статья "Профессиональная ориентация учащихся при обучении биологии"
статья
В статье рассмотрен опыт профориентационной работы с учащимися на разных этапах обучения биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная ориентация учащихся при обучении биологии
Деларова Е.В.
ГБОУ гимназии № 441
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Профориентационная работа при обучении биологии должна быть направлена на осуществление учащимися первичного элементарного анализа профессии. Она должна четко определить два основных момента: содержание профессии и необходимые для нее способности и умения.
Большинство ребят не представляют или плохо представляют какие существуют биологические специальности. Поэтому один из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы на уроках биологии – профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии.
Развить профессиональную мотивацию школьников в процессе обучения биологии можно, используя игры, конференция, исследования на уроках, дома, выполнение исследовательских работ, проектов и экскурсии.
Первый этап – это знакомство с науками и специальностями такими, как фенология - фенолог, бриология - бриолог, энтомология – энтомолог и т.д. В 5-7 классах формируются навыки проведения простейших исследований непосредственно на уроке, а некоторые виды экспериментов, иногда требующие длительных наблюдений, ребенок проводит дома. Такой вид самостоятельной работы обучающихся применяется с целью выявления склонностей учащихся к изучению биологии, развития их интереса к науке, совершенствования биологического образования, воспитания потребности в самообразовании.
Следующий этап – выполнение исследовательских работ и проектная деятельность. Это индивидуальная работа с учащимися проводится на занятиях кружков «Экология растений», «Экология животных», «Основы экологии». Итогом такой работы является исследовательская работа и представление результатов своих исследований на конференциях. Для 5-6 классов проводится конференция «Первые шаги естествоиспытателя», 7 классы – Малые Купчинские чтения, 8-11 – Купчинские юношеские чтения, Школа-конференция в Сергиевке, Докучаевские чтения, Инструментальные исследования и т.д. В школе, к сожалению, не хватает ресурсов для проведения практической части работ. Поэтому я обращаюсь за помощью в ДДЮТ, ЭБЦ «Крестовский остров», и НИИ. Именно в результате общения, работы и консультации с сотрудниками этих учреждений у учащихся формируется представление о работе различных специалистов в области биологии и экологии. Ребята осваивают методики исследований (работа с микроскопом, подготовка питательных сред, приготовление и окрашивание препаратов и т.д.). Подросток не просто получает необходимую информацию о требованиях к профессии, но и практически может попробовать себя в данной специальности.
Учащиеся 7-10 классов принимают участие в экологических проектах и программах ДДЮТ Фрунзенского района и ДЭЦ ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Эти проекты включают в себя экскурсии, лабораторные занятия. В результате у участников проектов формируется понимание социальной значимости профессии эколога.
Во время экскурсий учащиеся знакомятся с различными направлениями работы биологов, экологов, медиков, с объектами исследований, с новыми технологиями, которые применяются в современной науке. Экологические экскурсии, проводимые сотрудниками ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга», знакомят ребят с полевыми исследованиями, которые являются неотъемлемой частью работы биологов и экологов.
Экскурсии в медицинские ВУЗы проводят преподаватели и студенты. Показывают современные методы фиксации материалов, проводят практические занятия в анатомичке, и еще раз помогают убедиться 11-классникам, что профессия выбрана правильно.
Таким образом, в работе учителя биологии можно выделить следующие направления:
• профессиональное просвещение – ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности в области биологии, профессиями и специальностями;
• профессиональное воспитание – формирование у школьников устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии;
• профессиональная активация – создание условий для практической пробы сил в различных сферах деятельности;
• профессиональная диагностика школьника – изучение личности ученика в целях профессиональной ориентации, формирования трудовых и профессиональных интересов;
• педагогическая профконсультация – рассказ ученику о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его качествам, знаниям и склонностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-339954-1384090480.jpg)
Методическая разработка Тема: «Коллаж и его использование в творческой работе учащихся при обучении биологии»
Коллаж и способы применения на уроках биологии...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/23/picture-410242-1393163609.jpg)
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии
из опыта работы учителя биологии высшей категории МБОУ СОШ с.Бай-Хаак Тандынского кожууна Республики Тыва Ховалыг Уран Минчитовны...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/12/picture-446938-1399886283.jpg)
Использование информационных технологий как средства развития ключевых компетентностей учащихся в обучении биологии
В работе описана моя методическая система обучения, по которой я работаю последние 8 лет. В ней даны основные методы, формы и приемы работы по использованию информационных технологий в обу...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/27/picture-40359-1514399305.jpg)
«Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии»
Выступление на МО по теме "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/21/picture-60723-1361428002.jpg)
Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"
Статья раскрывает значимость исследовательской работы на уроках биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/25/picture-451990-1551117310.jpg)
Реализация профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья через профильное обучение в коррекционной школе
Ежегодно в нашей стране проводится анализ состояния современного рынка труда. Рынок труда насыщен специалистами с вузовским дипломом, а вот потребность в квалифицированных рабочих растёт с каждым днём...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/21/picture-343087-1548057228.jpg)
Доклад на тему: " Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"
Материал для учителей по предметам естественнонаучного цикла с описанием опыта работы...