Урок по биологии на тему "Способы размножения растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Кичесова Мария Федоровна

Урок №7 в системе уроков  2 главы Жизнь растений.

Его цель –  Сформировать  знания о размножении растений, о способах и особенностях размножения, о биологическом значении полового и бесполого размножения.

 

Это по типу  урок открытия новых знаний, он включал в себя 3 основных  этапа: Мотивационно - ориентировочный, операционно-исполнительский и рефлексивно-оценочный.

Основным этапом был операционно-исполнительский, задачей которого было создание условий для развития представлений о различных способах размножения растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_karta_uroka.docx39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

Предмет

Биология

Класс

6

Ф.И.О.  учителя

Кичесова Мария Федоровна

Образовательное учреждение

МБОУ Теплостанская ОШ

Тема

Способы размножения растений

Образовательные ресурсы

В. В. Пасечник . Биология. Многообразие покрытосеменных растений.6 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2013.- 207.

Образовательные интернет - ресурсы

drofa.ru school-collection.edu.ru

Цель учебного занятия

Создание условий для развития представлений о различных способах размножения растений, роли размножения как важного процесса, происходящего в природе.

сформировать знания о размножении растений, о  биологическом значении полового и бесполого размножения, о способах размножения, особенностях бесполого размножения.

Тип учебного занятия

Урок открытия новых знаний

Форма проведения учебного занятия

Урок-исследование

Термины и понятия

Гамета, зигота, оплодотворение, бесполое размножение, половое размножение, вегетативное размножение, спора, спорообразование, сперматозоид, яйцеклетка.

Специфическое сопровождение

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, интернет - ресурсы.

Наглядно – демонстрационный материал

Схема  «Способы размножения растений»

Методы и формы обучения

Основной: проблемно-поисковый

Дополнительные:

- словесные (беседа, диалог);

- наглядные (работа с рисунками, схемами, картинками на проекторе);

- практические (составление схем, поиск информации, практическая работа);

- дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Планируемые результаты

Личностные

достигаются в течении всего занятия

Предметные

достигаются в течении всего занятия

– формирование ответственного отношения к обучению, интеллектуальных умений;

- формирование интереса к учебному материалу, отдельным заданиям;

- представление об основных моральных нормах поведения на уроке;

 - формирование этических чувств на основании анализа простых ситуаций;

- понимание заданных критериев успешности учебной деятельности

- умение проводить самооценку на основании критерия универсальных учебных действий.

- определение значения процесса размножения как жизненно необходимого в жизни любого организма;

- выявление существенных признаков отличия полового размножения от бесполого;

- формирование представлений о значении процесса размножения в природев природе;

- выделение существенных признаков размножения различных групп живых организмов;

- выявление значимости процессов размножения групп растений.

Метапредметные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

- формировать умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

- находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе;

 - понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию;

 - устанавливать причинно-следственные связи

- предоставлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

 - осуществлять синтез, как составленное целого из частей;

–формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

 - продолжить формирование умения слушать и обосновывать свое мнение.

- формировать умения выражать свои мысли и идеи;

 - иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной, групповой);

 - иметь представления о правилах общения в классе;

 - иметь представление о формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах и.т.п);

учащиеся продолжают осваивать основы исследовательской деятельности, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.

–формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

 - продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

 - продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта.

- принимать учебную задачу.соответствующую этапу обучения;

 - понимать выделенные учителем ориентиры и действия в учебном материале;

 - оценивать совместно с учителем результаты своих действий;

Организационная структура урока

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Здравствуйте, ребята!  

-С каким настроением пришли на этот урок? (хорошим)

- Каким бы вы хотели увидеть наш урок?  (интересным)

- А какими вы должны быть, чтобы всё было так, как вы хотите?  (активными)

Девизом нашего урока будут такие слова:

Думать

Определять

Слушать

Запоминать

Доказывать

Применять

Оценивать    

                                             

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Ребята! На предыдущих уроках мы изучили важные процессы, происходящие в растениях. Перечислите мне эти процессы?

 (фотосинтез, дыхание, передвижение воды и питательных веществ, испарение воды листьями).

Тестирование  

1.3. Создание проблемной ситуации

Если у растений происходят все названные вами процессы, значит, растение проходит все стадии жизнедеятельности. Все живое рождается, растет, развивается, стареет и умирает.

Жизнь каждого отдельного существа ограничена, но жизнь на Земле продолжается уже миллионы лет.

Благодаря какому процессу это происходит? Ответ вы найдете, посмотрев  

ВИДЕОРОЛИК. 

О каком процессе идет речь?  (о размножении)

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Что же такое «Размножение»?

Размноженье, размноженье

Спор, борьба за жизнь, сраженье,

Чтобы не исчезнуть в лето

Надо дать побольше деток.

Можно просто поделиться,

Почкованью подивиться,

Как грибам рассеять споры –

главное при этом - скорость.

Можно корнем и листом,

Клубнем, отпрыском, усом…

Черенками размножаться

И … по миру расселяться

О чем говорится в стихотворении? Растения это неподвижные организмы, почему же они заселили весь земной шар?

Тема урока: Способы размножения растений.

Какова цель нашего урока?

Цели урока:

  1. Раскрыть сущность понятия размножения;
  2.  Познакомиться с разнообразием способов размножения;
  3.  Узнать о биологическом значении размножения;
  4.  Научиться выделять способы размножения

Учащиеся добавляют в строки нужные слова.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

В процессе роста и развития растения накапливают различные питательные вещества, достигнув определенного возраста, приступают к размножению. Почему процесс размножения необходим в природе? Что произойдет, если организмы не будут размножаться?            

  1. Что такое размножение?   (ВИДЕО) Приступаем к выполнению заданий в маршрутном листе.

Работа с текстом учебника

  • Изучите текст учебника на с. 117.
  • Дайте определение термину размножение! (запишите термин в рабочей тетради стр. 43, №94)
  • Составьте схему: Способы размножения растений! (в рабочей тетради стр.44 №95)

  • Размножениеэто одно из главных признаков живого организма, приводящее к увеличению числа новых организмов, подобных родительскому.

- Внимание на слайд! Что здесь будет лишним?  Почему?

        2. Вот так выглядит спора под микроскопом.

Перед вами спора. Просмотрев видеоролик, вы должны будете выполнить задание в маршрутном листе.

ВИДЕО     Спора- специализированная клетка. К споровым  растениям относят папоротники, водоросли, мхи, хвощи и плауны.

  1. Еще один вид бесполого размножения  - это вегетативное размножение.

ВИДЕО      Какое размножение называют вегетативным?

Таким образом, растения могут размножаться черенком, луковицей, усами, т.е своей частью, при этом получаются организмы как две капли воды похожие на материнский организм.

А сейчас мы с вами на практике узнаем,  что такое вегетативное размножение.

Слайд «Практическое задание»

Перед тем как начать лабораторную работу, необходимо ознакомиться с правилами техники безопасности.

Правила поведения  и техники безопасности во время проведения лабораторной работы:

1.Содержать в чистоте свое рабочее место.

2. Не раскидывать землю

3.Аккуратно обращаться с режущими предметами.

4.После завершения работы руки аккуратно протереть влажной салфеткой

Формулируем выводы вместе с учащимися

Вегетативное размножение осуществляется с помощью частей растений.

Новая особь наследует все признаки и свойства материнского организма.

  1. Какой способ размножения растений мы еще не рассмотрели?

ВИДЕО    Пользуясь учебником с.118, определите и запишите определения указанные в задании.

Самостоятельная работа с текстом учебника

Физкультминутка.

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали. (Выпрямиться, потопать ногами)

Вырос тоненький росток, (Руки вверх, потянуться)

Он и строен, и высок, (Руки в стороны.)

И другие распустились,

Дружно так зашевелились. (Махи руками влево вправо.)

К солнцу ветки протянули,

Ствол свой стройный растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.) 

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Ребята, послушайте одну историю. (работа в группах)

Задание. Собрались однажды все органы растений, да и заспорили.

Мы – генеративные органы (плоды с семенами) утверждаем, что семенное размножение самое лучшее…

Крайне не согласны с Вами, - возмутились вегетативные органы.  

Ребята, давайте поможем им и разрешим их спор. В чём суть спора?

Итак, наша задача выяснить, какой способ размножения лучше (семенное или вегетативное)?

Необходимо оценить возможности каждого способа (преимущества и недостатки).  Оформить в виде плаката.  Проанализировать данные и сделать вывод.

Что произойдет с растениями в природе, если они будут размножаться только бесполым способом?! однообразие растений, не будет видового разнообразия, а значит и развития (эволюции) растительного мира.

Назовите плюсы бесполого размножения?   Быстрота размножения. Сохранение признаков родителей.

Каковы плюсы полового размножения?   Потомство приобретает новые признаки, что позволяет выживать, приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Вывод: Оба способа необходимы растениям. Семенное обеспечивает разнообразие биологического материала. Бесполое  размножение  отличается  быстротой, позволяет захватывать новые территории.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Давайте закрепим полученные знания. Выполните задания в маршрутном листе в любой последовательности.

  1. Задание «Верю, не верю». (5 мин)

Выберите те предложения которые верны:

1. Размножение заключается в уменьшении числа особей. (-)

2. Размножение может быть половым и бесполым. (+)

3. Спермии – неподвижные половые клетки. (+)

4. При вегетативном размножении новая особь совершенно не похожа на родительскую. (-)

5. При половом размножении новый организм образуется в результате слияния половых клеток (гамет). (+)

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

2.  Вставьте пропущенные слова.

3. Установите соответствие между способами размножения и их признаками.

4. ЭОР. Контрольные задания.

5.  Распределите выданные вам гербарии на размножающиеся спорами и семенами растения. Почему вы так решили? (дополнительное)

 (Одна группа размножается спорами, а вторая группа размножается семенами. Спора – одна клетка, семя - многоклеточный орган).

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Давайте вернемся к девизу нашего урока.         

Думать                           Применять

Опредеять                      Опредеять

Слушать                         Слушать

Запоминать                    Запоминать

Доказывать                    Думать

Применять                     Оценивать  

Оценивать                      Доказывать        

Скажите, мы добились целей, поставленных в начале урока?

Оцените  свою  работу. Из выделенных букв составьте слово.

Все работали очень активно и эффективно.

Вы сегодня молодцы поработали все от души!

2. Оценивает работу отдельных  обучающихся. Дает комментарии к домашнему заданию

Д/з: п. 21, прочитать. Выберите любое растение, опишите все возможные способы его размножения.

ТВОРЧЕСКОЕ Составить кроссворд на тему «Размножение»  или рассказ, используя ключевые слова: (слова заключенные в голубую рамку) бесполое размножение, споры, водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, специализированная клетка, половое размножение, гаметы, зигота, оплодотворение.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговый урок по биологии 8 класс "Размножение и развитие"

итоговый урок по биологии 8 класс "Размножение и развитие"...

Открытый урок в 6 классе"Половое размножение растений"

Презентация к уроку "Половое размножение растений"...

Разработка уроков по биологии "система органов размножения человека. Оплодотворение и развитие зародыша" для 8 класса УМК Сонина Н.И.

В разработке дано поурочное планирование по теме ""Размножение человека" с использованием элементов проблемного обучения и самостоятельной работы с текстами, а также компьютерная презентация....

Конспект урока по биологии "Многообразие и распространение растений"

Познакомить учащихся с многообразием растений и их значением....

Интегрированный урок по биологии "Путешествие с комнатными растениями 7 класс

Задачи: - образовательные: знать о происхождении комнатных растений, правилах ухода и способах размножения. - развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следстве...

Урок в 6 классе «Вегетативное размножение растений и его использование человеком»

Задачи урока: сформировать представления учащихся о характерных чертах вегетативного размножения растений; умения сравнивать различные способы и приемы работы в процессе вегетативного размножения...