткая характеристика | Предварительный (ориентировочный) | Диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы. Предпосылка для успешного планирования руководства учебным процессом | Текущий (исполнительный, пооперационный, следящий) | Выявление объема, глубины и качества восприятия учебного материала. Определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление степени ответственности учащихся и отношения их к работе, установление причин, мешающих работе. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей их развития. Стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании. Текущее наблюдение за деятельностью учащихся | Периодический (тематический, рубежный) | Проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени. Охват значительных по объему разделов курса в форме зачета, собеседования, конференции и др. Выявление усвоения знаний темы целиком, связи с другими разделами и предметами. Обобщение и систематизация знаний темы | Итоговый | Выявление степени усвоения знаний раздела, нескольких тем в форме зачета, экзамена, контрольной работы, общественного смотра знаний, ролевой игры. Оценка знаний, умений и навыков раздела в соответствии с требованиями учебной программы (стандартов) |
Предварительный контроль может осуществляться в ходе фронтальной беседы и в форме ответов по анкете.
Текущий контроль проводят в ходе повседневной работы на уроке, экскурсиях, с использование других форм обучения. Периодический контроль, как правило, проводится в конце изучения темы. Главная цель такой проверки - выяснить характер усвоения учебного содержания всей темы: основных понятий, законов, процессов, причинно-следственных связей и пр. Вопросы должны ориентировать учащихся на развернутые ответы, проведение сравнений, доказательств, на высказывание собственных суждений. Периодический контроль может проводиться в виде обобщающей фронтальной беседы или письменной работы с разными вопросами для всего класса, но не более двух вопросов каждому ученику. В итоге проверка охватывает большой круг учебного материала, хотя каждый ученик получает задание, рассчитанное на посильную дозу ответа. Периодический контроль часто осуществляется в виде семинара, зачета или контрольной работы, анализируя ее на последующем уроке. Итоговый контроль очень близок по своей функции с периодическим контролем, так как проводится в конце изучаемого курса. Завершающим этапом проверки усвоения знаний и умений ученика является отметка. Оценка знаний дается не только при контроле изученного содержания, но и при изложении нового материала. Преподаватель, Излагая новый материал, ставлю вопросы, прошу объяснить наблюдаемые явления, вскрыть причины или следствия. Ученики сравнивают те или иные свойства живых объектов, участвуют в объяснении некоторых фактов. Участие школьников в объяснении нового материала позволяет судить о глубине знаний учеников и о необходимости включения дополнительных заданий. Четкость в требованиях со моей стороны к устным и письменным ответам, умелое формулирование вопросов и заданий - непременное условие проверки знаний. Виды и методы проверки знаний, умений и навыков выбираю в зависимости от конкретных учебно-воспитательных задач урока, темы, раздела. Моя задача - на основе обнаруженных недочетов в достижениях учащихся принимать меры к их ликвидации. Таблица 2 Классификация форм контроля знаний учащихся по биологии. Выделенный признак | Форма контроля знаний | Количественный состав учащихся | Индивидуальная (персональная), групповая, фронтальная, классно-обобщающая проверки | Особенности организации деятельности учащихся и руководства учителем | Письменная, устная проверки, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная практическая работа | Технология проведения и характер изображения | Графическая, программированная, автоматическая проверки, тестирование | Интенсивность проверки | Зачет, уплотненный опрос, комбинированный контроль | Уровень познавательной самостоятельности учащихся | Репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа по заданию, самостоятельные практические исследования |
- написание реферата; - сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений; - участие в дискуссии по решению проблемного вопроса; - оценивание сообщения ученика; - доклад по литературным источникам; - составление модельной схемы ответа на поставленный вопрос; - решение биологических задач; - ответ по тестовым заданиям; - заполнение рабочей тетради; - ответ путем письменного заполнения дидактических карточек; - коллективное заполнение обобщающей таблицы на доске; - ответ по обучающим программам компьютера. А также использование наглядных и практических приемы контроля знаний, например: - узнавание препарата под микроскопом или лупой;
- монтировка схем сложных систем или процессов на доске из заданных фрагментов (гербария, рисунков и пр.);
- выполнение практической работы в системе мультимедийного вида обучения; - самостоятельное выполнение лабораторной работы; - узнавание микропрепарата под микроскопом или лупой. Эти и подобные им формы проверки знаний оживляют урок, делают контроль знаний нестандартным, интересным и, как следствие - активизируют учебный процесс. Самой распространенной формой контроля считается устная проверка знаний. Она дает возможность проверить каждого ученика, поэтому называется индивидуальным опросом. Устный ответ ученика может сопровождаться показом натуральных объектов, таблиц, моделей, зарисовкой схем, постановкой опытов. Важно активизировать деятельность всего класса, чтобы устная проверка не носила характера работы "с одним учеником". Школьники могут дополнять, исправлять ошибки, задавать дополнительные вопросы по теме устного ответа, оценивать знания товарища. Вопросы для устной проверки надо формулировать так, чтобы они были понятны и посильны для ученика, побуждали его к развернутому рассказу, а не к односложному ответу. Фронтальная устная проверка (или беглый опрос) отличается от индивидуальной своей лаконичностью, она сводится к ответам на ряд последовательных вопросов. Как правило, такая форма активизирует детей. Уплотненный опрос по существу отличается от традиционной устной проверки высокой оперативностью и интенсивностью. Вопросы, заданные ученикам, должны быть понятны настолько, чтобы не пришлось дополнительно их объяснять. Одни учащиеся поочередно отвечают у доски, используя таблицы, модели, рисунок на доске, другие отвечают с места, дополняют, исправляют ошибки, третьи выполняют письменную работу. Письменная работа часто используется для проверки знаний по биологии. Ее результаты объективно свидетельствуют об уровне усвоения материала, о правильности и полноте сформированных знаний, а также о характере познавательной деятельности и эффективности обучения. С помощью письменной работы в течение 10-15 мин можно проверить знания большого количества учащихся. Однако при подготовке письменной работы следует помнить о точности вопросов и заданий, не требующих развернутых описаний и характеристик. Письменная проверка оказывает положительное влияние на развитие абстрактного, отвлеченного мышления в письменной речи учащихся. Эта проверочная работа не требует специального оборудования, и ее можно проводить в любой части урока.
Тестирование (от англ., test - проба, испытание) считается объективным инструментом для выявления уровня знаний. Педагогический тест характеризуется как система фасетных заданий в письменной форме, с постепенно возрастающей степенью сложности. В настоящее время тестирование активно внедряется в контроль учебно-познавательной деятельности школьников. Основная позиция тестирования определяется его четкой определенностью, однозначностью, надежностью, комплексностью с другими формами. Задания в тестовой форме состоят из инструкции, самого задания и вариантов ответов. Особую значимость в контроле знаний учащихся имеет процесс оценивания знаний как результат обучаемости (индивидуальной способности ученика к усвоению знаний) и обученности (степени воздействия учителя на усвоение знаний ученика). На основании результатов выполнения теста определяется успеваемость, которую считают обобщенным показателем знаний. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат - отметка.
|