ИНТЕГРИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
статья по биологии на тему
интегрированный урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannye_uroki_biologii_i_fizicheskoy_kultury.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Шевченко Е.В. Шевченко И. В.
ИНТЕГРИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
МКОУ «Ольховлогская ООШ» Каменского муниципального района Воронежской области, Россия
В мире существует две главные проблемы: здоровье планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%); стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50- 60% школьников; резкое увеличение доли патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей; увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников 5 и более диагнозов). Ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанно, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса, недостатком двигательной активности, неправильным питанием обучающихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у детей элементарных знаний о том, как стать здоровыми. Неслучайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Для достижения этой цели большую роль играют предметы «биология» и «физическая культура», преподавание которых позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и в неурочную деятельность. Очень целесообразно в данном случае проводить интегрированные уроки. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения наших школьников, в то время как в современном мире проявляются тенденции к интегративному, целостному восприятию мира. Как найти возможности использовать изучаемые дисциплины на уроках физкультуры и биологии? Для этого педагогам необходимо хорошо знать программы по другим предметам, определить цели и задачи, раскрывающие возможности использования знаний по другим предметам, спрогнозировать результаты развития личности школьника.
Биология – дает возможность понять и раскрыть взаимосвязь строения организма и физического развития человека, влияние на организм вредных привычек, выполнение упражнений на развитие определенных групп мышц и т.д.
Физическая культура и ОБЖ определяют действия в экстремальной ситуации, условия выживания, физическую закалку и развитие и т.д. Главной целью наших интегрированных уроков является развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья. Одним из факторов успешного развития личности и сохранения здоровья, является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества, сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Опыт проведения интегрированных уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации или испытания своих возможностей, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения. Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом, - гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. В связи с этим в структуру урока биологии активно внедряю уроки физкультуры, где дети могут получить расслабление кистей рук, массаж пальцев, дыхательную гимнастику, предупредить утомления глаз, работать над правильностью осанки. При этом учитываются требования, предъявляемые к двигательной активности ребенка: движения должны быть разнообразными, проводиться на начальном этапе утомления, предпочтение отдаю упражнениям для утомленных групп мышц, подбор упражнений веду в зависимости от особенностей урока. Знакомя учащихся со строением опорно-двигательной системы, акцентирую внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития. При изучении дыхательной системы желательно осуществлять тренировку дыхания, которая, не занимая много времени, позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения. Один из примеров таких упражнений
– Итак, мы приехали в лес на карете. Вышли и вдыхаем свежий, чистый, ароматный воздух. Он пахнет первыми цветами. Делаем вдох – как будто растягиваем пружину, помогаем себе руками. Теперь - выдох, собираем пружину. Мы чувствуем, как нам легко и радостно. Мы восхищаемся картинами природы которые нас окружают. Такие этапы урока хорошо влияют на психо- эмоциональное состояние учащихся.
При изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, провожу работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований, обращаю внимание на рацион питания спортсмена. Во время проведения урока физкультуры проводим исследование по изменению работы дыхательной и кровеносной систем. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как одну из самых перспективных образовательных систем ХХI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой. Каждому педагогу известно, что только правильная организация учебной деятельности детей будет способствовать улучшению всех аспектов здоровья подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов
Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...
Интегрированный урок биологии и физической культуры 9 класс
Интегрированный урок биологии и физкультуры по теме: "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы". 9-й класс...
Интегрированный урок истории и физической культуры. «Школа рыцарства» - урок-путешествие.
Обобщение материала по теме рыцарство. Воспитание патриотизма и мужества у мальчиков, уважительное отношения к девочкам;Совершенствование физического развития подрастающего поколения; Совершенствовани...
Презентация к интегрированному уроку биологии и физической культуры
Влияние физической нагрузки на формирование скелета и мышц...
Интегрированный урок ОБЖ и физическая культура. 5 класс
МБОУ СОШ № 46 Открытый урок в 5 классе Тема: «Интегрированный урок ОБЖ и физическая культура» Подготовила:учитель физической культурыпервой категории Кирюхина Л.Н...
"Веселые геостарты"(5 кл)(Интегрированный урок географии и физической культуры)
laquo;Веселые геостарты» (5 кл.)(интегрированный урок гео+физра на РМО)Мастер – класс провела: учитель географии МОУ СОШ №5 г. БалашоваЗенкина Лариса Михайловна.Дата: 26.03.2019Место пров...