Урок "Селекция микроорганизмов"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Разработка урока "Селекция микроорганизмов" с учетом требований ФГОС, презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_selektsiya_mikroorganizmov.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока биологии в 9 классе по теме
- "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"
Автор: Тарасова Лия Николаевна, высшая квалификационная категория, учитель биологии и химии
Место работы: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Макарье Котельничского района Кировской области
Базовый учебник: общая биология, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень под редакцией И.Н.Пономаревой: Вентана-Граф, 2010
Аннотация
Это пятый урок по теме «Основы селекции растений, животных, микроорганизмов». На уроке продолжается осмысление учащимися основных методов селекции организмов, изучаются традиционные и современные методы селекции микроорганизмов- генная и клеточная инженерия. Использованы технологии проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ
Тема « Селекция микроорганизмов. Биотехнология»
9 класс УМК Пономарева И.Н.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная
Материалы и оборудование: учебник «Общая биология, 9 класс» под ред. И.Н. Пономаревой, ноутбук, проектор, презентация «Методы селекции микроорганизмов. Биотехнология» в формате Microsoft Power Point, вырезки из газет и журналов о разных направлениях биотехнологии, стенд «За страницами учебника».
Дидактическая цель: создание условий для активного осмысления новой учебной информации через технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения, применения ЭОР с ориентацией на формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Задачи урока.
Предметные:
1. Повторить особенности жизнедеятельности микроорганизмов;
2. Сформировать знания об основных методах селекционной работы с микроорганизмами;
3. Познакомить учащихся с основными направлениями биотехнологии – генной и клеточной инженерией;
4. Выявить значение селекции микроорганизмов в хозяйственной деятельности человека.
Метапредметные:
- Формировать творческие способности через разнообразные виды деятельности;
- Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с текстом,
умения сравнивать, устанавливать связи, делать выводы, решать проблемные вопросы
Личностные:
- Воспитание коммуникативных отношений, умения выражать свои мысли вслух, слушать друг друга.
- Профориентация-знакомство с профессией микробиолога;
- Формирование экологической грамотности учащихся.
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная, парная и индивидуальная
Методы урока: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный
Планируемые метапредметные результаты:
регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;
коммуникативные: готовность получать новую информацию, владеть устной и письменной речью;
познавательные: умение ориентироваться в понятиях, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверка присутствующих. Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места, необходимые принадлежности к уроку. | Личностные-формирование уважительного отношения к труду. |
Мотивация учебной деятельности | Сообщение темы, эпиграфа урока, рейтинговой системы оценивания. Мотивация изучения данного материала. | Определяют цель и задачи урока | Личностные-формирование мотивации к обучению, основ экологического мышления. Регулятивные-владение основами самооценки; участие в совместной деятельности; постановка учебной задачи под руководством учителя; Коммуникативные- умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Предметные - расширение представлений о применении микроорганизмов в жизни человека |
Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний | Терминологическая разминка- самопроверка, оценивание по слайду | В рабочих листах выполняют задания на знания терминов, осуществляют самопроверку. | Личностные-формирование ответственного отношения к обучению Регулятивные-умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать самостоятельно, получать и оценивать свой результат; Коммуникативные- умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Предметные-проверка основных терминов по теме «Основы селекции организмов» |
Изучение нового материала |
1) К какой группе организмов, относят бактерии? 2) Назовите еще группы, которые относятся к микроорганизмам. 3) Вспомните, кем были открыты микроорганизмы в 17 веке? 4) Какие особенности характерны для микроорганизмов? 5) Какие из этих особенностей учитываются в селекции? Сравните со схемой на слайде, проставьте баллы. 6) А зачем нужно селекционировать микроорганизмы? 7) Какими преимуществами они обладают перед другими организмами? 3. Работа с текстами по заданию, проверка, рейтинговые баллы 4. Методы селекции микроорганизмов. Биотехнология (от «био»-жизнь, «техне»- искусство, мастерство)-использование живых организмов и биологических процессов в производстве. Рассказ учителя о методах биотехнологии- генной и клеточной инженерии. Сообщения учащихся. 1 группа – Микроорганизмы и пищевая промышленность 2 группа – Микроорганизмы и медицина 3 группа – Клеточная инженерия, клонирование 4 группа – Биотехнология в животноводстве и растениеводстве 5 группа – ГМО в продуктах питания 5. Работа с текстом «За и против ГМО»
| Обсуждают проблемный вопрос Участвуют в обсуждении вопросов, проверяют правильность ответов по слайдам презентации, проставляют баллы в рабочем листе
Работают с текстами в рабочем листе, самопроверка. Слушают рассказ учителя. Слушают сообщения учащихся. Работают с текстом, выписывают аргументы 1 вариант- «за ГМО», 2 вариант-«против ГМО» | Личностные- формирование ответственного отношения к обучению Регулятивные- умение выдвигать версии решения проблемы; умение работать по плану Познавательные- умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; умение владеть смысловым чтением Коммуникативные - умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре; владение устной и письменной речью; формулировать, аргументировать свое мнение; формирование и развитие информационной компетентности Предметные- особенности микроорганизмов, методы селекции микроорганизмов, использование бактерий и грибов биотехнологии. |
Первичная проверка усвоения знаний | Заполнение кластера «Методы селекции микроорганизмов» Выполнение задания на соответствие методов селекции микроорганизмов и их сущности. Профориентация.- знакомство с учебными заведениями, где можно получить специальность «Микробиолог», «Биотехнолог»
| Заполняют кластер в рабочем листе Выполняют задание в рабочем листе, самопроверка, рейтинговые баллы. | Личностные-формирование ответственного отношения к учению Регулятивные -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи: владение основами самоконтроля и самооценки Познавательные-умение работать с тестами Коммуникативные-умение работать индивидуально Предметные- проверка усвоения новых терминов, владение терминологией
|
Подведение итогов урока. Рефлексия | Подводит к оценке деятельности, учитывая цели и задачи урока. | Подсчет рейтинговых баллов. Рефлексируют результаты своей деятельности на уроке, его познавательную и личностно значимую сторону. | Личностные- формирование осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования Регулятивные-умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение оценивать правильность учебной задачи; овладение способами взаимоконтроля, самооценки. Познавательные-умение моделировать ситуацию; Коммуникативные—планирование и регуляция своей деятельности, умение слушать и понимать речь других людей Предметные- осознание значимости биологических знаний в практической деятельности людей и самого себя лично |
Домашнее задание |
§31, задание по выбору- составить синквейны «Биотехнология», «Микробиология»; написать мини-сочинение «Если бы я был министром пищевой промышленности…».
| Записывают д/з в дневники, задают вопросы. | |
Рабочий лист « Селекция микроорганизмов. Биотехнология»
Ученик - Класс 9
«МИКРОБ, ЭТОТ ГАДКИЙ УТЁНОК ПЕРВЫХ ЛЕТ
ЭПИДЕМИОЛОГИИ, БЛАГОДАРЯ УСПЕХАМ
НАУКИ И ТЕХНИКИ, ДОСТИЖЕНИЯМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ГЕНИЯ,
ПРЕВРАТИЛСЯ В ПРЕКРАСНОГО ЛЕБЕДЯ ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИИ,
СОВРЕМЕННОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ И ИНДУСТРИИ ЖИВЫХ КЛЕТОК».
Б. Я. Нейман
Информационные источники.
- Асланян М.М. Генетическое клонирование позвоночных животных - журнал «Биология для школьников» №2 – 2003
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в трёх томах- М., 1993.
- Новикова Т.А. Продукты питания, модифицированные методами генной инженерии. - журнал «Биология в школе» №4 – 2004.
- Реннеберг Р., Реннеберг И. От пекарни до биофабрики. М.: Мир, 1991
- Складнев Д.А. Что может биотехнология? М.: Знание, 1990.
Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заполните схему "Микроорганизмы"
Задача- упражнение....
Презентация к уроку биологии в 9 классе по теме "Селекция микроорганизмов"
Данная презентация в полной мере раскрывает современные биотехнологии в селекции микроорганизмов. Учитель может свободно излагать теоретический материал по данной теме, опираясь на слайды презентации....
Исследовательский проект на тему: "Исследование действия антибиотиков на микроорганизмы"
«Лук от семи недуг» - гласит русская пословица. Он издавна считался могучим средством против ряда болезней. В данной работе описаны действия фитонцидов растительного происхождения в сравнении с ...
Конспект урока тема: ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. РАБОТЫ Н. И. ВАВИЛОВА. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ.
Класс: 9 Предмет: биология ...
Роль микроорганизмов в охране окружающей среды от загрязнения.
Примером значимости микроорганизмов могут служить биологические методы очистки сточных вод. Перед спуском в открытые водоемы сточные воды должны подвергаться очистке. Степень очистки зависит от количе...
Основы селекции растений, животных, микроорганизмов
Основы селекции растений, животных, микроорганизмов...
На заре жизни микроорганизмов.(Дистанционный урок)
Дистанционный урок по теме "На заре жизни микроорганизмов" ....