Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"
статья по биологии на тему
Статья раскрывает значимость исследовательской работы на уроках биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.
Тульская Е.В.
Общеобразовательные стандарты второго поколения ориентируют учебный процесс на реализацию системно-деятельного подхода, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной и познавательной деятельности обучающихся
Программа УУД должна быть направлена на формирование у учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного и межпредметного учебного проекта (3).
Биология как общеобразовательный предмет вносит свой вклад в решение задач обучения, воспитания и развития учащихся. Оживить процесс обучения, создать атмосферу, сопутствующую поиску и творчеству, сделать учебную деятельность увлекательной и интересной, пробудить у учащихся тягу к знаниям поможет решить постановка ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя. В отличие от ученого ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдельные его элементы для приобретения новых знаний (Тяглова,2008).
Биология как учебный предмет обладает объективными возможностями для развития общих исследовательских умений и для становления и развития личности ученика при его включении в различные виды познавательной деятельности в учебном процессе.
К основным познавательным умениям (умения самостоятельно приобретать знания) относятся:
а) работа с учебной и научно-популярной литературой, ресурсами Интернета;
б) проведение наблюдения и формулировка вывода;
в) постановка эксперимента и на его основе получение новых знаний.
Самый распространенный прием учебной работы — это наблюдение. В процессе работы с натуральными объектами у учащихся формируется умение проводить наблюдения, ставить опыты, сравнивать, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы.
Исходя из специфики биологии как опытной науки, выявлена взаимосвязь повышения продуктивности и гибкости мышления школьников с постановкой исследовательских заданий экспериментального характера.
Экспериментально-исследовательские задания – это такие задания, в которых на основе теоретического анализа ситуации возможно предсказание результатов исследования. Эксперимент позволяет поднять учащихся на более высокий уровень развития познавательного интереса, так как он связывает теорию с практикой, показывает применение теоретических знаний и необходимость их экспериментального подтверждения (Тяглова,2008).
Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектная исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий. Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знания (Алексеев,2002).
Организация исследовательской деятельности – один из способов развивать систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности учащихся и сформировать коммуникативные, информационные и общекультурные компетенции.
Литература.
1. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников. – 2002. – №1. С.24-34.
2. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. –М: Глобус ,2008.-255с.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:standart.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии.
В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правил...
Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении биологии.
Среди множества образовательных технологий я поделюсь опытом использования в своей практике проектной и исследовательской деятельности в профильном обучении биологии. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/23/picture-410242-1393163609.jpg)
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии
из опыта работы учителя биологии высшей категории МБОУ СОШ с.Бай-Хаак Тандынского кожууна Республики Тыва Ховалыг Уран Минчитовны...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/10/picture-605905-1426009867.jpg)
Проект по биологии"Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии."
Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/27/picture-40359-1514399305.jpg)
«Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии»
Выступление на МО по теме "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/22/picture-149700-1353577988.jpg)
Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии в общеобразовательной школе
Организация исследовательской деятельности в сельской малокомплектной общеобразовательной школе: проведение практических и лабораторных работ, участие в конкурсах исследовательских работ и проектов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/24/picture-1202110-1577212354.jpg)
Проектная работа «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в неп...