Технология проектного обучения
статья по биологии на тему

Метод проектов (лат. Progectus - «брошенный вперед»,  «план на будущее») – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся  практических заданий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_proektnogo_obucheniya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектного обучения.

Организация проектной деятельности ученика.

                                                                     

      Введение профилизации на старшей ступени школы, где учатся дети, сделавшие свой выбор и имеющие стимул и соответствующий потенциал для продолжения образования, предполагает новый уровень освоения знаний, развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

      Модернизация образования предполагает приоритет компетентносного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях.

      Такое обучение отличается от того, где необходимо « запомнить и ответить», есть готовая формула, в которую надо только подставить значения. Ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Словом, речь идет о проектировании решения тех или иных проблем. Отсюда и название метода, обеспечивающего формирование компетентности, - «проектный».

      Проектирование сегодня – важнейший фактор развития образования, и практика его образования многообразна.

      Метод проектов ( лат. Progectus - «брошенный вперед»,  «план на будущее») – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся  практических заданий. Этот метод открывает перед каждым школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность, иными словами, попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то близкое и интересное для себя и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию обучаемого.    

      В практике используются разные виды проектов:

  • Информационные поисковые проекты – предлагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – доклада, реферата.
  • Исследовательские – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, выдвижение гипотез.
  • Продуктивные – дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, видеофильма, плаката, рисунка и т.д.
  • Драматизационные – создают условия для игрового моделирования.
  • Практико-ориентированные – направляют действия учащихся на решение реальных проблем.

      Общее во всех типах проектов – вовлечение учащихся в коллективную деятельность. Однако проектное обучение и личностно ориентировано, оно позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других, стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от результата своего труда.

      « Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системы, но оно отнюдь не должно вытеснять ее», - считает В.В. Гузеев.

      Проекты бывают монопредметные, межпредметные и внепредметные. Монопредметный проект может выполняться в системе классно-урочной работы; межпредметные и внепредметные осуществляются в течение части урока, одного или нескольких уроков, нескольких дней или недель.

      Успех обучения во многом зависит от готовности учителя организовать проектную деятельность школьника и управлять процессом проектирования. Успешное педагогическое управление дает возможность учащимся   научиться самим выявлять проблемы, определять цель и пути ее достижения, мотивировать свою работу, распределять и планировать свою деятельность, следовать графику самостоятельной работы.

      Алгоритм проектного обучения включает пять основных этапов:

  первый – выбор проблемы, определение актуальности темы проекта;

  второй – создание первой творческой группы (наработка идей и способов решения проблемы);

  третий – создание второй творческой группы (одновременно с первой группой нарабатываются идеи и способы решения проблемы);

  четвертый – обмен информации между группами (круглый стол);

  пятый – защита результата поисковой деятельности, выработка совместного решения.

      Поэтапная работа позволяет проанализировать, исследовать, продиагностировать успешность или неуспешность деятельности ученика и учителя.

   Роль педагогической диагностики в проектной деятельности

       В целом                          Для ученика                          Для учителя

      Одна из разновидностей проектных технологий – проектно-исследовательская. Цель ее – развитие у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности: возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы получения новых знаний. Исследование – это средство организации образовательной деятельности. Исследование в данной технологии служит и основным содержанием обучения. Исследовательская технология – один из способов личностно ориентированного обучения.

Структура исследовательской технологии

Стадия

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Актуализация знаний

мотивационная

Фронтальная беседа, диалог

Беседа, диалог

Постановка проблемы,  ее формулиро-вание

Информационная коммуникативная мотивационная

Помогает ученикам опре-делить, каких целей необ-ходимо достичь.

Стимулирует разработку плана, обсуждение проблемы.

Сведения, полученные от учителя, способствуют самостоятельно выдвигаемой гипотезе

Формулировка проб-лемы. Формулировка цели и плана действий.

От создания пробле-мы в результате поз-навательного конфликта ученики переходят к сбору и анализу данных.

Описание (наблюдение

систематизирующая

коммуникативная

мотивационная

Представление объекта исследования

Факт – описание (наблюдение) – противоречие – проб лема для разрешения  

Сбор данных, подтверждение факти-ческих сведений

информационная

мотивационная

Расширяет поле познаватель-ного поиска, т.е. объем и характер доступных детям сведений. Стимулирует процесс познавательного поиска.

Проводят поиск достоверных сведе-ний об объектах и явлениях, что должно привести к выдвижению гипотез.

Выдвижение гипотезы, идей

мотивационная систематизирующая

Стимулирует процесс исследовательского поиска

Аргументируют, приводят доводы

Эксперимен-тирование или поиск решения

экспериментально-мотивационная целеполагающая

Постановка опыта, экспери-мента требует определенного опыта. Задача учителя – помочь детям освоить такой опыт

Выделяют исседуе-мые факторы, изучают объекты.

Построение или форму-лировка вывода

систематизирующая информационная

когнитивная

Направляет рассуждения в нужное русло, стимулирует творческое мышление

Формулируют выводы

Анализ хода решения проблемы

систематизирующая когнитивная мотивационная аналитическая

Ориентирует ребят на выяснение эффективной информации, построения гипотезы, хода эксперимен-тальной работы, проверки объяснения

Анализ хода эксперимента полученных данных

Поиск признания решения

коммуникативная

мотивационная информационная

оценочная

Ретроспективный анализ совместного исследования

     Проект позволяет моделировать обучение в зависимости от социального заказа, состава ученического коллектива, материально – технического оснащения школы и других факторов.

      Проект обеспечивает тесную связь теории и практики. Для учителей это возможность реализовать теоретические знания через продуктивные педагогические технологии; для учеников – достижение такого уровня образованности, который обеспечит решение задач в различных сферах жизнедеятельности, используя теоретические знания.

      Анализ работы показал, что проектно – исследовательская деятельность учителей помогла:

  • Активизировать их личностный и педагогический потенциал;
  • Стимулировать изучение и анализ научной педагогической литературы;
  • Использовать интерактивные формы общения и обучения;
  • Сформировать коллектив творческих единомышленников.

      Все это позволяет эффективнее функционировать образовательной системе и реализовывать идеи модернизации образования, образования для устойчивого развития, в числе которых формирование ключевых компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектного обучения как средство развития креативности обучающихся в рамках образовательной области «Технология»

Статья из опыта работы Лазовской О.А. - учителя технологии МОУ СОШ № 40 г. Белгорода.) Образовательная область «Технология» имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудо...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Эссе к модулю Современные образовательные технологии. Технология проектного обучения.

Эссе к модулю Современные образовательные технологии.Технология проектного обучения....

Статья "Технологии проектного обучения на уроках технологии", 2019

Метод проектов позволяет реализовать разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, помогает созданию условий для креативной самореализации л...

ДОКЛАД на тему: Альтернативные технологии в структуре урока: Технология проектного обучения

Инновационные технологии обучения приобретают в образовании все большую популярность и востребованность. Обучение, ориентированное только на запоминание материала, уже не может удовлетворять современн...