Учитель года
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Дорожко Вита Юрьевна

Эссе "Я - Учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_uchitel.docx13.75 КБ
Файл презентация1009.73 КБ
Файл zhiznedeyatelnost_kletki.docx22.52 КБ
Microsoft Office document icon pril2.doc28 КБ
Microsoft Office document icon pril3.doc887.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе « Я – учитель»

     На свете множество разных профессий, все они интересные и нужные. Из этого множества человек выбирает для себя только ту, которая соответствует его желанию, способностям и возможностям.                                

     Я выбрала профессия педагога. Почему? Да потому что по наследству могут передаваться не только болезни, но и профессии.

     Я родилась и выросла в семье, в которой было немало представителей этой благородной профессии. Это, прежде всего мои бабушка Нина Эвстратьевна Немыкина – учитель начальных классов, ветеран педагогического труда и дедушка Федоренко Петр Иванович - директор школы № 13, учитель математики. Именно он  поднимал школу после войны  в  ст. Калниболотской.  Мама Дорожко Галина Петровна – учитель биологии - методист,  всю жизнь проработала с детьми. С самого детства я видела, сколько сил, труда, терпения, души они вкладывали в своих учеников, чтобы те выросли успешными людьми. Во время учебы в школе меня окружали прекрасные педагоги, профессионалы, на которых хотелось быть похожей.

       Время пролетало быстро. Судьба занесла меня в Украину. Где за плечами – Криворожский государственный университет, факультет биологии и химии… и первая запись в трудовой книжке: « Принята на должность учителя биологии» средняя школа города Кривого - Рога.

       И вот судьба меня возвращает к моим корням: средняя общеобразовательная школа № 13 станицы Калниболотской, где когда-то дедушка был директором, бабушка учителем начальных классов, мама училась. Здесь теперь работаю и я, продолжаю семейную традицию в третьем поколении; преподаю биологию и химию. Я не могу это назвать работай – это вся моя жизнь! Школьная круговерть и суматоха, множество самых разнообразных учебных дел и внеклассных мероприятий, детское звонкоголосье погружают в мир света, радости общения и торжества жизни. Я люблю свою школу,  ее тихие и шумные коридоры, ту атмосферу, которая царит там. В школе ты себя чувствуешь всегда молодой, энергичной и способной свернуть горы.  

      Говорят, что учитель всю жизнь учится. И работая в школе, я лично в этом убедилась. Но трудности меня не пугают, ведь я прекрасно понимаю, что для того чтобы заниматься любимым делом, нужны хорошие знания. Я молода, полна энергии и сил. Впереди меня ждет еще долгий путь. Не думаю, что он будет легкий, но я убеждена, что эта моя дорога. И к огромному счастью на этом пути, я не одна, со мной мои коллеги, опытные педагоги СОШ №13, обладающие глубокими знаниями, профессиональным мышлением и творческим потенциалом, всегда готовые прийти на помощь и поделиться своим опытом.

     Я знаю точно, что нет ничего прекраснее слов благодарности от учеников и выпускников школы не только за уроки биологии, но и за уроки жизни и становления личности.

     Анализируя пройденный путь, прихожу к одному единственному выводу: мой профессиональный выбор не случаен, и я ничего  не хотела бы изменить, если бы все пришлось начать сначала. Я благодарна своей профессии, которая подарила мне любовь моих учеников, счастье гордиться их успехами и победами. Подарила счастливую учительскую судьбу и наградила крыльями, позволяющими стать выше всех проблем и трудностей, сопутствующих нашей нелегкой профессии.

     

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнедеятельность клетки. Учитель Дорожко Вита Юрьевна МБОУ СОШ №13 с таница Калниболотская

Слайд 2

Жизнедеятельность — совокупность процессов, протекающих в живом организме, служащих поддержанию в нём жизни и являющихся проявлениями жизни.

Слайд 3

Жизнедеятельность клетки. Поступление веществ в клетку Взаимосвязь клеток с другими клетками Межклеточное вещество Межклеточники Деление клетки Рост и развитие

Слайд 4

Основные процессы жизнедеятельности Пользуясь текстом § 9 учебника , найдите основные процессы жизнедеятельности клетки и заполните таблицу. Название процесса Его характеристика

Слайд 5

Движение цитоплазмы Ко всем частям клетки доставляются нужные ей вещества и удаляются ненужные. Цитоплазма может сжиматься и вновь расправляться.

Слайд 6

Поступление веществ в клетку. В клетках листа элодеи под микроскопом можно увидеть, что зеленые пластиды (хлоропласты) плавно перемещаются вместе с цитоплазмой в одном направлении вдоль клеточной оболочки. По их перемещению можно судить о движении цитоплазмы. Это движение постоянно, но его иногда трудно обнаружить. Движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы.

Слайд 7

Взаимосвязь клетки с другими клетками. Цитоплазма одной живой клетки обычно не изолирована от цитоплазмы других живых клеток, расположенных рядом. Нити цитоплазмы соединяют соседние клетки, проходя через клеточные оболочки.

Слайд 8

Межклеточное вещество. Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество .. Если межклеточное вещество разрушается, клетки разъединяются. Так происходит при варке клубней картофеля. В спелых плодах арбузов и томатов, рассыпчатых яблок клетки также легко разъединяются Межклеточное вещество

Слайд 9

Межклетники. Нередко живые растущие клетки всех органов растения меняют форму. Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках межклеточное вещество разрушается. Возникают межклетники , заполненные воздухом

Слайд 10

Живые клетки дышат, питаются, растут и размножаются. Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную оболочку в виде растворов из других клеток и их межклетников. Растение получает эти вещества из воздуха и почвы. рост деление

Слайд 11

Дыхание - сложный процесс химических реакций, дающих энергию. Для дыхания клетки используют кислород и выделяют углекислый газ. О 2 СО 2

Слайд 12

Питание Вода Н 2 О Углекислый газ СО 2 Минеральные вещества

Слайд 13

Обмен веществ - процессы образования веществ и их расщепления в клетке. Вещества нужные клетке Вещества вредные и ненужные

Слайд 14

Рост клетки - увеличение в размерах.

Слайд 15

Деление клеток - процесс образования из одной материнской клетки двух дочерних.

Слайд 16

Фотосинтез – это процесс А) образования органических веществ в хлоропластах на свету из углекислого газа и воды Б) разрушения органических веществ в листьях В) поглощение растением углекислого газа и воды

Слайд 17

Фотосинтез происходит в А) ядре Б) цитоплазме В) хлоропластах

Слайд 18

Для образования органических веществ в хлоропластах растений необходимы? А) вода, свет Б) свет, углекислый газ В) вода, углекислый газ, свет

Слайд 19

В процессе фотосинтеза растение А) поглощает углекислый газ Б) поглощает кислород В) образует минеральные вещества

Слайд 20

Домашнее задание § 9, стр. 42

Слайд 21

Благодарю за работу!



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №13 ст. Калниболотская

Учитель биологии Дорожко В.Ю.

Жизнедеятельность клетки.

1 этап: оргмомент. Учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность рабочего места учащихся. Учащиеся приветствуют учителя.

2 этап: мотивация, актуализация знаний.

3 этап: целеполагание. Подводит к постановке цели – используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма.

4 этап: изучение нового материала. Процессы жизнедеятельности клетки (дыхание, питание, обмен веществ, размножение, рост.)

5 этап: информация о домашнем задании. Изучить п. 8, доработать опорный конспект, приготовить вопросы.

6 этап: Закрепление материала. Сказка и ответы на вопросы.

Цели по содержанию:

  • Образовательная: способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки; должны усвоить понятия: жизнь, жизнедеятельность клетки, дыхание, питание, рост, размножение клетки, движение цитоплазмы.
  • Развивающая: продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
  • Воспитательная: создать условия для учения с увлечением, воспитывать самостоятельность, способствовать формированию коммуникативных качеств у учащихся, развитию способностей конкретизировать, анализировать, обобщать.

Задачи:

  • Закрепить первичные сведения о клетке.
  • Раскрыть представление о клетке как структурной и функциональной единице живого.
  • Показать практическое применение полученных знаний.

Оборудование: ноутбук, презентация в программе Power Point, раздаточный материал (конверты с заданием), журнал наблюдений (опорный конспект для заполнения), оборудование для демонстрации опыта.

Ход урока

Презентация слайд 1. 

Мы находимся в несколько необычных условиях, а для того, чтобы наша встреча не была бесполезной, мы должны сотрудничать. Представьте, что мы обитатели другой планеты, и сегодня путешествуем на планету Земля.  Для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений (тетради на печатной основе) лежит на парте, письменные принадлежности и хорошее настроение. Какие живые организмы вы можете встретить здесь? И первые организмы, которых мы встречаем в изучении предмета биологии – это растения.

1. Подготовка к восприятию нового материала (Актуализация знаний).

Фронтальная беседа.

Cлайд 2. А из чего состоят все растения, как и любой другой живой организм? Ребята, еще Козьма Прутков говорил: “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь”. Вспомним, какое строение имеет клетка?

 Cлайд 3. И для этого, вам предстоит выполнить задание №1,2 (приложение №2), лежит на парте . Прочитать внимательно. Закончите предложения. При этом идет демонстрация.

 Cлайд 4. Назовите органоиды клетки.

ЭОР ХИМ. СОСТАВ.

2. Изучение нового материала.

Мы вспомнили строение клетки, её хим. состав, а сегодня мы с вами погрузимся в тайну жизни клетки. Как вы понимаете термин жизнь? - Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах. Давайте вспомним процессы, характеризующие жизнь? Слайд 5. Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки.

Посмотрите внимательно на слайд. И попробуйте сформулировать тему  урока. (запись в тетрадь темы урока) Слайд 6.

 А начнем работу с просмотра слайда. Слайд 7.  Вам предстоит определить к какому из перечисленных процессов может относиться то, что вы увидите на экране /дыхание клетки/.  Обозначьте на схеме опорного конспекта поступление кислорода и выделение угл. газа.

Что еще необходимо клетке для нормальной жизнедеятельности? Питание. А для того чтобы узнать, каким образом обеспечивается эта важнейшая потребность, предлагаю посмотреть видеофрагмент. Слайд 8-9. Благодаря полупроницаемости клеточной оболочки, регулирует поступление веществ. (отметьте в конспектах поступление веществ в клетку). Записи в листок. 

Ребята, как вы думаете, что дальше происходит с веществами, которые поступили в клетку? Питательные вещества перемещаются по всей клетке и удаляются не нужные, при помощи цитоплазмы. Слайд 10-11. Сейчас самостоятельно запишите в конспектах Значение движения цитоплазмы.

Вы знаете, что клеток в организме очень много, так вот, цитоплазма одной живой клетки не изолирована, а соединяется через поры соседних клеток, и все клетки взаимосвязаны. ЭОР.

Но иногда, клетки постепенно изнашиваются и гибнут. И чтобы жизнь организма продолжалась, он должен производить новые с той же скоростью, с какой умирают старые. Скорость деления у клеток разная, а принцип деления один. Доп. мат. Стр. 46.

Слайд 12-13. Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Делению предшествует деление ядра. Ядро увеличивается, хорошо заметны тельца, цилиндрической формы – хромосомы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Хромосомы копируют себя, образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой новой клетки их становится столько же как и в материнской клетке. Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48. Дополнительный материал. Стр. 46. Деление клеток картофеля можно представить схемой

Составьте схему деления клеток. У вас лежат разрезанные карточки в конверте №2 (приложение №3) из которых необходимо правильно расставить этапы, проверка на экране. Презентация слайд 8. Как должно быть проверьте. Отложите конверты с заданием.

Посмотрите на доску, какой из процессов жизнедеятельности мы не рассмотрели. Конечно.

Слайд 14. А для этого вы поработаете самостоятельно учебник на странице 45. Как происходит рост клетки и его значение. Проверяем. Как же происходит рост клетки…….молодые клетки содержат много вакуолей, в которых накапливаются питательные вещества, постепенно вакуоль увеличивается до одной большой вакуоли. ЭОР. Значение – рост растения. Отсюда название растение, что оно постоянно растет.

3. Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели все процессы жизнедеятельности (отметить на конспекте название процессов), но если посмотрим на ваш опорный конспект, то увидим, что заполнен не полностью. Так вот вашим домашним заданием будет: закончить конспект наклеить схему деления, зарисовать рост клетки, подготовить вопросы, а дополнительно – ответить на вопрос, лежит на ваших столах. П. 9.

4. Закрепление.

ЭОР  67-68.

А сейчас, мы еще раз зайдем в гости к нашей таинственной клетке. И для этого прочитаем сказку. Слайд 15. Сказка о житие – бытие растительной клетки

Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетку пища поступает
Очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.
Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название “растение”
Получило объяснение.
Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?

Прочитайте сказку еще раз, самостоятельно, отметьте, какие процессы происходят в клетке? Клетка обладает всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА – ЖИВАЯ. Презентация слайд 16.

И вернемся к началу урока, как бы вы назвали тему __________. Оказывается и я назвала ее также. (жизнедеятельность клетки; жизнь клетки – вариантов много)

Возвращение к цитате, которая написана на доске!

Ну, вот мы и побыли в гостях у клетки – единице всего живого на Земле. А сейчас, возвращаемся на нашу выдуманную планету, для того, чтобы на следующем уроке вновь вернутся, и познать новые тайны живой природы. 

Рефлексия.

Оценивание работы.



Предварительный просмотр:

Приложение №2.

ЗАДАНИЕ №1

Закончите предложения: “С поверхности клетка покрыта…………………………….. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом………………, в котором есть полости………………,заполненные клеточным соком, и плотное тельце …………….. Окраска растений зависит от присутствия в них ………………… Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………….”.  

ЗАДАНИЕ №2

Вставить пропущенные буквы в терминах : ..б.. лочка, ц..топлазма, ..дро,  ..др..шко, в..куоли, пл..стиды, хл..р..пласты, п..гмент, хл..р..филл.

Приложение №2.

ЗАДАНИЕ №1

Закончите предложения: “С поверхности клетка покрыта…………………………….. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом………………, в котором есть полости………………,заполненные клеточным соком, и плотное тельце …………….. Окраска растений зависит от присутствия в них ………………… Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………….”.  

ЗАДАНИЕ №2

Вставить пропущенные буквы в терминах : ..б.. лочка, ц..топлазма, ..дро,  ..др..шко, в..куоли, пл..стиды, хл..р..пласты, п..гмент, хл..р..филл.



Предварительный просмотр:

Приложение №3.

Задание 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Урок-конференция. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил...» .(Урок по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).Учитель Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2013-2014 учебном году.

На уроке происходит осознание роли честной, правдивой книги в становлении нравственных понятий человека и общества.С детьми на уроке идёт разговор  о роли книги в нашей жизни. Книга важна дл...

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"...

Информационная карта участника городского конкурса «Учитель года Сочи – 2019» (номинация – «Учитель года Сочи»)

Информационная карта участника городского конкурса «Учитель года Сочи – 2019»  (номинация – «Учитель года Сочи»)...

Представление на участие в городском конкурсе «Учитель года Сочи – 2019» в номинации «Учитель года Сочи»

Представление на участие в городском конкурсе «Учитель года Сочи – 2019» в номинации «Учитель года Сочи»...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" в 2020-2021 учебном году

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственное  понимание миссии педагога в современном мире.......