Обобщение по теме "Строение клетки" урок в 5м классе
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран.
Показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории.
Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 326.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-обобщение: «Строение клетки»
Задачи:
- Образовательная: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме.
- Развивающая: продолжить развитие умений анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать материал.
- Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, совершенствовать навыки работы в группе
Цели.
Предметные результаты:
- формировать умение выделять существенные признаки строения клеток организмов;
- формировать умение определять основные части клетки;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: эукариоты, прокариоты, ядро, цитоплазма, плазматическая мембрана и др.
Метапредметные и личностные результаты:
Познавательные УУД
- Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений
- Сформировать умение выделять аналогии и решать задачи на их основе, строить аналогичные закономерности.
- Сформировать умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
- Сформировать умение понимать позицию товарища, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Коммуникативные УУД
- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Регулятивные УУД
- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Сформировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Ход урока
- Мотивация. Ребята, сегодня наш урок пройдет несколько необычно. И это не потому, что нас сегодня собралось в этом кабинете так много, а потому что нам с вами предстоит отправиться в путешествие, отыскать сокровища, расшифровать древние письма, собрать и отгадать наскальные рисунки, сделанные в древних пещерах.
- Какую тему мы с вами закончили изучать на прошлом уроке?
- Какую цель мы поставим сегодня перед собой?
II. Актуализация пройденного материала Сегодня в нашем путешествии нас будут сопровождать открытия, которые были сделаны несколько веков назад. Чтобы определить очередность ваших ответов, попробуйте отгадать древнее письмо от ученого. Вы должны, отгадать, фамилия какого ученого зашифрована в древнем письме. Тот, кто первым разгадает шифровку, тот и будет иметь право начинать отвечать на вопросы следующего тура.
Письмо от Левенгука. Презентация – портрет Левенгука.
4 команды лучших учащихся 4 школы должны разгадать все секреты. Каждая команда получает оценочный лист, в котором будет делать необходимые путевые заметки
- Конкурс-разминка «Дальше…»
Отвечаем на вопросы по цепочке. Главное условие, нужно отвечать быстро и четко. Если цепь ответов прерывается, то право отвечать на вопросы уходит к следующей команде. Каждый правильный ответ, балл в копилку команды.
- Дал термин «клетка» (Гук)
- Низшие растения не имеют (органы и ткани – водоросли)
- Мицелий или …(грибница)
- Простейший увеличительный прибор (Лупа)
- Сложные органические вещества – строительный материал живого организма (Белки)
- Вместо ядра – ядерное вещество у (Бактерии)
- Хранят и передают наследственную информацию (Хромосомы)
- Результат деления клеток (Р, Р, Р)
- Зеленый пигмент (Хлорофилл)
- Придает форму клетке (Клеточная стенка)
- Белок крови, содержащий железо (Гемоглобин)
- Впервые рассмотрел одноклеточные организмы (Левенгук)
- Организмы, клетки которых имеют ядро (Эукариоты)
- Превращают молоко в простоквашу (Бактерии)
- Неклеточные формы жизни (Вирусы)
- Одноклеточная водоросль (Хлорелла, Хлорококк, Хламидомонада)
- Через них удаляются избыток воды и продукты обмена у одноклеточных животных (Сократительная вакуоль)
- Организм, состоящий из отдельных клеток, объединенных в целое (колониальный организм)
- Полужидкое вязкое вещество клетки (Цитоплазма)
- Углевод оболочки растений (Целлюлоза)
- Углевод оболочки грибов (Хитин)
- Сформулировали клеточную теорию (Шлейден, Шванн)
- Сформировали месторождения нефти, природного газа (Бактерии)
- Снаружи любая клетка покрыта (Плазматической мембраной)
- Организмы, клетки которых не имеют ядра (Прокариоты)
- Появились 3,5 млрд лет назад (Бактерии)
- Высшие растения имеют (органы и ткани)
- Для передвижения у одноклеточных (Ложноножки, жгутики, реснички)
- Пример колониального организма (Вольвокс)
- Одноклеточный гриб (Мукор, Дрожжи, Фитофтора)
- Обнаружил ядро в клетке (Броун)
- Разрушители растительных и животных остатков (Бактерии)
- Важнейший и самый крупный компонент клетки (Ядро)
- Образуют органические вещества (Растения, автотрофы)
- Организм, состоящий из клеток, связанных между собой (Многоклеточный организм)
- Вызывают заболевания дифтерия, туберкулез, дизентерия, холера (Бактерии)
- Зеленые пластиды (Хлоропласты)
- Потребляют готовые органические вещества (Животные, грибы, гетеротрофы)
- В них переваривается пища у одноклеточных (Пищеварительная вакуоль)
- Один хлоропласт водорослей называется (Хроматофор)
- Запасной источник энергии и воды (Жиры)
- Одноклеточное животное (Амеба, Эвглена, инфузория)
- Бактерии переживают неблагоприятные условия в виде (Споры)
- Высшие животные…(имеют органы и ткани)
- Грибы не имеют …(органов и тканей)
- Вызывают заболевания грипп, СПИД, корь, оспа (Вирусы)
- Низшие животные (без органов и тканей губки, кишечнополостные)
- Собери модель и назови все известные тебе составляющие, заполни таблицы. (Модели клеток) Презентация – 4 клетки.
1.1. Сравнить
№ | Вопросы для сравнения | Прокариоты | Эукариоты |
1 | Ядро | ||
2 | Цитоплазма | ||
3 | Плазматическая мембрана |
1.2. Сравнить
№ | Вопросы для сравнения | Растения | Животные | Грибы |
1 | Ядро | |||
2 | Хлоропласты | |||
3 | Клеточная оболочка | |||
4 | Вакуоль с клеточным соком | |||
5 | Автотрофы (А), или гетеротрофы (Г) |
- Лишний термин. Были перепутаны слова, рассыпались
- Выберите из предложенных терминов лишний и объясните свой выбор:
- Бактерия дифтерии, бактерия туберкулеза, дизентерийная амеба, бактерия холеры.
- Хромосома, плазматическая мембрана, клеточная оболочка, лист, хлоропласт, вакуоль.
- Хлорелла, хламидомонада, дрожжи, мукор, клевер, фитофтора
- Дизентерийная амеба, лямблия, малярийный плазмодий, хлорелла
Лишним является термин ________________________________
Потому что ____________________________________________
- Физкультминутка (Веселая зарядка)
- Верю не верю. Впишите «да», если утверждение верное, или «нет», если утверждение неверное.
1)
1 | Бактерии передвигаются с помощью длинных жгутиков или коротких тонких ворсинок | |
2 | Поверх клеточной оболочки у некоторых бактерий вырабатывается дополнительный защитный слой - капсула | |
3 | Бактерии – эукариоты | нет |
4 | Все бактерии имеют одинаковую форму | нет |
5 | Каждая бактериальная клетка очень мала, но общее число бактерий на Земле огромно, потому что они очень быстро размножаются |
2)
1 | Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и больше не делятся | нет |
2 | За счет деления клеток происходит восстановление поврежденных частей тела – регенерация | |
3 | Каждая новая клетка возникает только путем деления ранее существующих клеток | |
4 | Самую важную роль при делении клеток играет ядро | |
5 | Впервые открыл и описал ядро клетки английский ботаник Роберт Броун |
3)
1 | Среди одноклеточных водорослей есть и подвижные формы, например хламидомонада | |
2 | Продающиеся в магазинах пачки дрожжей – это спрессованные одноклеточные животные – простейшие | нет |
3 | Одноклеточный гриб фитофтора поражает живые листья и клубни картофеля, листья и плоды томатов | |
4 | Одноклеточные сочетают в себе свойства клетки и самостоятельного организма | |
5 | Одноклеточные растения наиболее часто встречаются среди водорослей |
4)
1 | В процессе развития живой природы из одноклеточных организмов возникли более сложные – колониальные, а от них многоклеточные организмы | |
2 | Ламинария, или морская капуста – одноклеточная водоросль | нет |
3 | В отличие от водорослей (низших) растений, высшие растения имеют ткани и органы | |
4 | Колониальные организмы состоят из отдельных клеток, объединенных нитями цитоплазмы в одно целое | |
5 | Клетка – это наименьшая единица строения живого организма |
- Озвучить фильм конкурс звукооператоров
(амеба, эвглена, инфузория), ВИДЕО (простейшие, вольвокс, деление клетки, строение клетки)
- Тест на гениальность.
- 1. В мае 1698 г. в далекой Голландии на корабле повстречались тот, кого звали Великим, и тот, кто занимался ничтожно малыми. Оба они в своем деле были первыми. Назовите этих людей
- 2. Впервые этих паразитических простейших в желчных протоках печени человека обнаружил украинский врач Д.Ф. Лямбль.
- Название этой болезни происходит от двух итальянских слов: «маль» - дурной и «ария» - воздух.
- Почему инфузория-туфелька плавает с большей скоростью, чем эвглена зеленая и тем более амеба обыкновенная?
- В пробирку с культурой эвглены зеленой добавили небольшое количество картофельного отвара. Пробирку поставили в темноту. Через 2 недели зеленая окраска культуры исчезла. Как вы думаете, погибли ли эвглены? Что произойдет если пробирку выставить на свет?
- В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория балантидий. В отличие от туфельки у нее нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Почему?
- В Крыму вдоль северных склонов гор имеются мощные залежи известковых пород. Ученые палеонтологи утверждают, что они имеют органическое происхождение и на их месте в прошлом находилось дно древнего моря. На основани каких находок ученые пришли к такому выводу?
- Ученые ботаники относят эвглену зеленую к растениям, а зоологи - к животным. Кто из них прав?
- Простейшие широко распространены в почве и воде, однако, они не могут жить в кипяченной воде. Как вы думаете, почему?
- Для жизни инфузорий – туфелек углекислый газ не нужен, а в больших количествах даже вреден. Однако замечено, что они всегда плывут в ту сторону, где углекислого газа больше. Объясните, почему?
- В пробирку воды из пруда с эвгленами прилили немного раствора йода. Смесь изменила цвет. Почему?
- Среди водных животных имеется довольно много прозрачных форм, а среди обитателей поверхности почвы их почти нет. Как вы думаете, почему?
III.Рефлексия
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что …
Теперь я могу …
Я почувствовал, что…
Я приобрел …
Я научился …
У меня получилось …
Я смог …
Я попробую …
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
- Установить правильную последовательность работы с микроскопом при рассмотрении препарата. Записать цифры в правильном порядке.
|
- Отрегулировать резкость изображения винтами настройки
- Поставить микроскоп ручкой штатива и окуляром к себе
- Передвигая предметное стекло по столику, найти место, где клетки видны наиболее четко
- Развернуть зеркало к источнику света
- Рассмотреть клетки
- Установить зеркало так, чтобы в поле зрения был хорошо виден освещенный круг
- Положить препарат над отверстием в предметном столике и закрепить его зажимами
- Опуская тубус с помощью винта, следить, чтобы нижнее увеличительное стекло не касалось препарата (Микроскоп)
1.2. Установить правильную последовательность этапов деления клетки. Запишите цифры в правильном порядке.
- Хромосомы расходятся к полюсам клетки
- Оболочка ядра рассасывается
- Хромосомы в материнской клетке удваиваются
- Хромосомы располагаются по «экватору» клетки
- Установить соответствие между группами организмов и их представителями. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите одну или несколько позиций из второго столбца. Запишите цифры выбранных ответов.
Группа | Организм | ||
А | Одноклеточные | 1 | Вольвокс |
Б | Колониальные | 2 | Спирогира |
В | Многоклеточные | 3 | Гидра |
4 | Хлорелла |
1.2. Установить соответствие между группами организмов и их представителями. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите одну или несколько позиций из второго столбца. Запишите цифры выбранных ответов.
Группа | Организм | ||
А | Одноклеточные | 1 | Вольвокс |
Б | Колониальные | 2 | Фитофтора |
В | Многоклеточные | 3 | Радиолярия |
4 | Медуза |
III. Дополнить схему:
- Это _______________________
- Обитает в __________________
- Передвигается при помощи ___________________________
- Переваривает пищевые частицы в _____________________________
- ____________________ постоянную форму тела
- Удаляет излишки воды при помощи ________________________
________________________________________________________
1.2. Дополнить схему:
1. Это _______________________
2. Обитает в __________________
3. Передвигается при помощи ___________________________
4. Переваривает пищевые частицы в _____________________________
5. ____________________ постоянную форму тела
6. Удаляет излишки воды при помощи__________________________
1. 3. Дополнить схему:
1. Это ______________________
2. Обитает в ___________________
3. Передвигается при помощи _________________________
4. Пищеварение на свету ____________________, в темноте ____________. Не имеет _____________________________
5. Удаляет излишки воды при помощи ______________________
1.4. Дополнить схему:
1. Это ___________________
2. Они не имеют ___________________
3. __________________ внутри клеток различных организмов
4. Вне клетки-хозяина не ___________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе "Отношения и пропорции"
Этот урок можно провести в конце изучения темы "Отношения и пропорции", перед проведением контрольной работы, с целью отработать навыки учащихся в решении задач на прямую и обратную пропорциональность...
Презентация для проведения урока-обобщения по теме "Евразия", география, 7 класс
Презентация для проведения урока-обобщения по теме "Евразия", география, 7 класс...
Урок - обобщение по теме Древняя Греция 5 класс
Представляется урок с тестами, презентацией, видеофрагментом...
Урок -обобщение по теме "Глагол" в 6 классе.
Цель урока: обобщить в игровой форме знания по теме «Глагол»; научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации; подкорректировать, углубить и закрепить знания учеников за счёт привлече...
Урок-обобщение по теме Металлы в 9 классе "Химический хоккей"
Урок-обобщение по химии в 9 классе...
Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»
Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...
урок на тему "Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме." биология – 7 класс
сформировать знания об основных классах типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении;систематизировать и проверить знания семиклассников....