Урок "Мхи" (6 класс)
план-конспект занятия по биологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 6 классе по теме « Мхи».
Тип и форма урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок – путешествие.
Методы обучения: частично – поисковый, словесный ,наглядный
Формы организации познавательной деятельности:
Индивидуальная, групповая, коллективная.
Используемые технологии обучения:
Технология РКМ, технология « проблемного обучения», игровая технология
Цель урока: Объяснить учащимся особенности организации мхов.
Задачи урока
Образовательные:
-развивать понятие о многообразии живых организмов
-познакомить учащихся с особенностями строения мхов
- показать практическое значение мха сфагнума
- сформировать знания о среде обитания и распространении мхов
Развивающие:
-продолжать формировать умения выделять главное, сравнивать
- работать с текстом ученика
- выдвигать гипотезы, доказательства и опровержения
Воспитательные:
- продолжать формировать познавательный интерес к предмету
- продолжать формировать культуру общения
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: лупы, пинцеты, гербарные образцы мха сфагнума, кукушкиного льна, коллекция « Торф и продукты его переработки», мультимедийная презентация по мхам.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
-особенности строения мха сфагнума, кукушкиного льна
-условия жизни мхов
-значение мхов в природе и жизни человека
Учащиеся должны уметь:
-узнавать на рисунках, среди живых объектов мхи
План урока:
- Организация класса
- Стадия « вызов». Актуализация, мотивация.
- Осмысление содержания. Изучение нового материала, путешествуя
по станциям.
- Рефлексия . Подведение итого урока
Ход урока:
- Организация класса
Приветствие учителя и учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку
- Актуализация. Мотивация.
Учитель сообщает тему урока, цель, форму проведения.
Мотивация учащихся:
« Накопление знаний подобно росту дерева» писал Винсон Браун.
На этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из вас прирастёт новой веточкой знаний о мхах.
Учитель предлагает учащимся подумать и записать в тетрадь , чтобы они хотели узнать о мхах на уроке.
Знания вы приобретёте, путешествуя по следующим станциям;
Информационная, Географическая, Исследовательская, Промышленная,
Историческая, Экологическая
- Изучение нового материала
1 станция Информационная
Наука о мхах - бриология ( запишите в тетрадь)
Мхи – группа высших споровых растений. Они произошли около 350 млн. лет назад от первых наземных растений псилофитов потомков прибрежных водорослей.
В мире насчитывается 25 000 видов мхов. Это многолетние растения, обычно низкорослые, размеры от 1ммдо несколько см.
Различают печёночные и листостебельные мхи.
На стр 66 учебника , рисунок 44 изображены печёночные мхи, назовите их. ( запись в тетрадь)
Морщанция- тело представляет пластину ( таллом)
Название получили из-за формы напоминающей человеческую печень.
В аквариуме – мох риччия.
Тело печёночных мхов состоит из слоевища.
У каких изученных растений тело имеет таллом или слоевище? ( у водорослей)
На что это указывает? ( на родство)
Листостебельные мхи - кукушкин лён и мох сфагнум.
Где в природе встречаются мхи? Какие условия для роста им необходимы? Ответы на эти вопросы найдём на следующей станции.
2 станция Географическая
Мы находимся на западной части Томской области на огромных Васюганских болотах, на одном из крупнейших болот в мире. И оказались здесь не случайно.
Меж клюквы и морошки
Жилец лесных болот
На кочке мох без ножки
Куда ни глянь , растет.
На болотах растёт мох сфагнум, здесь же и просто во влажных местах можно увидеть и кукушкин лён.
Почему мхи растут во влажных местах? Для чего им нужна вода? (проблемный вопрос)
Предположение : учащиеся высказывают свои мнения.
Для ответа отправляемся на следующую станцию.
3 станция Исследовательская
Самостоятельная работа с учебником. Прочитать материал учебника
на стр.67 -68 и выполните лабораторную работу.
Цель работы: выяснить особенности строения мха, найти черты сходства и различия между мхами и водорослями.
Работа в парах : один ученик выполнят работу для мха кукушкин лён, второй для сфагнума. Затем они обмениваются информацией.
Чтобы отправиться дальше в наше путешествие , ответим на следующие вопросы:
Почему мхи растут во влажных местах?
Что образует мох сфагнум при отмирании?
4 станция Промышленная
Росли на болоте растения
А теперь это топливо и удобрение ( слайд)
Торф применяют как удобрение, в качестве топлива. Торф используется в качестве сырья в промышленности. Торф – ценное сырьё для получения различной продукции – химикатов, витаминов, кормовых дрожжей, пластмасс, смолы, изоляционных плит и др.
В годы войны мох сфагнум использовали в качестве ваты.
Сообщение ученика ( приложение)
5 станция Историческая
сообщение ученика ( приложение)
6 станция Экологическая
Мхи выделяют кислород, участвуют в круговороте веществ, входя в состав природных сообществ. Мохообразные тесно связаны с другими членами сообщества: они испытывают на себе воздействия этих растений и животных и сами оказывают на них влияние. Сфагновые болота – это места обитания многих, в том числе промысловых животных и ягодные угодья. Особенно велика роль болот как аккумуляторов и хранителей запасов пресной воды. Мох сфагнум способен захватывать её даже из тумана и надёжно сохранять от испарения.
В болотах вода очищается. Сфагнум выделяет вещества, убивающие микробов, и удерживает вредные соединения из атмосферы. Установлено , что в Томской области на 1 га верхового болота выпадает около300 кг пыли, содержащей азот, калий, сера, хлор, тяжёлые металлы . и мох удерживает их.
Мохообразные реагируют на присутствие в воздухе вредных примесей.
Существуют и специальные живые приборы бриометры – маленькие коробочки с мхами определённых видов. Бриометры выставляют в разных местах города. За сутки мхи хорошо « запоминают» режим задымления атмосферы.
Наше путешествие закончилось , но чтобы вернуться, нам нужно ответить на вопросы на каждой станции в обратном порядке ( приложение)
Станция Экологическая
Два учёных разговаривали о мхах. Один из них воскликнул « Представляете, на земле исчезли мхи!» Как вы думаете, к каким последствиям это приведёт?
Станция Историческая
На торфоразработках Брянщины в 1986 году нашли самолёт времён Великой Отечественной войны ( 1941- 1945г), вместе с лётчиком. И дочь лётчика увидела отца таким, каким он был молодым. Дайте объяснение этому явлению.
Станция Промышленная
Каким образом сфагновый мох можно использовать в медицине?
Станция Исследовательская
Выполните тест
1.Какие вегетативные органы отсутствуют у мха?
А) ризоиды б) листья в)корни г) стебель
2.Мхи размножаются
А)семенами б)спорами в) корнями г) стеблями
3.Мох сфагнум считают накопителем влаги, так как он :
А) поглощает корнями большое количество воды
Б)содержит в тканях листа много хлоропластов
В) растёт на болотах
Г) содержит мёртвые полые клетки
4.Какой торф служит источником образования торфа
А) сфагновый мох б)кукушкин лён в) риччия
Ответ: 1-в, 2-б, 3-г, 4-а
Станция Географическая
Мхи распространены на всех континентах, но очень неравномерно. В тропиках мхи встречаются преимущественно в горах. Совсем нет мхов в пустынях и мало в степях. Большинство видов произрастает в областях с умеренным и холодным климатом. Почему?
Станция Информационная
Выполните тест
1.Какие из перечисленных признаков характерны для мхов?
А) наличия стебля и листьев б) отсутствие тканей и органов
В) наличия корня, стебля, листьев г) размножение с помощью семян
2. Какой из мхов не имеет стебля и листьев?
А) кукушкин лён б)сфагнум в)риччия г) родобриум
Ответ: 1-а , 2-в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980585-1512101993.jpg)
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....