Учитель года
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
Эссе "Я - Учитель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_ya_uchitel.docx | 13.75 КБ |
презентация | 1009.73 КБ |
zhiznedeyatelnost_kletki.docx | 22.52 КБ |
pril2.doc | 28 КБ |
pril3.doc | 887.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе « Я – учитель»
На свете множество разных профессий, все они интересные и нужные. Из этого множества человек выбирает для себя только ту, которая соответствует его желанию, способностям и возможностям.
Я выбрала профессия педагога. Почему? Да потому что по наследству могут передаваться не только болезни, но и профессии.
Я родилась и выросла в семье, в которой было немало представителей этой благородной профессии. Это, прежде всего мои бабушка Нина Эвстратьевна Немыкина – учитель начальных классов, ветеран педагогического труда и дедушка Федоренко Петр Иванович - директор школы № 13, учитель математики. Именно он поднимал школу после войны в ст. Калниболотской. Мама Дорожко Галина Петровна – учитель биологии - методист, всю жизнь проработала с детьми. С самого детства я видела, сколько сил, труда, терпения, души они вкладывали в своих учеников, чтобы те выросли успешными людьми. Во время учебы в школе меня окружали прекрасные педагоги, профессионалы, на которых хотелось быть похожей.
Время пролетало быстро. Судьба занесла меня в Украину. Где за плечами – Криворожский государственный университет, факультет биологии и химии… и первая запись в трудовой книжке: « Принята на должность учителя биологии» средняя школа города Кривого - Рога.
И вот судьба меня возвращает к моим корням: средняя общеобразовательная школа № 13 станицы Калниболотской, где когда-то дедушка был директором, бабушка учителем начальных классов, мама училась. Здесь теперь работаю и я, продолжаю семейную традицию в третьем поколении; преподаю биологию и химию. Я не могу это назвать работай – это вся моя жизнь! Школьная круговерть и суматоха, множество самых разнообразных учебных дел и внеклассных мероприятий, детское звонкоголосье погружают в мир света, радости общения и торжества жизни. Я люблю свою школу, ее тихие и шумные коридоры, ту атмосферу, которая царит там. В школе ты себя чувствуешь всегда молодой, энергичной и способной свернуть горы.
Говорят, что учитель всю жизнь учится. И работая в школе, я лично в этом убедилась. Но трудности меня не пугают, ведь я прекрасно понимаю, что для того чтобы заниматься любимым делом, нужны хорошие знания. Я молода, полна энергии и сил. Впереди меня ждет еще долгий путь. Не думаю, что он будет легкий, но я убеждена, что эта моя дорога. И к огромному счастью на этом пути, я не одна, со мной мои коллеги, опытные педагоги СОШ №13, обладающие глубокими знаниями, профессиональным мышлением и творческим потенциалом, всегда готовые прийти на помощь и поделиться своим опытом.
Я знаю точно, что нет ничего прекраснее слов благодарности от учеников и выпускников школы не только за уроки биологии, но и за уроки жизни и становления личности.
Анализируя пройденный путь, прихожу к одному единственному выводу: мой профессиональный выбор не случаен, и я ничего не хотела бы изменить, если бы все пришлось начать сначала. Я благодарна своей профессии, которая подарила мне любовь моих учеников, счастье гордиться их успехами и победами. Подарила счастливую учительскую судьбу и наградила крыльями, позволяющими стать выше всех проблем и трудностей, сопутствующих нашей нелегкой профессии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жизнедеятельность — совокупность процессов, протекающих в живом организме, служащих поддержанию в нём жизни и являющихся проявлениями жизни.
Жизнедеятельность клетки. Поступление веществ в клетку Взаимосвязь клеток с другими клетками Межклеточное вещество Межклеточники Деление клетки Рост и развитие
Основные процессы жизнедеятельности Пользуясь текстом § 9 учебника , найдите основные процессы жизнедеятельности клетки и заполните таблицу. Название процесса Его характеристика
Движение цитоплазмы Ко всем частям клетки доставляются нужные ей вещества и удаляются ненужные. Цитоплазма может сжиматься и вновь расправляться.
Поступление веществ в клетку. В клетках листа элодеи под микроскопом можно увидеть, что зеленые пластиды (хлоропласты) плавно перемещаются вместе с цитоплазмой в одном направлении вдоль клеточной оболочки. По их перемещению можно судить о движении цитоплазмы. Это движение постоянно, но его иногда трудно обнаружить. Движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы.
Взаимосвязь клетки с другими клетками. Цитоплазма одной живой клетки обычно не изолирована от цитоплазмы других живых клеток, расположенных рядом. Нити цитоплазмы соединяют соседние клетки, проходя через клеточные оболочки.
Межклеточное вещество. Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество .. Если межклеточное вещество разрушается, клетки разъединяются. Так происходит при варке клубней картофеля. В спелых плодах арбузов и томатов, рассыпчатых яблок клетки также легко разъединяются Межклеточное вещество
Межклетники. Нередко живые растущие клетки всех органов растения меняют форму. Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках межклеточное вещество разрушается. Возникают межклетники , заполненные воздухом
Живые клетки дышат, питаются, растут и размножаются. Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную оболочку в виде растворов из других клеток и их межклетников. Растение получает эти вещества из воздуха и почвы. рост деление
Дыхание - сложный процесс химических реакций, дающих энергию. Для дыхания клетки используют кислород и выделяют углекислый газ. О 2 СО 2
Питание Вода Н 2 О Углекислый газ СО 2 Минеральные вещества
Обмен веществ - процессы образования веществ и их расщепления в клетке. Вещества нужные клетке Вещества вредные и ненужные
Рост клетки - увеличение в размерах.
Деление клеток - процесс образования из одной материнской клетки двух дочерних.
Фотосинтез – это процесс А) образования органических веществ в хлоропластах на свету из углекислого газа и воды Б) разрушения органических веществ в листьях В) поглощение растением углекислого газа и воды
Фотосинтез происходит в А) ядре Б) цитоплазме В) хлоропластах
Для образования органических веществ в хлоропластах растений необходимы? А) вода, свет Б) свет, углекислый газ В) вода, углекислый газ, свет
В процессе фотосинтеза растение А) поглощает углекислый газ Б) поглощает кислород В) образует минеральные вещества
Домашнее задание § 9, стр. 42
Благодарю за работу!
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №13 ст. Калниболотская
Учитель биологии Дорожко В.Ю.
Жизнедеятельность клетки.
1 этап: оргмомент. Учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность рабочего места учащихся. Учащиеся приветствуют учителя.
2 этап: мотивация, актуализация знаний.
3 этап: целеполагание. Подводит к постановке цели – используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма.
4 этап: изучение нового материала. Процессы жизнедеятельности клетки (дыхание, питание, обмен веществ, размножение, рост.)
5 этап: информация о домашнем задании. Изучить п. 8, доработать опорный конспект, приготовить вопросы.
6 этап: Закрепление материала. Сказка и ответы на вопросы.
Цели по содержанию:
- Образовательная: способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки; должны усвоить понятия: жизнь, жизнедеятельность клетки, дыхание, питание, рост, размножение клетки, движение цитоплазмы.
- Развивающая: продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- Воспитательная: создать условия для учения с увлечением, воспитывать самостоятельность, способствовать формированию коммуникативных качеств у учащихся, развитию способностей конкретизировать, анализировать, обобщать.
Задачи:
- Закрепить первичные сведения о клетке.
- Раскрыть представление о клетке как структурной и функциональной единице живого.
- Показать практическое применение полученных знаний.
Оборудование: ноутбук, презентация в программе Power Point, раздаточный материал (конверты с заданием), журнал наблюдений (опорный конспект для заполнения), оборудование для демонстрации опыта.
Ход урока
Презентация слайд 1.
Мы находимся в несколько необычных условиях, а для того, чтобы наша встреча не была бесполезной, мы должны сотрудничать. Представьте, что мы обитатели другой планеты, и сегодня путешествуем на планету Земля. Для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений (тетради на печатной основе) лежит на парте, письменные принадлежности и хорошее настроение. Какие живые организмы вы можете встретить здесь? И первые организмы, которых мы встречаем в изучении предмета биологии – это растения.
1. Подготовка к восприятию нового материала (Актуализация знаний).
Фронтальная беседа.
Cлайд 2. А из чего состоят все растения, как и любой другой живой организм? Ребята, еще Козьма Прутков говорил: “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь”. Вспомним, какое строение имеет клетка?
Cлайд 3. И для этого, вам предстоит выполнить задание №1,2 (приложение №2), лежит на парте . Прочитать внимательно. Закончите предложения. При этом идет демонстрация.
Cлайд 4. Назовите органоиды клетки.
ЭОР ХИМ. СОСТАВ.
2. Изучение нового материала.
Мы вспомнили строение клетки, её хим. состав, а сегодня мы с вами погрузимся в тайну жизни клетки. Как вы понимаете термин жизнь? - Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах. Давайте вспомним процессы, характеризующие жизнь? Слайд 5. Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки.
Посмотрите внимательно на слайд. И попробуйте сформулировать тему урока. (запись в тетрадь темы урока) Слайд 6.
А начнем работу с просмотра слайда. Слайд 7. Вам предстоит определить к какому из перечисленных процессов может относиться то, что вы увидите на экране /дыхание клетки/. Обозначьте на схеме опорного конспекта поступление кислорода и выделение угл. газа.
Что еще необходимо клетке для нормальной жизнедеятельности? Питание. А для того чтобы узнать, каким образом обеспечивается эта важнейшая потребность, предлагаю посмотреть видеофрагмент. Слайд 8-9. Благодаря полупроницаемости клеточной оболочки, регулирует поступление веществ. (отметьте в конспектах поступление веществ в клетку). Записи в листок.
Ребята, как вы думаете, что дальше происходит с веществами, которые поступили в клетку? Питательные вещества перемещаются по всей клетке и удаляются не нужные, при помощи цитоплазмы. Слайд 10-11. Сейчас самостоятельно запишите в конспектах Значение движения цитоплазмы.
Вы знаете, что клеток в организме очень много, так вот, цитоплазма одной живой клетки не изолирована, а соединяется через поры соседних клеток, и все клетки взаимосвязаны. ЭОР.
Но иногда, клетки постепенно изнашиваются и гибнут. И чтобы жизнь организма продолжалась, он должен производить новые с той же скоростью, с какой умирают старые. Скорость деления у клеток разная, а принцип деления один. Доп. мат. Стр. 46.
Слайд 12-13. Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Делению предшествует деление ядра. Ядро увеличивается, хорошо заметны тельца, цилиндрической формы – хромосомы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Хромосомы копируют себя, образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой новой клетки их становится столько же как и в материнской клетке. Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48. Дополнительный материал. Стр. 46. Деление клеток картофеля можно представить схемой
Составьте схему деления клеток. У вас лежат разрезанные карточки в конверте №2 (приложение №3) из которых необходимо правильно расставить этапы, проверка на экране. Презентация слайд 8. Как должно быть проверьте. Отложите конверты с заданием.
Посмотрите на доску, какой из процессов жизнедеятельности мы не рассмотрели. Конечно.
Слайд 14. А для этого вы поработаете самостоятельно учебник на странице 45. Как происходит рост клетки и его значение. Проверяем. Как же происходит рост клетки…….молодые клетки содержат много вакуолей, в которых накапливаются питательные вещества, постепенно вакуоль увеличивается до одной большой вакуоли. ЭОР. Значение – рост растения. Отсюда название растение, что оно постоянно растет.
3. Домашнее задание.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели все процессы жизнедеятельности (отметить на конспекте название процессов), но если посмотрим на ваш опорный конспект, то увидим, что заполнен не полностью. Так вот вашим домашним заданием будет: закончить конспект наклеить схему деления, зарисовать рост клетки, подготовить вопросы, а дополнительно – ответить на вопрос, лежит на ваших столах. П. 9.
4. Закрепление.
ЭОР 67-68.
А сейчас, мы еще раз зайдем в гости к нашей таинственной клетке. И для этого прочитаем сказку. Слайд 15. Сказка о житие – бытие растительной клетки
Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетку пища поступает
Очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.
Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название “растение”
Получило объяснение.
Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?
Прочитайте сказку еще раз, самостоятельно, отметьте, какие процессы происходят в клетке? Клетка обладает всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА – ЖИВАЯ. Презентация слайд 16.
И вернемся к началу урока, как бы вы назвали тему __________. Оказывается и я назвала ее также. (жизнедеятельность клетки; жизнь клетки – вариантов много)
Возвращение к цитате, которая написана на доске!
Ну, вот мы и побыли в гостях у клетки – единице всего живого на Земле. А сейчас, возвращаемся на нашу выдуманную планету, для того, чтобы на следующем уроке вновь вернутся, и познать новые тайны живой природы.
Рефлексия.
Оценивание работы.
Предварительный просмотр:
Приложение №2.
ЗАДАНИЕ №1
Закончите предложения: “С поверхности клетка покрыта…………………………….. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом………………, в котором есть полости………………,заполненные клеточным соком, и плотное тельце …………….. Окраска растений зависит от присутствия в них ………………… Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………….”.
ЗАДАНИЕ №2
Вставить пропущенные буквы в терминах : ..б.. лочка, ц..топлазма, ..дро, ..др..шко, в..куоли, пл..стиды, хл..р..пласты, п..гмент, хл..р..филл.
Приложение №2.
ЗАДАНИЕ №1
Закончите предложения: “С поверхности клетка покрыта…………………………….. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом………………, в котором есть полости………………,заполненные клеточным соком, и плотное тельце …………….. Окраска растений зависит от присутствия в них ………………… Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………….”.
ЗАДАНИЕ №2
Вставить пропущенные буквы в терминах : ..б.. лочка, ц..топлазма, ..дро, ..др..шко, в..куоли, пл..стиды, хл..р..пласты, п..гмент, хл..р..филл.
Предварительный просмотр:
Приложение №3.
Задание 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам
Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...
Конкурсное задание учителя английского языка Шахрай И. А. г. Горячий Ключ эссе "Я - учитель" муниципального этапа краевого конкурса "Учитель года Кубани" в 2017 году
Эссе "Я - учитель"...
Урок-конференция. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил...» .(Урок по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).Учитель Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2013-2014 учебном году.
На уроке происходит осознание роли честной, правдивой книги в становлении нравственных понятий человека и общества.С детьми на уроке идёт разговор о роли книги в нашей жизни. Книга важна дл...
Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"
Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"...
Информационная карта участника городского конкурса «Учитель года Сочи – 2019» (номинация – «Учитель года Сочи»)
Информационная карта участника городского конкурса «Учитель года Сочи – 2019» (номинация – «Учитель года Сочи»)...
Представление на участие в городском конкурсе «Учитель года Сочи – 2019» в номинации «Учитель года Сочи»
Представление на участие в городском конкурсе «Учитель года Сочи – 2019» в номинации «Учитель года Сочи»...
Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" в 2020-2021 учебном году
Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственное понимание миссии педагога в современном мире.......