Урок "Генеалогический метод изучения человека"
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему
Данный урок в апреле 2014 года был проведен в виде открытого занятия в 10 классе.
Цель: Провести исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина, составить проект по родословной своей семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
genealogiya.odt | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока-исследования по биологии
«Изучение родословных с помощью генеалогического метода»
Мартюшева О.М., учитель биологии
МБОУ «СОШ» с.Пожег
Данный урок в апреле 2014 года был проведен в виде открытого занятия в 10 классе.
Цель: Провести исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина, составить проект по родословной своей семьи.
Задачи:
1.Коммуникативные:научить выступать перед классом, умение задавать вопросы, умение рассказать перед классом о проведенной исследовательской работе, сотрудничество в сборе информации
2.Регулятивные: действие целеполагания, умение преобразовать практическую задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели.
3.Познавательные:умение определить понятие «генеалогический метод», структурирование знаний из личного опыта, построение логических связей при изучении генеалогического древа рода А.С.Пушкина.
4.Личностные:развивать навыки сотрудничества, освоение толерантного отношения, развитие самостоятельности, формирование осознанной мотивации к выполнению задания, формирование интеллектуальных умений(доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы )
ХОД УРОКА
Этапы проектной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. |
I.Организационный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места школьников к уроку. | Приветствие учителей, провер- ка наличия материала для работы на уроке. |
II. Индукция. (мотивация и целеполагание) | Учитель направляет на формирование темы урока, раскрывает план урока | Определяют тему урока. Отвечают на вопрос, формули- руют цели урока. |
III. Изучение нового материала. | Разъяснение учащимся о порядке выступления. | |
1.Афиширование. | Рассказывают о результатах ра- боты группы , защита своих исследований. | |
2.Рефлексия. | Продолжить предложение: «Я прожил этот час не зря, потому что...» | Ребята продолжают предло- жение |
IV.Домашнее задание | д/з – продолжить собирать материал для семейного архива |
Конспект урока
I.Организационный момент
II.Учитель: Изучая в курсе общей биологии генетику, вы узнали, что эта наука о наследст-венности и изменчивости. Особое же значение для нас имеет генетика человека. Какие методы изучения человека нам известны? (ответы учащихся).
- Какой из методов самый интересный и доступный? (Ответы учащихся) .Почему? (подвести к теме урока). Формулируется тема урока.
Сообщение учащихся : Генеалогический метод основан на прослеживании какого-либо нормального или патологического признака в ряду поколений, с указанием родственных связей между членами родословной. Другими словами, генеалогический метод- это изучение наследственных признаков человека по родословным. Он был предложен в конце 19 века Ф.Гальтоном. Система обозначений была предложена Г.Юстом в 1931 году.Когда- то свою родословную знали только аристократические семьи. Позже их родословные пригодились науке- помогли установить закономерности наследования многих заболеваний. История сохранила для нас несколько родословных хорошо известных людей, чьи имена знакомы нам с детства. Среди них родословная А.С.Пушкина занимает одно из первых мест.Поэт гордился своими предками и не раз в стихотворениях упоминал их.
Моя родословная
Наш предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил.
Его потомство гнев венчанный,
Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин.
III.Учтель: Сегодня мы взглянем в родословную поэта, приоткроем завесу рождения гения земли российской. А затем вы представите материал по родословным своих семей.
(вывешивается план урока) .
Группа учащихся работала над изучением родословной А.С.Пушкина. Даем им слово.
Выступления учащихся:
- Пушкин, наверно, как никто, чувствовал токи истории, буквально проходившие через него. «Он, - писал о Пушкине Чернышевский, - чрезвычайно гордился тем, что происходит от фамилий, игравших довольно значительную роль в нашей истории, и дорожил памятью своих предков.». Конечно, в картине пушкинского родословия немало и темных мест, и белых пятен: историческая правда объединяется с поэтическими легендами. Но главное: Пушкиным честность и благородство понимались не только как личное достоинство, но и как фамильный завет прошлого, и как родовая ответственность перед настоящим . Во взрывную смятенную пору неожиданных падений и быстрых взлетов, странных перемещений и фантастических совмещений укоренился в России выходец из Африки, который положил начало роду, называвшемуся Ганнибалами. Таким образом в IVIII веке Пушкиным была сделана прививка экзотическая и динамическая. Поэт наш с постоянным, все нарастающим вниманием относился к обоим этим-пушкинскому и ганнибаловскому- родовым истокам своей судьбы и к причудливому сплетению их: ведь даже отец и мать были в троюродном родстве.
- Изучая родословную, мы работали над следующим вопросом: как на личность самого А.С.Пушкина и на его творчество отразились наследственные признаки, переданные родителями и другими родственниками?
-На личности самого поэта и на его творчестве очень ярко отразились наследственные признаки.В его творчестве можно проследить некую цикличность, сопровождаемую подъемами настроения и резкими его спадами. В результате кровнородственного брака родителей (работа со схемой родословной семьи Пушкина) Пушкин унаследовал предрасположение к циклотимии от отца. Сергей Львович был слабохарактерным, сентиментальным. Ему были присущи резкие подъемы и спады настроения. Аффективность унаследовал от матери. Надежда Осиповна была сильной, властной натурой, но вспыльчивой, рассеяной.
Учитель: Изучать родословные великих людей- занимательно, полезно, патриотично, но не менее интересно и важно заняться изучением собственной родословной, узнать, веточкой какого древа являешься ты и где твои корни. Даем слово учащимся, подготовившим исследовательские работы по своим родословным.
Выступления учащихся с приготовленными проектами своих родословных.
Учитель: Мы прослушали ваши отчеты по вашим исследовательским работам, какой же вывод вы сделаете по сегодняшнему уроку?
- Начав заниматься своей родословной, остановиться уже невозможно, насколько это увлекательное занятие, помогающее ощутить связь поколений и времен.
Рефлексия: Продолжите предложение: «Я прожил этот час не зря...».
IV. Ну вот и подходит к концу наш урок, но главные исследования еще впереди. И домашнее задание задание такое: продолжить накапливать материал для семейного архива. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы изучения генетики человека
Методическая разработка по биологии для использования в 10 классе, включающая в себя: конспект урока, мультимедийную презентацию к уроку, разноуровненвые тесты по пройденному материалу, карточки задан...
Презентация "Методы изучения наследственности человека".
В данной презентации представлены основные методы изучения наследственности человека....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ИНФОРМАТИКА И БИОЛОГИЯ. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ РОДОСЛОВНЫХ.
Урок по теме «Генеалогический метод изучения генетики человека», практическая работа «Составление схем родословных». Программа GenoPro (Живая Родословная) предназначена для создания, редактирован...
Презентация к уроку "Методы изучения генетики человека"
Интерес, проявляемый учеными к наследственности человека, не случаен. В последние десятилетия человечество тесно соприкасается с чуждыми для него химическими веществами. Число таких веществ, примен...
Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».
Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....
Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».
Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....
Методы изучения генетики человека , типы наследования, решение задач на родословные. (Подготовка к ЕГЭ).
Учащиеся часто испытывают трудности при решениии задач на родословные в заданиях второй части ЕГЭ по биологии, данная разработка напрвлена на устранение пробелов по данной теме и подробно объясняет ти...