Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в цветочный город"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Ратникова Ольга Юрьевна

Внеклассное мероприятие по теме "Путешествие в цветочный город"  проводится для обучающихс 6 классов. Данное мероприятие нацелено на обобщение и закрепление знаний по теме "Основные классы цветковых растений", помогает расширить крузор учащихся, формирует эстетический вкус, умение видеть необычное в обычном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл putesh._v_tsvet_gorod.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное общеобразовательное учреждение   средняя общеобразовательная школа №18 имени Н.В. Менчинского          Павлово-Посадского муниципального района Московской области»                   

Конспект внеклассного мероприятия

по биологии.

Подготовила учитель биологии

МОУ СОШ №18

Ратникова Ольга Юрьевна

Цели и задачи мероприятия

Выявить знания приобретённые учащимися на уроках биологии по теме «Семейства Цветковых растений». В  процессе состязания учащиеся должны приобрести новые знания, развивать интерес и любовь  к предмету.

Оборудование: 7 столов, украшенные шалями, к которым приколоты названия семи семейств. Участники  приносят плоды, цветы, семена, цветы и соцветия, относящиеся к определённому  семейству.

На отдельном  столе располагаются предметы для конкурсов: «Чёрный ящик», картинки растений разных семейств, карточки-подсказки, муляжи плодов, семена.Большая  доска, маленькая переносная, магнитная доска, маркер.

Ход мероприятия.

1 тур- Домашнее задание.

2 тур- Загадки по семействам (разминка).

3 тур- Конкурс капитанов.

(Определение растений из разных семейств)

4 тур -«Шифровка».

5тур- «Черный ящик».

6 тур- Встреча в  цветочном  в городе.

7 тур- Лукоморье.

Игра со зрителями.

1 тур.     Домашние задание.

Участники демонстрируют членам жюри эмблему своего семейства, которую  они придумали и нарисовали предварительно. Участникам предлагалось дома придумать продолжение следующей фразы:"Мое семейство самое главное,так как..."

Жюри оценивает 1 тур.

Высшая оценка - 5 баллов.

2 тур. Загадки по семействам (разминка).

                    - читает  учитель.

 Максимальная оценка -3 балла.

1. Семейство Крестоцветные.

а) На грядке за амбаром

 разросся стебель шаром.

       (Капуста кольраби)

б) Корень, стебель, лист, плоды

Все не годно для еды.

А засажен огород,

Что же мы положим в рот?

  (Соцветия цветной капусты)

в) На плечах Игнашки

Сорок три рубашки,

   все из ткани отбеленной,

   а поверх пиджак зеленый.

(Капуста кочанная)

2. Семейство  Сложноцветные.

а) Золотое решето,

   черных домиков полно.

Сколько черных домиков-

Столько беленьких жильцов.

(Подсолнечник).

б) белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок-

 И остался стебелек.

         (Одуванчик)

в) На просеке, в  поле, на теплой полянке

  все лето цветет -  золотится нивянка,

    Но  если кто с нею не очень знаком,

    Ромашку он спутает с этим цветком.

                              (Поповник).

    (Демонстрация гербария)

3. Семейство  Розоцветные.

а) Постарайся угадать,

Кто такие  братьев пять:

  двое бородатые,

    двое безбороды,

  а последний, пятый,

 выглядит уродом:

  только справа борода,

слева нету ни следа              

 (Чашелистики цветка шиповника)

б) У мамки дочки –

на шнурочке.

                             (Усы земляники)

в) Не жил в ягодке  жучок,

  и не кушал червячок,

    а сорвал её с куста.

 Глядь - середка вся пуста.

                              (Плод малины)

4. Семейство Бобовые (Мотыльковые)

а) Лист - перчатка,

    Плод  - лопатка,

А цветок мотылек.

                              (Люпин)

б) Что же за подвох,

 вдруг на дереве –

 горох!

                               (Акация)

в)Даже в день укоса

  кустик ниже проса.

    Зато семя одно

  ста просянкам равно.

(Бобы)

5. Семейство Пасленовые

а) Закопали в землю в мае

 и 100 дней не вынимали

А копать под осень стали

Ни одну, а 7 достали.

(Картофель)

б)Ягода красна.

    Ягода вкусна

 Режь да соли!

    Ешь да хвали!

(Томат)

в) Помидору - брат,

  а кумачу не рад:

  он в лиловой рос одежке,

  не краснея даже в лёжке.

6. Семейство Лилейные.

а) Расту в лесу под кустиком

    на длинном стебельке.

    Кругом четыре листика,

    а в самой глубине

    чернее ночи – ягода,

    да сильный яд во мне.

                                       (Вороний глаз)

б)Появились бубенчики –

    белые горошки.

    распустились колокольчики

    на зеленой ножке.

                                       (Ландыш майский)

в) А на этой грядке

    Горькие загадки.

    33 одежки

    Кто их раздевает,

слезы проливает.

                                       (Лук репчатый)

7. Семейство Злаки.

а) Вырастает он в воде, хоть совсем не рыбка;

    А положишь на столе – беленькая глыбка.

                                        (Рис)

б) Вырос в поле дом,

    полон весь зерном,

    стены позолочены,

    ставни заколочены,

    ходит дом ходуном

    на столбе золотом.

                                        (Колос с зерном)

в) Вот так загадка, он похож

    И на пшеницу, и на рожь,

    Но в колоске один цветок –

    Так будь внимателен знаток!

                                         (Ячмень).

3 тур.     Определение растений из разных семейств,

(Конкурс капитанов)

На столе располагаются рисунки растений из семи семейств. К столу приглашают капитанов команд. Рисунки перевернуты вниз изображением.

Задание заключается в том, что капитаны по очереди открывают рисунки и называют растение, изображенное на нем, и семейство, к которому это растение относится.

За каждый правильный ответ – 2 балла.

4 тур.      «Шифровка».

На доске предварительно записан 21 тезис и закрыт плакатами.

Задание.   Проставьте на альбомном листе номера тезисов,  соответствующие признакам растений вашего семейства.

Тезисы:

  1. Цветок имеет двойной  околоцветник.
  2. Формула цветка: Ч4 Л4 Т4+2 П1
  3. Плод – зерновка.
  4. Многие растения этого семейства содержат ядовитые вещества.
  5. Формула цветка: Ч(5) Л(5)2 Т(9)1 П1
  6. Плод  стручок или стручочек.
  7. Стебель – соломинка.
  8. На корнях растений имеются клубеньки.
  9. Плод  ягода  или  коробочка.
  10. Плод – семянка.
  11. Жилкование листа дуговое или параллельное (сетчатое как исключение).
  12. Луковичные или корневищные растения.
  13. Плод у растений – яблоко, костянка, ягода и др.
  14. Стержневой тип корневой системы.
  15. В зародыше семени одна семядоля.
  16. Формула цветка: Ч(5) Л(5) Т5 П1
  17. Плод состоит из двух створок без внутренней перегородки.
  18. Соцветие – корзинка.
  19. Лепестки расположены крестообразно.
  20. Формула цветка: Ч5 Л5 Т П или Ч5 Л5 Т П1
  21. Соцветие - сложный колос, метелка, султан и др.

Ответы:

Семейство Крестоцветные: 1, 2, 6, 14, 19.

Семейство Бобовые: 1, 5, 8, 14, 17.

Семейство Пасленовые: 1, 4, 9, 14, 16.

Семейство Сложноцветные: 1, 10, 14, 18.

Семейство Розоцветные: 1, 13, 14, 20.

Семейство Лилейные: 9, 11, 12, 15.

Семейство Злаковые: 3, 7, 11, 15, 21.

Максимальная оценка – 5 баллов.

В это время проходит игра со зрителями. Они решают кроссворд.

Участникам предлагается вспомнить по одному  куплету песен, в которых упоминаются цветковые растения.  Участники, затрудняющиеся вспомнить, выбывают из игры.Кто оказывается последним, тот и получает приз.

5 тур«Черный ящик»

В «черном ящике находятся семь предметов. На столе раскладываем семь карточек с номерами от одного до семи. Капитан каждой команды берет карточку и называет номер  подсказки.Учитель читает подсказку, и команда должна дать ответ о том, что лежит в «черном ящике».Обсуждение проходит течение одной минуты.

Подсказка №1.

В «черном ящике» лежит талисман, который носили на  груди  средневековые рыцари.Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрелы, ударов мечей.

Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии.

Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства,а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания.«Что лежит в «черном ящике»?

Ответ:Луковица

Подсказка №2.

В «черном ящике» лежит некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении.Его родина Мексика. В 1874 году академик Севергин в книге«Царство  произрастания» писал: «Сие растениепочитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям: можно получать из него масло, пережженныесемена имеют запах кофея и  производят наливку почти столь же приятную».Что же за лакомство лежит в ящике?

Ответ:Семечки.Это плоды подсолнечника

Подсказка №3.

В «черном ящике» лежит плод,употребляемый свежем, сушеном  имоченом виде.Этот плод принадлежит растению из семейства Розоцветных.Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии.Растение весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до -300С.

Плоды полезны, содержит вещества, выводящие из организма тяжелые ядовитые металлы.О каких плодах идет речь?

Ответ:О яблоках.

Подсказка №4.

Геркулес - из овса.

Пшено - из проса.

А из каких растений получают манную и перловую крупу?

Ответ:Манная - из пшеницы, перловая - из ячменя.

Подсказка №5.

а)Любимый овощ Наполеона.

б)Древние римляне видели в этом овоще не столько продукт питания, сколько сырье для приготовления муки.Из этой муки изготовляли знаменитое в то время косметическое средство – ломентум,  заменяющее римлянкам  пудру. Не потому ли у немцев его до сих пор называют белильными бобами?Назовите этот овощ.

Ответ:Фасоль.

Подсказка №6.

В «черном ящике» находится нечто, что приготовлено из растений семейства Сложноцветные. Цветки в корзинке двух типов: в центре – трубчатые (коричневые или желтые), по краю – язычковые (оранжевые или желтые), съедобные, их используют для окраски некоторых видов сыров. Семянки весьма причудливой формы, без каких-либо приспособлений для распространения ветром.

То, что находится в ящике, применяется для очищения кожи, дезинфекции ран, является чудесным противовоспалительным средством. Что находится в «черном ящике»?

Ответ: Настойка календулы. Более распространенное название календулы -

                              ноготки лекарственные.    

Подсказка №7.

В «черном ящике» лежит один из ближайших теплолюбивых родственников картофеля и помидоров, выходец из Индии и Бирмы.

Однако прежде чем стать любимым овощем европейцев, он долгое время находился в опале. Древние греки и римляне называли их «яблоками бешенства» и полагали, что систематическое употребление их в пищу приводит к сумасшествию. Преодолеть страх европейцам помогло открытие Америки, именно в Южной Америке они обнаружили, что индейцы успешно разводят и употребляют в пищу уже знакомый в Европе овощ. И от этого никто не теряет рассудка, а скорее, наоборот, приобретает жизнерадостность. В сыром виде и по своему запаху они напоминают грибы, а в жареном – телятину. Что находится в «черном ящике»?

Ответ: Баклажан.    

Высшая оценка конкурса – 5 баллов.

6 тур.     Встреча в цветочном городе.

Стихи Незнайки (читает учитель). Участники должны назвать биологические ошибки в стихах.

  1. Знают все и стар и мал,

Вкусен плод картофеля.

Вырос знатный урожай.

Правда, ведь не плохо ли?

  1. Как на нашей грядке

Расцвел горошек сладкий

Мушки, пчелки налетят

Будем урожая ждать.

               (самоопыление у гороха)

  1. Колокольчики мои.

Цветики весною

Вместе с ландышем

Цвели в поле за рекою.

  1. Цветок Раффлезии душистый

Для радости пчелы пушистой

Зацвел на солнечной поляне.

Давайте мы туда заглянем.

                (опыляет – муха, цветок – паразит)

  1. Одинокий цветок одуванчика

Беззаботно дрожит на ветру.

                (соцветие корзинка)

  1. Во поле береза стояла

И её пчела опыляла.

                (опыляется ветром)

  1. Ягода малина,

Нас к себе манила.

Ягода малина

Летом в гости звала.

                 (плод малины – многокостянка)

7 тур.     Лукоморье

Представим, что знаменитый Лукоморский кот имел первоначальные знания по ботанике.

Любил этот предмет, также как и мы, и поэтому в первую очередь отдавал предпочтение тем сказкам, где героями были цветковые растения; их цветы, плоды, вегетативные органы.

Вопрос: какие бы, по вашему мнению, звучали сказки под дубом?Назовите их.Какие растения нашли отражения в сказках?

Жюри подводит итоги. Называет команды победители.

Учитель вручает победителям памятные призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного музыкального занятия с элементами театрализации "Урок пения в Цветочном городе"

Пение - вид музыкального исполнительства, который дает детям включиться в творческую деятельность, познакомиться с музыкальным искусством н...

Отчет о проведении летней оздоровительной кампании "Лето-2011" в ДОЛ "Цветочный город"

На базе ГБОУ СОШ №127 летом 2011 года был организован детский оздоровительный лагерь "Цветочный город", начальник лагеря Раенкова Анна Аркадьевна.Это отчетная презентация...

Презентация для родителей по ДОЛ "Цветочный город"

Перед поступлением детей в летний лагерь на базе ГОУ СОШ №127 "Цветочный город" для родителей было проведено собрание, на котором рассказывалось о лагере.Презентация подготовлена начальником ДОЛ "Цвет...

Образовательная программа духовно-нравственного воспитания детского лагеря отдыха "Цветочный город"

Образовательная программа духовно-нравственного воспитания пришкольного детского лагеря отдыха с дневным пребыванием «Цветочный город»...

Сценарий праздника «Осень в Цветочном городе»

Сценарий праздника в старшей группе «Осень в Цветочном городе»....

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в цветочный город"

Внеклассное мероприятие по теме "Путешествие в цветочный город"  проводится для обучающихс 6 классов. Нацелено на обобщение и закрепление знаний по теме "Основные классы цветковых растений", наце...

методическая разработка Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами экспериментирования «На помощь жителям Цветочного города». Очищение воды.

Методическая разработка "Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами экспериментирования «На помощь жителям Цветочного города». Очищение воды"  соответствуе...