Основы высшей нервной деятельности человека
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Конспект урока "Основы высшей нервной деятельности человека" УМК Пасечник В. В,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_vysshey_nervnoy_deyatelnosti.docx | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы».
Цель: познакомиться особенностями высшей нервной деятельности человека
Задачи:
А) Образовательные:
1) Дать понятие о базовых и вторичных потребностях;
2) Определить роль речи как средства общения и самоорганизации личности;
3) Показать значение речи в развитии высших психических функций, в трудовой деятельности, в формировании основных познавательных процессов;
4) Определить разницу в использовании звуковых сигналов животными и человеческой речью;
5) Выявить значение лексики и грамматических правил в структуре языка;
6) Показать разницу между осознанными и интуитивными решениями;
7) Разъяснить роль практики в установлении истины
Б) Воспитательные:
1) Продолжить формирование научное мировоззрения;
2) Воспитывать навыки коллективного труда, целеустремлённость.
В) Развивающие:
1) Продолжить развитие познавательного интереса к изучению биологии;
2) Развивать умения обобщать, анализировать;
3) Развивать навыки учебной деятельности;
4) Развивать глазомер.
Оборудование: модели черепов современного человека и питекантропа; таблицы, изображающие головной мозг, электроэнцефалограммы бодрствующего и спящего человека.
Тип урока – комбинированный.
Методы – словесно-наглядные.
Структура урока:
- Организационный момент (1 минута)
- Повторение изученного материала (6 минут)
- Изучение нового материала (25 минут)
- Закрепление полученных знаний (3 минуты)
- Домашнее задание (1 минута)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | |
Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто сегодня отсутствует? Жаль, они пропустят столько интересного. | |
Повторение изученного материала | |
Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке. Какие виды сна выделяют и в чем их различие? | |
Выделяют 2 вида сна: быстрый и медленный. При медленном сне мышцы расслаблены, дыхание ровное, спокойное, сердцебиение замедленно, глазные яблоки неподвижны. При быстром сне сердцебиение ускоряется, глазные яблоки под веками приходят в движение, мышцы напряжены. | |
Верно. Какие существуют теории появления сновидений? | |
Ряд ученых считают, что сновидения – это средства психической защиты. Например, если больному человеку могут сниться тревожные, устрашающие сны, тогда как здоровому – спокойные. Другие же ученые во главе с Павловым считали, что слабые раздражители, которые в состоянии бодрствования не ощущаются, во сне могут вызывать целые эпизоды сновидения. Например, при боли в горле могут сниться сны, что вас душат или заставляют принимать пищу, застревающую в горле. | |
Изучение нового материала | |
У человека, ка и у животных имеются потребности. Какие, например? | |
Сон, пища, вода, общение и др. | |
Правильно. Такие потребности называют базовыми, потому что без их удовлетворения организм существовать не может. Но наряду с базовыми формируются так же и вторичные потребности, например, в предметах пользования, созданных человеком в процессе его трудовой деятельности. Как вы считаете, от чего может зависеть степень сформированности вторичных потребностей? | |
От материального достатка, уровня развития общества, моды | |
Познавательные способности человека значительно выше, нежели у животных. Животные в своем поведении ориентируются только на натуральные объекты. Люди же используют словесные символы, позволяющие сначала разработать сценарий действия, и только потом действовать. Речь человека состоит из слов, каждое из которых несет определенный смысл. Но язык – это не просто набор слов. Существуют определенные грамматические правила, которые связывают слова во фразы. И именно с помощью фраз человек способен что-либо рассказывать. Реагировать на слова могут и животные, но создавать новые связи с помощью слов подвластно только человеку, освоившему лексику и грамматику языка. Не следует забывать, что слова – это всего лишь символы, и суждения, высказанные с помощью слов могут быть как верными, так и ошибочными. Проверка правильности утверждения осуществляется практикой, личным и общественным опытом. С появлением речи открывались всё более новые возможности. С одной стороны, это организация трудовой деятельности: передача молодому поколению от старшего способов изготовления орудий, их назначение и использование; распределение ролей в общей деятельности. С другой стороны, появление речи позволило отходить от действительности и создавать новые материальные и духовные ценности: изобретение новых вещей, создание легенд, сказок, притч, религиозных поверий и т.д. В жизни человек сталкивается с большим количеством задач, и в его памяти накапливаются способы их решения. Но не всё, что человек запомнил, может им осознаваться. Способность решать задачи с помощью подсознательного опыта называется интуицией. При этом человек может поступать правильно, но объяснить, почему он так поступил – не может. Как вы считаете, речь играет роль в формировании психики? | |
Да, играет | |
Правильно. Давайте вспомним маленького ребенка, еще не умеющего разговаривать. Его поведением обычно управляют взрослые. Каким образом? | |
Показывают ребенку вещи, говорят их название и предназначение | |
Верно. А что происходит в дальнейшем? | |
Ребенок сам пытается называть эти вещи, сначала отдельными звуками, потом слогами и наконец полным словом. | |
Правильно. Так же ребенок постепенно начинает проговаривать вслух какие либо свои действия, например, правила игры, которые ему неоднократно объясняли взрослые. Такие реплики со временем переходят во внутреннюю речь ребенка. Инструкции к действиям станут краткими, но достаточными, чтобы ребенок смог организовать сове поведение. Какой можно сделать вывод? | |
Речь – не только средство общения, но и средство организации собственного поведения. | |
Развитие речи становится ключевым моментом в формировании личности. Она становится толчком к освоению различных познавательных процессов. Какие познавательные процессы вы знаете? | |
Ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. | |
Давайте вспомним из ранее изученного, что называют ощущением и восприятием? | |
Ощущение – отражение отдельных свойств предмета. Восприятие – отражение предмета в целом. | |
Когда осуществляются ощущение и восприятие? | |
При воздействии предметов на анализаторы. | |
Что такое объект восприятия? | |
Сам предмет. | |
Верно. Все остальное называют фоном. А как вы думаете, что такое наблюдение? | |
Это восприятие, направленное на один предмет, строго определенный с какой-то целью. | |
Все наши ощущения и восприятия откладываются в нашей памяти. Память – сложный процесс, состоящий из запоминания информации, хранения ее и воспроизведения. Различают логическую и механическую память. Механическая память основана на многократном повторении одного материала до его полного запоминания. Логическая же основана на установлении взаимосвязи между отдельными событиями и явлениями и связывании их в единую мысль. Так же различают длительную и кратковременную память. Мышление – обобщенное и опосредованное познание действительности. Совокупность индивидуальных особенностей мышления человека называют умом. Основные качества ума: самостоятельность, критичность, гибкость, творческая инициатива, избирательность. | |
Домашнее задание | |
Параграф 56, вопросы после параграфа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности высшей нервной деятельности человека. 8-й класс (2011 / 2012 учебный год)
Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э...
Высшая нервная деятельность человека Биология 8 кл
Гончаров В.Е. Высшая нервная деятельность человека Биология 8 кл...
Презентация по теме: "Особенности высшей нервной деятельности человека."
Особенности высшей нервной деятельности человека...
"Высшая нервная деятельность человека"
Тесты позволят выявить знания учащихся о врожденных и приобретенных программах поведения, мышлении, памяти, о значении речи и трудовой деятельности. Определить значение работ отечественных ученых в ра...
Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс
Примеры дифференцированных заданий для осуществления контроля знаний и подготовки к ГИА по биологии учащихся 9 классов....
Разработка урока "Особенности высшей нервной деятельности человека"
УМК Пасечник В.В....
Особенности высшей нервной деятельности человека. Память.
Открытый урок в рамках районного семинара учителей биологии и химии был дан на учащихся 8 класса в ТСОШ имени Г.К. Жукова...