Внеурочное занятие "Невидимые нити"
план-конспект по биологии по теме
ПРедназначен дляучащихся 5 класса в качестве внеурочного занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nevidimye_niti.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие. 5 класс. НЕВИДИМЫЕ НИТИ
Разработала Баукина Л.В.,учитель биологии
Цели урока:
- научить составлять цепи питания, экологические пирамиды;
- показать взаимосвязь всего живого на земле;
- развитие умений анализировать и обобщать полученные знания;
- воспитать в учащихся ответственность перед природой.
Оборудование: Таблица «Цепи питания», картинки с изображениями животных и растений, разноцветные ленточки, карточки с заданиями, трафареты. На доске – задания для закрепления.
Методы обучения: Словесный (беседа), наглядный (демонстрация
изобразительных пособий), частично-поисковый.
Ход урока.
- Организационный момент.
Прозвенел уже звонок - начинается урок.
- Актуализация знаний. Повторение и контроль знаний. 3 мин.
А) 2 учащихся на доске записывают группы беспозвоночных и
позвоночных животных (письм. индивид. контроль)
Устный фронтальный опрос:
- Перечислите группы животных, с которыми познакомились на
уроке. Назовите по 1-2 представителя.
Б) На какие группы по типу питания делятся все животные (растительноядные, хищные, всеядные)
III. Мотивация. 2 мин.
Учитель: Мы с вами познакомились с разнообразием растений, животных. Ответьте, а взаимосвязаны ли растения и животные, а также животные между собой? Как они взаимосвязаны?
(ответы учащихся - животные питаются растениям, растения создают питательные вещества для них, животные поедают друг друга)
Учитель: Сегодня мы с вами разберем ту невидимую связь между всеми живыми организмами, которая объединяет живую природу в одно целое. Эти связи образуют пищевую цепочку, где один готовит пищу для другого, а другой поедает третьего. Они так и называются цепи питания или пищевые цепи. Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания, узнаем что такое пищевые сети, что такое равновесие природы, как и почему оно нарушается. Откройте тетради, запишите число и тему урока «Невидимые нити». (Учащиеся делают записи в тетради)
- Изучение нового материала – 12 мин
Учитель: У вас на столах лежат карточки с изображениями различных животных и растений. Это не случайный набор живых организмов. Как же нам объединить их друг с другом? (ответы учащихся – составить схему кто кем питается)
Учитель: Верно, попробуем составить цепь питания. Сейчас вы все превратитесь в растения и животных. Раз, два, три (на счет 3 – учащиеся вешают на шею карточки). Итак, у нас получилось 3 цепи питания.
Учитель: Внимательно посмотрите друг на друга и ответьте: с чего начинаются цепи питания? (ответы учащихся – с растений: капуста, клевер, пшеница)
Учитель: Правильно, цепи питания начинаются с растений - это первое звено. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать производить питательные вещества (сахар крахмал и др.) из углекислого газа и воды. Это происходит в процессе фотосинтеза. Кто вспомнит, что еще происходит в процессе фотосинтеза? (Ответ учащихся: Выделение кислорода).
Учитель: Что будет первым звеном на моей схеме? Демонстр. схемы
( Ответы учащихся - ель, дуб)
Учитель: Изобретите, пожалуйста, общее название для всех растений. Имейте в виду, что они производят питательные вещества и кислород.
(Из многочисленных предположений учащихся выбираем название - ПРОИЗВОДИТЕЛИ)
На схеме открывается окошечко с надписью – ПРОИЗВОДИТЕЛИ.
Учитель: Ель производит кислород, хвою, шишки. Дуб производит кис-лород, желуди, листья.
Учитель: Еще раз скажите, как называются животные, которым нужна растительная пища? (ответы учащихся – растительноядными). Значит, второе звено цепи – это растительноядные животные. Поднимите руки те, кто относит себя ко второму звену пищевой цепочки (поднимают руки учащиеся, у которых висят карточки с изображением гусеницы, личинок, мыши)
Учитель: А какие растительноядные животные изображены у меня на схеме? (Демонстрация схемы) (Ответы учащихся – белка, мыши, сойка)
Учитель: Но кроме растительноядных животных есть еще и насеко-моядные и хищные животные. Поднимите руки, у кого карточка с изображением этих животных (поднимают руки учащиеся, у которых висят карточки с изображением скворца, сапсана, рыси, жабы, ужа, лисы, совы, коршуна, волка)
Учитель: Правильно. А у меня на схеме это лиса и волк. Так как все эти организмы потребляют или растения или других животных, то мы их назовем … ( ответ учащихся – потребители)
На схеме открывается окошечко с надписью ПОТРЕБИТЕЛИ.
Учитель: Нашу цепочку можно продлить. Когда животные или растения умирают, кто разлагает, разрушает их останки? Посмотрите на схему- это бактерии, грибы, черви, личинки насекомых. Демонстрация схемы. Пофантазируйте, как выглядела бы земля, не будь на ней этих животных.
(ответы учащихся – она была бы завалена мертвыми животными и растениями)
Учитель: Добавим в нашу цепочку 3 звено (Учащиеся одевают на шею карточки с изображением жука-навозника, бактерий, дождевого червя). И как бы вы назвали этих животных? (ответы учащихся – разрушители).
Учитель открывает последнее окошко на схеме – РАЗРУШИТЕЛИ.
Учитель: Запишите у себя в тетради в столбик полученную схему. Поставьте стрелки между звеньями (учащиеся делают запись в тетради) – 2 мин.
Учитель: Проверьте направление стрелок между звеньями: от производителей к потребителям и дальше – к разрушителям. Направление стрелок в пищевой цепочке указывает на перемещение живого вещества, созданного растениями от звена к звену. В схему вставляются стрелки.
Учитель: Вот как в природе все взаимосвязано. Сейчас вполне уместно спеть песенку защитников природы и немного отдохнуть.
- Физкультминутка 1 мин
Песенка защитников природы
И пускай у этой речки,
И пускай в зеленой роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай
И запомни-помни-помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!
Припев
А-а, здравствуйте,
горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте реки вот такой ширины
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай!
А- а, и зеленый попугай !
- Первичное закрепление материала – 2 мин
Учитель: Теперь давайте продолжим запись в тетради и рядом с названием звеньев цепи питания впишем примеры живых организмов. Работу выполняем по рядам. Одновременно вставьте пропущенный организм.
(Учащиеся выполняют задание. После того, как они выполнят задание в тетради, представитель от каждого ряда вписывает пропущенное слово на доске)
Поле – 1 ряд
Злаки
Тундра – 2 ряд
Брусника
Хвойный лес –3 ряд
- Продолжение изучения новой темы – 14 мин.
Учитель: Посмотрите внимательно на схему. На ней вы видите кукушку, у которой в клюве – червь, который является разрушителем. Она замкнула нашу цепочку. Видите, разрушителями цепь питания не обрывается.
Нужны все подряд:
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Нужны все подряд: бананы, мартышки…
Учитель: Давайте докажем прочную взаимосвязь всего живого на земле. Возьмитесь за руки. Соблюдайте правило «кто кем питается» (См. Приложение 1). Учащиеся берутся за руки.
Учитель: Но ведь капустой питается не только гусеница, но ее очень любит заяц. А зайца может съесть рысь. Вот вам и еще одна цепочка
(1 учащийся одевает карточку с изображением зайца берет в руки 2 ленточки, соединяющиеся с капустой и рысью).
Учитель: Скажите мне, как будет выглядеть пищевая цепь, если мы добавим МУХУ и КРОТА. (Учащиеся составляют цепь, используя разноцветные ленточки – см. Приложение 1).
Учитель: У нас с вами получилась целая невидимая сеть, состоящая из невидимых нитей. Теперь мы с вами доказали, что все в природе взаимосвязано, находиться в равновесии. Природа создала этот мир очень мудро. А теперь уберем одно из звеньев ( один из учащихся отпускает ленточку ) Что произошло? (Ответы учащихся: невидимые нити и невидимая сеть разрушились).
Учитель: Что это еще раз доказывает? (Все в природе взаимосвязано).
Учитель: А как, по вашему, кто может нарушить это равновесие? ( Человек)
Учитель: Послушайте, что случилось в Китае после того, как люди уничтожили всех воробьев.
Люди радостно кричали : «Воробьев поубивали!»
Но весной пришлось им плохо, стали все стонать и охать,
Отовсюду слышны стоны, сохнут яблонек бутоны,
Долгоносики везде: на цветке и на листе, будет в огороде пусто,
«Что мы, что мы натворили? Воробьев всех истребили!»
(один воробей за день может уничтожить до 400 долгоносиков).
Учитель: А к какой группе мы его отнесем? (Ответ учащихся – потребитель).
Учитель: Люди совсем недавно безжалостно уничтожали хищников. Они считали, что так будет большей зайцев, кабанов, оленей, тетеревов. Но потом люди заметили, что там, где хищников не осталось, растительноядных животных сначала становится больше, а потом все меньше и меньше. Почему? ( ответы учащихся - хищники ловят в первую очередь больных и ослабленных животных. Здоровых и сильных им трудно догнать, одолеть)
Учитель: Животные и растения связаны между собой в цепи питания. Если человек истребляет каких-нибудь животных, это может нарушить цепь питания и принести большой вред природе и самому человеку.
- Закрепление –1.5 мин.
Учитель: Давайте рассмотрим несколько примеров такого необдуманного поведения человека, которые предложены у вас на карточках. Подумайте, какую цепь невидимых связей разрушил при этом человек. Работайте по карточкам в паре, составьте по ним цепь питания (трое учащихся работают на доске) – см. Приложение №2.
Учитель: чтобы проверить себя и ответы товарищей на доске, воспользуйтесь трафаретами.
- Систематизация и обобщение знаний – 2 мин.
Учитель: Итак, что же за невидимые нити мы с вами сегодня рассмотрели? (Ответы учащихся – это цепи питания в природе).
Учитель: Чему вы сегодня еще научились?
( ответы учащихся - научились составлять пищевые цепочки, узнали что такое сети питания, что такое равновесие природы, что случается, когда человек вмешивается в природные процессы)
X. Задание на самоподготовку – 0.5 мин
Чтобы закрепить полученные знания дома, ответьте устно на вопросы 1-4 в учебнике на с. 104 и сделайте письменный ответ на вопросы 1-2 ( с. 104).
Приложение 1
- Капуста
- Гусеница
- Скворец
- Сапсан
- Рысь
- Жук-навозник
Приложение 2.
Карточка 1. В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре ее покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы.
(дубы – шелкопряд - птицы)
Карточка 2.
В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.
( Молодые деревца – козы - волки)
Карточка 3.
Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже.
За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.
(деревца – мыши – ежи, барсуки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НИТИ-методика
НИТИ-методика интегрированного урока в форме устного журнала "Необыкновенная симметрия" (8 класс)...
Подготовка швейной машины к работе. Порядок заправки верхней и нижней нитей.
Разработка урока для 5 класса "Подготовка швейной машины к работе. Порядок заправки верхней и нижней нитей"....
"Чудо-нить"
Каждый из наслюбит и по- своему умеет рисовать....
Интегрированный урок "Веков разорванная нить"
Урок иллюстрирует уникальные приёмы интеграции, которые возможно использовать на любом уроке. Методика ведения урока позволяет организовать не только диалоговое обучение, но и способствует...
Из опыта работы школьного музея "Живая нить истории"
из опыта работы школьного музея...
"Изонить - изображение нитью"
Занятия изонитью способствует развитию у детей: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логическо...
Программа по внеурочной деятельности "Волшебные нити"
При вывязывании изделий, а иногда и при рестоврации старых изделий, часто остаются небольшие клубки пряжи. Из этих остатков могут получиться красивые игрушки, панно, сувениры. Многие педагоги использу...