Движение крови по сосудам.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Тема урока: Движение крови по сосудам.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: изучить движение крови по сосудам, познакомиться с регуляцией кровоснабжения, сформировать умения измерять артериальное давление, пульс и скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Задачи урока:
1 .Образовательные – продолжить формирование знаний по кровеносной системе, изучить движение крови по сосудам, познакомиться с регуляцией кровоснабжения, раскрыть причины движения крови, сформировать знания об артериальном давлении, подсчитывать пульс.
2. Воспитательные – воспитывать правильное отношение к окружающей действительности, продолжить формирование здорового образа жизни.
3. Развивающие –развивать умения правильно измерять артериальное давление и пульс, развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе изучения кровеносной системы; развитие мыслительных способностей учащихся (анализа, синтеза, сравнения), логического мышления.
Оборудование: таблицы «Круги кровообращения», «Работа сердца», тонометр.
Ход урока: I.Проверка знаний
1.Какие приспособления в строении сердца обеспечивают движение крови в одном направлении?
2.Сердце -удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни
(70-90-100лет) без остановки и ремонта. Объясните, в чем причина такой неутомимости и работоспособности сердца, его мышц.
3.Представьте ритмичную работу 80-летнего человека и исходя из продолжительности фаз сердечного цикла, определите, сколько лет из 80 у него: а) отдыхали мышцы желудочков; б) отдыхали мышцы предсердий; в) были закрыты створчатые клапаны; г) были закрыты полулунные клапаны.
Вспоминаем сердечный цикл:
Длительность работы сердца (сердечный цикл) – 0,8сек.
Сокращение предсердий -0,1 сек.
Сокращение желудочков -0,3 сек.
Пауза – 0,4 сек.
Решение:
Расслабление предсердий – 0,3+0,4=0,7сек.
Расслабление желудочков -0,1+0,4=0,5сек.
А)80 лет-------------0,8 Б)80 лет ---------0,8 В)80 лет ---------0,8 Г)80 лет ---------0,8
Х лет ------------0,5 Х лет ------------0,7 Х лет ------------0,3 Х лет ------------0,5
50 лет - 70 лет 30 лет 50 лет
Выводы:1) несмотря на кажущуюся безостановочную работу, сердце успевает отдохнуть. Именно в особенностях сердечного цикла заключена способность сохранения рабочей активности сердца в течение всей жизни, так как из общей продолжительности сердечного цикла 0,8 сек. на сердечную паузу приходится 0,4 сек. Этого промежутка времени достаточно для восстановления работоспособности сердца.
2) Высокий уровень обменных процессов, происходящим в сердце;
3) Усиленное снабжение сердечных мышц кровью;
II.Изучение нового материала.
Задача урока выяснить: что заставляет кровь двигаться к сердцу?
1.Давление крови в сосудах.
Самостоятельная работа с текстом учебника по заданию:
1) Прочитайте текст параграфа;
2) Ответьте на вопрос: каковы причины, обеспечивающие непрерывный ток крови по сосудам?
Вывод: причина движения крови – работа сердца, которая создает разность давления между началом и концом сосудистого русла. Кровь течет от места, где давление выше, к месту, где давление ниже. При сокращении желудочков сердце с силой выбрасывает в сосуды очередную порцию крови, создавая в них давление. Самое высокое давление в аорте и легочных артериях, самое низкое – в нижней и верхней полой венах в легочных венах. Давление, под которым находится кровь в кровеносных сосудах, называется кровяным (артериальным) давлением. Величина давления крови определяется работой сердца, количеством крови, поступающим в сосудистую систему, сопротивлением стенок сосудов, вязкостью крови. Наибольшее давление наблюдается при сокращении желудочков (систолическое) и называется максимальным или нижним артериальным давлением (АД). Минимальное или нижнее (диастолическое) давление наблюдается в период расслабления сердца. АД записывается в виде дроби: в числителе ставят верхнее давление, в знаменателе – нижнее. АД = 140/70. Обычно артериальное давление измеряют в плечевой артерии с помощью специального прибора (рис. 46)- тонометра.
Давление у взрослых 110-125мм.рт.ст. (max), 60-85 мм.рт.ст (min). У детей давление ниже, чем у взрослых. После 50 лет у взрослых максимальное давление 130-145 мм.рт.ст. Относительное постоянство АД поддерживают рецепторы, расположенные в стенках кровеносных сосудов. Особенно их много в сонных артериях, несущих кровь к головному мозгу. Когда АД опускается до нижней границы, возникают рефлексы, увеличивающие силу сердечных сокращений и сужающие кровеносные сосуды. Это приводит к повышению АД. Если АД поднимается к верхней границе, сила и частота сердечных сокращений снижаются, сосуды расширяются и давление падает. Регуляция кровяного давления происходит непрерывно. Нервная регуляция поддерживается гуморальной. При давлении больше 140 мм.рт.ст. возникает гипертония -стойкое повышение АД . Причина гипертонии – за счет сужения (спазма) артериол нарушается кровоснабжение тканей и возникает угроза разрыва стенки какого-либо сосуда. Кровоизлияние в мозг называют инсультом, кровоизлияние в мышцу сердца, которое приводит к омертвлению его участка – инфарктом миокарда. Низкое давление (меньше 100 мм.рт.ст) называют гипотонией.
2. Пульс.
Известно, что прижав пальцем артерию, расположенную под кожей можно ощутить ритмические колебания стенки сосуда. Что это такое?
Работа с текстом учебника: 1) прочитайте текст учебника;
2) Ответьте на вопросКак он возникает?
Пульс –ритмические колебания стенок сосудов. Зависит от колебаний стенок артерий и не зависит от того, движется ли кровь в сосуде или нет. Пульс прощупывается выше места, где артерия перетянута, а ниже этого места отсутствует и кровоток, и пульс, потому что, прижимая стенки артерий друг другу, мы не только останавливаем кровь, но и останавливаем колебания стенок.
3. Скорость тока крови.
Скорость движения крови в сосудистой системе разная. Подобно тому, как река течет быстрее в своих суженных участках и медленнее там, где она широко разливается, кровь течет быстрее там, где суммарный просвет сосудов самый узкий (аорта, артерии) и медленнее всего там, где суммарный просвет самый широкий (в капиллярах). В капиллярах кровь течет со скоростью 0.5 -1 мм/сек, т.к. суммарный просвет всех капилляров тела больше, чем просвет аорты (в 800-1000 раз больше) и скорость движения крови в них меньше. Длина всех капилляров около 100тыс.км. Просвет их узок, проходит один эритроцит, и то сплющиваясь. Это создает благоприятные условия для отдачи кровью кислорода тканям. В венах скорость движения крови возрастает.
4. Движение крови по венам.
Вопрос: почему кровь возвращается к сердцу из ног против действия сил тяжести?
Энергия движения, сообщенная крови работой сердца, в области перехода капилляров в вены очень мала. Поэтому проталкивать кровь по венам сердцу помогают сокращения скелетных мышц. Большинство вен окружено скелетными мышцами. Когда мышцы расслабляются, сдавленный участок вены наполняется кровью, поступающей из капилляров. Обратному движению крови мешают вышележащие кармановидные клапаны. Особенно важен этот механизм для возвращения к сердцу из ног против сил тяжести. Вены, лежащие под кожей и не связанные с сокращениями скелетных мышц, могут ритмически сокращаться, что также способствует продвижению крови к сердцу. Движение в венах происходит за счет присасывающей силы грудной полости. При вдохе растягиваются легкие, крупные полые вены и давление в венах ниже атмосферного, т.е. отрицательное; в венах -10-20 мм.рт.ст. Из-за разницы давлений происходит движение крови.
5.Лучше всего снабжаются кровью активно работающие органы. Дозировка поступающих питательных веществ и кислорода достигается путем спадения или расширения диаметра капилляров. Благодаря тому, что в них создается больше давления, через них проходит больше крови. При снижении давления, часть капилляров сужается и кровь через них не проходит.
III. Закрепление:
1.Обсуждение опыта Моссо: Итальянский ученый Анджело Моссо положил человека поверх больших, но очень чувствительных весов и уравновесил их. Когда он предложил испытуемому решить арифметическую задачу, его голова стала опускаться вниз.. Когда задача была решена и весы уравновесились, Моссо предложил лежащему на весах человеку пошевелить пальцами ног. Весы опустились в противоположную сторону, туда, где были ноги.
Объясните этот опыт.
Вывод: В организме человека постоянно происходит перераспределение крови: к одним органам ее поступает больше, к другим меньше. Если орган работает, то кровь к нему притекает усиленно, принося дополнительный кислород и питательные вещества. В то же время приток крови к неработающим органам уменьшается. Снабжение органов кровью зависит от их деятельности
2.Выберите один правильный ответ.
1.Клапаны имеют только: а) артерии; б) капилляры; в) вены.
2. Скорость движения крови в капиллярах: а) 0,2 мм/с; б) 0,5 мм/с; в)0,25-0,5 м/с.
3. Наибольшее АД во время: а) расслабления желудочков; б) сокращения предсердий;
в) сокращения желудочков.
4.Сердце выбрасывает кровь в аорту: а) порциями; б) непрерывной струей.
5.Кровь по сосудам движется: а) непрерывно; б) толчками.
6.В каких сосудах наибольшая скорость крови в: а) аорте; б) венах; в) капиллярах.
IV. Задание на дом:
1) изучить параграф учебника;
2)ответить письменно на вопросы:
а) почему отекают ноги, если долго ехать в поезде или лететь в самолете?
б) почему, если плотно поесть, тянет в сон?
в) почему немеет рука или нога, а потом «покалывает иголочками»?
3) выполнить домашнюю лабораторную работу «Подсчет пульса в разных условиях»
«Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvizhenie_krovi_po_sosudam_sat.docx | 45.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Движение крови по сосудам. 8 класс
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: изучить движение крови по сосудам, познакомиться с регуляцией кровоснабжения, сформировать умения измерять артериальное давление, пульс и скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Задачи урока:
1 .Образовательные – продолжить формирование знаний по кровеносной системе, изучить движение крови по сосудам, познакомиться с регуляцией кровоснабжения, раскрыть причины движения крови, сформировать знания об артериальном давлении, подсчитывать пульс.
2. Воспитательные – воспитывать правильное отношение к окружающей действительности, продолжить формирование здорового образа жизни.
3. Развивающие –развивать умения правильно измерять артериальное давление и пульс, развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе изучения кровеносной системы; развитие мыслительных способностей учащихся (анализа, синтеза, сравнения), логического мышления.
Оборудование: таблицы «Круги кровообращения», «Работа сердца», тонометр.
Ход урока: I.Проверка знаний
1.Какие приспособления в строении сердца обеспечивают движение крови в одном направлении?
2.Сердце -удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни
(70-90-100лет) без остановки и ремонта. Объясните, в чем причина такой неутомимости и работоспособности сердца, его мышц.
3.Представьте ритмичную работу 80-летнего человека и исходя из продолжительности фаз сердечного цикла, определите, сколько лет из 80 у него: а) отдыхали мышцы желудочков; б) отдыхали мышцы предсердий; в) были закрыты створчатые клапаны; г) были закрыты полулунные клапаны.
Вспоминаем сердечный цикл:
Длительность работы сердца (сердечный цикл) – 0,8сек.
Сокращение предсердий -0,1 сек.
Сокращение желудочков -0,3 сек.
Пауза – 0,4 сек.
Решение:
Расслабление предсердий – 0,3+0,4=0,7сек.
Расслабление желудочков -0,1+0,4=0,5сек.
А)80 лет-------------0,8 Б)80 лет ---------0,8 В)80 лет ---------0,8 Г)80 лет ---------0,8
Х лет ------------0,5 Х лет ------------0,7 Х лет ------------0,3 Х лет ------------0,5
50 лет - 70 лет 30 лет 50 лет
Выводы:1) несмотря на кажущуюся безостановочную работу, сердце успевает отдохнуть. Именно в особенностях сердечного цикла заключена способность сохранения рабочей активности сердца в течение всей жизни, так как из общей продолжительности сердечного цикла 0,8 сек. на сердечную паузу приходится 0,4 сек. Этого промежутка времени достаточно для восстановления работоспособности сердца.
2) Высокий уровень обменных процессов, происходящим в сердце;
3) Усиленное снабжение сердечных мышц кровью;
II.Изучение нового материала.
Задача урока выяснить: что заставляет кровь двигаться к сердцу?
1.Давление крови в сосудах.
Самостоятельная работа с текстом учебника по заданию:
- Прочитайте текст параграфа;
- Ответьте на вопрос: каковы причины, обеспечивающие непрерывный ток крови по сосудам?
Вывод: причина движения крови – работа сердца, которая создает разность давления между началом и концом сосудистого русла. Кровь течет от места, где давление выше, к месту, где давление ниже. При сокращении желудочков сердце с силой выбрасывает в сосуды очередную порцию крови, создавая в них давление. Самое высокое давление в аорте и легочных артериях, самое низкое – в нижней и верхней полой венах в легочных венах. Давление, под которым находится кровь в кровеносных сосудах, называется кровяным (артериальным) давлением. Величина давления крови определяется работой сердца, количеством крови, поступающим в сосудистую систему, сопротивлением стенок сосудов, вязкостью крови. Наибольшее давление наблюдается при сокращении желудочков (систолическое) и называется максимальным или нижним артериальным давлением (АД). Минимальное или нижнее (диастолическое) давление наблюдается в период расслабления сердца. АД записывается в виде дроби: в числителе ставят верхнее давление, в знаменателе – нижнее. АД = 140/70. Обычно артериальное давление измеряют в плечевой артерии с помощью специального прибора (рис. 46)- тонометра.
Давление у взрослых 110-125мм.рт.ст. (max), 60-85 мм.рт.ст (min). У детей давление ниже, чем у взрослых. После 50 лет у взрослых максимальное давление 130-145 мм.рт.ст. Относительное постоянство АД поддерживают рецепторы, расположенные в стенках кровеносных сосудов. Особенно их много в сонных артериях, несущих кровь к головному мозгу. Когда АД опускается до нижней границы, возникают рефлексы, увеличивающие силу сердечных сокращений и сужающие кровеносные сосуды. Это приводит к повышению АД. Если АД поднимается к верхней границе, сила и частота сердечных сокращений снижаются, сосуды расширяются и давление падает. Регуляция кровяного давления происходит непрерывно. Нервная регуляция поддерживается гуморальной. При давлении больше 140 мм.рт.ст. возникает гипертония -стойкое повышение АД . Причина гипертонии – за счет сужения (спазма) артериол нарушается кровоснабжение тканей и возникает угроза разрыва стенки какого-либо сосуда. Кровоизлияние в мозг называют инсультом, кровоизлияние в мышцу сердца, которое приводит к омертвлению его участка – инфарктом миокарда. Низкое давление (меньше 100 мм.рт.ст) называют гипотонией.
2. Пульс.
Известно, что прижав пальцем артерию, расположенную под кожей можно ощутить ритмические колебания стенки сосуда. Что это такое?
Работа с текстом учебника: 1) прочитайте текст учебника;
2) Ответьте на вопрос: Как он возникает?
Пульс –ритмические колебания стенок сосудов. Зависит от колебаний стенок артерий и не зависит от того, движется ли кровь в сосуде или нет. Пульс прощупывается выше места, где артерия перетянута, а ниже этого места отсутствует и кровоток, и пульс, потому что, прижимая стенки артерий друг другу, мы не только останавливаем кровь, но и останавливаем колебания стенок.
3. Скорость тока крови.
Скорость движения крови в сосудистой системе разная. Подобно тому, как река течет быстрее в своих суженных участках и медленнее там, где она широко разливается, кровь течет быстрее там, где суммарный просвет сосудов самый узкий (аорта, артерии) и медленнее всего там, где суммарный просвет самый широкий (в капиллярах). В капиллярах кровь течет со скоростью 0.5 -1 мм/сек, т.к. суммарный просвет всех капилляров тела больше, чем просвет аорты (в 800-1000 раз больше) и скорость движения крови в них меньше. Длина всех капилляров около 100тыс.км. Просвет их узок, проходит один эритроцит, и то сплющиваясь. Это создает благоприятные условия для отдачи кровью кислорода тканям. В венах скорость движения крови возрастает.
4. Движение крови по венам.
Вопрос: почему кровь возвращается к сердцу из ног против действия сил тяжести?
Энергия движения, сообщенная крови работой сердца, в области перехода капилляров в вены очень мала. Поэтому проталкивать кровь по венам сердцу помогают сокращения скелетных мышц. Большинство вен окружено скелетными мышцами. Когда мышцы расслабляются, сдавленный участок вены наполняется кровью, поступающей из капилляров. Обратному движению крови мешают вышележащие кармановидные клапаны. Особенно важен этот механизм для возвращения к сердцу из ног против сил тяжести. Вены, лежащие под кожей и не связанные с сокращениями скелетных мышц, могут ритмически сокращаться, что также способствует продвижению крови к сердцу. Движение в венах происходит за счет присасывающей силы грудной полости. При вдохе растягиваются легкие, крупные полые вены и давление в венах ниже атмосферного, т.е. отрицательное; в венах -10-20 мм.рт.ст. Из-за разницы давлений происходит движение крови.
5.Лучше всего снабжаются кровью активно работающие органы. Дозировка поступающих питательных веществ и кислорода достигается путем спадения или расширения диаметра капилляров. Благодаря тому, что в них создается больше давления, через них проходит больше крови. При снижении давления, часть капилляров сужается и кровь через них не проходит.
III. Закрепление:
1.Обсуждение опыта Моссо: Итальянский ученый Анджело Моссо положил человека поверх больших, но очень чувствительных весов и уравновесил их. Когда он предложил испытуемому решить арифметическую задачу, его голова стала опускаться вниз.. Когда задача была решена и весы уравновесились, Моссо предложил лежащему на весах человеку пошевелить пальцами ног. Весы опустились в противоположную сторону, туда, где были ноги.
Объясните этот опыт.
Вывод: В организме человека постоянно происходит перераспределение крови: к одним органам ее поступает больше, к другим меньше. Если орган работает, то кровь к нему притекает усиленно, принося дополнительный кислород и питательные вещества. В то же время приток крови к неработающим органам уменьшается. Снабжение органов кровью зависит от их деятельности
2.Выберите один правильный ответ.
1.Клапаны имеют только: а) артерии; б) капилляры; в) вены.
2. Скорость движения крови в капиллярах: а) 0,2 мм/с; б) 0,5 мм/с; в)0,25-0,5 м/с.
3. Наибольшее АД во время: а) расслабления желудочков; б) сокращения предсердий;
в) сокращения желудочков.
4.Сердце выбрасывает кровь в аорту: а) порциями; б) непрерывной струей.
5.Кровь по сосудам движется: а) непрерывно; б) толчками.
6.В каких сосудах наибольшая скорость крови в: а) аорте; б) венах; в) капиллярах.
IV. Задание на дом:
1) изучить параграф учебника;
2)ответить письменно на вопросы:
а) почему отекают ноги, если долго ехать в поезде или лететь в самолете?
б) почему, если плотно поесть, тянет в сон?
в) почему немеет рука или нога, а потом «покалывает иголочками»?
3) выполнить домашнюю лабораторную работу «Подсчет пульса в разных условиях»
«Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Движение крови по сосудам
Презентация к уроку биологии 8 класса, тема "Движение крови по сосудам". Учебник Н.И. Сонина "Биология.Человек"...
Движение крови по сосудам
В презентации рассматриваются вопросы о пути, проходимом кровью в организме человека, о причинах движения крови, об особенностях кровеносных сосудов, позволяющих системе выполнять свои функции....
Урок биологии в 9 классе по теме "Движение крови по сосудам"
Задачи урока: сформировать представление о причине движения крови по сосудам, кровяном давлении и перераспределении крови в организме; выяснить природу пульса; развивать умение устанавливать причинн...
Открытый урок по теме"Движение крови по сосудам.Регуляция кровоснабжения"
Открытый урок в 8 классе по кровеносной системе, с проведением лабораторной работы и наглядным материалом.Данная разработка урока была опубликована на сайте: http://www.prodlenka.org/metodichka.html....
урок биологии в 9 классе "Движение крови по сосудам. Пульс"
Материал представлен разработкой урока, презентацией к уроку...
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения
Тема урок: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Цели урока: выяснить особенности и причины движения крови по сосудам, регуляции кровоснабжения.Задачи урока: обучающие: выясн...