Урок биологии в 9 классе по теме «Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость»
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Старокожева Алла Ивановна

Сформировать знания о видах изменчивости, их материальных основах, определить практическое значение мутаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока32.19 КБ
Файл Карта урока16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 9 классе по теме «Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость».

Цель урока: сформировать знания о видах изменчивости, их материальных основах, определить практическое значение мутаций.

Задачи:

1. Раскрыть сущность мутационной изменчивости, сформировать знания о видах мутаций; рассмотреть причины возникновения мутаций и их практическое значение.

2. Развивать навыки самостоятельной работы, быстрого анализа и оценки нового материала, наблюдательности, графически оформлять информацию, выделять главное.

3.Расширить кругозор о наследственных болезнях, соблюдения здорового образа жизни.

Оборудование: презентация, карточки, аппликация, дидактический материал, маршрутный лист.

Ход урока

1 Актуализация              

Здравствуйте ребята. Сегодня  мы с вами изучим интереснейшую тему из раздела «Генетика». Для начала ответьте на мои вопросы. Ребята, давшие правильный ответ могут сесть на свое место.

Вопросы:

  1. Какая наука изучает закономерности наследственности и изменчивости?
  2. Кто является основоположником науки генетики?
  3. Какой метод в своей работе использовал Грегор Мендель?
  4. Какое скрещивание вы назовете моногибридным?
  5. Какое скрещивание вы назовете дигибридным?
  6. Какие гены называются аллельными?
  7. Какие организмы называются гомозиготными?
  8. Какие организмы называются гетерозиготными?
  9. Какие признаки называются доминантными?
  10. Какие признаки называются рецессивными?
  11. Записать на доске обозначение доминантной гомозиготы.
  12. Записать на доске обозначение рецессивной гомозиготы.
  13.  Какие гаметы дает доминантная гомозигота.
  14. Какие гаметы дает рецессивная гомозигота.
  15. Какие гаметы дает гетерозигота.
  16. Какое потомство образуется при соблюдении первого закона Менделя – закона единообразия гибридов первого поколения?
  17. В каком соотношении происходит расщепление в потомстве при соблюдении второго закона Менделя?
  18. Как называются изменения, не передающиеся по наследству?
  19. От чего зависят ненаследственные изменения?
  20. Как называются пределы модификационной изменчивости?
  21. Приведите примеры модификационной изменчивости.

2. Проверка знаний. Письменный опрос. Тестирование.

Вариант1

  1. Скрещивание, при котором родители различаются только по одному признаку, называется:

1.   Моногибридным  2.Дигибридным  

3. Тригибридным   4.Полигибридным

  1. В генетике при записи скрещивания символом Fпринято обозначать:
  1.  Гибридов первого поколения  2. Поколение родителей  

 3. Доминантный аллель         4. Мужской пол

3.  Аутосомы – это

      1. половые хромосомы             2.неполовые хромосомы       3.внеядерные хромосомы                      4.хромосомы, сходные по строению и набору генов

4. Дальтонизм – рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Укажите генотип мальчика, имеющего этот дефект.

1. ХDХD       2.  ХdY     3. ХDY         4. ХDХd 

5. Определите генотип женщины, не страдающей дальтонизмом, ее отец дальтоник

1. ХDХD       2.  ХDY     3. ХDХd         4. ХdY

6. Из перечисленных признаков сцеплено с полом наследуется

1. цвет волос   2. праворукость  3.  гемофилия 4. цвет глаз

7. Свойство организмов приобретать новые признаки называется

   1. наследственность   2. эволюция  3.приспособленность  4. Изменчивость

8.  Сколько типов гамет образует зигота АаВв?

      1.   1      2. 2        3. 3         4. 4

9. Выберите особь гетерозиготную

   1. АА      2. аа               3. ВВ       4. Аа

10. Пол будущего ребенка у человека определяется в первую очередь тем,

  1. какая яйцеклетка женщины будет оплодотворена    2. как питается женщина во время беременности   3. какой образ жизни ведет женщина во время беременности   4. какой сперматозоид мужчины оплодотворит яйцеклетку  

Ответы :

  1. 1
  1. 1

3.2

4.2

5.3

6.3

7.4

8.4

9.4

10.4

Вариант 2

1. Определите генотип женщины, не страдающей дальтонизмом, ее отец дальтоник

1. ХDХD       2.  ХDY     3. ХDХd         4. ХdY

2. Из перечисленных признаков сцеплено с полом наследуется

1. цвет волос   2. праворукость  3.  гемофилия 4. цвет глаз

3. Свойство организмов приобретать новые признаки называется

   1. наследственность   2. эволюция  3.приспособленность  4. Изменчивость

4.  Сколько типов гамет образует зигота АаВв?

      1.   1      2. 2        3. 3         4. 4

5. Выберите особь гетерозиготную

   1. АА      2. аа               3. ВВ       4. Аа

6. Пол будущего ребенка у человека определяется в первую очередь тем,

  1. какая яйцеклетка женщины будет оплодотворена    2. как питается женщина во время беременности   3. какой образ жизни ведет женщина во время беременности   4. какой сперматозоид мужчины оплодотворит яйцеклетку    

7.Скрещивание, при котором родители различаются только по одному признаку, называется:

1.   Моногибридным  2.Дигибридным  

3. Тригибридным   4.Полигибридным

8.В генетике при записи скрещивания символом Fпринято обозначать:

  1.  Гибридов первого поколения  2. Поколение родителей  

 3. Доминантный аллель         4. Мужской пол

9.  Аутосомы – это

      1. половые хромосомы             2.неполовые хромосомы       3.внеядерные хромосомы                      4.хромосомы, сходные по строению и набору генов

10. Дальтонизм – рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Укажите генотип мальчика, имеющего этот дефект.

1. ХDХD       2.  ХdY     3. ХDY         4. ХDХd 

Ответы:

1.3

2.3

3.4

4.4

5.4

6.4

7.1

8.1

9.2

10.2

3.  Взаимопроверка. Поменяйтесь  своими работами и сверьте их с ответами на экране. Поставьте оценку в соответствии с критериями.

1 ошибка – пять

2-3 ошибки – четыре

4-5 ошибок – три

Более 5 ошибок - два

4.Объясните выражения:

  1. От дурного семени не жди хорошего племени.
  2. Одна паршивая овца все стадо портит.
  3. В семье не без урода.

Эти выражения о наследственности и изменчивости.

5.Посмотрите на слайды и попытайтесь сформулировать тему и цель урока. Дети формулируют.

6. Познакомьтесь с историческим текстом и составьте план работы на уроке, выстройте в правильном порядке последовательность действий, а лишние действия вычеркните.

Текст:  Основная причина возникновения новых признаков и свойств у организмов – это проявление мутаций. Мутации – это изменения генотипа, происходящие под влиянием факторов внешней или внутренней среды. Впервые термин «мутация» был предложен в 1901 г. голландским ученым Гуго де Фризом, описавшим самопроизвольные мутации у растений. Мутации появляются редко, но приводят к внезапным скачкообразным изменениям признаков, которые передаются из поколение в поколение. Мутации могут затрагивать генотип в различной степени, и поэтому их делят на генные, хромосомные и геномные. Мутагенными факторами (причинами мутаций) могут быть радиация, химические вещества, повышенная температура окружающей среды.

1.

Определение  мутации

3.

Классификация мутаций

2.

 Автор термина «мутация»

Примеры модификационной изменчивости

4.

Причины мутаций

5.

Характеристики мутаций

7. Алгоритм Цицерона. Древнеримский оратор Цицерон считал, что правильно построенная речь должна содержать ответы на 7 вопросов. Предложите ответы на вопросы алгоритма Цицерона, используя текст.

Кто?

Гуго де Фриз

Что?

Ввел понятие «мутация»

Где?

В Голландии

Когда?

В 1901 году

Зачем?

Для науки

Как?

Исследованиями

Почему?

Много их наблюдал на  растениях

8. Формулирование  проблемы. Мутации – это хорошо или плохо? Какое практическое применение имеют мутации? На эти вопросы мы ответим в течение урока.

9. Изучение нового материала:

1. генные мутации. Подберите пару нуклеотиду. Работа с аппликацией. А - Т, Г – Ц, А –Ц.  А – Ц – это генная мутация. Примерами являются муковисцедоз, фенилкетонурия. Муковисцедозом страдал Грегори Лемаршаль.

2. хромосомные мутации:

- утрата – отрывается концевая часть хромосомы и происходит потеря части генов (острый лейкоз)

- делеция – «выстригается» и разрушается средняя часть хромосомы (синдром кошачьего крика)

 - дупликация – удвоение какого-либо участка хромосомы

- инверсия – хромосома разрывается в двух местах и получившийся фрагмент, повернувшись на 180о, снова встраивается в место разрыва.

- транслокация – перенос участка одной хромосомы к другой, ей не гомологичной.

3. геномные мутации

- гетероплоидия – трисомия по 21 хромосоме – синдром Дауна

- полиплоидия – кратное увеличение числа хромосом. Вызывается ядом колхицином.

10. Причины мутаций: химические вещества (дети ради минутного удовольствия вдыхают химические вещества, что ведет к мутациям в половых клетках), высокая температура, радиация (Хиросима). Привести примеры положительные и отрицательные.

11. Закрепление. Найдите ошибки и исправьте их (работа в парах):

1. Все организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
2. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или отдельные гены.
3. Изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене, относят к геномным мутациям.
4. Внутрихромосомные перестройки могут быть связаны с удвоением гена.
5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют генными.
6. Мутации всегда полезны организму.

Ошибки допущены в предложениях:
3. Удвоение нуклеотида – генная мутация

5.Изменение числа хромосом – геномная мутация

6. Мутации могут быть как полезными, так и вредными для организма

12. Игра: продавцы хвалят мутации - ищут плюсы, покупатели ищут минусы.

13. Динамическая игра: покажи хромосомную мутацию. Команде дается задание показать мутацию, а зрители должны ее  угадать.

транслокация

утрата

инверсия

делеция

дупликация

14. Определить  характеристики мутаций

Ненаследственная (модификационная)

Наследственная (мутационная)

Направленная, может проявиться у многих особей вида при данных условиях

Ненаправленная, проявляется у отдельных особей, случайная

Причина: изменения во внешней среде

Причина: изменения в генотипе

Повышает пластичность вида

Поставляет материал для эволюционных процессов

15. Домашнее задание

1. Выучить параграф 3.12

2. Творческое задание: по желанию приготовить сообщения: «Генные болезни человека”,   “Хромосомные болезни человека”,    “Мутации, вызванные алкоголем, наркотиками”, подобрать пословицы об изменчивости, мутациях.

16. Рефлексия.

  • Самым интересным сегодня на уроке было …
  • Сегодня я понял ….
  • Сегодня я научился …
  • Сегодня я задумался …
  • На будущее мне надо иметь в виду …



Предварительный просмотр:

Карта урока

По теме:_______________________________________________________________________________

Ученика 9 класса________________________________________________________________________

Познакомьтесь с историческим текстом и составьте план работы на уроке, выстройте в правильном порядке последовательность действий, а лишние действия вычеркните.

Текст:  Основная причина возникновения новых признаков и свойств у организмов – это проявление мутаций. Мутации – это изменения генотипа, происходящие под влиянием факторов внешней или внутренней среды. Впервые термин «мутация» был предложен в 1901 г. Голландским ученым Гуго де Фризом, описавшим самопроизвольные мутации у растений. Мутации появляются редко, но приводят к внезапным скачкообразным изменениям признаков, которые передаются из поколение в поколение. Мутации могут затрагивать генотип в различной степени, и поэтому их делят на генные, хромосомные и геномные. Мутагенными факторами (причинами мутаций) могут радиация, химические вещества, повышенная температура окружающей среды.

Дать определение  мутации

Классификация мутаций

 Автор термина «мутация»

Примеры модификационной изменчивости

Причины мутаций

Характеристики мутаций

Генная мутация: А - …    , Г - …

Хромосомные мутации

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

А

Б

В

Г

Д

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

А

Б

Е

Д

Г

В

Ж

З

И

К

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Р

С

Т

Запишите характеристики мутаций

Ненаследственная (модификационная)

Наследственная (мутационная)

Направленная, может проявиться у многих особей вида при данных условиях

Причина: изменения во внешней среде

Причина: изменения в …

Повышает пластичность вида

Поставляет материал для ……………………………..процессов

домашнее задание   1. выучить параграф 3.12

2. творческое - по желанию приготовить сообщения: «Генные болезни человека”,   “Хромосомные болезни человека”,    “Мутации, вызванные алкоголем, наркотиками”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Урок биологии 6 класс по теме: грибы

Урок биологии 6 класс по теме: грибы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, самоанализ и приложения  к уроку....

урок биологии 7 класс по теме "Насекомые"

Презентация к уроку биологии 7 класс по теме "Насекомые"...

Тест по биологии для 10 класса по теме «Закономерности наследственности и изменчивости организмов. Основы селекции»

Тест по биологии для 10 класса по теме «Закономерности наследственности и изменчивости организмов. Основы селекции» может быть использован при повторении и обобщении изученного материала....

урок биологии 6 класс по теме "Класс Однодольные"

В помощь моим ученикам предлагаю посмотреть видеоурок и презентацию. После изучения материала предлагается выполнить самостоятельную работу...