Урок биологии гигиена органов пмщеварения
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему
Тема урока:
Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций.
Цель: изучение правил гигиены органов пищеварения; ознакомление с кишечными инфекциями.
Задачи:
Образовательные: изучить признаки, причины желудочно-кишечных заболеваний и пути их профилактики.
Развивающие: совершенствовать умения работать с текстом, продолжать развивать умения анализировать, выделять главное, обобщать.
Воспитательные: совершенствовать навыки работы в группах, воспитывать чувства коллективизма, способствовать гигиеническому воспитанию учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, таблицы «Органы пищеварения», раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gigiena_organov_pishchevareniya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций.
Цель: изучение правил гигиены органов пищеварения; ознакомление с кишечными инфекциями.
Задачи:
Образовательные: изучить признаки, причины желудочно-кишечных заболеваний и пути их профилактики.
Развивающие: совершенствовать умения работать с текстом, продолжать развивать умения анализировать, выделять главное, обобщать.
Воспитательные: совершенствовать навыки работы в группах, воспитывать чувства коллективизма, способствовать гигиеническому воспитанию учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, таблицы «Органы пищеварения», раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный этап (2-3 мин.)
- «Мозговой штурм» - мотивация деятельности учащихся (2-3 мин.)
Учитель: Ребята, посмотрите на экран, перед вами изображены картинки (слайд №1). Какие ассоциации возникают у вас? Ребята определите самостоятельно тему нашего урока.
- Изучение нового материала.
Тема нашего урока «Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций». (слайд «№2)
Целью нашего урока - изучение правил гигиены питания, ознакомление с кишечными инфекциями. (слайд №3)
Для этого я ставлю перед вами проблемный вопрос: Мы хотим сохранить здоровыми свои органы пищеварения, но незнаем, отчего это зависит? (работа учащихся в группах и с текстом учебника (§ 35, «Правила приема пищи») (слайд №4) (10 мин.)
Учитель: Представьте себе, что вы все врачи, к вам на приём пришел пациент с жалобами на плохую работу органов пищеварения, частые боли в животе, диарею, вздутие, плохой аппетит. В беседе с ним вы установили, что причиной всех этих симптомов является неправильное питание. Вы должны дать этому пациенту рекомендации по правильному питанию. Свои рекомендации запишите на выданных вам листах (приложение №1)
Приложение №1
Лист приема к врачу
- Ф.И.О. врача____________________________________________________________
- Жалобы пициента:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рекомендации врача по правилам приема пищи: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учащиеся в группах обсуждают свои рекомендации, записывают их в листах. Опираясь, на текст учебника и жизненный опыт учащиеся делают выводы.
Учитель: Многие великие философии и писатели говорили о гигиене питания. Например: Сократ- древнегреческий философ говорил: «Лучшая приправа к пище - голод», Абу-аль-Фарадж- сирийский церковный деятель, писатель утверждал, что «Лучше время от времени недоедать, чем постоянно переедать», великий русский писатель А.П. Чехов говорил: «Встав из-за стола голодным - вы наелись; если вы встаете наевшись - вы переели; если встаете переевши - вы отравились». (слайд №5)
Учитель: Переваривание пищи частично осуществляется полезными микроорганизмами, находящимися в кишечнике. Попадание же болезнетворных микроорганизмов (сальмонеллы, палочки ботулизма, дизентерийной палочки, холерного вибриона), и недоброкачественная пища может стать причиной отравлений и заболеваний органов пищеварения.
Для лучшего усвоения нового материала мы с вами разделимся на 4 команды. Каждая из которой будет заполнять карточки по следующим кишечным заболеваниям:
I группа – желудочно - кишечные инфекции: ботулизм;
II группа - желудочно-кишечные инфекции: сальмонеллез;
III группа - желудочно-кишечные инфекции: холера;
IV группа - желудочно-кишечные инфекции: дизентерия
Работа в группах с использованием текста учебника (§ 35, «Кишечные инфекции и их предупреждение») и карточек, расположенных на столах по заданию: изучить желудочно-кишечные инфекции и выявить меры по их предупреждению по плану: заболевание, признаки, причины, профилактика. (15 мин.)
Обсуждение результатов работы с одновременным заполнением таблицы.
Приложение №2
«Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций»
Заболевание | Симптомы | Причины | Профилактика |
Ботулизм | Головные боли, тошнота, рвота, боли в желудке, расстройство зрения паралич шейных и дыхательных мышц. | Недоброкачественная пища, «бомбаж» | Мытье рук, овощей и фруктов, соблюдение личной гигиены. |
Сальмонеллез | Высокая температура, боль в желудке, частый стул, тошнота и рвота. | Зараженные продукты: яйца, молоко, молочные продукты. Источник инфекции - домашняя птица, КРС, кошки , собаки. | Кипячение продуктов (молоко), соблюдение личной гигиены. |
Дизентерия | Боли в мышцах и суставах, головная боль, боли в животе (левая сторона). | Зараженные продукты питания, воды. Переносчиками инфекции могут быть мухи. | Содержание в чистоте выгребных ям, соблюдение личной гигиены, санитарии в помещениях. |
Холера | Рвота, диарея, судороги, отдышка. | Зараженные продукты питания, открытые водоемы. | Кипячение воды, молока, споласкивать руки раствором хлорной извести, мытье фруктов и овощей. |
В результате обсуждения учащиеся делают выводы:
1. Пищевое отравление может вызываться различными микроорганизмами, чаще всего это сальмонеллы, палочки ботулизма, холерный вибрион, дизентерийная палочка.
2. Попадая в организм, бактерии выделяют яд, который вызывает острое воспаление слизистой желудка, тонкой и толстой кишки. Симптомы: тошнота, рвота, боли в животе, головная боль, иногда судороги.
3. Инфекция передается через зараженные пищевые продукты – мясо, рыбу, молоко, салаты и т. д.
4. Желудочно-кишечные инфекции называют «болезни грязных рук».
Учитель: На территории нашей республике произрастают более 100 лекарственных растений. Которые могут быть использованы при лечении болезней органов пищеварения.
Пастушья сумка - противоглистное, антибактериальное, как вяжущее средство при диарее, настои травы – профилактика желудочно-кишечных болезней, при лечении дизентерии.
Полынь – восстанавливает работу органов пищеварения, почек и пробуждает аппетит. Она незаменима при поносах и отравлениях. Настойки и отвары из полыни убивают гнойную инфекцию в организме, лечат пищеварительного тракта. (слайд №6), ( 3 мин.)
Рефлексия 4: Учащиеся выполняют блиц-тест (слайд №7), (3мин.)
Тест по материалу:
Выбор рекомендаций по гигиене питания:
1) употребление йогуртов и обезжиренного молока;
2) быстрое питание;
3) мытье рук перед едой;
4) ограничение овощей и фруктов;
5) обращение на срок годности продуктов;
6) проявлять осторожность с консервированными продуктами; и
7) ужинать за 1,5 часа до сна;
8) не ограничивать сладости;
9) употребление рыбы и птицы;
10) употреблять «сырую воду» ;
11) хранить готовые и сырые продукты раздельно;
12) употреблять пищу без термической обработки;
13) наиболее калорийным должен быть обед и ужин;
14) утром лучше не завтракать.
- Подведение итогов урока (2 мин.)
Вывод: Правильное питание - одна из основ здорового образа жизни! Правильное рациональное питание позволяет сохранить и укрепить здоровье, предупредить многие заболевания и излечить существующие проблемы со здоровьем.
Оценки за урок.
Учитель: Ребята, наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за урок.
§ 35, вопросы в конце параграфа.
Подготовка индивидуальных сообщений по следующим темам:
«Меры предосторожности кишечных инфекций»
« Пищевые отравления»
Лист приема к врачу
- Ф.И.О. врача____________________________________________________________
- Жалобы пициента:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рекомендации врача по правилам приема пищи: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций»
Заболевание | Симптомы | Причины | Профилактика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии "Заболевание органов дыхания"
Материал содержит конспект урока биологии в 8 классе, разработанный с применением ИКТ ....
Конспект урока биологии "Строение органов дыхания человека"
Цель урока: сформировать знания учащихся о дыхании как жизненно необходимом процессе; установить взаимосвязь строения и функций органов дыхания; познакомить с особенностями газообмена в лёгких и тканя...
Методическая разработка урока биологии по теме «Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»
Методическая разработка урока биологии по теме«Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»" 8 класс включает в себя краткий конспект урока с тестом- опросом, сопроводительную мультимедийн...
Презентация к уроку биологии в 8 классе "Гигиена органов дыхания"
В презентации отражен план урока по теме "Гигиена органов дыхания". Урок организован с использованием учебника Н. И. Сонина, М. Р. Сапина "Биология. Человек. 8 класс", а также рабочей тетради с печатн...
Конспект урока биологии "Гигиена сердачно-сосудистой системы.Первая помощь при кровотечениях" 8 класс
Методическая разработка урока биологии....
Урок по биологии: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций".
Урок биологии в 8 классе: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций". К учебнику: Биология. Человек. 8 класс. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И....
Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.
Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....