Рабочая программа по биологии для 7-9 классов
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Васькина Татьяна Михайловна

 

Рабочая программа по биологии составлена на основе:

  1. Закон РФ «Об образовании в РФ» №  273   от 29.12.2012 г.
  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089  (редакция от 23.06.2015) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 04.
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования; приказ №38 от 26.01.2016 г.
  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с. Романово 7-9 класс по ФК ГОС  на 2016-2019 год   
  6. Авторская  программа  основного общего образования по  биологии, 7 класс, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова   - Программы  для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.

        Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_7-9_klass.doc309.96 КБ

Предварительный просмотр:

биология 7-9

        

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии составлена на основе:

  1. Закон РФ «Об образовании в РФ» №  273   от 29.12.2012 г.
  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089  (редакция от 23.06.2015) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 04.
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования; приказ №38 от 26.01.2016 г.
  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с. Романово 7-9 класс по ФК ГОС  на 2016-2019 год    
  6. Авторская  программа  основного общего образования по  биологии, 7 класс, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова   - Программы  для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.

        Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

 - освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

 - овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

 - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; - воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

        Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой.

        Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

Место курса биологии в 7-9 классах в учебном плане

Согласно базисному учебному плану МБОУ СОШ с. Романово на изучение биологии в 7-9 классах отводится всего 208 часа.

Класс

Количество часов в неделю

Всего часов за год

7

2

70

8

2

70

9

2

68

Итого:

208

Обязательный минимум содержания основнойобразовательной

программы по биологии

Биология как наука. Методы биологии.

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.  

Признаки живых организмов.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов,  их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности поведения). Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; Сравнение строения клеток растений, грибов, животных и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.  

Система, многообразие и эволюция живой природы

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчинённость. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы - неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).  

Человек и его здоровье

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования  И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работЛ. Пастер и  И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических  знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны. Психология и поведение человека. Исследования  И.М. Сеченова и  И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы.

Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.  Соблюдение правил поведения в окружающей  среде, вопасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.  

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Тематический план по биологии   7 класс

(к учебнику  В.Б. Захаров, Н.И.Сонина

«Многообразие живых организмов»7 класс)

Название темы

Количество часов

Введение

1

        Раздел 1. Царство Прокариоты        3

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

3

        Раздел 2. Царство Грибы        4

Тема 2.1. Общая характеристика грибов

3

Тема 2.2. Лишайники

1

Раздел 3. Царство Растения

19

Тема 3.1. Общая характеристика растений

1

Тема3.2. Низшие растения

3

Тема3.3. Высшие растения

6

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения

2

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

7

Раздел 4. Царство Животные

37

Тема 4.1. Общая характеристика животных

1

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные

2

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные

1

Тема 4.4. Тип Кишечнополостные

2

Тема 4.5. ТипПлоскиечерви

2

Тема 4.6. ТипКруглыечерви

1

Тема 4.7. ТипКольчатыечерви

3

Тема 4.8. ТипМоллюски

2

Тема 4.9. ТипЧленистоногие

7

Тема4.10.ТипИглокожие

1

Тема 4.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

1

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

2

Тема4.13.КлассЗемноводные

2

Тема4.14.КлассПресмыкающиеся

2

Тема4.15.КлассПтицы

3

Тема4.16.КлассМлекопитающие

5

Раздел 5. ЦарствоВирусы

1

Повторение по всему курсу биологии за 7 класс, итоговое тестирование

и анализ тестирования

 и анализ тестирования

3

ИТОГО

70

Календарно-тематическое планированиепо биологии   7 класс

(к учебнику  В.Б. Захаров, Н.И.Сонина

«Многообразие живых организмов»7 класс)

№ урока

Раздел

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание

Контрольные , лабораторные, практические работы

I

Введение

1

1.

Мир живых организмов. Уровни организации живого.

1

Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани, органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Общие представления о биосфере. Определяют значение биологических знаний в современной жизни. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей

2.

Ч. Дарвин и происхождение видов.

1

Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции.

3.

Многообразие видов и их классификация. Живые формы организмов.

1

Искусственная система живого мира; Система природы К. Линнея. Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчинённость

Царство прокариоты

3

4.

Общая характеристика и происхождение прокариот.

1

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий.

Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот. Распространённость и роль в биоценозах, экологическая роль и медицинское значениеСоблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Меры профилактики заболеваний, вызываемых, бактериями.Использование бактерий в биотехнологии. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

5.

Особенности строения, жизнедеятельности прокариот. Подцарство: Настоящие бактерии и Архебактерии.

1

6.

ПодцарствоОксифотобактерии.

1

Царство грибы

4

7.

Царство грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека.

1

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов

Отделы: Хитридиожикота, Зигомикота, Аскожикота, Базидиожикота, Оожикота; группа Несовершенные грибы.Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых, грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Использование  грибов в биотехнологии.  Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Разнообразие представителей царства грибов на территории Сосьвинского ГО, Свердловской области

8.

Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности.

1

 Л/Р «Строение плесневого гриба мукора».

9.

Класс Базидиомицеты. Несовершенные грибы.

1

10.

Отдел Лишайники.

1

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.

Царство Растения  (2)

21

11.

Общая характеристика Царства Растения.

1

Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации. Жизненный цикл папоротников. Распространение и их роль в биоценозах. Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, наиболее распространенных растений своей местности.

12.

Жизненные формы растений.

1

Подцарство Низшие растения

4

13.

Общая характеристика.

1

14.

Размножение и развитие водорослей.

1

15.

16.

Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение.

2

Л/Р «Изучение внешнего строения водорослей».

Подцарство Высшие растения

15

17.

Общая характеристика подцарства Высшие растения.

1

18.

Отдел Моховидные, особенности строения, жизнедеятельности.

1

Л/Р «Изучение внешнего строения мхов»

19.

Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.

1

20.

Отдел Хвощевидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.

1

21.

Отдел Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.

1

22.

ПОУ по теме: «Подцарство Высшие растения».

1

К/р. «Подцарство Высшие  споровые растения».

23.

Отдел Голосеменные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.

1

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания. Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Основные этапы развития растений на суше. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека.

Усложнение растений в процессе эволюции. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).  

Разнообразие представителей царства растений  на территории Сосьвинского ГО, Свердловской области

24.

Многообразие Голосеменных, их роль в природе и их практическое значение.

1

25.

Отдел Покрытосеменные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.

1

26.

Размножение Покрытосеменных растений. Класс Двудольные.

1

27.

Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства Розоцветных.

1

Л\р «Определение растений семейства Розоцветных».

28.

Характерные особенности растений семейства крестоцветных и паслёновых.

1

29.

Класс Однодольные растения, характерные признаки растений , семейства Злаковых

1

 Л\р «Определение растений семейства Злаковых».

30.

Класс Однодольные растения, характерные признаки растений, семейства Лилейных.

1

31.

ПОУ по теме: «Прокариоты, грибы, растения».

1

К/р.  «Прокариоты, грибы, растения».

Царство Животные

36

32.

Общая характеристика Царства Животных.

1

Животный организм как целостная система. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах. Общая характеристика одноклеточных животных, их многообразие и значение в биоценозе и жизни человека.

Общая характеристика многоклеточных животных. Типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки. Распространение и экологическое значение губок

Усложнение животных в процессе эволюции.

Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека.

Распознавание домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).  

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах.

Особенности организации плоских, круглых и кольчатых червей. Многообразие червей и их роль в биоценозах. Многообразие  червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний.

Особенности организации моллюсков. Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Многообразие и значение членистоногих в биоценозах.

Общая характеристика типа и многообразие иглокожих.

Происхождение хордовых. Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб.Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Многообразие, среда обитания и экологические особенности класса земноводных.

 Общая характеристика пресмыкающихся. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах.

Происхождение птиц. Общая характеристика птиц. Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Происхождение млекопитающих. Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды млекопитающих. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие.

Разнообразие представителей царства животных  на территории Сосьвинского ГО, Свердловской области

Подцарство Одноклеточные Животные.

33.

Особенности организации одноклеточных, их классификация.

1

Л/Р «Строение инфузории – туфельки».

34.

Многообразие одноклеточных их значение в биоценозах и жизни человека.

1

Подцарство Многоклеточные Животные

35.

Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные.

1

36.

Особенности организации Кишечнополостных.

2

37.

38.

Многообразие кишечнополостных, значение в природе, в жизни человека.

1

39.

Особенности организации плоских червей.

1

40.

Плоские черви – паразиты.

1

41.

Тип круглые черви особенности их организации.

1

42.

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей.

1

43.

Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые и Малощетинковые.

2

44.

45.

Особенности организации моллюсков.

1

П/Р «Внешнее строение моллюсков».

46.

Значение и многообразие моллюсков.

1

47.

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные.

1

П/Р «Внешнее строение речного рака».

48.

Многообразие Ракообразных, их роль в природе.

1

49.

Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности.

1

50.

Многообразие Паукообразных, их роль в природе.

1

51.

Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности.

1

Л/Р «Внешнее строение насекомых».

52.

Размножение и развитие насекомых.

1

53.

Многообразие насекомых, их роль в природе и их практическое значение.

1

54.

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе.

1

55.

Особенности строения и жизнедеятельности Хордовых, их многообразие и роль в природе. Бесчерепные животные.

1

56.

Подтип Позвоночные. Рыбы - водные позвоночные животные.

1

57.

Основные группы рыб, их роль в природе и жизнедеятельности человека.

1

58.

Класс Земноводные, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных.

1

П/Р «Внутреннее строение земноводного».

59.

Класс Пресмыкающиеся, особенности строения, жизнедеятельности как первых настоящих позвоночных.

1

60.

Многообразие Пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

1

61.

Класс Птиц, особенности организации и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных.

1

62..

Особенности организации птиц, связанные с полётом.

1

П/Р «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни».

63.

Экологические группы птиц, их роль в жизни человека.

1

64,

65.

Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных.

2

П/Р «Изучение строения млекопитающих»

66..

Плацентарные млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение. Сумчатые и Первозвери.

1

Л/Р «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни для человека».

67.

ПОУ по теме: «Царство Животных».

1

68.

Царство Вирусы.

1

Вирусы - неклеточные формы.Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов

69.

Итоговое тестирование за курс «Многообразие живых организмов»

1

Итоговое тестирование

70.

Резервное время

1

Тематический план по биологии 8 класс «Биология.Человек»

(к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина

«Биология. Человек. 8 класс»)

Название темы

Количество часов

Тема 1. Человек как биологический вид

2

Тема 2. Происхождение человека

2

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Человека

1

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

Тема 5. Координация и регуляция

13

Тема 6. Опора и движение

8

Тема 7. Внутренняя среда организма

4

Тема 8. Транспорт веществ

5

Тема 9. Дыхание

5

Тема 10. Пищеварение

6

Тема 11. Обмен веществ и энергии

2

Тема 12. Выделение

2

Тома 13. Покровы тела

3

Тема 14. Размножение и развитие

3

Тема 15. Высшая нервная деятельность

6

Тема 16. Человек и его здоровье

4

ИТОГО

70

В содержание внесены изменения за счет проведения лабораторных и практических работ по изучаемым темам.

Календарно-тематическое планированиепо биологии   8 класс

(к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Биология. Человек. 8 класс»

№ урока

Раздел

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание

Контрольные, практические, лабораторные работы

Тема 1. Человек как биологический вид

2

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной  

1

Место человека в системе органического мира

1

2

Особенности человека

1

Тема 2. Происхождение человека

2

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство

3

Происхождение человека. Этапы его становления

1

4

Расы человека. Их происхождение и единство

1

Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека

1

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной  жизни.

5

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

Тема 4. Общий обзор организма человека

4

Распознавание на таблицах органов и систем органов человека;

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

6

Клеточное строение организма

1

7

Ткани и органы.

1

8

Ткани и органы.

1

Л/р. «Ткани человека»

9

Органы. Системы органов. Организм.

1

Тема 5. Координация и регуляция

13

Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система.

10

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его способности.

1

11

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения.

1

12

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

1

13

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

1

14

Спинной мозг.

1

15

Строение и функции головного мозга. Лабораторный практикум на компьютере.

1

16

Полушария большого мозга.

1

17

Полушария большого мозга.

1

18

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор.

1

Л/р. «Изучение изменения размера зрачка»

19

Анализаторы слуха и равновесия.

1

20

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

1

21

Взаимодействие анализаторов, их взаимосвязь. Гигиена органов чувств.

1

22

Обобщение и контроль знаний по теме «Координация и регуляция. Анализаторы».

1

 К/р. «Координация и регуляция. Анализаторы».

Тема 7. Опора и движение

8

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение массы и роста тела)

Рациональная организация труда и отдыха.

23

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение, строение.

1

24

Строение, свойства костей, типы их соединения.

1

25

Строение, свойства костей, типы их соединения.

1

Л/р. «Изучение внешнего строения костей»

26

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

1

П/р. «Наложение повязок, шин».

27

Мышцы, их строение и функции.

1

28

Работа мышц.

1

Л/р. «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

29

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

1

30

Обобщение. Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.

1

Л/р. «Измерение роста и массы своего организма»

 Тема 8. Внутренняя среда организма

4

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ  Л. Пастер и  И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, частоты пульса)

31

Внутренняя среда организма и ее значение.

1

32

Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение, функции.

1

Л/р. «Состав крови»

33

Иммунитет.

1

34

Группы крови. Переливание крови. Резус-фактор.

1

Тема 9. Транспорт веществ

5

35

Движение крови и лимфы. Органы кровообращения.

1

36

Работа сердца.

1

37

Движение крови по сосудам..

1

Л/р.«Измерение кровяного давления. П\р. «Подсчет пульса в разных условиях».

38

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

1

П/р. «Наложение повязок при кровотечениях»

39

Обобщение и контроль знаний по теме «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ».

1

К/р. «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ».

Тема 10. Дыхание

5

Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение частоты дыхания)

40

Значение дыхания для организма. Строение органов дыхания.

1

41

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

1

42

Дыхательные движения. Жизненная емкость легких.

1

Л/р. «Определение жизненнойемкостилегких».

43

Регуляция дыхания.

1

П/р. «Определение частоты дыхания»

44

Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

1

П/р.«Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения»

Тема 11. Пищеварение

6

Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования  И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Определение норм рационального питания.

45

Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме.

1

Л/р. «Качественное определение белков, жиров, углеводов в пищевых продуктах»

46

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости.

1

47

Пищеварение в желудке и кишечнике.

1

48

Всасывание питательных веществ.

1

49

Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

1

П/р.«Определение норм рационального питания»

50

Обобщение и контроль знаний по теме «Дыхание. Пищеварение».

1

К\р. «Дыхание. Пищеварение».

Тема 12. Обмен веществ и энергии. Витамины

2

Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

51

Обмен веществ и энергии.

1

52

Витамины

1

Тема 13. Выделение

2

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья

53

Выделение. Строение и работа почек.

1

54

Заболевания почек, их предупреждение.

1

Тема 14. Покровы тела

3

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

55

Строение и функции кожи. Гигиена кожи.

1

56

Роль кожи в терморегуляции организма.

1

П\р." Роль кожи в терморегуляции организма.»

57

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

1

Тема 15. Размножение и развитие

3

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических  знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

58

Половая система человека.

1

59

Возрастные процессы.

1

60

Обобщение и контроль знаний по темам «Обмен веществ. Выделение. Кожа. Размножение и развитие».

1

К/р. «Обмен веществ. Выделение. Кожа. Размножение и развитие».

Тема 16. Высшая нервная деятельность

6

Психология и поведение человека. Исследования  И.М. Сеченова и  И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анаохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы.

   Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека

61

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности.

1

62

Торможение, его виды, значение.

1

63

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

1

64

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

1

65

Типы нервной деятельности

1

П/р.» Определение типа нервной деятельности»

66

Обобщение по теме «Высшая нервная деятельность».

1

К/р. «Высшая нервная деятельность».

Человек и его здоровье

4

Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.  Соблюдение правил поведения в окружающей  среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье по Свердловской области

67

Человек и окружающая среда

1

68

Правила поведения человека в окружающей среде.

1

Л/р. «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

69

Итоговое тестирование по курсу «Человек»

1

Итоговое тестирование по курсу «Человек»

70

Резервное время

1

Тематический план  по биологии   9 класс  «Биология. Общие закономерности»(к учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина,

 «Биология. Общие закономерности. 9 класс»)

Название темы

Количество часов

Введение

1

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

2

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

2

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

5

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

2

Тема 1.5. Микроэволюция

2

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

3

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле

2

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

3

Всего

21

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

Тема 2.1. Химическая организация клетки

2

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

3

Тема 2.3. Строение и функции клеток

5

Всего

10

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 3.1. Размножение организмов

2

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3

Всего

5

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

10

Тема 4.2. Закономерности изменчивости

6

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

4

Всего

20

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции

3

Тема 5.2. Биосфера и человек

2

Всего

5

Заключение

1

Итого

63+5 резерв

Календарно-тематическое планирование по биологии   9 класс

(к учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина,

 «Биология. Общие закономерности. 9 класс»

урока

Раздел

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание

Контрольные, лабораторные, практические работы

Раздел I. Эволюция живого мира на Земле

24

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

1

Глава 1. Введение. Биология – наука о жизни

1

2

Многообразие живого мира.  Основные свойства живых организмов.

1

Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период.

2

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.

3

Становление систематики

1

4

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

1

Глава 3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

4

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции.

5

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина

1

6

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

1

7

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

1

8

Формы естественного отбора

1

Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

4

Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Проведение простых биологических исследований:Изучение приспособленности организмов к среде обитания

9

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных

1

10

Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

1

Л/р. №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

11

Забота о потомстве

1

12

Физиологические адаптации

1

Глава 5. Микроэволюция

3

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Проведение простых биологических исследований: Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора

13

Вид, его критерии и структуры

1

14

Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»

1

Л/р. №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»

15

Эволюционная роль мутаций

1

Глава 6. Биологические последствия адаптаций.  Макроэволюция

2

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

16

Главные направления эволюции

1

17

Общие закономерности биологической эволюции

1

Глава 7. Возникновение жизни на Земле

2

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

18

Современные представления о возникновении жизни

1

19

Начальные этапы развития жизни

1

Глава 8.  Развитие жизни на Земле

5

Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

 Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; Антинаучная сущность расизма.

20

Жизнь в архейскую и протерозойскую эру

1

21

Жизнь в палеозойскую эру

1

22

Жизнь в мезозойскую эру

1

23

Жизнь в кайнозойскую эру

1

24

Происхождение человека

1

Раздел II. Структурная организация живых организмов

Глава 9. Химическая организация клетки

10

2

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы.Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

25

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

1

26

Органические вещества, входящие в состав клетки.

1

Проверочная работа

Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

2

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке

27

Пластический обмен. Биосинтез белков

1

28

Энергетический обмен

1

Глава 11. Строение и функции клеток

6

 Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Проведение простых биологических исследований: Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом и их описание.

Сравнение строения клеток растений, грибов, животных и бактерий;

29

Прокариотическая клетка

1

30

Эукариотическая клетка

1

31

Лабораторная работа №3 «Изучение растительной и животной клетки под микроскопом»

1

Л/р. №3 «Изучение растительной и животной клетки под микроскопом»

32

Эукариотическая клетка.  Ядро

1

33

Деление клеток.

1

Л./р. №4 «Митоз в корешке лука»

34

Клеточная теория строения клеток

1

Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Глава 12. Размножение организмов

5

2

 Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы.

Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза.

35

Бесполое размножение

1

36

Половое размножение. Развитие половых клеток.

1

Проверочная работа

Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем.Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

37

Эмбриональный период развития

1

38

Постэмбриональный период развития

1

39

Общие закономерности развития. Биогенетический закон

1

Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов

Глава 14. Закономерности наследования признаков

19

11

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов.

40

Основные понятия генетики

1

41

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя

1

42

Первый закон Г.Менделя. Полное и неполное доминирование.

1

43

Второй закон Г.Менделя.  Закон чистоты гамет.

1

Проверочная работа.

44

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.  

1

45

Анализирующее скрещивание.

1

Проверочная работа

46

Сцепленное наследование генов.

1

Проверочная работа

47

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

1

48

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

1

49

Взаимодействие генов

1

50

Лабораторная работа №5 «Решение генетических задач и составление родословных».

1

Л/р. «Составление родословной»

Глава 15. Закономерности изменчивости

4

Проведение простых биологических исследований: выявление приспособлений организмов к среде обитания, типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

51

Наследственная (генотипическая) изменчивость

1

52

Наследственная (генотипическая) изменчивость

1

53

Фенотипическая изменчивость.

1

Проверочная работа

54

Лабораторная работа №6 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»

1

Л/р. «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»

Глава 16. Селекция растений, животных и микроорганизмов

4

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Селекционные центры Урала ( селекция растений, животных)

55

Центры многообразия и происхождения культурных растений

1

56

Методы селекции растений и животных.

1

57

Методы селекции растений и животных.

1

58

Селекция микроорганизмов

1

Раздел V. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии

Глава 17. Биосфера, её структуры и функции

11

8

Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы.

Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

59

Структура биосферы.

1

60

Круговорот веществ в природе

1

61

История формирования сообществ живых организмов

1

62

Биогеоценозы и биоценозы

1

63

Абиотические факторы среды

1

64

Интенсивность действия факторов среды

1

65

Биотические факторы среды

1

66

Практическая работа «Составление схем передачи веществ и энергии (ценней питания)»

1

П/р. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

67

Взаимоотношения между организмами.

1

П/р.«Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме»

Глава 18. Биосфера и человек

3

Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере.

 Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе, оценка воздействия  факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.Экосистемы встречающиеся в Свердловской области.

Антропогенные факторывлияющие на жизнедеятельность сообществ  живых организмов Сосьвинского ГО

68

Природные ресурсы и их использование

1

69

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

1

П/р. «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

70

Охрана природы и основы рационального природопользования.

1

Требования к уровню подготовки выпускников  

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать:

 - признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

 - изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

 - выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

 - определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

 - анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

 - проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

-травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

 нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;

 - оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

 - выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

 - проведения наблюдений за состоянием собственного организма.  

Критерии оценки.

Оценка устных ответов учащихся.

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

- самостоятельность ответа;

- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;

- определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;

Оценка лабораторных работ.

Отметка «5»:

- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- самостоятельно и рационально смонтировано необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая правила безопасности труда.

- в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.

Отметка «4»:

- ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.

Отметка «3»:

- ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Отметка «2»:

- ставится, если результаты не позволяют сделать правильные выводы, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.

Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать:

- правильность определения цели опыта;

- самостоятельность подбора оборудования и объектов;

- последовательность в выполнении работы по закладке опыта;

- логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

Отметка «5»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно, с необходимой последовательностью проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

Отметка «4»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов, при закладке опыта допускается 1-2 ошибки;

-  научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

- в описании наблюдений из опыта допускаются небольшие неточности.

Отметка «3»:

- правильно определена цель опыта;

- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

- допускается неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Отметка «2»:

- не определена самостоятельно цель опыта;

- не отобрано нужное оборудование;

- допускаются существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

Оценка устных ответов учащихся.

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

- самостоятельность ответа;

- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;

- определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;

Оценка лабораторных работ.

Отметка «5»:

- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- самостоятельно и рационально смонтировано необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая правила безопасности труда.

- в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.

Отметка «4»:

- ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.

Отметка «3»:

- ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Отметка «2»:

- ставится, если результаты не позволяют сделать правильные выводы, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно или работа не была выполнена.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.

Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать:

- правильность определения цели опыта;

- самостоятельность подбора оборудования и объектов;

- последовательность в выполнении работы по закладке опыта;

- логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

Отметка «5»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно, с необходимой последовательностью проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

Отметка «4»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов, при закладке опыта допускается 1-2 ошибки;

-  научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

- в описании наблюдений из опыта допускаются небольшие неточности.

Отметка «3»:

- правильно определена цель опыта;

- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

- допускается неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Отметка «2»:

- не определена самостоятельно цель опыта;

- не отобрано нужное оборудование;

- допускаются существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

Учебно-методический комплекс.

 Печатные пособия:

1. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы / Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. - М.: Дрофа, 2014

2. Примерная программа   основного  общего образования по биологии 5-9 классы.М: Просвещение, 2013г.

3. Тесты по биологии  5 класс. /Г.А. Воронина/-М: Экзамен

4. Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).

5. Биология :учебно-методические материалы к программе дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации). Достижение личностных, мета-предметных и предметных результатов образования средствами линий УМК «Биология. 5-9 классы» Н. И. Сонина и др. (линейная и концентрическая). Особенности предметного содержания и методического обеспечения / А. Ю. Пентин [и др.]. - М. : Дрофа, 2012. - 238 с. - (Основное общее образование) (Вертикаль).

6. Биология: тематические и итоговые контрольные работы, 6 - 9 классы. Дидактические материалы. М., «Вентана - Граф», 2014.

7. Рохлов В.С., Лернер Г.И. и др. «ГИА - 2012. Биология 9 кл.», М.,2015.

8. Рохлов В.С., Модульный актив -курс. Курс комплексной подготовки ГИА Биология. М., «Национальное образование».

9. Солодова Е.А. Тестовые задания. Биология, 6 кл., 7 кл., «Вентана - Граф», 2015.

10. Тематические и итоговые контрольные работы 6 - 9 кл. Биология Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, Е.А. Никишова, В.З. Резникова, М., «Вентана - Г раф» и другие.

2. Цифровые и электронные образовательные ресурсы:

1. Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

2. Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

З.Интернет-ресурсы:

http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. МинОбр РФ

http://www.openclass.ru

Открытый класс

http://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html

http://school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://standart.edu.ru

Федеральный государственный образовательный стандарт

http://www.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей

http://pedsovet.org

Педсовет.org

Фестиваль педагогических идей. Биология

http://batrachos.com

Лекторий-библиотекаBatrachos.com

http://biouroki.ru

Биоуроки

http://files.school-collection.edu.ru

4. Учебно – наглядные пособия

Динамические пособия

1.Типипичные биоценозы-1 ( 9кл).            

2.Размножение шляпочного гриба.-1( 7кл)

3.Цикл развития бычьего цепня-1 ( 7 кл).

4.Ткани животных и человека-1

5.Размножение многоклеточных водорослей-1( 7 кл ).

6. Цикл развития аскариды-1( 7кл)

7. Портреты ученых –1 комплект  ( перечислены ниже ).

8. Термометры-3

        

Муляжи

Коллекция муляжей  (Плодовые тела шляпочных грибов-1.

Набор муляжей – Фрукты-1

Набор муляжей-Овощи-1

Скелеты

Скелет человека-1     5-9класс ( стоит в лаборантской)

Видеофильмы 5- 11 классы

Глобальная биология-1

Биосферные заповедники-1

Анатомия и физиология человека –4

Гербарии  ( 5-11кл)

Растительные сообщества(раздаточный материал)-1

Гербарии культурных растений –1

Гербарий растений и кустарников-1

Гербарий сельскохозяйственных растений-1

Гербарий Лекарственных растений-1

Гербарий Дикорастущих растений-1

Гербарий по морфологии растений-1

Гербарии (Основные группы растений)-1

Комплект  лабораторного оборудования -1

Коллекции

Вредители сельско- хозяйственных культур.

Вредители леса.

Вредители сада.

Портреты ученых

1.К. ЛИННЕЙ

2.Ч.Р. ДАРВИН

3.Ж.Б. ЛАМАРК

4.Г.И. МЕНДЕЛЬ

5.И.В. СЕЧЕНОВ

6.И.П. ПАВЛОВ

7.Н.И.ВАВИЛОВ

8.И.В. МИЧУРИН

9.И.И.МЕЧНИКОВ

10.К.А.ТИМИРЯЗЕВ

11.В .И. ВЕРНАДСКИЙ

Набор микропрепаратов

         ( по разделам):

1.Человек

2.Зоология

3.Ботаника

5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Раздаточные:

Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытов

Демонстрационные

Штатив лабораторный

Лабораторные

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии

6. Технические средства обучения:

Компьютер, мультимедийная установка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по биологии для 6-9 классов по УМК В.В.Пасечника

Рабочие программы по биологии для 6-11 классов составлены в соответствии с авторскими  рекомендациями учебно-методического комплекта В.В.Пасечника. Содержание рабочих программ соответствует Федер...

Рабочая программа по биологии для 10-11 классов.

Вариант рабочей программы, составленной на основе программы И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В Симоновой. Помимо традиционной расчасовки и содержания программы содержит требования к уровню подготовк...

рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Биология (естествознание), являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большим коррекционно-образовательными, развив...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ

Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...

рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов по программе Н. И. Сонина, В. Б. Захарова Линейный курс

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена по требованиям ФГОС и содержит пояснительную записку,общую характеристику курса биологии, личностные, метапредметные и предметные результаты, с...

Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида

рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...