Рабочая программа учебного курса по биологии для ученика 7 класса
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Составлена на основе: Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса (Биология: 5-9 классы: программа. – М.: Вентана-Граф, 2015, авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова) в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ п.Пионерский и обеспечена учебником для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Биология 7»З.А. Клепинина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bio_pop.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Пионерский»
Приложение к образовательной программе, введенной
в действие приказом № 568 от 31.08.2016 г.
Рассмотрено на заседании кафедры
естественно-математического образования
Протокол № 4 от 28.08.2016 г.
Руководитель кафедры _________Л.Н. Ан
Согласовано:
Зам. директора по УВР _________Л.И.Коротеева
29.08.2016 г.
Рабочая программа учебного курса по биологии
для ученика 7 «Б» класса Иванова Ивана
(индивидуальное обучение 8 вид)
Составлена на основе: Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса (Биология: 5-9 классы: программа. – М.: Вентана-Граф, 2015, авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова) в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ п.Пионерский и обеспечена учебником для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Биология 7»З.А. Клепинина.
Составитель: учитель биологии и географии
Нечаева Елена Вячеславона
2016 год
2. Пояснительная записка
2.1. Рабочая программа по биологии составлена на основе: Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса (Биология: 5-9 классы: программа. – М.: Вентана-Граф, 2015, авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова) в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ п.Пионерский и обеспечена учебником для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Биология 7» З.А Клепинина.
2.2. Основной цельюпрограммы по биологии в 7 классе является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой природе, формирование представлений о мире, который окружает человека.
Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
- сообщение обучающимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни растений);
- экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе;
- первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
3. Общая характеристика учебного предмета
Изучение биологии в школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе, научить бережно и ответственно относиться к природной среде, развивать физическую культуру, они учатся грамотному поддержанию своего здоровья и формированию у них здорового образа жизни. А также преподавание биологии в школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости.
Ценностные ориентиры содержания предмета биологии
Рабочая программа по биологии составлена на учащегося 7 класса. Ученику организовано обучение на дому по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью.
Ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности биологических методов исследования объектов живой природы. В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорийнравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
6. Содержание курса
Растения вокруг нас (1 часа)
Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями.
Общее знакомство с цветковыми растениями (14 часа)
Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.
Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания.
Многообразие растительного мира (16 часа)
Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Особенности строения покрытосеменных, или цветковых. Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные покрытосеменные растения. Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Двудольные покрытосеменные растения. Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак. Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы. Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование. Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Перевалка и пересадка комнатных растений.
Бактерии (2 часа)
Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы (2 часа)
Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Растения вокруг нас | 1 |
2 | Общее знакомство с цветковыми растениями | 14 |
3 | Многообразие растительного мира | 16 |
4 | Бактерии | 2 |
5 | Грибы | 2 |
ИТОГО | 35 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Учащиеся должны уметь:
- отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
- приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
- различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
- различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
- различать грибы и растения.
Учащиеся должны знать:
- названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
- строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
- некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
- разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- элементарного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- адаптации к условиям проживания на своей территории;
- сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней.
10. Календарно-тематическое планирование
№ урока | № урока по теме | Тема урока | Умения и навыки | Дата проведения | ||
план | факт | |||||
РАСТЕНИЯ ВОКРУГ НАС (1 часа) | ||||||
1 | 1 | Разнообразие растений Значение растений Охрана растений | Знать дикорастущие и культурные растения, бесцветковые и цветковые, их значение в природе. Уметь привести примеры из жизни. Знать о значении растений для человека. Уметь рассказывать по плану. Знать, почему и как надо охранять растения. Уметь узнавать и называть охраняемые растения. | |||
ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ (14 часа) | ||||||
2 | 1 | Строение растения Строение цветка | Знать строение цветкового растения, названия органов. Уметь рассказывать по таблице о строении цветкового растения. Знать строение цветка. Уметь находить и показывать части цветка на муляже и живом растении. | |||
3 | 2 | Виды соцветий Опыление цветков | Знать виды соцветий. Уметь находить и определять на растениях Знать, как происходит перекрестное и самоопыление. Уметь объяснить на таблице связь между строением цветка и способом опыления. | |||
4 | 3 | Разнообразие плодов Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян | Знать, из чего образуется плод, сухие плоды и сочные, названия плодов. Знать способы распространения семян. Уметь объяснить, какое значение имеет распространение семян в природе. | |||
5 | 4 | Внешний вид и строение семени фасоли Строение семени пшеницы | Знать двудольные растения, строение семени. Уметь рассказать о строении семени по таблице. Знать строение семени однодольных растений. Уметь рассказать о строении семени по таблице. | |||
6 | 5 | Условия прорастания семян Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву | Знать условия, необходимые для прорастания семян. Уметь применять знания в жизни. Знать влияние величины семени и свойств почвы на глубину их заделки. Уметь применять на практике. | |||
7 | 6 | Виды корней | Знать различные виды корней, корневые системы, значение корня в жизни растений. Уметь рассказывать о значении корня, о разнообразии корней и корневых систем по таблице. | |||
8 | 7 | Корневые системы Значение корня Видоизменения корней | Знать стержневую и мочковатую корневые системы. Уметь отличать их друг от друга. Знать строение корня, значение корневых волосков. Уметь рассказывать о строении корня. Знать, какую роль в жизни растений и человека играют корнеклубни и корнеплоды. Уметь различать и правильно определять. | |||
9 | 8 | Внешнее строение листа. Из каких веществ состоит растение Образование органических веществ в растении | Знать строение листа, жилкование, простые листья и сложные. Уметь определять на гербарных листах листорасположение и жилкование. | |||
Знать, как образуются органические вещества в листьях, их значение для растения. | ||||||
10-11 | 9-10 | Испарение воды листьями Дыхание растений Листопад и его значение | Знать, как влияют условия жизни растения на испарение воды. Уметь объяснить движение воды в растении. Знать, как происходит дыхание и газообмен. Уметь рассказывать о дыхании растений. Знать, что листопад - защитное приспособление растений к неблагоприятным условиям жизни. Уметь рассказывать о значении листопада. | |||
12 | 11 | Строение стебля | Знать строение стебля. Уметь отличить стебли травянистых растений от стеблей деревьев и кустарников. | |||
13 | 12 | Значение стебля в жизни растения | Знать, каково значение стебля для растения. Уметь рассказывать о передвижении по стеблю воды с растворенными в ней веществами. | |||
14 | 13 | Разнообразие стеблей | Знать виды стеблей. Уметь различать на таблице и в природе. | |||
15 | 14 | Растение – целостный организм | Знать, что все органы в растении взаимосвязаны. Уметь объяснять взаимосвязь органов растения. | |||
МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (16 часа) | ||||||
16 | 1 | Деление растений на группы | Знать признаки деления растений на группы | |||
Мхи | Знать, что мхи – многолетние травянистые растения, места их произрастания. Уметь рассказывать о местах произрастания, размножении мхов, об образовании торфа. | |||||
Папоротники | Знать места произрастания папоротников и их размножение. Уметь рассказывать об образовании каменного угля. | |||||
17 | 2 | Голосеменные. Хвойные растения Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на классы | Знать признаки основных голосеменных растений, использование древесины в народном хозяйстве. Уметь рассказывать об использовании древесины в народном хозяйстве. Знать характерные различия однодольных и двудольных растений. Уметь рассказывать об особенностях растений по плану | |||
18 | 3 | Злаковые. Общие признаки злаковых Хлебные злаковые культуры | Знать общие признаки злаковых. Уметь рассказывать об общих признаках, с опорой на таблицу. Знать хлебные злаковые культуры. Уметь объяснить, почему они относятся к однодольным растениям, различать злаковые культуры. | |||
19 | 4 | Выращивание зерновых Использование злаков в народном хозяйстве | Знать названия и условия выращивания местных зерновых культур. Знать использование злаковых в народном хозяйстве. Уметь рассказывать, как выращивают и используют злаки с опорой на иллюстрации. | |||
20 | 5 | Лилейные. Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные | Знать признаки лилейных, значение цветочно-декоративных лилейных. Уметь узнавать эти растения среди других. | |||
Овощные лилейные | Знать строение луковицы лука и чеснока. Уметь находить признаки сходства и различия, рассказывать, почему люди выращивают эти растения | |||||
21 | 6 | Дикорастущие лилейные. Ландыш Общие признаки пасленовых. Дикорастущие пасленовые. | Знать биологические особенности дикорастущих лилейных. Уметь рассказывать о ландыше, как представителе дикорастущих лилейных. Знать общие признаки пасленовых. Уметь сравнивать пасленовые с другими растениями, используя таблицу учебника. | |||
22 | 7 | Овощные и технические пасленовые. Картофель Выращивание картофеля | Знать, что картофель одно из важнейших пищевых пасленовых растений, строение клубня. Уметь рассказывать о выращивании картофеля Знать особенности выращивания картофеля | |||
23 | 8 | Овощные пасленовые. Томат Овощные пасленовые. Баклажан и перец | Знать, как биологические особенности томата влияют на условия их выращивания. Уметь рассказывать о выращивании томата Знать, как биологические особенности баклажана и перца влияют на условия их выращивания. Уметь рассказывать о выращивании баклажана и перца. | |||
24 | 9 | Цветочно-декоративные пасленовые | Знать, какие биологические особенности петуньи и душистого табака учитываются при выращивании. Уметь выращивать на своем участке. | |||
Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения | Знать общие признаки бобовых. Уметь сравнивать бобовые с другими растениями, используя таблицу учебника. | |||||
25 | 10 | Фасоль и соя – южные бобовые культуры Кормовые бобовые растения | Знать, что фасоль, соя – это ценные пищевые растения. Уметь рассказывать об использовании бобовых человеком. Знать, почему клевер и люпин относят к бобовым, в чем их ценность для хозяйства человека. Уметь рассказывать о значении кормовых бобовых растений. | |||
26 | 11 | Общие признаки розоцветных. Шиповник Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня | Знать биологические особенности строения розоцветных. Уметь рассказывать об их применении Знать название растения, его пищевую ценность, уметь давать характеристику | |||
27 | 12 | Плодово-ягодные розоцветные. Груша | Знать название растения, его пищевую ценность, уметь давать характеристику | |||
Плодово-ягодные розоцветные. Вишня | Знать биологические особенности вишни, о размножении вишни. Уметь рассказывать о значении розоцветных | |||||
28 | 13 | Плодово-ягодные розоцветные. Малина Плодово-ягодные розоцветные. Земляника Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры | Знать биологические особенности малины, о размножении малины. Уметь рассказывать о значении розоцветных Знать биологические особенности земляники. Уметь рассказывать об уходе за растением. Знать биологические особенности персика и абрикоса. Уметь рассказывать об особенностях выращивания. | |||
29 | 14 | Общие признаки сложноцветных. Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник Календула и бархатцы – однолетние цветочно-декоративные сложноцветные | Знать общие признаки сложноцветных, биологические особенности подсолнечника. Уметь определять растения относящиеся к сложноцветным, рассказывать о выращивании подсолнечника. Знать биологические особенности строения сложноцветных. Уметь рассказывать об их выращивании. | |||
30 | 31 | Маргаритка и георгин – многолетниецветочно-декоративные сложноцветные Перевалка комнатных растений | Знать биологические особенности строения сложноцветных. Уметь рассказывать об их выращивании Знать правила перевалки комнатных растений, уметь переваливать растения | |||
31 | 16 | Пересадка комнатных растений Растение – живой организм | Знать правила пересадки комнатных растений, отличие пересадки от перевалки, уметь пересаживать растения Знать строение растений, названия некоторых растений из всех изученных групп, уметь различать их | |||
БАКТЕРИИ (2 часа) | ||||||
32 | 1 | Бактерии. Общее понятие | Знать, что такое бактерии, споры; болезни, вызываемые бактериями. Уметь рассказывать о размножении бактерий. | |||
33 | 2 | Значение бактерий в природе и жизни человека | Знать, какова роль бактерий в природе и для человека, способы борьбы с болезнетворными бактериями. Уметь обезопасить себя от заражения болезнетворными бактериями. | |||
ГРИБЫ (2 часа) | ||||||
34 | 1 | Строение грибов | Знать строение шляпочного гриба. Уметь рассказывать о размножении грибов. | |||
35 | 2 | Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы | Знать съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов. Уметь распознавать грибы, правильно собирать их. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Общая биология" для 10 класса.
Предназначена для учителей работающих по учебнику В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология. Базовый уровень.Содержит пояснительную записку, тематическое и календарно- тематическо...
Рабочая программа учебного курса " Общая биология" для 11 кл
Программа учебного курса предназначена для преподавателей работающих по учебнику И.Б.Агафонова. В.И.Сивоглазов, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразователь...
Рабочая программа учебного курса по биологии для 8 класса.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 ...
Рабочая программа учебного курса по биологии за 5 класс на 2015-2016 год
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее историии методах исследования, царствах живых организмов, средах о...
Рабочая программа учебного курса по биологии Основы здоровья
Предназначена для учащихся 8 класса....
Рабочая программа учебного курса по биологии Основы здоровья
Предназначена для учащихся 8 класса....
Рабочая программа учебного курса по географии для ученика 7 класса
Рабочая программа «География» для 7 класса составлена на основе программы «География» Т.М. Лифановой из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 к...