Почему заболела береза?
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Григорьева Ирина Николаевна

В данной разработке даны задания разного типа для проведения внеклассного мероприятия в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_zabolela_bereza.pptx1.49 МБ
Microsoft Office document icon pochemu_zabolela_bereza.doc54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему заболела береза?

Слайд 4

Станция «Дальше, дальше…»

Слайд 5

Станция «Передай другому»

Слайд 6

Станция «Творческая» Каждая группа должна слепить из пластилина модели живых организмов, соответствующих названию своего вагона.

Слайд 7

Теплоход

Слайд 8

«Загадочный» В большом – большом королевстве было 4 царства: каждое со своими жителями. В первом царстве жители были такими маленькими, что только в микроскоп и разглядишь. Во втором – были побольше и очень модные. Многие носили разноцветные шляпы и выясняли, кто красивее. В третьем были разного размера, гиганты и карлики, но все почему-то зелёные. А в четвёртом царстве были все разные: и большие и маленькие, и водные и сухопутные, и летающие и плавающие и бегающие.

Слайд 9

Станция «Алфавит»

Слайд 10

«Сказочный»

Слайд 12

Большое спасибо!



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по биологии

  «Почему заболела берёза?»

( 5 класс )

Григорьева Ирина Николаевна,

 учитель биологии и химии

 МБОУ «Шоркистринская СОШ»

 Урмарского района

 Чувашской Республики

Цель: обобщение и систематизация знаний о добыче энергии живыми организмами.

Задачи:

Образовательная: систематизация и обобщение знаний учащихся о добыче энергии живыми организмами.

Воспитательная: формирование коммуникативных навыков учащихся при осуществлении групповой работы, воспитание культуры поведения.

Развивающая: развитие у учащихся творческих способностей, мелкой моторики пальцев, познавательного интереса.

Ход урока:

Мы  с вами познакомились со способами питания  и добычи энергии живыми организмами  и цель  нашего мероприятия  обобщение и систематизация знаний по этой теме. Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказку «Почему заболела берёза?» Только сказка эта далеко, надо и по земле ехать, и по воде плыть. Во время путешествия мы с вами будем встречать разные препятствия, преодолевая которые будем зарабатывать бонусы, которые можно будет превратить в отметки. К концу урока нам надо успеть попасть в сказку, чтоб вылечить больное дерево, иначе оно может погибнуть. Надо поторапливаться. Сначала мы поедем на поезде. Как вы думаете, что нам нужно сделать в первую очередь? Надо купить билеты. Что бы их купить, вам нужно отгадать загадки.

  1. Расселась  барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста) – Павлова Карина

  1. На сучках висят шары –

Посинели от жары. (Слива) – Николаев Дима

  1. Растут на грядке

Зеленые ветки,

А на них

Красные детки. (Томат) – Алексеев Дима

  1. Длинные иглы, сама высока,

Крона стремится моя в облака.

Я и зимой зеленым зелена.

Как моё имя, ребята? (Сосна) – Федорова Полина

  1. Раскололся тесный домик

На  две половинки,

И  посыпались в ладони

Бусинки-дробинки (Горох) – Васильева Ангелина

  1.  Золотое решето

Черных домиков полно.

Сколько черненьких домков –

Столько беленьких жильцов.(Подсолнух)- Расколов Семен

  1. Под кустом в земле плоды –

Человеку за труды.( Картофель)- Васильева Диана

  1. Золотая голова

Велика и тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (Тыква) – Васильева Катя

  1. Жертву не подстерегает,

А, как волки, догоняет.

 Кошка, но не леопард,

Быстроногий зверь …(гепард) .- Евдокимов Толик

  1. Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

— Подходи, кто очень смел. (Змея)- Фролова Арина

  1. Через море-океан

Плывет чудо-великан,

Пряча ус во рту,

Растянулся на версту.(Кит)-Николаев Ромил

  1. Под лавками, под полками

Лежит мешок с иголками.(Еж)-Алексеева София

  1. Очень много силы в нём,

Ростом он почти как дом.

У него огромный нос,

Будто нос

Тысячу лет рос.(Слон)- Афанасьева Карина

  1. На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза)- Игнатьева Анна

  1. Выгоняли рога

Погулять на луга.

И рога вечерком

Прибрели с молочком. (Корова)- Семенов Артур

Получили  билеты. Можно и в поезд садиться. Да опять загвоздка. В какой вагон? Что бы узнать названия вагонов, надо разделить на группы живые организмы  по типу питания. А вот и названия вагонов: авторофы, гетеротрофы. Рассаживаемся по вагонам, поехали.

        Первая станция называется «Дальше, дальше…»

За 3 минуты нужно написать как можно больше минеральных солей, необходимых для процессов жизнедеятельности организмов.

Вторая станция, на которую мы прибываем, называется «Передай другому». Из набора картинок надо составить правильные цепи питания и  закрепить на доске.

Третья станция – «Творческая». Каждая группа должна слепить из пластилина модели  живых организмов, соответствующих  названию своего вагона.  Время работы 7 минут. Определяется по музыке: Пётр Ильич Чайковский «Вальс цветов».

Группы отчитываются о своей работе.

Мы с вами уже на половине пути к сказке. Теперь пересаживаемся на корабль.  Поплывём по воде. (Дети садятся на свои места).

Вот мы приплыли к порту  – «Загадочный».

Какой научный термин применяется для того, что бы назвать бактерии, грибы, растения, животных одним словом? (Царства)

Отгадайте загадку. В большом – большом королевстве было 4 царства: каждое со своими жителями.

В первом царстве жители были такими маленькими, что только в микроскоп и разглядишь.

Во втором – были побольше и очень модные. Многие носили разноцветные шляпы и выясняли, кто красивее.

В третьем были разного размера, гиганты и карлики, но все почему-то зелёные.

А в четвёртом царстве были все разные: и большие и маленькие, и водные и сухопутные, и летающие и плавающие и бегающие.

Как  называется первое царство?

Второе?

Третье?

Четвертое?

Отгадайте название  королевства, в котором находятся эти царства.

        

Следующий порт -  «Алфавит». Нужно отгадывать названия живых организмов и определять царство по начальной букве.

А – представитель царства Животные (Акула)

Б – царство живой природы (Бактерии)

В – представитель царства Животные (Волк)

Г – царство живой природы (Грибы)

Д – представитель царства Животные (Дятел)

Е – представитель царства Животные (Енот)

Ё – представитель царства Животные (Еж)

Ж – царство живой природы (Животные)

З – представитель царства Животные (Зебра)

И – представитель царства Животные (Индюк)

К – представитель царства Животные (Кот)

Л – представитель царства Грибы(Лисички)

М – представитель царства Грибы (Маспенок)

Н – представитель царства Животные (Носорог)

О – представитель царства Грибы(Опенок)

П – представитель царства Грибы (Подосиновик)

Р – царство живой природы (Растения)

С – представитель царства Грибы (Сморчок)

Т – представитель царства Грибы (Трюфель)

У – представитель царства Животные (Улитка)

Ф – представитель царства Растения (Фиалка)

Х – представитель царства Растения (
Хризантема)

Ц – очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе (Царство)

Ч – представитель царства Растения (Чертополох)

Ш – представитель царства Животные (Шакал)

Щ – представитель царства Растения (Щавель)

Э – представитель царства Растения (Эустома)

Ю – представитель царства Растения ( Юкка)

Я – представитель царства Растения (Яблоня)

Последний порт, на который мы прибываем, называется «Сказочный». Мы попадем в сказку, в которую хотели попасть. Итак, сказка начинается.

Сказка

На опушке леса росла высокая красивая берёза. Это было очень старое дерево. Следы времени избороздили его мощный ствол глубокими морщинами. Широкая зелёня крона берёзы, обдуваемая лёгким ветерком, приятно шелестела, привлекая под тенистые ветви изнывавших от жары насекомых, птиц и животных. Здесь, в приятной прохладе, росли подберёзовик и сыроежка, звенел голубыми цветами колокольчик, прыгал зайчик и летала бабочка. В почве около корней берёзы жили бактерии, которые создавали плодородный слой. Все они были благодарны берёзе и любили отдыхать в её тени. Но как-то в яркий солнечный день ветви берёзы грустно опустились вниз, а листья пожелтели и осыпались.

        - Что с тобой случилось?.

        - Да вот, приболела, неважно себя чувствую, корни болят, - грустно ответило дерево, - я страдаю от голода и жажды.

         - Почему? Ведь земля такая плодородная и недавно был дождь? – удивились бактерии, которые обеспечивали плодородие почвы.

         - Не знаю, - вяло ответила берёза.

 И никто не знал, отчего в яркий солнечный день захворало и начало чахнуть прожившее много лет дерево. Никто, кроме зловредного гриба Фузариума, столь малого, что его можно увидеть только в микроскоп. Наказанный Солнцем, он долгое время голодал, затем начал упрашивать зелёные растения подружиться с ним, но растения зная его вредность не согласились.

Фузариум: давайте дружить!

Растения: нет!

Озлобленный гриб решил, что добудет пищу воровством. Он присасывался к корням деревьев и высасывал из них живительные соки. А недавно он сделал подкоп и, пробравшись к корням берёзы, начал воровать у неё пищу. Бедное дерево заболело и зачахло. С тех пор и прозвали Фузариум паразитом, потому, что паразитами называют те организмы, которые питаются за счёт своих соседей, нанося им при этом вред.

Злобный Фузариум был настоящим паразитом. Берёза с каждым днём всё слабела и слабела. Фузариум жирел, толстел и наливался соком, думая, что так будет продолжаться вечно. Но однажды вечером он почувствовал сильную боль в боку, как будто кто-то проткнул ему кожу. Гриб забеспокоился, а вечером ему стало совсем плохо. Он пожелтел и зачах.

Что же случилось с самодовольным паразитом? А случилось с ним то же самое, что и с берёзой: в его тело проник маленький микроскопический паразит по имени Вирус. Фузариум долго болел, а потом умер. Берёза же вновь набралась сил и радостно зашелестела зелёными листьями.

В данном случае два вредных паразита обезвредили друг друга.

Спасибо артистам. Можете возвращаться на свои места.

Ребята, в этой сказке причиной болезни березы был зловредный паразит гриб Фузариум. но иногда деревья страдают и от природных явлений, как в картине, которую вы видите на экране. Но намного страшнее, когла вред березе причиняют люди. Об этом говорится в стихотворении  Василия Давыдова-Анатри «Мĕншĕн хурăн тĕртленет», которое прочитает нам Федорова Полина

Такам хурăн вуллине

Каснă мар-и ирхине?

Шыв юхать халь куççуль пек

Çак вырăнта кунĕпе.

Шурă хурăн тĕртленет

Пуçне уснă çĕрелле.

- Пулăшăр-ха, килĕр! - тет.

Унта пирĕн çитмеллех.

Питлĕр чунсăр çынсене,

Тытса чарăр иртĕхме.

Çĕр-аннемĕр илемне

Парас марччĕ пĕтерме!

3. Итог мероприятия.  Ребята наше путешествие было непростым. Мы с вами много заданий выполнили во время него. Давайте подсчитаем свои цветочки.  Те, у кого цветочков сегодня получает отметку «отлично», у кого – Отметку «хорошо», цветочков – удовлетворительно, а у кого меньше цветочков , тем нужно будет повторить еще раз изучены материал о способах питания и добычи энергии живыми организмами.

        3. Рефлексия. Наше путешествие подошло к концу. Мы узнали, почему заболела береза. Она уже выздоровела. Но, посмотрите, береза, которой вред нанесли люди, слаба, на ней нет и листьев. Как же ей помочь?  А я придумала. Нужно просто приклеить к ней листочки. А вот и листочки, зелёные и жёлтые. Если вы поняли материал урока, то выбираете зелёный листочек, а если было непонятно, то выбираете жёлтый листок (ребята закрепляют листочки на рисунке берёзы).

4. Завершение. Наша сказка закончилась. В ней, как и обычно в сказках, победило добро. Реальная жизнь не всегда похожа на сказку. И иногда кажется, что зло одерживает победу. Но исходя из жизненного опыта, я могу вам сказать, что добро всё равно сильнее. Я хочу, что бы вы были добрыми людьми.

        И,  конечно, я хочу, что бы вы были здоровые, красивые и умные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Планета заболела"

Презентация подготовлена для показа на внеклассном мероприятии по охране окружающего мира. Можно использовать как основу для беседы с детьми о причинах загрязнения окружающей среды и необходимости охр...

Урок "Планета заболела"

Урок экологической направленности. На нем дети решают экологичяеские задачи....

Планета заболела

Внеклассное мероприятие  "Планета заболела" ; 4 класс...

Урок "Если ты заболел" английский язык 7 класс

Класс: 7 класс, общеобразовательная школа. УМК: “Enjoy English 7”«Английский язык с удовольствием 7 класс» М.З.Биболетова, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубанева.Издательство Титул ОАО «Московские учебники» 201...

Сюжетно-дидактическая игра " Как Анрюша заболел"

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В 1 МЛ. ГРУППЕ.  СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА« КАК АНДРЮША ЗАБОЛЕЛ»        Цель: познакомить с...

Осторожно, дети заболели!

Уважаемые родители 5 класса!...