Обобщение по теме "Строение клетки" урок в 5м классе
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Багирова Тамила Султановна

Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран.

Показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории.

Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx326.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-обобщение: «Строение клетки»

Задачи:

  • Образовательная: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме.
  • Развивающая: продолжить развитие умений анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать материал.
  • Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, совершенствовать навыки работы в группе

Цели.

Предметные результаты:

  • формировать умение выделять существенные признаки строения клеток  организмов;
  • формировать умение определять основные части клетки;
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: эукариоты, прокариоты, ядро, цитоплазма, плазматическая мембрана и др.

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений
  2. Сформировать умение выделять аналогии и решать задачи на их основе, строить аналогичные закономерности.
  3. Сформировать умение строить логические  рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
  4. Сформировать умение  понимать позицию товарища, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  4. Сформировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Ход урока

  1. Мотивация. Ребята, сегодня наш урок пройдет несколько необычно. И это не потому, что нас сегодня собралось в этом кабинете так много, а потому что нам с вами предстоит отправиться в путешествие, отыскать сокровища, расшифровать древние письма, собрать и отгадать наскальные рисунки,  сделанные в древних пещерах.
  1. Какую тему мы с вами закончили изучать на прошлом уроке?
  2. Какую цель мы поставим сегодня перед собой?

II. Актуализация пройденного материала Сегодня в нашем путешествии нас будут сопровождать открытия, которые были сделаны несколько веков назад. Чтобы определить очередность ваших ответов, попробуйте отгадать древнее письмо от ученого. Вы должны,  отгадать, фамилия какого  ученого зашифрована в древнем  письме. Тот,  кто  первым разгадает шифровку, тот и  будет иметь право начинать отвечать на вопросы следующего тура.

Письмо от Левенгука. Презентация – портрет Левенгука.

4 команды лучших учащихся 4 школы должны разгадать все секреты. Каждая команда получает оценочный лист, в котором будет делать необходимые путевые заметки

  1. Конкурс-разминка «Дальше…»

Отвечаем на вопросы по цепочке. Главное условие, нужно отвечать быстро и четко. Если цепь ответов прерывается, то право отвечать на вопросы уходит к следующей команде. Каждый правильный ответ, балл в копилку команды.

  1. Дал термин «клетка» (Гук)
  2. Низшие растения не имеют (органы и ткани – водоросли)
  3. Мицелий или …(грибница)
  4. Простейший увеличительный прибор (Лупа)
  5. Сложные органические вещества – строительный материал живого организма (Белки)
  6. Вместо ядра – ядерное вещество у (Бактерии)
  7. Хранят и передают наследственную информацию (Хромосомы)
  8. Результат деления клеток (Р, Р, Р)
  9. Зеленый пигмент (Хлорофилл)
  10. Придает форму клетке (Клеточная стенка)
  11. Белок крови, содержащий железо (Гемоглобин)
  12. Впервые рассмотрел одноклеточные организмы (Левенгук)
  13. Организмы, клетки которых имеют ядро (Эукариоты)
  14. Превращают молоко в простоквашу (Бактерии)
  15. Неклеточные формы жизни (Вирусы)
  16. Одноклеточная водоросль (Хлорелла, Хлорококк, Хламидомонада)
  17. Через них удаляются избыток воды и продукты обмена у одноклеточных животных (Сократительная вакуоль)
  18. Организм, состоящий из отдельных клеток, объединенных в целое (колониальный организм)
  19. Полужидкое вязкое вещество клетки (Цитоплазма)
  20. Углевод оболочки растений (Целлюлоза)
  21. Углевод оболочки грибов (Хитин)
  22. Сформулировали клеточную теорию (Шлейден, Шванн)
  23. Сформировали месторождения нефти, природного газа (Бактерии)
  24. Снаружи любая клетка покрыта (Плазматической мембраной)
  25. Организмы, клетки которых не имеют ядра (Прокариоты)
  26. Появились 3,5 млрд лет назад (Бактерии)
  27. Высшие растения имеют (органы и ткани)
  28. Для передвижения у одноклеточных  (Ложноножки, жгутики, реснички)
  29. Пример колониального организма (Вольвокс)
  30. Одноклеточный гриб (Мукор, Дрожжи,  Фитофтора)
  31. Обнаружил ядро в клетке  (Броун)
  32. Разрушители растительных и животных остатков (Бактерии)
  33. Важнейший и самый крупный компонент клетки (Ядро)
  34. Образуют органические вещества (Растения, автотрофы)
  35. Организм, состоящий из клеток, связанных между собой (Многоклеточный организм)
  36. Вызывают заболевания дифтерия, туберкулез, дизентерия, холера (Бактерии)
  37. Зеленые пластиды (Хлоропласты)
  38. Потребляют готовые органические вещества (Животные, грибы, гетеротрофы)
  39. В них переваривается пища у одноклеточных  (Пищеварительная вакуоль)
  40. Один  хлоропласт водорослей  называется (Хроматофор)
  41. Запасной источник энергии и воды (Жиры)
  42. Одноклеточное животное (Амеба, Эвглена, инфузория)
  43. Бактерии переживают неблагоприятные условия в виде (Споры)
  44. Высшие животные…(имеют органы и ткани)
  45. Грибы не имеют …(органов и тканей)
  46. Вызывают заболевания грипп, СПИД, корь, оспа (Вирусы)
  47. Низшие  животные (без органов и тканей губки, кишечнополостные)
  1. Собери модель и назови все известные тебе составляющие, заполни таблицы. (Модели клеток) Презентация – 4 клетки.

1.1. Сравнить

Вопросы для сравнения

Прокариоты

Эукариоты

1

Ядро

2

Цитоплазма

3

Плазматическая мембрана

1.2. Сравнить

Вопросы для сравнения

Растения

Животные

Грибы

1

Ядро

2

Хлоропласты

3

Клеточная оболочка

4

Вакуоль с клеточным соком

5

Автотрофы  (А), или гетеротрофы (Г)

  1. Лишний термин. Были перепутаны слова, рассыпались
  1. Выберите из предложенных терминов лишний и объясните свой выбор:
  1. Бактерия дифтерии, бактерия туберкулеза, дизентерийная амеба, бактерия холеры.
  2. Хромосома, плазматическая мембрана, клеточная оболочка, лист, хлоропласт, вакуоль.
  3. Хлорелла, хламидомонада, дрожжи, мукор, клевер, фитофтора
  4. Дизентерийная амеба, лямблия, малярийный плазмодий, хлорелла

Лишним является термин ________________________________

Потому что ____________________________________________

  1. Физкультминутка (Веселая зарядка)
  2. Верю не верю. Впишите «да», если утверждение верное, или «нет», если утверждение неверное.

1)

1

Бактерии передвигаются с помощью длинных жгутиков или коротких тонких ворсинок

2

Поверх клеточной оболочки у некоторых бактерий вырабатывается дополнительный защитный слой - капсула

3

Бактерии – эукариоты

нет

4

Все бактерии имеют одинаковую форму

нет

5

Каждая бактериальная клетка очень мала, но общее число бактерий на Земле огромно, потому что они очень быстро размножаются

2)

1

Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и больше не делятся

нет

2

За счет деления клеток происходит восстановление поврежденных частей тела – регенерация

3

Каждая новая клетка возникает только путем деления ранее существующих клеток

4

Самую важную роль при делении клеток играет ядро

5

Впервые открыл и описал ядро клетки английский ботаник Роберт Броун

3) 

1

Среди одноклеточных водорослей есть и подвижные формы, например хламидомонада

2

Продающиеся в магазинах пачки дрожжей – это спрессованные одноклеточные животные – простейшие

нет

3

Одноклеточный гриб фитофтора поражает живые листья и клубни картофеля, листья и плоды томатов

4

Одноклеточные сочетают в себе свойства клетки и самостоятельного организма

5

Одноклеточные растения наиболее часто встречаются среди водорослей

4)

1

В процессе развития живой природы из одноклеточных организмов возникли более сложные – колониальные, а от них многоклеточные организмы

2

Ламинария, или морская капуста – одноклеточная водоросль

нет

3

В отличие от водорослей (низших) растений, высшие растения имеют ткани и органы

4

Колониальные организмы состоят из отдельных клеток, объединенных нитями цитоплазмы в одно целое

5

Клетка – это наименьшая единица строения живого организма

  1. Озвучить фильм конкурс звукооператоров

(амеба, эвглена, инфузория),  ВИДЕО (простейшие, вольвокс, деление клетки, строение клетки)

  1. Тест на гениальность.
  2. 1. В мае 1698 г. в далекой Голландии на корабле повстречались тот, кого звали Великим, и тот, кто занимался ничтожно малыми. Оба они в своем деле были первыми. Назовите этих людей
  3. 2. Впервые этих паразитических простейших в желчных протоках печени человека обнаружил украинский врач Д.Ф. Лямбль.
  1. Название этой болезни происходит от двух итальянских слов: «маль» - дурной и «ария» - воздух.
  2. Почему инфузория-туфелька плавает с большей скоростью,   чем эвглена зеленая и тем более амеба обыкновенная?
  3. В пробирку с культурой эвглены зеленой добавили небольшое количество картофельного отвара. Пробирку поставили в темноту. Через 2 недели зеленая окраска культуры исчезла. Как вы думаете, погибли ли эвглены? Что произойдет если пробирку выставить на свет?
  4. В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория балантидий. В отличие от туфельки у нее нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Почему?
  5. В Крыму вдоль северных склонов гор имеются мощные залежи известковых пород. Ученые палеонтологи утверждают, что они имеют органическое происхождение и на их месте в прошлом находилось дно древнего моря. На основани каких находок ученые пришли к такому выводу?
  6. Ученые ботаники относят эвглену зеленую к растениям, а зоологи  - к животным. Кто из них прав?
  7.  Простейшие широко распространены в почве и воде, однако, они не могут жить в кипяченной воде. Как вы думаете, почему?
  8. Для жизни инфузорий – туфелек углекислый газ не нужен, а в больших количествах даже вреден. Однако замечено, что они всегда плывут в ту сторону, где углекислого газа больше. Объясните, почему?
  9.  В пробирку воды из пруда с эвгленами прилили немного раствора йода. Смесь изменила цвет. Почему?
  10.  Среди водных животных имеется довольно много прозрачных форм, а среди обитателей поверхности почвы их почти нет. Как вы думаете, почему?

III.Рефлексия 

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что …

Теперь я могу …

Я почувствовал, что…

Я приобрел …

Я научился …

У меня получилось …

Я смог …

Я попробую …

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

  1. Установить правильную последовательность работы с микроскопом при рассмотрении препарата. Записать цифры в правильном порядке.

 

  1. Отрегулировать резкость изображения винтами настройки
  2. Поставить микроскоп ручкой штатива и окуляром к себе
  3. Передвигая предметное стекло по столику, найти место, где клетки видны наиболее четко
  4. Развернуть зеркало к источнику света
  5. Рассмотреть клетки
  6. Установить зеркало так, чтобы в поле зрения был хорошо виден освещенный круг
  7. Положить препарат над отверстием в предметном столике и закрепить его зажимами
  8. Опуская тубус с помощью винта, следить, чтобы нижнее увеличительное стекло не касалось препарата  (Микроскоп)

          1.2.  Установить правильную последовательность этапов деления              клетки. Запишите цифры в правильном порядке.

  1. Хромосомы расходятся к полюсам клетки
  2. Оболочка ядра рассасывается
  3. Хромосомы в материнской клетке удваиваются
  4. Хромосомы располагаются по «экватору» клетки
  1. Установить соответствие между группами организмов и их представителями. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите одну или несколько позиций из второго столбца. Запишите цифры выбранных ответов.

Группа

Организм

А

Одноклеточные

1

Вольвокс

Б

Колониальные

2

Спирогира

В

Многоклеточные

3

Гидра

4

Хлорелла

1.2. Установить соответствие между группами организмов и их представителями. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите одну или несколько позиций из второго столбца. Запишите цифры выбранных ответов.

Группа

Организм

А

Одноклеточные

1

Вольвокс

Б

Колониальные

2

Фитофтора

В

Многоклеточные

3

Радиолярия

4

Медуза

III. Дополнить схему:  

  1. Это _______________________
  2. Обитает в __________________http://cytoplazma.ru/images/ameba_protey.jpg
  3. Передвигается при помощи ___________________________
  4. Переваривает пищевые частицы в _____________________________
  5. ____________________ постоянную  форму тела
  6. Удаляет излишки воды при помощи ________________________

________________________________________________________

1.2. Дополнить схему:http://images.myshared.ru/361145/slide_12.jpg

          1.  Это _______________________

2.  Обитает в __________________

3.  Передвигается при помощи ___________________________

4.  Переваривает пищевые частицы в _____________________________

5. ____________________ постоянную  форму тела

          6. Удаляет излишки воды при помощи__________________________

1. 3. Дополнить схему:http://bibl.tikva.ru/base/B1774/img/B1774p135-1.jpg

1. Это ______________________

2. Обитает в ___________________

3. Передвигается при помощи _________________________

4. Пищеварение  на свету ____________________, в темноте ____________. Не имеет _____________________________

5. Удаляет излишки воды при помощи ______________________


http://muvrasil.ru/wp-content/uploads/2014/10/virus-11.jpg Картинки по запросу картинка вирус бактериофаг грипп Картинки по запросу картинка вирус ВИЧ

1.4. Дополнить схему:

1. Это ___________________

2. Они не имеют ___________________

3. __________________ внутри клеток различных организмов

4. Вне клетки-хозяина не ___________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе "Отношения и пропорции"

Этот урок можно провести в конце изучения темы "Отношения и пропорции", перед проведением контрольной работы, с целью отработать навыки учащихся в решении задач на прямую и обратную пропорциональность...

Презентация для проведения урока-обобщения по теме "Евразия", география, 7 класс

Презентация для проведения урока-обобщения по теме "Евразия", география, 7 класс...

Урок - обобщение по теме Древняя Греция 5 класс

Представляется урок с тестами, презентацией, видеофрагментом...

Урок -обобщение по теме "Глагол" в 6 классе.

Цель урока: обобщить в игровой форме знания по теме «Глагол»; научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации; подкорректировать, углубить и закрепить знания учеников за счёт привлече...

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

урок на тему "Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме." биология – 7 класс

сформировать знания об основных классах  типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении;систематизировать и проверить знания семиклассников....