Роль микроорганизмов в охране окружающей среды от загрязнения.
методическая разработка по биологии по теме

Мажура Ангелина Михайловна

Примером значимости микроорганизмов могут служить биологические методы очистки сточных вод. Перед спуском в открытые водоемы сточные воды должны подвергаться очистке. Степень очистки зависит от количества и химического состава вод, а также характера водоема, в который они могут быть спущены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль микроорганизмов

в охране окружающей среды от загрязнения»

Интегрированный урок

(биология, химия, экология)

План  занятия

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и способов ее получения средствами самостоятельной  и лабораторной работы.

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

Образовательные цели:

    а) ключевые: создать условия для выявления значимости микроорганизмов в        окружающей среде;

     б) общепрофессиональные: распространение микроорганизмов в природе: состав    микроорганизмов в различных средах жизни;  

     в) специальные профессиональные:

производственно-технологические: сформировать представление о аэробной  и анаэробной биологической очистке вод; способах получения различных продуктов из отходов пищевой промышленности.

Цели по содержанию:

образовательная:

 способствовать формированию понятий: микроорганизмы «аэробы» и «анаэробы»,  «биологические фильтры»,  «аэрофильтры», «аэротеки»; «аэробная» и  «анаэробная» биологическая очистка.

развивающая:

 продолжить развитие умения устанавливать причинно- следственные связи. Работая в группе с текстом учебной статьи.

воспитательная:

 способствовать формированию экологической культуры и пониманию того, что уважительное взаимодействие в процессе выполнения группового задания приводить к успеху каждого ученика.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства технологической поддержки учебной работы: печатные работы, видеоролик.

Базовая форма деятельности студентов –  исследовательская.

Функции студента:

  • демонстрируют знание ранее изученного материала;
  • выполняют лабораторную работу;
  • выступают с сообщениями;
  • формулируют выводы.

Функции преподавателя:

  • актуализация знаний студентов;
  • постановка проблемы занятия;
  • организация проведения лабораторной работы;
  • сообщения студентов.

Метод обучения: проблемный.

    Возможно ли существование биосферы и человека в ней без микроорганизмов?

Дополнительная литература

  1. В. М. Константинов. Экологические основы природопользования. Учебник для СПО. М. Академия, 2006.
  2. К.В. Мудрецова-Висс. Микробиология, санитария и гигиена. М. 2008.
  3.  Практикум по микробиологии. М. 2008.
  4. Б.М. Миркин. Экология России. М. АО МДС. 1996.
  5. «Зеленый пакет». DVD.
  6. ЭОР.fcior.edu.ru

Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствие, создание позитивного настроя на познавательную деятельность обучающихся.

Настраиваются  на работу, проверяют готовность своего рабочего места (наличие тетрадей, учебников, ручки, листочков для проверочной работы ит.д.)

Целеполагание

Озвучивает тему занятия «Роль микроорганизмов в охране окружающей среды от загрязнения».

Некоторые пессимисты говорят: «В 19 веке войны велись за металл, в 20 веке – за нефть, а в 21 веке они вспыхнут из-за источников питьевой воды». (прокомментируйте это высказывание). (ВИДЕОРОЛИК)

Предлагает сформулировать цель занятия.

Делают комментарий к высказыванию преподавателя.

Вместе с преподавателем определяют цели:

1.Знать группы микроорганизмов, значение микроорганизмов, участие микроорганизмов в очистке природных и сточных вод.

  1. Уметь отбирать из текста необходимые сведения, устанавливать причинно- следственные связи.

Актуализация знаний

Проводит вводную беседу: микрофлора окружающей среды, морфология микроорганизмов, способы питания встречающиеся у микроорганизмов, отношение микроорганизмов к  влажности, зависимость микрофлоры от антропогенных факторов.

Проводит краткий опрос (вопросы по микробиологии и экологии). См. Приложение №  .

Принимают предложение преподавателя.

Отвечают на вопросы, осознают степень готовности к изучению нового материала.

Мотивация

Ставит проблемный вопрос «Возможно ли существование биосферы и человека в ней без микроорганизмов?» (вопрос на доске). Ответ в конце занятия.

Помощь в выборе направления работы на занятии.

Связь изучаемой темы с будущей профессией. Утилизация отходов пищевой промышленности с помощью биотехнологий.

Осознание проблемы. Формулирование гипотезы (обозначение основного направления работы).

Гипотеза выявить положительную роль микроорганизмов в процессе очищения воды.

Готовятся к поиску ответа в ходе занятия.

Изучение нового материала

(доказательство выдвинутой гипотезы)

Проблемная задача №1.

Проанализируйте результаты лабораторной работы.

Изменение органолептических показателей воды в нескольких пробах, взятых из пруда в городском парке: запах, прозрачность, наличие осадка (проба №1 – 18 сентября, проба №2 – 18 октября, проба №3 – 18 ноября)

Анализируют результаты лабораторной работы, делают первичные выводы

Проба 1

Проба 2

Проба 3

Прозрачность

Запах

Осадок

Вывод. В природной среде происходит самоочищение водоемов при помощи микроорганизмов аэробов.

Проблемная задача №2.

Проанализируйте результаты лабораторной работы.

Изменение показателей в пробах:

Проба №1- хозяйственное мыло,

проба №2- СМС,

проба №3- «БИОР -1»

Анализируют результаты лабораторной работы, делают первичные выводы

Проба  1

Проба  2

Проба  3

Прозрачность

Запах

Осадок

Наличие пены

Вывод. Переработка микроорганизмами разных видов СМС происходит с разной скоростью. Хозяйственное мыло перерабатывается  без остатка и не вызывают гибель микроорганизмов. СМС и «БИОР-1»

- подвергаются частичной переработке и вызывают гибель микроорганизмов.

Организует работу с тестом учебной статьи.

Цель: ответить на вопрос: какие методы применяют при очистке загрязненных вод.

Работают в группах с текстом учебной статьи.

1 группа – характеристика механической очистки сточных вод. 2 группа - химическая очистка сточных вод. 3 группа – физико-химическая очистка сточных вод.  4 группа – биологическая очистка сточных вод. Делают записи.

Первичное закрепление учебного материала

Проводит беседу с целью структурирования и обобщения новой учебной информации.

Выступление с сообщениями.

( см. Приложение презентация)

Отвечают на вопросы, закрепляя в нужной последовательности учебной материал.

Информация о домашнем задании

Прочитать текст учебника.

Подготовить сообщение «Утилизация отходов промышленности на основе биотехнологии».

Определяют для себя объем домашнего задания

Вывод

Рефлексия

Довольны ли вы результатом своей работы? Были ли затруднения при выполнении занятий?

Дают оценку результатов своей работы. Анализируют затруднения.

Приложение:

Дидактический материал

Задания для самостоятельной работы

1 группа

Приемы очистки сточных вод (механическая очистка).

Учебник Экология России. Стр. 200.

  1. Отстаивание жидких стоков применяют для…..
  2. Песчаные и  песчано-гравийные фильтры применяют для….
  3. В некоторых случаях применяют центрифугирование, при котором…
  4. Как удаляют нефтепродукты?

2 группа

Приемы очистки сточных вод (химическая очистка)

Учебник Экология России. Стр. 200-201.

  1. При химической очистке кислоты очищают добавлением…….. , а от щелочей очищают добавлением……. .
  2. В данном случае применяется  электролиз для…..
  3. Огневой метод очистки. Что это такое и как используется?

3 группа

Приемы очистки сточных вод (биологическая  очистка)

Учебник Экологические основы природопользования. Стр. 74.

  1. Биологическая очистка на полях фильтрации осуществляется с оборудованными картами, …..
  2. Очистка происходит естественным способом - ….. .
  3. Второй способ очищения сточных вод производится с помощью биофильтров, через….

4 группа

Приемы очистки сточных вод (биологическая  очистка)

Учебник Экология России. Стр. 201.

  1. В аэротеках (открытых бассейнах) бактерии-аммонификаторы разлагают белки до ……, а бактерии нитрификаторы окисляют аммоний до ………. и……. .
  2. Активный ил – слой почвы….  .
  3. Метантенки , где метанобразующие бактерии сбраживают…….. . В результате получается очищенная вода и ……  .

5 группа

Приемы очистки сточных вод (биологическая  очистка)

Учебник Микробиология. Стр. 204-206.

  1. Биологические (очистные) пруды искусственные, последовательно соединенные водоемы, в которые отводится сточная разбавленная вода. В месте спуска сточных вод сапрофитные микроорганизмы вызывают процессы …… и  ……
  2. В биофильтрах процесс очистки состоит из … фаз. Сначала….  . После окисления главной массы органических веществ окислению подвергают…. .
  3.  В аэротеках происходит … .
  4. Анаэробная биологическая очистка представляет собой…. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.

Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...

Сборник материалов НТИ по материалам периодической печати. «Меры по охране окружающей среды»

Картотека составлена по материалам научно-технической информации в периодической печати за период 1979 – 2008 г.г....

Отчет по мероприятиям об охране окружающей среды в школе

Примерны отчет для зам.директора по ВР...

Сценарий акции по охране окружающей среды "Please, stop!"

Данный материал можно использовать при изучении темы "Nothing is forever" в 7 классе по УМК Кауфман....

Исследовательский проект по теме: "Роль СМИ в охране окружающей среды"

 Внеклассная работа  выполнена  9 "А"  к защите КТД  по  экологии....

Презентация к исследовательскому проекту "Роль СМИ в охране окружающей среды"

Презентация является сопровожднием к  материалам исследовательского проекта "Роль СМИ в охране окружающей среды"....

Внеклассное мероприятие Семинар для учащихся 8-9 класса «Виды особо охраняемых природных территорий. Их роль в охране окружающей среды»

Внеклассное мероприятиеСеминар для учащихся 8-9 класса «Виды особо охраняемых природных территорий. Их роль в охране окружающей среды»...