Типы творческих задач
учебно-методический материал по биологии на тему

Завьялова Татьяна Николаевна

  Под творческой задачей  понимается проблема      

 - с нечётко заданными условиями (например, для ряда задач невозможно точно указать, к какому разделу теории она относится.);

- содержащую некое противоречие;

-допускающую не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных.  

Решение творческих задач в биологии требует применение различных знаний  этой области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_tvorcheski_zadach.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

                            Творческие задачи

  Под творческой задачей  понимается проблема      

 - с нечётко заданными условиями (например, для ряда задач невозможно точно указать, к какому разделу теории она относится.);

- содержащую некое противоречие;

-допускающую не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных.  

Решение творческих задач в биологии требует применение различных знаний  этой области.

Применение творческих задач на уроках помогают учителю:

1)использовать полученные учащимися знание для решение различных практических, исследовательских и ученых задач- т.е закреплять знания учащихся;

2)Демонстрировать учащимся красоту научной мысли, достижение в области естественных и технических наук: творческие задачи их контрольные ответы представляют собой красивые, изящные и яркие примеры работы творческой мысли;

3)Развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей(большинство творческих задач предполагает не один, а гамму ответов, что позволяет выдвигать не одну, а несколько гипотез, объяснений причин явлений);

4)Способствовать приобретению учащимися навыков получения, обработки и представление научных знаний как в устной, так и в письменной форме;

5)Способствовать развитию познавательного интереса учащихся через радость творчества и те положительные эмоции, которые она будут испытывать при решении творческих задач;

6)Способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе;

7)Просто привлекать внимание учеников к теме урока.    

                            Пять типов творческих задач:

                  1.узнавание учащимися модели в условии (модель - некое общее понятие для ограниченной части учебного материала)

Типовые формулировки задач:

-Назовите используемую в подборке примеров модель.

Задача 1. «Ворюги». Не стесняясь, волки стаей нападают на медведя с целью отнять его добычу – и успешно. В горах копытные съедают копенки сена, с большим трудом припасённые на зиму пищухами-сеноставками. В пустыне жук-скарабей, увидев другого жука, катящего навозный шарик, стремится завладеть драгоценным грузом. Вороны тоже не церемонятся со своими сородичами послабее – отдай, и всё! Отдельные виды муравьёв питаются личинками и яйцами, которые крадут  своих более крупных «собратьев».

Дайте общее название приведенным примерам поведения животных.

Ответ. Это клептопаразитизм – воровство среди животных.

В данном случае это понятие и будет моделью.

- Выберите правильное, в соответствии с моделью, утверждение из заданного ряда.

- Продолжите фразу в соответствии с моделью.

                         2. Прямое применение учащимся модели

Типовые формулировки задач:

- Примените модель и получит заданный результат.

Задача 2. «Сядь на пенёк!» Задача может быть предложена в раках темы «Корневое давление» для закрепления материала.

Известно, что бумагу делают из древесины. Чтобы получить тонну бумажной массы, рубят лес на делянке площадью почти с футбольное поле. Потом остается множество пней, мусора и т. п. Всё это необходимо убрать, участок заново удобрить – и только потом можно сажать новый лес. Это неэффективно.

Как вырастить новые деревья быстрее и с меньшими затратами? Используйте ресурсы.

Подсказка 1. Деревья высасывают воду из почвы.

Подсказка 2. Одни из ресурсов – пни.

Возможный ответ. По условиям задачи, уже даны пни. Они уже тянут воду – даже после того, как дерево срубили (за счёт корневого давления: нижний концевой двигатель).

В Козульском межлесхозе, например, выращивают ёлки, высаживая их семена или саженцы на свежие пни. Таким образом можно не только получить ощутимый экономический эффект при производстве бумаги, но и, к примеру, обеспечить потребность в новогодних ёлках, не затрагивая основного лесного фонда.

- Найдите ошибку в применении модели.

Задача 3. «Листы и корни». В басне «Листы  и корни»  И. А. Крылова корни, споря с листьями говорят:

- Мы те,

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаёте?

Мы корни дерева, на кое вы цветёте.

Красуйтесь в добрый час!

- Приведите свои примеры использования модели. Дополните ряд примеров.

Задача 4. Приведите примеры крупных ароморфозов.

Возможный ответ. Появление классов птиц и млекопитающих; возникновение многоклеточных.

Задача 5. Продолжите начатый ряд примеров и дайте общее названию такому поведению, объясните, чем оно вызвано.

1. Ежата появляются на свет ранней весной, когда в лесу еще очень холодно. У их нет меха – только колючки. Малышам холодно и в норе, особенно когда мамаша уходит за кормом. Уходя, ежиха заворачивает детишек в сухие листья – для сохранения тепла.

2. Сорные курицы обитают на юге Австралии. Самка, отложив яйцо недалеко от петуха, сразу уходит, оставляя заботу о потомстве на самца. Ему необходимо стать наседкой. Яйца сорных кур примерно в треть длины курицы. Петуху трудно самому усидеть на яйцах,  поэтому он закапывает яйца в кучу прелых листьев. Последние постепенно перегнивают, преют, при этом температура кучи повышается. Петух следит за равномерностью нагрева – на нёбе и языке у него находятся температурные рецепторы. Подобные гнёзда бывают размером до пяти метров и весом до трёх тонн.

3. Когда к гнезду ласточки подбирается змея, чтобы полакомиться яичками, ласточка устремляется на ближайший пустырь, отыскивает в траве богомола,  хватает его клювом и тащит к гнезду, оказавшемуся в опасности. Змеи ужасно боятся богомолов и, столкнувшись с ними нос к носу, спешат убраться восвояси. Затем ласточка относит богомола на то место, откуда его подхватила…

Возможный ответ. Это - разные формы заботы о потомстве.

                      3. ПРИМЕНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НЕСКОЛЬКИХ

                           ОСВОЕННЫХ МОДЕЛЕЙ  (НА ВЫБОР) БЕЗ УКАЗАНИЙ,

                           КОГДА, ГДЕ И КАК ИМЕННО ИХ ПРИМЕНЯТЬ.

Типовые формулировки задач:

- Примените некоторые из освоенных моделей и получите заданный результат.

Задача 6.  «Если хочешь стать отцом». Может ли быть подвергнута  отбору стерильность организма как признак?

Ответ.  Да, может. Примером тому служат колонии рабочих насекомых, в которых рабочие особи стерильны. Здесь стерильность передаётся через посредника – материнскую особь.

- Примените некоторые из освоенных моделей и получите гамму возможных ответов (это обычно исследовательские задачи).

- Сформулируйте задачу под известное решение.

Задача 7. «Весёлые картинки». Прочитайте нижеследующее решение и придумайте для него задачу.

Один калифорнийский художник «нарисовал» на перекрёстке неподалёку от Сан-Франциско портрет Моны Лизы размером 61 на 43 метра, причём работа заняла всего три дня. С женой и знакомым они расчертили участок на лугу, а затем, руководствуясь репродукцией с картины Леонард да Винчи, разбросали на участке 350 кг синтетических удобрений. Весной, когда трава на лугу проросла, удобрённые участки стали темнее.

                   4. ЗАДАЧИ НА ПРИМЕНЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГо  ЭФФЕКТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ

Типовая формулировка задач:

- Где, когда и зачем можно применит данный биологический эффект (явление)

                      5. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ

Типовые формулировки задач:

- На основании данных сделать обобщающий вывод.

- Сравнить, какая модель эффективнее, оптимальна, при каких условиях.

Задача 8. «Неприступный… забор». Существует проблема: как предотвратить выход диких зверей на автострады, чтобы они не сталкивались  с автомобилями и не забредали в города. Различные ловушки и ограждения малоэффективны, да и экономически невыгоды. Как быть?

Ответ: звери  с а м и  не выходят на трассы.

Подсказка. Рассмотрите Ресурсы. Чего «по определению» боятся звери? Что может их остановить?

При решении задачи целесообразно найти гамму решений и произвести оценку эффективности. Например, эффективно ли построить забор вдоль всего шоссе. Важно помнить, что, оценивая  р е ш е н и е, мы не должны оценивать  у ч е н и к а, чтобы не обидеть его на глазах у всех. Решение должно быть «именным» лишь в том случае, если оно хорошее. Если плохое – пусть оно будет безымянным…

Возможный ответ 1. В Западной Германии начали размещать вдоль обочин и вокруг городских окраин предметы из пористой резины, пропитанные веществом, имитирующим запах человека. Эти химические «пугала», выполненные в виде, например, листьев, подвешиваются на ветки. Для человеческого обоняния они слегка пахнут лимонно, но животные различают в них запахи кислоты, аммиака и других компонентов человеческого пота. Птицы не боятся этого запаха, но кабаны лоси, зайцы, косули и другие животные перестают выходить на улицы и дороги и избегают столкновения с машинами.

- Предложить серию экспериментов для проверки факта, гипотезы.

Задача 9. «Когда нет компаса». Есть гипотеза, что животные чувствительны к магнитному полю Земли, т. е. способны, например,  в нём ориентироваться. Магнитная чувствительность птиц выдвигается как один из тех механизмов ориентирования, благодаря которым перелётные птицы покрывают гигантские расстояния и практически не сбиваются с курса. Предложите серию экспериментов для проверки гипотезы.

Возможный ответ. Эксперимент «магнитная чувствительность насекомых». В термитнике насекомые располагаются поперёк силовых линий. Если термитник экранировать от внешнего поля, насекомые рассеются. При восстановлении поля они вновь «восстановят порядок». Следовательно, термиты чувствительны к магнитному полю Земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задачи по черчению

В данном материале подобраны творческие задачи по черчению с элементами проектной деятельности. Так же  представлен обобщающий урок по начертательной геометрии  по теме "Прямая. Плоскость"....

Основные типы расчетных задач по химии

Способы решения основных типов расчетных задач по химии...

Мастер-класс "МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТИПОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ"

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим  перед ними проблемы, которые надо решить.»  - считал  Роджер Левин.Материал презентации поможет рассмотреть этапы...

Проектная работа "Основные типы олимпиадных задач"

Проектная работа выполнена ученицей 5 класса. В работе рассмотрены основные типы олимпиадных задач для 5-6 класса. Цель работы повысить интерес учащихся к урокам математики....

Три типа решения задач на проценты

Виды решения задач с помощью процентов....

Формирование читательской грамотности на уроках физики. Типы текстовых задач

Анализ результатов  показывает, что выпускники основной школы хорошо читают и умеют вычленять из текста необходимую информацию, что подтверждают высокие результаты выполнения заданий, содержащих ...