Презентация к уроку "Методы изучения генетики человека"
видеоурок по биологии (10 класс) на тему
Интерес, проявляемый учеными к наследственности человека, не случаен. В последние десятилетия человечество тесно соприкасается с чуждыми для него химическими веществами. Число таких веществ, применяемых в быту, сельском хозяйстве, пищевой, фармакологической, косметической промышленности и в других областях деятельности людей, в настоящее время огромно. Среди этих веществ есть и такие, которые вызывают мутации.
Благодаря развитию медицины человек научился бороться с очень многими заболеваниями, уносившими еще не так давно миллионы жизней. Человек успешно защищает себя от большинства очень опасных инфекционных заболеваний. Такие болезни, как оспа, чума, холера, малярия, отмечаются в большинстве стран очень редко. Человеку уже не так страшны туберкулез, скарлатина, коклюш, корь и многие другие заболевания. Биология и медицина интенсивно работают над решением проблемы вирусных заболеваний и рака.
Для обеспечения своего здоровья, здоровья своих детей и всех будущих поколений человеку необходимо научиться бороться с возникновением в его клетках генных и хромосомных мутаций. А для этого ему надо знать свою собственную генетику так же хорошо, как и генетику растений, животных, микроорганизмов. Все, что известно сейчас о наследственности человека, выявлено наукой в результате применения специальных методов исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_soplinoy_o.n.ppt | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. изучить сущность и значение основных методов антропогенетики: генеалогического, близнецового, цитогенетического 2. рассмотреть методы пренатальной и постнатальной диагностики наследственных болезней человека 3. научиться анализировать родословные Цели урока
Актуализация знаний Какой метод используют для изучения генетики растений и животных? Подумайте, можно ли использовать гибридологический метод для изучения генетики человека? Гибридологический метод
Классический гибридологический метод генетики к человеку неприменим сложный кариотип позднее половое созревание малое количество потомков невозможность экспериментирования невозможность создания одинаковых условий жизни методы антропогенетики
Генеалогический метод Примеры родословных
Символы, используемые при составлении родословных
аутосомно-доминантного типа аутосомно-рецессивного типа
Типы родословных сцепленного с полом доминантного типа голандрического типа (сцепленного с Y - хромосомой) сцеленного с полом рецессивного типа
Аутосомно-доминантный тип -признак в каждом поколении -у детей и родителей одинаковый признак -признак в равной степени проявляется у мужчин и женщин -наследование по вертикали и горизонтали -вероятность наследования 100%, 75%, 50% -полидактилия, веснушки, курчавые волосы, карие глаза -признак не в каждом поколении -у родителей признак отсутствует, а у детей проявляется -признак в равной степени проявляется у мужчин и у женщин -наследование по горизонтали -вероятность наследования 25%, 50%, 100% -фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, голубые глаза, леворукость Аутосомно-рецессивный тип
Сцепленный с полом тип Доминантный - мужчина передает заболевание всем дочерям - рахит, устойчивый к витамину Д Рецессивный - болеют преимущественно мужчины - вероятность наследования 25% от всех детей и 50% у мужчин - гемофилия, дальтонизм, наследственная анемия, мышечная дистрофия Голандрический - больные во всех поколениях - болеют только мужчины - у больного отца болеют все его сыновья - вероятность наследования 100% у мужчин - ихтиоз кожи, перепонки между пальцами, обволошение ушей
Генеалогический метод позволяет установить - является ли признак наследственным - тип и характер наследования - зиготность лиц родословной - пенетрантность гена - вероятность наследственной патологии
Монозиготные близнецы (однояйцевые) Дизиготные близнецы (двуяйцевые)
Признаки, контролируемые небольшим числом генов Частота (вероятность) появления различий, % Наследуемость, % однояйцевые разнояйцевые Цвет глаз 0,5 72 99 Форма ушей 2,0 80 98 Цвет волос 3,0 77 96 Папиллярные линии 8,0 60 87 среднее < 1 % ≈ 5 5 % 95 % Биохимические признаки 0,0 от 0 до 100 100 % Цвет кожи 0,0 55 Форма волос 0,0 21 Форма бровей 0,0 49 Форма носа 0,0 66 Форма губ 0,0 35
Признаки, контролируемые большим числом генов и зависящие от негенетических факторов Частота (вероятность) появления сходства, % Наследуемость, % однояйцевые разнояйцевые Умственная отсталость 97 37 95 Шизофрения 69 10 66 Сахарный диабет 65 18 57 Эпилепсия 67 30 53 среднее ≈ 7 0 % ≈ 2 0 % ≈ 65 %
Близнецовый метод позволяет установить -влияние среды на реализацию генотипа вклад среды и генотипа в развитие данного признака
Мутации хромосом
Кариотип девочки с синдромом Дауна
Кариотип девочки с синдромом Тернера
Синдром Клайнфельтера Кариотип мальчика с синдромом Клайнфельтера
Кариотип девочки с синдромом «кошачьего крика»
Цитогенетический метод позволяет установить - нарушение количества хромосом - изменение структуры хромосом - в каком поколении появилась мутация - причину наследственной патологии
Экспресс – методы и методы пренатальной диагностики - в семье наследственные заболевания - возраст матери старше 35 лет, отца – 40 - гетерозиготность матери по Х-сцепленному рецессивному заболеванию - беременность женщин с тяжелой предыдущей беременностью - структурные перестройки хромосом у одного из родителей - синдром ломкой Х- хромосомы - беременные в зоне неблагоприятных условий среды
- выявить биохимические нарушения у новорожденных - определить зиготность близнецов - идентифицировать личность - определить отцовство - предотвратить рождение ребенка с тяжелыми наследственными заболеваниями - снизить частоту наследственной патологии новорожденных Экспресс-методы позволяют Методы пренатальной диагностики позволяют
Аутосомно-рецессивный тип наследования Сцепленный с полом рецессивный тип наследования
Домашнее задание 1 . Конспект 2. Задачи: Женщина имеет светлые волосы, ее ребенок также со светлыми волосами. Мать женщины светловолосая, две сестры и два брата – темноволосые. В семье брата – ребенок темноволосый. Составьте родословную. Определите, где возможно, гетерозиготность организмов. Каков тип наследования признака?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы изучения генетики человека
Методическая разработка по биологии для использования в 10 классе, включающая в себя: конспект урока, мультимедийную презентацию к уроку, разноуровненвые тесты по пройденному материалу, карточки задан...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ИНФОРМАТИКА И БИОЛОГИЯ. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ РОДОСЛОВНЫХ.
Урок по теме «Генеалогический метод изучения генетики человека», практическая работа «Составление схем родословных». Программа GenoPro (Живая Родословная) предназначена для создания, редактирован...
презентация у уроку биологии "Генетика человека"
Обобщение занний по теме "Генетика"...
Методы изучения генетики человека , типы наследования, решение задач на родословные. (Подготовка к ЕГЭ).
Учащиеся часто испытывают трудности при решениии задач на родословные в заданиях второй части ЕГЭ по биологии, данная разработка напрвлена на устранение пробелов по данной теме и подробно объясняет ти...
Теоретические и практические занятия по генетике человека с основами медицинской генетики
Полная раскладка теоретических и практических занятий...
Поурочные планы по генетике человека с основами медицинской генетики
Поурочные планы по теории и практике...
Задача «Загадки наследственности» как практико-ориентированное задание при изучении генетики человека
Задача «Загадки наследственности» состоит из основного текста, четырех заданий, листа ответов и критериев оценивания, построена на основе материала, предложенного традиционной программой п...