Презентация к уроку "Методы изучения генетики человека"
видеоурок по биологии (10 класс) на тему

Соплина Ольга Николаевна

Интерес, проявляемый учеными к наслед­ственности человека, не случаен. В последние десятилетия человече­ство тесно соприкасается с чуждыми для него химическими вещест­вами. Число таких веществ, применяемых в быту, сельском хозяйст­ве, пищевой, фармакологической, косметической промышленности и в других областях деятельности людей, в настоящее время огромно. Среди этих веществ есть и такие, которые вызывают мутации.

Благодаря развитию медицины человек научился бороться с очень многими заболеваниями, уносившими еще не так давно миллионы жизней. Человек успешно защищает себя от большинства очень опас­ных инфекционных заболеваний. Такие болезни, как оспа, чума, хо­лера, малярия, отмечаются в большинстве стран очень редко. Чело­веку уже не так страшны туберкулез, скарлатина, коклюш, корь и многие другие заболевания. Биология и медицина интенсивно рабо­тают над решением проблемы вирусных заболеваний и рака.

Для обеспечения своего здоровья, здоровья своих детей и всех бу­дущих поколений человеку необходимо научиться бороться с возник­новением в его клетках генных и хромосомных мутаций. А для это­го ему надо знать свою собственную генетику так же хорошо, как и генетику растений, животных, микроорганизмов. Все, что известно сейчас о наследственности человека, выявлено наукой в результате применения специальных методов исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_soplinoy_o.n.ppt2.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы изучения генетики человека Составитель: учитель биологии Соплина Ольга Николаевна

Слайд 2

1. изучить сущность и значение основных методов антропогенетики: генеалогического, близнецового, цитогенетического 2. рассмотреть методы пренатальной и постнатальной диагностики наследственных болезней человека 3. научиться анализировать родословные Цели урока

Слайд 3

Актуализация знаний Какой метод используют для изучения генетики растений и животных? Подумайте, можно ли использовать гибридологический метод для изучения генетики человека? Гибридологический метод

Слайд 4

Классический гибридологический метод генетики к человеку неприменим сложный кариотип позднее половое созревание малое количество потомков невозможность экспериментирования невозможность создания одинаковых условий жизни методы антропогенетики

Слайд 5

Генеалогический метод Примеры родословных

Слайд 6

Символы, используемые при составлении родословных

Слайд 7

аутосомно-доминантного типа аутосомно-рецессивного типа

Слайд 8

Типы родословных сцепленного с полом доминантного типа голандрического типа (сцепленного с Y - хромосомой) сцеленного с полом рецессивного типа

Слайд 9

Аутосомно-доминантный тип -признак в каждом поколении -у детей и родителей одинаковый признак -признак в равной степени проявляется у мужчин и женщин -наследование по вертикали и горизонтали -вероятность наследования 100%, 75%, 50% -полидактилия, веснушки, курчавые волосы, карие глаза -признак не в каждом поколении -у родителей признак отсутствует, а у детей проявляется -признак в равной степени проявляется у мужчин и у женщин -наследование по горизонтали -вероятность наследования 25%, 50%, 100% -фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, голубые глаза, леворукость Аутосомно-рецессивный тип

Слайд 10

Сцепленный с полом тип Доминантный - мужчина передает заболевание всем дочерям - рахит, устойчивый к витамину Д Рецессивный - болеют преимущественно мужчины - вероятность наследования 25% от всех детей и 50% у мужчин - гемофилия, дальтонизм, наследственная анемия, мышечная дистрофия Голандрический - больные во всех поколениях - болеют только мужчины - у больного отца болеют все его сыновья - вероятность наследования 100% у мужчин - ихтиоз кожи, перепонки между пальцами, обволошение ушей

Слайд 11

Генеалогический метод позволяет установить - является ли признак наследственным - тип и характер наследования - зиготность лиц родословной - пенетрантность гена - вероятность наследственной патологии

Слайд 12

Монозиготные близнецы (однояйцевые) Дизиготные близнецы (двуяйцевые)

Слайд 13

Признаки, контролируемые небольшим числом генов Частота (вероятность) появления различий, % Наследуемость, % однояйцевые разнояйцевые Цвет глаз 0,5 72 99 Форма ушей 2,0 80 98 Цвет волос 3,0 77 96 Папиллярные линии 8,0 60 87 среднее < 1 % ≈ 5 5 % 95 % Биохимические признаки 0,0 от 0 до 100 100 % Цвет кожи 0,0 55 Форма волос 0,0 21 Форма бровей 0,0 49 Форма носа 0,0 66 Форма губ 0,0 35

Слайд 14

Признаки, контролируемые большим числом генов и зависящие от негенетических факторов Частота (вероятность) появления сходства, % Наследуемость, % однояйцевые разнояйцевые Умственная отсталость 97 37 95 Шизофрения 69 10 66 Сахарный диабет 65 18 57 Эпилепсия 67 30 53 среднее ≈ 7 0 % ≈ 2 0 % ≈ 65 %

Слайд 15

Близнецовый метод позволяет установить -влияние среды на реализацию генотипа вклад среды и генотипа в развитие данного признака

Слайд 16

Мутации хромосом

Слайд 17

Кариотип девочки с синдромом Дауна

Слайд 18

Кариотип девочки с синдромом Тернера

Слайд 19

Синдром Клайнфельтера Кариотип мальчика с синдромом Клайнфельтера

Слайд 20

Кариотип девочки с синдромом «кошачьего крика»

Слайд 21

Цитогенетический метод позволяет установить - нарушение количества хромосом - изменение структуры хромосом - в каком поколении появилась мутация - причину наследственной патологии

Слайд 22

Экспресс – методы и методы пренатальной диагностики - в семье наследственные заболевания - возраст матери старше 35 лет, отца – 40 - гетерозиготность матери по Х-сцепленному рецессивному заболеванию - беременность женщин с тяжелой предыдущей беременностью - структурные перестройки хромосом у одного из родителей - синдром ломкой Х- хромосомы - беременные в зоне неблагоприятных условий среды

Слайд 23

- выявить биохимические нарушения у новорожденных - определить зиготность близнецов - идентифицировать личность - определить отцовство - предотвратить рождение ребенка с тяжелыми наследственными заболеваниями - снизить частоту наследственной патологии новорожденных Экспресс-методы позволяют Методы пренатальной диагностики позволяют

Слайд 24

Аутосомно-рецессивный тип наследования Сцепленный с полом рецессивный тип наследования

Слайд 25

Домашнее задание 1 . Конспект 2. Задачи: Женщина имеет светлые волосы, ее ребенок также со светлыми волосами. Мать женщины светловолосая, две сестры и два брата – темноволосые. В семье брата – ребенок темноволосый. Составьте родословную. Определите, где возможно, гетерозиготность организмов. Каков тип наследования признака?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы изучения генетики человека

Методическая разработка по биологии для использования в 10 классе, включающая в себя: конспект урока, мультимедийную презентацию к уроку, разноуровненвые тесты по пройденному материалу, карточки задан...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ИНФОРМАТИКА И БИОЛОГИЯ. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ РОДОСЛОВНЫХ.

Урок по теме «Генеалогический метод изучения генетики человека», практическая работа «Составление схем родословных». Программа GenoPro (Живая Родословная) предназначена для создания, редактирован...

презентация у уроку биологии "Генетика человека"

Обобщение занний по теме "Генетика"...

Методы изучения генетики человека , типы наследования, решение задач на родословные. (Подготовка к ЕГЭ).

Учащиеся часто испытывают трудности при решениии задач на родословные в заданиях второй части ЕГЭ по биологии, данная разработка напрвлена на устранение пробелов по данной теме и подробно объясняет ти...

Задача «Загадки наследственности» как практико-ориентированное задание при изучении генетики человека

Задача «Загадки наследственности» состоит из основного текста, четырех заданий, листа ответов и критериев оценивания, построена на основе материала, предложенного традиционной программой п...