Игра - викторина по биологии для средних классов «Загадки природы»
методическая разработка по биологии (6, 7, 8 класс) на тему
Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели биологии. Экологическая игра цель которой проверить и углубить знания обучающихся о многообразии животных и растений, проблемах охраны окружающей среды и сохранения биоразнообразия живых организмов в ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eko_igra_zagadki_prirody.docx | 900.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра - викторина
по биологии для средних классов
«Загадки природы»
Цель: проверить и углубить знания обучающихся о многообразии животных и растений, проблемах охраны окружающей среды и сохранения биоразнообразия живых организмов в ней.
Задачи:
образовательные:
-расширить биологический кругозор и формировать правильное отношение к природе;
развивающие:
-развивать у учащихся познавательный интерес;
-развивать коммуникативные навыки;
воспитательные:
-способствовать воспитанию общительности, настойчивости и ответственности в принятии решений.
Игра проходит в виде турнира, состоящего из отдельных раундов.
В игре участвуют две команды и зрители, активно помогающие выбранной ими команде. Распределение ролей происходит перед началом игры и является 1 раундом.
1. раунд « Как сложилось…»
ПОМОЩНИКИ ведущего раздают зрителям фрагменты открыток или рисунков (Приложение1), разрезанных подобно пазлу, участники собираются в группы и собирают картинку. Так определяется состав команды, она получает эмблему, название и девиз. Количество фрагментов, на которые разрезана карточка, определит количество игроков в каждой команде, а цвет бумаги, на которой она распечатана, позволит участникам быстрее найти свою группу. Раунд приносит первые баллы игрокам и болельщикам.
2. раунд «Волшебные превращения …»
Участники должны назвать возможные превращения, как сказочных персонажей, так и настоящих животных.
Правильный ответ оценивается в один балл.
1. В кого может превратиться князь?
в комара, муху и шмеля Князь Гвидон из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Ггвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
2. В кого может превратиться великан –людоед?
во льва и мышь Людоед из сказки Ш.Перро «Кот в сапогах»
3. В кого превращается куколка.
В насекомое, развивающееся с полным превращением.
4. Юра Баранкин и Костя Малинин из повести В.Медведева «Баранкин, будь человеком!»
в воробьев, бабочек, муравьев
5. Кем могут обернуться одиннадцать братьев – принцев?
в лебедей. Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди», одиннадцать братьев – принцев из сказки.
6. Кем может стать царевна?
лебедем или лягушкой
7. В кого превращаются непослушные мальчики?
в козленка
8. В кого превращается гордый молодец?
в медведя Иванушка из фильма "Морозко".
9. В кого превращаются сварливые злобные женщины?
в собак Мачеха и её дочка из сказки "12 месяцев".
10. Кем станет нимфа?
Взрослым насекомым (кузнечик, таракан, клоп)
3. раунд «Знакомые незнакомцы…»
Используя описания – подсказки игроки должны назвать предложенный объект.
Правила конкурса.
1. Ответ может даваться после каждого сообщения-подсказки.
2. Если ответ дан правильно, засчитываются очки уровня (всего их пять – по числу подсказок).
3. Если ответ неверен, отнимается одно очко, а команда слушает следующую подсказку.
4. Игроки могут повторять свои попытки ответить на вопрос после каждой подсказки, что соответствует переходу на более низкий уровень.
5. За правильный ответ очки присуждаются только единожды и соответствуют тому уровню, на котором игроки дали правильный ответ.
Тема: птица -1
1. В научной классификации их имя присвоено отряду и семейству.
В Европе, Азии и Африке насчитывается 27 видов, некоторые виды были завезены в Америку, Австралию и Новую Зеландию. Размер птицы для наглядности используют при описании других птиц.
2. Среди прочих видов известны каменный, пустынный и полевой и домовый.
3. Истребление этой птицы в 50-х гг. 20 века нанесло колоссальный ущерб экономике Китая.
4. В названии этой птицы содержится инструкция по наказанию преступников, покушающихся на чужое имущество.
5.Самуил Маршак всем детям рассказал, где и чем питаются эти птицы в Москве.
Ответ: воробей
Тема: птица -2
1. род птиц из отряда голенастых.
2. Для них характерны длинные обнаженные ноги, покрытые сетчатой кожей; клюв длинный, прямой, конический; передние пальцы соединены между собой широкой плавательной перепонкой, пальцы короткие с розоватыми когтями; на голове и шее местами голая кожа.
3. Символ республики Беларусь
4. В Европе два вида: чёрный и белый, а еще известны белобрюхий, белошейный, шерстистошейный и черноклювый .
5. По народным поверьям он приносит счастье, если селится у дома и детей.
Ответ: аист
4. раунд «Экологический экзамен…»
Команды на время решают экологический тест. Один правильный ответ – один балл, болельщики могут помочь своей команде, прокомментировав ответ. Каждый правильный комментарий – один дополнительный бал команде. (Приложение2)
Пока команды выполняют задания, с болельщиками проводят викторину «Лесные загадки», правильные ответы приносят баллы для команды болельщика.
1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
а) пластмасса б) стекло в) металл
2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
а) рассортировать б) собрать в одном месте в) раскрошить.
3. Первоочередная забота при выборе места свалки:
а) защита поверхности земли и грунтовых вод
б) ограждение места свалки
в) укомплектование соответствующей техникой.
4. Самая страшная добавка к воде:
а) бытовой мусор б) пестициды в) минеральные удобрения.
5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
а) компостировать
б) сжечь при специальных условиях
в) переплавить.
6. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
а) их захоронение
б) разработка правовых механизмов регулирование процесса
в) рециркуляция (повторное использование отходов).
7. Вредные выбросы оказывают влияние:
а) только на те регионы, где появилось загрязнение
б) на близлежащие регионы
в) на всю планету
8. Способом уменьшить влияние на природу является:
а) рост численности населения
б) освоение новых территорий
в) создание безотходных технологий.
9. Как называется сфера разумной деятельности человека:
а) биосфера б) ноосфера в) атмосфера.
10. Гарбология - это:
а) наука о доме, местопребывании
б) наука изучающая почву
в) мусороведение.
11. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
а) 10 лет б) 50 лет в) 100 лет и более.
12. Выброшенную бумагу "съедят” невидимки-микробы за:
а) 1-2 года б) 5-8 лет в) 20 и более лет.
13. Конституция России предусматривает:
а) обязанность предприятий выделять денежные средства на содержание заповедников
б) обязанность государства создавать экологически чистые зоны
в) обязанность граждан беречь и защищать природу.
Викторина для болельщиков «Лесные загадки».
- Что человек делает для сохранения животного мира?
- Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
- Сколько ног у паука? (Восемь.)
- А сколько ног у жука? (Шесть) а у таракана?.
- Наука о животных. (Зоология)
- Кто всегда дома? (улитка, черепаха)
- Наука о грибах. (микология)
- Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы, ящерицы).
- Какое дерево бывает и пушистым и плакучим. (береза)
- Дерево, из коры которого делали обувь? (липа)
- У какого растения в течении весны и лета появляются разные листья и цветы? (медуница неясная)
- Какое растение опыляют муравьи? (копытень европейский)
- Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
- Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
- Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
- У кого на сучке кладовая? (У белки).
- У кого китайцы подсмотрели технологию производства бумаги? (бумажные осы)
- У какой птицы старшие птенцы высиживают младших? (полярная сова)
- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
- Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
- Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
- Что помогло изобрести замок-молнию? (бородки на птичьем пере)
- Чей возраст можно узнать по кольцам (Дерево, рыба, черепаха)
- Какое растение иногда называют трипутник? (Подорожник)
- Какое хвойное растение не является вечнозеленым? (Лиственница )
- Кто впрок запасает дождевых червей? (крот)
- О каком дереве говорят: «Никто не пугает, а вся дрожит?» ( об осине)
- Из какого дерева делают спички? ( из осины)
- Из какого дерева делают музыкальные инструменты? ( из ели)
- Какое растение называют «ключиками» или «божьими ручками»? (первоцвет весенний)
5. раунд «Кто «главный» в заповеднике?»
Участники конкурса должны назвать направления природоохранной деятельности заповедника или национального парка. Эмблема ООПТ – подсказка. (Приложение3)
Пока команды выполняют задания, с болельщиками проводят викторину «Все о хвостах», правильные ответы приносят баллы для команды болельщика.
Первый государственный заповедник России, организован в 1916 г. Первоначальная цель создания — сохранение от полного уничтожения пушного ценнейшего зверя — баргузинского соболя, восстановление его ареала и численности па северо-восточном побережье оз. Байкала, содействие восстановлению соболя в стране. В настоящее время назначение заповедника более широкое — сохранение и изучение типичных и уникальных природных комплексов северо-восточного Прибайкалья. С 1986 г. заповедник входит во Всемирную сеть биосферных резерватов, а с 1996 г. - в состав объекта Всемирного природного наследия «Озеро Байкал». | |
Дельта Волги – одна из важнейших на Евразийском континенте область массового скопления птиц в периоды сезонных миграций. На участках Астраханского заповедника особенно высока концентрация мигрирующих водоплавающих и околоводных птиц: гусеобразных (14 видов), куликов (25), чайковых (7), голенастых (11). Общая продолжительность миграций на территории заповедника составляет 9 месяцев в году – с марта по ноябрь. Дельта Волги также является местом обитания и временного пребывания целого ряда редких и исчезающих видов птиц, занесенных в Красные книги Международного союза по охране природы (IUCN Red list–2006) (18 видов) и Российской Федерации (42 вида), 64 вида птиц внесено в Красную книгу Астраханской области. В Астраханском заповеднике гнездится 27 видов птиц, занесенных в Красную книгу России. Территория заповедника входит в состав водно-болотного угодья международного значения «Дельта реки Волги». Из редких видов растений в Астраханском заповеднике наиболее примечателен лотос каспийский. Это реликтовое растение известно с мелового периода. | |
В «Брянском лесу» растёт 1310 видов растений и обитает 878 видов животных. Большое разнообразие растительного и животного мира Заповедника объясняется удивительным сочетанием элементов различных географических зон: таежных и широколиственных лесов и лесостепи. 5 видов растений внесены в Красную книгу России.На территории Заповедника охраняются многие редкие виды животных: выхухоль, бурый медведь, речная выдра, рысь, чёрный аист, серый журавль и многие другие.25 видов животных внесены в Красную Книгу России. Любопытно, что Брянский лес – это единственное место в Европе, где встречаются все 10 видов европейских дятлов: большой пестрый, средний пестрый, сирийский, белоспинный, зеленый и другие. | |
Целью создания заповедника является сохранение и изучение типичных и уникальных экосистем островной части Арктики, а также таких видов животных, как белый медведь, морж, единственная в России гнездовая популяция белого гуся, и многих других видов берингийской флоры и фауны с высоким уровнем эндемизма, сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем островов Врангеля, Геральд и Чукотского моря. В 1975 году на острове акклиматизирован овцебык. | |
Воронежский государственный природный биосферный заповедник 1919—1922 гг. — Экспедиция московских ученых под руководством С. И. Огнева обнаружила на небольшой воронежской речке Усманке несколько поселений бобра. В то время считалось, что этот ценный промысловый зверь уже полностью истреблен в России. 1922 г. — Ученые обращаются в Народный комиссариат земледелия (Наркомзем) РСФСР и в Воронежское губернское земельное управление с просьбой организовать заповедник для охраны бобра. | |
В объект наследия входит шесть отдельных участков, которые отражают практически все основные вулканогенные ландшафты Камчатки, но при этом каждый из них обладает и яркой индивидуальностью. Всего на шести участках располагаются около 30 действующих и 300 потухших вулканов. В заповеднике обитают 54 вида млекопитающих. Здесь обитает крупнейшая в мире естественная охраняемая популяция бурого медведя - до 700 особей, высока в заповеднике численность соболя, лисицы, выдры. | |
Заповедник создан в 1935 г. для сохранения и изучения типичных пойменных природных комплексов р. Хопра и мест обитания реликтового эндемичного насекомоядного животного Центральной России — русской выхухоли. Территория с богатым растительным и животным миром служит своею рода «точкой отсчета» для оценки антропогенных изменений лесостепных комплексов Центрального Черноземья. Территория заповедника является ключевой орнитологической территорией международного значения в Европейской России.Это один из немногих заповедников представляющий пойменные ландшафты среднерусских рек, который характеризуется еще незарегулированным гидрорежимом. Уникальность основывается на сочетании таких свойств охраняемых биоценозов как интразональность, динамичность, высокое биологическое разнообразие (от полупустынных до бореальных форм), высокой продуктивности пойменных процессов, а также наличием большого количества раритетных видов (русской выхухоли, орлана-белохвоста, беркута, тюльпана Шренка, чилима и т.д.) и целых сообществ (сохранившихся участков нагорных дубрав, степей, пойменных водоемов, массивов старовозрастных ольшаников, единственных в Европейской части страны). Территория заповедника также единственное место в Центральном Черноземье, где сохранились до наших дней участки вековых гигантов – тополя белого. | |
Изучение, восстановление и охрана типичных ландшафтов приуральских, южно-уральских и зауральских степей, учитывая наличие в регионе уникальных ценных и исчезающих видов животных и растений. Он является единственным крупным природным резерватом в степной зоне Заволжья и Южного Урала, территория которого никогда не подвергалась распашке. Заповедник выступает как носитель эталонной функции той природной обстановки, которая существовала здесь до начала интенсивного антропогенного вмешательства. Заповедник - ценный резерват естественного фонда настоящих ковыльных степей, эталонной флоры и фауны. | |
Типичные участки горно-таежных лесов юга Якутии, где встречаются в разном сочетании все основные лесообразующие породы, характерные для лесов юга Сибири. Здесь проходит северовосточная граница распространения кедра сибирского. Здесь представлены все природные комплексы от пойменных до высокогорных, что позволяет рассматривать Олёкминский заповедник в качестве эталона бореальных лесов Южной Якутии. На территории заповедника и охранной зоны на протяжении 133 км по берегам Олекмы выявлено 8 писаниц, 22 стоянки, два погребения древнего человека периода палеолита. Эти стоянки относятся ко времени начала заселения человеком Северо- Восточной Азии, их возраст 7-11 тыс. лет. Свидетельства более поздних культур неолита, бронзового и раннего железного веков встречаются почти на каждом приустьевом мысу речек и крупных ручьев. Эти места были прочно и основательно обжиты человеком: из 22 стоянок 14 многослойные, на них прослеживается до 6-7 культурных слоев. | |
Заповедник организован в 1995 г. для сохранения и изучения степных и водных природных комплексов Западного Маныча. Территория заповедника входит в состав водно-болотного угодья международного значения «Озеро Маныч-Гудило» как место массового гнездования, а также пролета и остановки в период миграции водоплавающих и околоводных птиц. Долинные степи Маныча представляют собой варианты умеренно сухой, сухой и пустынной степи. Почва долины Маныча представляет участки степных солонцов, солонцеватых почв и потому здесь сформировались солеустойчивые сообщества растений. На территории заповедника было зарегистрировано 410 видов высших сосудистых растений, обитает табун одичавших лошадей - манычские мустанги | |
Национальный парк "Орловское полесье"расположен на северо-западе Орловской области. Он создан в 1994 году с целью сохранения уникального сообщества южно-русской тайги и занимает 77 745 га. Хвойные и хвойно-широколиственные леса, перемежающиеся участками лесостепной растительности, придают ландшафтам неповторимое своеобразие. | |
Эта территория является главным "полигоном" изучения экологических последствий Тунгусского метеорита. Единственный на Земном шаре район, дающий возможность непосредственного изучения экологических последствий космических катастроф. |
Викторина болельщиков « Всё о хвостах».
- Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие. (Кенгуру)
- Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков. (Белка)
- Как выглядит зайцехвост (как злак с пушистым колоском)
- На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (Лев)
- У этого великана хвост намного меньше, чем нос. (Слон)
- Бублик- это чей хвост? (Собака-лайка)
- Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём он накапливает жир на зиму. (Бобр)
- А кто-то спит, обмотав голову хвостом. Это ночное животное….. (Лемур)
- Этот прыгучий зверёк имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние лапы – птицы, а хвост – льва. (Тушканчик)
- Хвост этого потомка динозавров служит хватательным органом и умеет хорошо сворачиваться спиралью. (Хамелеон)
- Хвост этого животного напоминает охотникам полено. (Волк)
- А вот она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (Ящерица)
- Эта птица на своём длинном хвосте «разности новости по лесу». (Сорока)
- А вот эта - может лазать по стволам деревьев вперёд хвостом. (Поползень)
- Хвост у неё бывает только в младенчестве, потом пропадает. (Лягушка)
- Хвост этой птицы напоминает старинный музыкальный инструмент. (Лирохвост)
- Кого украшает хвост-цветок? (Зайца)
- Об этой птичке говорят что она «хвостом лед ломает». (Трясогузка)
6. раунд «Поэтический»
ПОМОЩНИКИ ведущего выдают командам фрагменты открыток или рисунков, разрезанных подобно пазлу (Приложение4), участники должны собирать картинку и, перевернув ее, выразительно прочесть стихотворение, напечатанное на обороте. Оценивается скорость сборки и выразительность чтения.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ.
Приложение1.
«Охранять природу
– значит, охранять Родину».
М.М. Пришвин
"Любовь к родной стране
начинается
с
любви к природе".
К. Паустовский
Приложение 2
Ответы для жюри
1 | А | 8 | В |
2 | А | 9 | Б |
3 | А | 10 | В |
4 | В | 11 | В |
5 | В | 12 | А |
6 | В | 13 | В |
7 | В | ||
Бланки ответов для команд.
1 | 8 | ||
2 | 9 | ||
3 | 10 | ||
4 | 11 | ||
5 | 12 | ||
6 | 13 | ||
7 |
1 | 8 | ||
2 | 9 | ||
3 | 10 | ||
4 | 11 | ||
5 | 12 | ||
6 | 13 | ||
7 |
Приложение3
Бланк ответов для конкурса «Кто «главный» в заповеднике?»
Приложение 4
Поэтический конкурс
Давайте вместе Землю украшать, Мы забываем, что она у нас одна – Е. Смирнова |
Берегите землю. Берегите М. Дудин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-викторина по биологии для 5-6 классов.
Игра-викторина для 5-6 классов. Цель:- воспитание бережного отношения к окружающей природе, животным. Развитие познавательного интереса к окружающему миру. Дети выбираю ком...
Экологическая игра для учащихся 6-7 классов "Загадки природы"
Экологическая игра для учащихся 6 - 7 классов "Загадки природы".Может проводится как внеклассное мероприятие с экологическим уклоном, или в рамках предметной недели. Цель мероприятия: обобщить и ...
игра-викторина по биологии для учащихся 5-6 классов
Данный материал можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии...
Игра-викторина по биологии
Цель: - воспитание бережного отношения к окружающей природе, животным. Развитие познавательного интереса к окружающему миру....
Игра-викторина:"Знатоки биологии и химии " для 6-9х классов
Данный материал содержит в себе разные конкурсы по биологии и химии. ...
Игра-викторина по биологии «В стране биологических вопросов»
Данная игра способствует расширению и закреплению знаний обучающихся о живой природе нашей планеты; продолжает развитие познавательного интереса, формируемого на уроках биологии, и воспитание экологич...
Игра-викторина по швейному делу 9 класс "Своя игра"
Разработка направлена на повторение и закрепление знаний материала по предмету «Швейное дело» 9 класс в коррекционной школе. Разработка включает в себя сценарий мероприятия и презентацию....