Формирование универсальных умений школьников на уроках биологии
учебно-методическое пособие по биологии (5 класс) на тему
В пособии рассмотрены теоретические вопросы формирования универсальных умений школьников на уроках биологии, дана разработка по формированию универсальных учебных действий в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_universalnyh_umeniy_shkolnikov.docx | 150.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных умений школьников на уроках биологии
Содержание
1.Особенности Стандарта образования второго поколения.
2.Системно-деятельностный подход к преподаванию.
3.Что такое деятельность.
4.Характеристика,значение и содержание универсальных умений.
5.Становление и развитие комплекса умений.
6.Виды заданий.
7. Литература.
8.Приложение.
Для того чтобы преподавать в современной школе необходимо учитывать тенденции времени, запросы общества, прогрессивные психолого-педагогические идеи и, главное, требования нового образовательного стандарта.
Важнейшая особенность нового Стандарта – его направленность от «простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся», на воспитание поколения, владеющего не только знаниями, но и комплексом определенных умений и навыков.
Среди основных идей, на которых базируется новый образовательный стандарт, наиболее тесно связанными являются реализация системно-деятельностного подхода и формирование у учащихся комплекса компетенций.
В стандарте отмечается, что при его разработке был учтен происходящий в информационном обществе процесс формирования новой дидактической модели образования, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в становлении компетентной личности, способной
• быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
• получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
•принимать обоснованные решения и решать проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков».
Слова «деятельностный подход» означают, что обучение строится на основе активной познавательной деятельности (работы) учащихся. Отсюда следует, что отыскание, добыча, осознание новых знаний, их закрепление и развитие (углубление, расширение) осуществляются самими учащимися под руководством учителя. За их личной познавательной учебной деятельностью признается главенствующая роль и в образовательном процессе, и в преподавании.
Слово «системно» означает, что:
1) Познавательная деятельность учеников совершается регулярно (а не эпизодически), в определенной последовательности, звенья которой связаны между собой и образуют систему;
2) Приобретенные на уроке знания и умения не должны являться обособленными элементами, а должны быть увязаны, объединены логическими связями, образуя определенную законченную картину. Поэтому и нужна систематизация знаний.
Для того чтобы осуществлять системно-деятельностный подход к преподаванию, необходимо:
* уметь строить особым образом, прежде всего, уроки (на базе познавательной деятельности учащихся;
* на каждом уроке создавать или развивать у учащихся умения (предметные и универсальные), позволяющие вовлекать в разную работу;
* иметь к каждому занятию запас заданий, связанных с различными видами деятельности.
«Единственный путь, ведущий к
знанию, - это деятельность»
Бернард Шоу
Деятельность – это работа, труд, занятие, которое вызывает в человеке или окружающем мире коренные изменения. Существуют три этапа протекания деятельности. На ориентировочном этапе человек знакомится с тем, как и в какой последовательности нужно выполнять работу, т.е. как приобрести умение. Этот этап – создание психологической основы деятельности. На исполнительском этапе работа совершается. На контрольно-коррекционном происходит проверка: все ли выполнено, все ли сделано верно, вносятся, если нужно, исправления (коррективы). Всякая деятельность вначале идеальна, т.е. происходит мысленно, в сознании (здесь она зарождается и планируется), а уже потом реальна: совершается на практике. Затем снова наступает мыслительный этап: сделанное обдумывают, сравнивают с эталоном или проектом, замыслом.
Деятельность эффективна для человека ее совершающего, если на пути возникают преграды – сомнения. В этом случае уверенное действие (при котором человек знает, что и как делать) сменяется на время паузой. Необходимость найти путь или пути обхода препятствия активизируют мысль, которая подсказывает выход из затруднения.
Деятельность имеет несколько форм: низшую (к ней относится коллективная работа), среднюю (она связана с групповой работой), высшую (индивидуальная деятельность).
Деятельность обеспечивает преобразование и развитие человека (ученика), она формирует его личность, знания, умственные и практические умения, развивает межличностные отношения, эмоциональную сферу.
Что же дает обучение на основе деятельности учащегося? В этом процессе
- происходит развитие всех компонентов личности: умение действовать четко, обходить препятствия, воля, настойчивость, самокритичность;
- совершается овладение не только знаниями, но и умениями;
- абстрактные «чужие» знания, которые при традиционном преподавании черпают из рассказа учителя или учебника, становятся его личными (т.к. он добыл их сам), а поэтому – более понятными, близкими, осознанными;
- эффект «присвоения» знаний получается более сильным, чем обычно;
- рождается самостоятельность, которая порождает самоорганизацию;- расширяется спектр и качество межличностных отношений, поскольку в ходе выполнения работ приходится вступать в ряд деловых контактов с учителем, специалистами, одноклассниками и др.
В требованиях к результатам освоения учебных программ новый Стандарт образования предусматривает в качестве ключевой составляющей овладение не только знаниями и умениями по предмету, но и формирование и развитие умений личностных и метапредметных.
Что же входит в каждую группу умений и зафиксировано в Стандарте образования второго поколения?
Наиболее подробно хотелось бы остановиться на характеристике метапредметных (универсальных) умений. Эти умения делят на три подгруппы: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Рассмотрим значение и содержание метапредметных умений.
Регулятивные (т.е. организационные)
Значение. Эти умения связаны с деятельностью, они обеспечивают определение ее целей, т.е. целеполагание, планирование работы, прогнозирование, проведение контроля (сравнение результата с эталоном), коррекцию своих действий, оценку работы.
Содержание. В качестве умений, входящих в эту подгруппу, в Стандарте названы умения самостоятельно:
Ставить цели и приоритеты,
Планировать пути достижения целей,
Оценивать предполагаемую трудность и расход ресурсов,
Вносить коррективы в свои действия,
аргументировано оценивать свою работу,
организовывать труд свой и группы,
распределять функции в общей работе,
работать в группе,
делать самопрезентацию (т.е. представлять свою законченную работу).
Познавательные умения.
Значение. Их ценность в том, что они обеспечивают и облегчают процесс познания, дают возможность сделать осмысленными учебные занятия, открывают путь к самостоятельному приобретению знаний и творчеству.
Содержание. К этой группе в Стандарте отнесены такие умения:
Совершать ознакомительное и содержательное чтение
Понимать и преобразовывать информацию, представленную в разных видах: текстом, схемой, таблицей, рисунком, символами
Извлекать нужную информацию из этих источников
Структурировать текст
Выделять главное и второстепенное
Использовать ИКТ- технологии для процесса познания.
Коммуникативные умения
Значение. Они направлены на установление связей и взаимопонимания между людьми, на осуществление обмена информацией.
Содержание. К этой группе в Стандарте отнесены такие умения:
Слушать партнера
Работать в группе
Выражать и аргументировать свое мнение
Отстаивать свою позицию
Разрешать деловые конфликты
Владеть устной и письменной речью
Приведенные выше перечни умений нельзя считать исчерпывающими: они направляющие и требуют некоторых дополнений. В процессе обучения учебным предметам, в частности биологии, есть для этого все возможности.
Система метапредметных умений в Стандарте выглядит следующим образом.
Хотелось бы привести более детальную классификацию универсальных (метапредметных) умений.
У н и в е р с а л ь н ы е у м е н и я
1.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ.
Умения, относящиеся к работе с информацией.
Эта группа умений связана с информационной культурой. Речь идет прежде всего о культуре работы с текстом. Сюда входят такие умения:
•Понимать текст
•Выделять в тексте главное и второстепенное
•Структурировать текст (составлять его план)
•Выстраивать последовательность событий
•Выделять факт
•Выделять гипотезу
•Находить в тексте вывод
•Находить в информации доказательства
•Определять, какая важная информация в тексте отсутствует
•Суммировать информацию из разных областей жизни
•Давать нравственную оценку информации
Умения, относящиеся к работе с рисунками, объектами, схемами и графиками
•Извлекать информацию из рисунка или объекта
•Выделять в рисунке объекта главные отличительные особенности
•Читать схему, график
•Извлекать из графика нужные данные
Умения работать с таблицами
•Понимать таблицу и ее особенности
•Извлекать нужную информацию из таблицы
•Работать с табличными данными
Умения, относящиеся к работе с учебником, литературными и периодическими источниками
•Провести ознакомление с учебником
•Работать с параграфом учебника
•Отыскивать нужную информацию в энциклопедиях, справочниках, журналах
Умения работать с оборудованием
•Самостоятельно знакомиться с оборудованием по его паспорту
•Соблюдать правила техники безопасности
•Проводить эксперимент, наблюдение
Умения, связанные с перекодировкой информации
•Перевести текстовую информацию в схему
•Перевести текстовую информацию в табличную форму
•Перевести предметную, табличную, схематическую, знаковую информацию в словесную форму
Мыслительные (интеллектуальные) умения
•Владеть операцией анализ
•Выполнять мыслительную информацию синтез
•Уметь устанавливать причинно-следственные связи
•Определять последовательность событий
•Проводить обобщения
•Выполнять сравнение на основе самостоятельно выбранных критериев
•Выполнять абстрагирование
•Проводить конкретизацию
•Проводить классификацию на основе самостоятельно выбранных признаков
•Выстраивать умозаключения:
-индуктивные
-дедуктивные
-по аналогии
•Формулировать вывод в разных ситуациях
•Отражать в своей речи содержание совершенных действий и выполненной работы
•Создавать и применять схемы (выполнять систематизацию)
Мыслительно-речевые умения
(владение устной и письменной речью)
•Подготовить устное сообщение о своей работе (самопрезентация)
•Написать отчет о проделанном исследовании
•Подготовить и оформить отчет о сделанном проекте
•Создать конспект (в том числе в табличной форме)
•Написать тезисы
•Написать реферат по нескольким источникам
•Создать биографический очерк
•Написать эссе
•Составить рекламу
•Подготовить отзыв (рецензию) на чужую работу (умение связано с развитием критичности мышления)
•Дать оценку своей работе (самооценка)
•Формулировать и аргументировать свое мнение
•Корректно отстаивать свою позицию
2.РЕГУЛЯТИВНЫЕ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ)
Умения, относящиеся к началу и завершению деятельности
•Самостоятельно определять цели предстоящей работы
•Объяснять пользу и значение работы
•Планировать пути достижения цели
•Предвидеть трудности, которые могут встретиться в работе, материальные расходы
•Аргументировано оценивать свою личную работу
Групповая работа
•Организовать совместную групповую познавательную деятельность и распределение функций среди членов группы
•Провести анализ итогов совместной работы
3.КОММУНИКАТИВНЫЕ
•Слушать партнера
•Задавать собеседнику или выступающему вопросы
•Вести деловой разговор (диалог)
•Участвовать в диспуте
•Исполнять роль критика
•Быть оппонентом
Каковы же главные идеи процесса формирования умений?
1.Опора на деятельность. Обеспечить формирование у учащегося любого умения можно только в процессе его деятельности и никак иначе. Работу, по мнению психологов, нужно строить по этапам, их должно быть 4 и они увязаны в такую систему:
*Создание ориентировочной основы действия.
*Закрепление умений.
*Проверка усвоения.
*Выработка навыка.
Первый этап основан на объяснении, показе и комментарии учителя; учитель – главный «герой» этого этапа.
Второй этап – самостоятельная работа под руководством педагога. Работа может быть фронтальной или по группам, индивидуальной (учащиеся).
Третий этап – проверочная работа или тестирование (учащиеся).
Четвертый этап – самостоятельное выполнение ряда упражнений для перевода умения в навык (автоматизированное действие – учащиеся).
2.Опора на алгоритмы. Для того чтобы правильно, по научному сформулировать комплекс названных ранее умений, разработана система алгоритмов. Все они имеют общую структуру:
Назначение умения → Пояснения → Как действовать? Что делать?→Пример
Списки перечисленных компетенций необходимы для конструирования уроков, отвечающих современным требованиям и реализующих деятельностный подход к обучению; развития комплекса умений у учеников; организации разнообразной самостоятельной работы учащихся. Если выработать у ученика все или хотя бы большинство перечисленных умений, то это будет существенным вкладом в развитие важнейших сфер его личности, а именно: когнитивной (знаниевой), практической, мыслительной, мыслительно-речевой, коммуникативной, нравственной, способностей. Нужно иметь в виду и тот факт, что формирование комплекса умений у отдельной личности (прежде всего, умений универсальных) положительно влияет на развитие культуры. Влияет это и на психологию ученика: ведь владение комплексом умений:
а) вырабатывает уверенность в себе, в своих возможностях;
б) расширяет сферу этих возможностей, чем и привлекает ребят;
в) позволяет легко пополнять свои знания и умения в процессе дальнейшей работы или самообразования;
г) открывает путь к творчеству, которое не может произрастать на «пустом месте».
В своей практической деятельности стараюсь формировать универсальные (метапредметные) умения учащихся следующим образом. Прежде всего, планирую работу, увязав ее с преподаванием курса биологии. Формирование универсальных умений – это не отдельный спецкурс. Оно должно проходить в процессе изучения учебного предмета, в данном случае биологии. Планирование делаю на отдельных листах, придав материалу для четкости форму таблицы. В таблице делаю 3 графы: «Изучаемый вопрос» или «Тема урока», «Формируемое умение», «Конкретное задание». В первую графу записываю тему урока (по учебнику или программе). Во вторую заношу название универсального умения, которое позволяет затронуть рассматриваемый на уроке биологический материал. К каждому уроку во второй графе (и в третьей тоже) может быть не одна запись, а несколько, так как «множественность» записей дает возможность выбора, часть работы могу перенести на дом или предложить хорошо занимающимся ученикам. В третьей графе делаю конкретизирующую запись, которая показывает то задание по биологии для учащихся, которое я придумала, чтобы связать изучение темы урока с формируемым умением.
До сих пор школа заботилась лишь об усвоении предметных умений (в частности, связанных с биологией), а об универсальных речь не шла. Сейчас настала их очередь: они теперь актуальны и поэтому востребованы.
Литература
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.//Москва «Просвещение», 2011
- Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.:учебник – М. : Дрофа, 2016.
- Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии: 5 класс: к учебнику В.В.Пасечника «Биология. 5 класс»- М. : Издательство «Экзамен», 2016.
- Пасечник В.В. Биология: Диагностические работы к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения.5 класс» - М.: Дрофа, 2016.
- Пасечник В.В. Методика индивидуально-групповой деятельности: учебное пособие для общеобразовательных организаций – М.: Просвещение,2016.
- Воронина Г.А. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций – М.: Просвещение, 2015.
- Браверман Э.М. Методика становления предметных и универсальных умений школьников. Серии «Развивающее учение». Издательство АПКиППРО, Москва, 2013.
- Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. Растения, бактерии, грибы. Москва, «Просвещение», 1996.
Приложение
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий «в привязке» к учебнику В.В.Пасечника для 5 класса «Биология. Бактерии, грибы, растения»
Темы уроков | Формируемое УУД | Конкретное задание |
Биология – наука о живой природе | 1.Нахождение в тексте нужной информации (П). 2.Выделение главного, существенных признаков понятий (П). 3.Извлечение ИНФ из рисунка, строить речевое высказывание в устной форме (П). | *Отыскать в тексте §1 учебника используемые в биологии термины. *Какой из терминов главный? *Используя рисунок 3 с.8 в учебнике, составьте рассказ «Биологические знания в жизни человека» |
Методы исследования в биологии | 1.Высказывание и аргументация своего мнения (К) 2.Перекодировка информации из рис. в табличную форму (П) 3.Нахождение в тексте §2 нужной информации (П) | *Откуда человек получает знания об окружающем мире? *Рассмотрите рис.5 с. 12 в учебнике. Заполните таблицу «Приборы и инструменты биологической лаборатории» (Приборы и инструменты, что можно делать с их помощью) *Дайте определение понятий: «метод», «наблюдение», «эксперимент». *Сделайте вывод из сравнения процессов наблюдения, измерения и эксперимента |
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Признаки живого. | 1.Работа с рис. 8(с.16). Перевод информации из схематической формы в словесную (П) 2.Перекодировка текстовой ИНФ в схематическую форму (П). 3.Структурирование текста (П). | *Составьте рассказ о живых организмах по схеме рис.8. *По тексту §3 создайте схему «Признаки живого». *Составьте план текста §3. |
Среды обитания организмов. | 1.Работа с текстом §4 и рис. 10-13.Перевод текстовой информации в схематическую (П). 2.Умение оформлять свои мысли в устной речи (К) 3.Умение анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты (П) | *По тексту §4 создайте схему «Среды обитания организмов». *Подготовьте устный рассказ об особенностях сред обитания организмов. *Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многочисленны, чем обитатели водной? |
Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1.Работа с текстом §5. Перевод текстовой информации в схематическую (П). 2.Извлечение информации из рисунка (П). 3.Работа с инструкцией (Р). 4.Выяснение причинно-следственных связей (П). | *По тексту §5 создайте схему «Экологические факторы», приведите примеры. *Рассмотрите в учебнике рисунок 14(с.25). Объясните, почему растение под №1 более развито, чем растение под №2? *Обсуждение положений инструкции на с.27 учебника «Как работать с текстом учебника» *Приведите примеры негативного влияния антропогенных факторов в вашей местности |
Устройство увеличительных приборов | 1.Знакомство с увеличительными приборами (П) 2.Выстраивание цепочки необходимых действий (Р) | *Заполните «слепой текст»: Опишите увеличительные приборы, которые можно использовать для изучения биологических объектов. (Ручная лупа дает увеличение в…раз. С ее помощью можно рассмотреть… . Штативная лупа дает увеличение в … раз. С ее помощью можно рассмотреть … . Школьный микроскоп дает увеличение в … раз. С его помощью можно рассмотреть … .) *Какое увеличение дает ваш микроскоп? Как вы это определили? *Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом. |
Строение клетки | 1.Ориентироваться в учебных текстах, отбирать необходимую информацию (П). 2.Умение анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале (Р) 3.Схематическое изображение строения клетки в тетради (П) | *Выпишите названия органоидов клетки по рис.20(с.35) *Инструктивная карточка на с. 36 учебника. Выполнение Л.Р. по плану инструктивной карточки и оформление ее результатов. *Зарисуйте в тетради строение клетки и подпишите ее части. |
Особенности строения клеток. Пластиды | 1.Выстраивание цепочки необходимых действий (Р) 2.Умение анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале (Р) 3.Оценка ответов одноклассников (взаимоконтроль)(К) | *Воспроизведите последовательность приготовления микропрепарата. *Инструктивная карточка на с. 37 учебника. Выполнение Л.Р. по инструктивной карточке и оформление ее результатов *Перепишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, следующие слова: микр…скоп, ц…т…плазма, пл…стиды, об…лочка, хлор…пласты, лейк…пласты, хром…пласты, ме…клетники. Проверьте работу соседа по парте, пользуясь учебником. Поставьте отметку, учитывая, что «5» можно поставить, если нет ни одной ошибки, «4» - если есть одна или две ошибки, «3» - три или четыре ошибки, если допущено четыре и более ошибок, следует ставить «2». |
Химический состав клетки | 1.Нахождение в тексте §8 нужной информации (П) 2.Перекодировка информации в схематическую форму (П). | *Укажите четыре элемента, на которые приходится около 98% массы любой клетки. *Какую часть клетки занимает вода? *Укажите, какую роль в клетке играют вода, углеводы, белки? *Составьте в тетради схему «Химический состав клеток» |
Процессы жизнедеятельности клетки | 1.Перекодировка текстовой информации в табличную форму (П). 2.Умение анализировать и объяснять результаты биологического эксперимента (П). 3.Творческая работа (формирование мыслительно-речевых умений)(П) | *Заполните таблицу «Жизнедеятельность клетки» *Каково значение движения цитоплазмы в клетке? *Придумайте рассказ «Из жизни клетки», запишите его. |
Деление и рост клетки | 1.Работа с рисунками, извлечение информации из рисунка, развитие устной речи (П). 2.Выяснение последовательности событий(П) | *Рассмотрите рис.24,25 на с. 43,44 учебника и ответьте на вопросы: Почему не разъединяются клетки, из которых состоит растение? Как поступают вещества в живую клетку? *Рассмотрите карточку с рис. «Деление растительной клетки». Подпишите на рисунке части клетки: ядро, ядрышко, цитоплазму, хромосомы, оболочку. Обозначьте последовательность процесса деления. |
Ткани | 1.Конкретизация понятия «ткань» (П). 2.Перекодировка информации из словесной формы в табличную (П). 3.Работа с рисунками: извлечение информации из рисунка, развитие устной речи (П). | *Сделайте конкретным понятие «ткань» путем ответа минимум на 3 поставленных вами о нем вопросов. *Заполните таблицу «Виды тканей» *Рассмотрите покровные ткани на рис. 27 (с.47) в учебнике. Какую функцию, кроме защитной, выполняют клетки этих тканей? |
Строение и жизнедеятельность бактерий | 1.Работа с текстом: извлечение из него нужной информации (П). 2.Выделение существенных признаков бактерий, взаимопроверка (П). 3.Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками (К). | *Рассмотрите на рисунке формы бактерий и напишите их названия. Шарообразные -… . Палочковидные - … . Изогнутые - … . Спиралевидные - … . *Подпишите на рисунке части бактериальной клетки. Проверьте выполнение задания у соседа по парте, пользуясь рисунком учебника. |
Роль бактерий в природе и жизни человека | 1.Перекодировка информации из текстовой формы в табличную(П). 2.Выполнение сравнения (П), оценка ответов одноклассников (К). 3.Формулировка существенных признаков понятий (П). 4.Развитие устной речи (К). | *Заполните таблицу «Бактерии»: среда обитания, способ питания, значение в природе и жизни человека. *Выявите черты сходства и отличия бактериальной и растительной клетки. *Дать определение понятиям: «азотфиксирующие бактерии», «симбиоз», болезнетворные бактерии», «эпидемия». *Составьте рассказ о роли бактерий в хозяйственной деятельности человека, пользуясь схемой рис.33 стр.59. |
Общая характеристика грибов | 1.Работа с текстом, нахождение нужной информации (П). 2.Умение сравнивать объекты (П). 3.Проводить отбор источников информации (Р). | *Найти ответ на вопрос : по каким признакам все разнообразные грибы объединяются в одно царство? *В чем сходство между грибами и животными? * В чем сходство между грибами и растениями? *Подготовить сообщение о положительной и отрицательной роли грибов в хозяйственной деятельности человека. |
Шляпочные грибы | 1.Построение модели шляпочного гриба (П). 2.Умение воспринимать и передавать устную форму информации (К). 3.Творческая работа (П). | *Рассмотрите рисунок на карточке и запишите, что обозначено на нем цифрами. На какие два вида можно разделить грибы по строению нижней стороны шляпки? Приведите несколько примеров каждого вида грибов. *Перечислите названия съедобных грибов, которые встречаются в вашей местности. Расскажите, где они встречаются. *Придумайте рассказ «Из жизни грибов» и запишите его. |
Плесневые грибы и дрожжи | 1.Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). 2.Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы (К). 3.Найти ответы на вопросы (П). | *Выполнение л.р. по инструктивной карточке на с. 78,79 учебника. *Определить функции участников л.р. и способов их взаимодействия. *Откуда берутся споры гриба мукор на продуктах питания? *Объясните, почему дрожжевое тесто в теплом месте начинает «подниматься» (увеличиваться в объеме?). |
Грибы-паразиты | 1.Перекодировка информации из текстовой формы в табличную (П). 2.Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (К). | *Используя текст §16 и рис.51-53 учебника заполните таблицу «Грибы-паразиты.» (Название гриба. Поражаемая группа растений. Признаки поражения). *Заполняя таблицу, работайте вместе с соседом по парте. |
Обобщающий урок |
2.Развитие навыков самооценки и самоанализа (К). 3.Умение классифицировать объекты по признаку (П) | *Подготовка и обсуждение сообщений учащихся «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» *Вам нужно показать, что вы умеете быть внимательным слушателем. Как вы должны себя вести, т.е. ЧТО вы должны делать? И чего делать не должны? *Заполните схему «Система органического мира» |
Разнообразие, распространение и значение растений. | 1.Умение выделять главное в тексте, извлечение информации из рисунка (П). 2.Умение давать определение понятиям (П). 3.Определение, какая информация в тексте отсутствует (П). | *Прочитайте текст, рассмотрите рис.54 на с.89. Как называются самые высокие растения на Земле? *Дайте определение понятиям «ботаника», «низшие растения», «высшие растения». *Вставьте пропущенные слова в текст о роли растений в природе. Зеленые растения выделяют … , необходимый для дыхания …., … , … . Растения образуют из неорганических веществ … вещества, которые служат … для животных и человека. |
Водоросли. | 1.Структурирование текста (П). 2.Сравнение объектов (П). 3.Построение модели (П). 4. Работать с текстовым компонентом. Отвечать на вопросы, используя информацию, заданную в тексте. Владеть письменной речью (П). | * О чем говорится в тексте на с.93 «Одноклеточные водоросли»? Составьте его план. *В результате сравнения выделите существенные признаки низших растений. *Зарисуйте строение хламидомонады и подпишите ее основные части. *Выполните задания с использованием приведенного ниже текста. Перед началом изучения темы «Царство Растения» учитель предупредил, что к заключительному уроку каждый ученик должен подготовить сообщение о каком-либо растении. Сергей никак не мог решить, какое растение следует выбрать для своей работы, пока не услышал по местному радио сообщение о том, что в одном из водоемов района в результате бурного развития микроскопических синезеленых водорослей «зацвела» вода, а затем стала гибнуть рыба и другие обитатели водоема. Сергей удивился тому, что стали гибнуть обитатели водоема, так как знал, что микроскопические водоросли выделяют кислород и являются хорошим кормом для многих обитателей водоема. Сергей решил, что синезеленая водоросль – это как раз то растение, о котором он будет писать. *Выдвиньте предположение, почему стали гибнуть обитатели водоема. * Проанализируйте текст и установите, какую ошибку допустил Сергей.
|
Строение многоклеточных водорослей. Значение водорослей. | 1. Перекодировка информации из текстовой формы в табличную (П). 2.Перевод схематической информации в словесную (П). 3.Умение классифицировать объекты по признаку (П). | *Заполните таблицу «Бурые и красные водоросли» (Название группы, среда обитания, особенности строения, значение, представители). *Рассмотрите схему «Значение и использование водорослей» на рис. 64, стр.100 учебника. Выпишите названия веществ, в изготовлении которых используются водоросли. *Рассмотрите на слайде изображения организмов. Напишите их названия и царства, к которым они относятся. |
Лишайники | 1.Перевод информации из текстовой в схематическую (П). 2.Анализировать содержание понятия на основе известных характерных признаков (П). 3.Работать с текстовым компонентом. Отвечать на вопросы, используя информацию, заданную в тексте. Владеть письменной речью (П). | *Составьте и запишите в тетради схему «Формы лишайников». *Почему лишайники рассматривают как особую группу организмов? *Выполните задания с использованием приведенного ниже текста. Алексей с родителями приехал на дачу. Небольшой дачный поселок находился всего в трех километрах от крупной автострады. Но так как со всех сторон он был окружен сосновым лесом, а вблизи протекала река, казалось, что дача находится в глуши, вдали от цивилизации. Алексей решил посмотреть, какие растения растут вокруг его участка. Изучая растения, он встретил много разных видов лишайников. Они росли на стволах деревьев, свисали с их ветвей, росли на песчаной почве среди сосен и на камнях. Тему «Лишайники» Алексей недавно изучал в школе. Поэтому он решил сфотографировать лишайники, подготовить сообщение «Лишайники – удивительные растения» и выступить с ним перед товарищами. Через несколько дней Алексей с родителями возвращался домой. Два километра дороги через лес и километр через луг, покрытый цветущими весенними растениями, они прошли очень быстро. Рейсовый автобус до города должен был прибыть через сорок минут, и Алексей решил сфотографировать лишайники, растущие у автобусной остановки. Он очень удивился, когда не нашел лишайники ни на стволах деревьев, ни на камнях, ни на песчаной почве среди сосен. *Выдвиньте предположение, почему лишайники не росли у автобусной остановки. *Проанализируйте текст и установите, какую ошибку допустил Алексей. |
Мхи | 1. Перевод информации из текстовой в схематическую (П). 2.Умение анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале (Р) 3. Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К). | *Составьте схему «Разнообразие мхов». *Выполнить л.р. по инструктивной карточке на с.109 учебника. *Инструкцию по выполнению работы обсудите с соседом по парте. |
Папоротники, хвощи, плауны. | 1. Перевод информации из текстовой в схематическую (П). 2.Умение анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале (Р) 3. Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К). | *Укажите черты сходства высших споровых растений. *Выполнить л.р. по инструктивной карточке на с.115 учебника. *Инструкцию по выполнению работы обсудите с соседом по парте. |
Голосеменные растения | 1.Умение выделять главное, существенные признаки понятий (П). 2.Умение анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале (Р). 3. Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К). 4.Анализировать содержание понятия на основе известных характерных признаков. | *Пользуясь текстом §22 с.119-120 определите особенности высших семенных растений. *Выполнить л.р. по инструктивной карточке на с.115 учебника. *Инструкцию по выполнению работы обсудите с соседом по парте. *Задание «Поиск лишнего» Что является лишним в данном перечне? Хвоя, голосеменные, высшие семенные растения, женская шишка, цветок, семя, мужская шишка, фитонциды. |
Покрытосеменные растения | 1. Умение выделять главное, существенные признаки понятий (П). 2.Перекодировка информации из текстовой формы в табличную (П). 3. Перекодировка информации из текстовой формы в схематическую (П). 4.Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К) 5.Творческое задание на развитие письменной речи (К) | *Пользуясь текстом §23 с.127-128 определите особенности покрытосеменных (Цветковых) растений. *Заполните таблицу «Жизненные формы цветковых растений» и приведите примеры. *Заполните схему «Продолжительность жизни растений» *Подумайте! На нашей планете более 350 тыс. видов растений, почти три четверти их – покрытосеменные. Почему покрытосеменные по разнообразию видов и численности заняли господствующее положение в растительном мире? *Придумайте рассказ «Из жизни цветка». |
Происхождение растений | 1.Выяснение причинно-следственных связей (П). 2. Определение, какая информация в тексте отсутствует (П). 3.Составление плана и последовательности действий (Р). | *Используя текст §24 установите причину и следствие изменения и развития растительного мира. *Дополните фразы. Палеонтология – это наука о … организмах, палеоботаника изучает … . Земля образовалась более … лет назад. Первые живые организмы появились в … . Кто является родоначальником царства зеленых водорослей? *Подготовьте сообщение «Первые живые организмы». План сообщения запишите. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках биологии. В началь...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках биологии. В началь...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...
Формирование метапредметных умений школьников средствами предмета биологии
Обобщение опыта работы по формированию метапредметных умений школьников как на уроках биологии , так и во внеурочной деятельности с использованием технологии критического...
МОДУЛЬНЫЙ УРОК – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
Каждый учитель задумывался над тем как сделать так чтобы его урок, был уроком «которого ждут». Конечно, невозможно однозначно сказать, как это сделать. Каждый из нас ищет свои пути р...