Роль микроорганизмов в охране окружающей среды от загрязнения.
методическая разработка по биологии по теме
Примером значимости микроорганизмов могут служить биологические методы очистки сточных вод. Перед спуском в открытые водоемы сточные воды должны подвергаться очистке. Степень очистки зависит от количества и химического состава вод, а также характера водоема, в который они могут быть спущены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль микроорганизмов
в охране окружающей среды от загрязнения»
Интегрированный урок
(биология, химия, экология)
План занятия
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и способов ее получения средствами самостоятельной и лабораторной работы.
Тип учебного занятия: изучение нового материала.
Образовательные цели:
а) ключевые: создать условия для выявления значимости микроорганизмов в окружающей среде;
б) общепрофессиональные: распространение микроорганизмов в природе: состав микроорганизмов в различных средах жизни;
в) специальные профессиональные:
производственно-технологические: сформировать представление о аэробной и анаэробной биологической очистке вод; способах получения различных продуктов из отходов пищевой промышленности.
Цели по содержанию:
образовательная:
способствовать формированию понятий: микроорганизмы «аэробы» и «анаэробы», «биологические фильтры», «аэрофильтры», «аэротеки»; «аэробная» и «анаэробная» биологическая очистка.
развивающая:
продолжить развитие умения устанавливать причинно- следственные связи. Работая в группе с текстом учебной статьи.
воспитательная:
способствовать формированию экологической культуры и пониманию того, что уважительное взаимодействие в процессе выполнения группового задания приводить к успеху каждого ученика.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства технологической поддержки учебной работы: печатные работы, видеоролик.
Базовая форма деятельности студентов – исследовательская.
Функции студента:
- демонстрируют знание ранее изученного материала;
- выполняют лабораторную работу;
- выступают с сообщениями;
- формулируют выводы.
Функции преподавателя:
- актуализация знаний студентов;
- постановка проблемы занятия;
- организация проведения лабораторной работы;
- сообщения студентов.
Метод обучения: проблемный.
Возможно ли существование биосферы и человека в ней без микроорганизмов?
Дополнительная литература
- В. М. Константинов. Экологические основы природопользования. Учебник для СПО. М. Академия, 2006.
- К.В. Мудрецова-Висс. Микробиология, санитария и гигиена. М. 2008.
- Практикум по микробиологии. М. 2008.
- Б.М. Миркин. Экология России. М. АО МДС. 1996.
- «Зеленый пакет». DVD.
- ЭОР.fcior.edu.ru
Ход занятия
Приложение:
Дидактический материал
Задания для самостоятельной работы
1 группа
Приемы очистки сточных вод (механическая очистка).
Учебник Экология России. Стр. 200.
- Отстаивание жидких стоков применяют для…..
- Песчаные и песчано-гравийные фильтры применяют для….
- В некоторых случаях применяют центрифугирование, при котором…
- Как удаляют нефтепродукты?
2 группа
Приемы очистки сточных вод (химическая очистка)
Учебник Экология России. Стр. 200-201.
- При химической очистке кислоты очищают добавлением…….. , а от щелочей очищают добавлением……. .
- В данном случае применяется электролиз для…..
- Огневой метод очистки. Что это такое и как используется?
3 группа
Приемы очистки сточных вод (биологическая очистка)
Учебник Экологические основы природопользования. Стр. 74.
- Биологическая очистка на полях фильтрации осуществляется с оборудованными картами, …..
- Очистка происходит естественным способом - ….. .
- Второй способ очищения сточных вод производится с помощью биофильтров, через….
4 группа
Приемы очистки сточных вод (биологическая очистка)
Учебник Экология России. Стр. 201.
- В аэротеках (открытых бассейнах) бактерии-аммонификаторы разлагают белки до ……, а бактерии нитрификаторы окисляют аммоний до ………. и……. .
- Активный ил – слой почвы…. .
- Метантенки , где метанобразующие бактерии сбраживают…….. . В результате получается очищенная вода и …… .
5 группа
Приемы очистки сточных вод (биологическая очистка)
Учебник Микробиология. Стр. 204-206.
- Биологические (очистные) пруды искусственные, последовательно соединенные водоемы, в которые отводится сточная разбавленная вода. В месте спуска сточных вод сапрофитные микроорганизмы вызывают процессы …… и ……
- В биофильтрах процесс очистки состоит из … фаз. Сначала…. . После окисления главной массы органических веществ окислению подвергают…. .
- В аэротеках происходит … .
- Анаэробная биологическая очистка представляет собой…. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.
Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...
Сборник материалов НТИ по материалам периодической печати. «Меры по охране окружающей среды»
Картотека составлена по материалам научно-технической информации в периодической печати за период 1979 – 2008 г.г....
Отчет по мероприятиям об охране окружающей среды в школе
Примерны отчет для зам.директора по ВР...
Сценарий акции по охране окружающей среды "Please, stop!"
Данный материал можно использовать при изучении темы "Nothing is forever" в 7 классе по УМК Кауфман....
Исследовательский проект по теме: "Роль СМИ в охране окружающей среды"
Внеклассная работа выполнена 9 "А" к защите КТД по экологии....
Презентация к исследовательскому проекту "Роль СМИ в охране окружающей среды"
Презентация является сопровожднием к материалам исследовательского проекта "Роль СМИ в охране окружающей среды"....
Внеклассное мероприятие Семинар для учащихся 8-9 класса «Виды особо охраняемых природных территорий. Их роль в охране окружающей среды»
Внеклассное мероприятиеСеминар для учащихся 8-9 класса «Виды особо охраняемых природных территорий. Их роль в охране окружающей среды»...