Основы высшей нервной деятельности человека
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Тельнова Мария Алексеевна

Конспект урока "Основы высшей нервной деятельности человека" УМК Пасечник В. В,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_vysshey_nervnoy_deyatelnosti.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы».

Цель: познакомиться особенностями высшей нервной деятельности человека

Задачи:

А) Образовательные:

1) Дать понятие о базовых и вторичных потребностях;

2) Определить роль речи как средства общения и самоорганизации личности;

3) Показать значение речи в развитии высших психических функций, в трудовой деятельности, в формировании основных познавательных процессов;

4) Определить разницу в использовании звуковых сигналов животными и человеческой речью;

5) Выявить значение лексики и грамматических правил в структуре языка;

6) Показать разницу между осознанными и интуитивными решениями;

7) Разъяснить роль практики в установлении истины

Б) Воспитательные:

1) Продолжить формирование научное мировоззрения;

2) Воспитывать навыки коллективного труда, целеустремлённость.

В) Развивающие:

1) Продолжить развитие познавательного интереса к изучению биологии;

2) Развивать умения обобщать, анализировать;

3) Развивать навыки учебной деятельности;

4) Развивать глазомер.

Оборудование: модели черепов современного человека и питекантропа; таблицы, изображающие головной мозг, электроэнцефалограммы бодрствующего и спящего человека.

Тип урока – комбинированный.

Методы – словесно-наглядные.

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Повторение изученного материала (6 минут)
  3. Изучение нового материала (25 минут)
  4. Закрепление полученных знаний (3 минуты)
  5. Домашнее задание (1 минута)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто сегодня отсутствует? Жаль, они пропустят столько интересного.

Повторение изученного материала

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке. Какие виды сна выделяют и в чем их различие?

Выделяют 2 вида сна: быстрый и медленный. При медленном сне мышцы расслаблены, дыхание ровное, спокойное, сердцебиение замедленно, глазные яблоки неподвижны.

При быстром сне сердцебиение ускоряется, глазные яблоки под веками приходят в движение, мышцы напряжены.

Верно. Какие существуют теории появления сновидений?

Ряд ученых считают, что сновидения – это средства психической защиты. Например, если больному человеку могут сниться тревожные, устрашающие сны, тогда как здоровому – спокойные.

Другие же ученые во главе с Павловым считали, что слабые раздражители, которые в состоянии бодрствования не ощущаются, во сне могут вызывать целые эпизоды сновидения. Например, при боли в горле могут сниться сны, что вас душат или заставляют принимать пищу, застревающую в горле.

Изучение нового материала

У человека, ка и у животных имеются потребности. Какие, например?

Сон, пища, вода, общение и др.

Правильно. Такие потребности называют базовыми, потому что без их удовлетворения организм существовать не может. Но наряду с базовыми формируются так же и вторичные потребности, например, в предметах пользования, созданных человеком в процессе его трудовой деятельности. Как вы считаете, от чего может зависеть степень сформированности вторичных потребностей?

От материального достатка, уровня развития общества, моды

Познавательные способности человека значительно выше, нежели у животных. Животные в своем поведении ориентируются только на натуральные объекты. Люди же используют словесные символы, позволяющие сначала разработать сценарий действия, и только потом действовать.

Речь человека состоит из слов, каждое из которых несет определенный смысл. Но язык – это не просто набор слов. Существуют определенные грамматические правила, которые связывают слова во фразы. И именно с помощью фраз человек способен что-либо рассказывать. Реагировать на слова могут и животные, но создавать новые связи с помощью слов подвластно только человеку, освоившему лексику и грамматику языка.  Не следует забывать, что слова – это всего лишь символы, и суждения, высказанные с помощью слов могут быть как верными, так и ошибочными. Проверка правильности утверждения осуществляется практикой, личным и общественным опытом.

С появлением речи открывались всё более новые возможности. С одной стороны, это организация трудовой деятельности: передача молодому поколению от старшего способов изготовления орудий, их назначение и использование; распределение ролей в общей деятельности. С другой стороны, появление речи позволило отходить от действительности и создавать новые материальные и духовные ценности: изобретение новых вещей, создание легенд, сказок, притч, религиозных поверий и т.д.

В жизни человек сталкивается с большим количеством задач, и в его памяти накапливаются способы их решения. Но не всё, что человек запомнил, может им осознаваться. Способность решать задачи с помощью подсознательного опыта называется интуицией. При этом человек может поступать правильно, но объяснить, почему он так поступил – не может.

Как вы считаете, речь играет роль в формировании психики?

Да, играет

Правильно. Давайте вспомним маленького ребенка, еще не умеющего разговаривать. Его поведением обычно управляют взрослые. Каким образом?

Показывают ребенку вещи, говорят их название и предназначение

Верно. А что происходит в дальнейшем?

Ребенок сам пытается называть эти вещи, сначала отдельными звуками, потом слогами и наконец полным словом.

Правильно. Так же ребенок постепенно начинает проговаривать вслух какие либо свои действия, например, правила игры, которые ему неоднократно объясняли взрослые. Такие реплики со временем переходят во внутреннюю речь ребенка. Инструкции к действиям станут краткими, но достаточными, чтобы ребенок смог организовать сове поведение. Какой можно сделать вывод?

Речь – не только средство общения, но и средство организации собственного поведения.

Развитие речи становится ключевым моментом в формировании личности. Она становится толчком к освоению различных познавательных процессов. Какие познавательные процессы вы знаете?

Ощущение, восприятие, память, воображение, мышление.

Давайте вспомним из ранее изученного, что называют ощущением и восприятием?

Ощущение – отражение отдельных свойств предмета. Восприятие – отражение предмета в целом.

Когда осуществляются ощущение и восприятие?

При воздействии предметов на анализаторы.

Что такое объект восприятия?

Сам предмет.

Верно. Все остальное называют фоном. А как вы думаете, что такое наблюдение?

Это восприятие, направленное на один предмет, строго определенный с какой-то целью.

Все наши ощущения и восприятия откладываются в нашей памяти. Память – сложный процесс, состоящий из запоминания информации, хранения ее и воспроизведения. Различают логическую и механическую память. Механическая память основана на многократном повторении одного материала до его полного запоминания. Логическая же основана на установлении взаимосвязи между отдельными событиями и явлениями и связывании их в единую мысль.

Так же различают длительную и кратковременную память.

Мышление – обобщенное и опосредованное познание действительности. Совокупность индивидуальных особенностей мышления человека называют умом. Основные качества ума: самостоятельность, критичность, гибкость, творческая инициатива, избирательность.

Домашнее задание

Параграф 56, вопросы после параграфа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности высшей нервной деятельности человека. 8-й класс (2011 / 2012 учебный год)

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э...

Высшая нервная деятельность человека Биология 8 кл

Гончаров В.Е. Высшая нервная деятельность человека  Биология 8 кл...

Презентация по теме: "Особенности высшей нервной деятельности человека."

Особенности высшей нервной деятельности человека...

"Высшая нервная деятельность человека"

Тесты позволят выявить знания учащихся о врожденных и приобретенных программах поведения, мышлении, памяти, о значении речи и трудовой деятельности. Определить значение работ отечественных ученых в ра...

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

Особенности высшей нервной деятельности человека. Память.

Открытый урок в рамках районного семинара учителей биологии и химии был дан на учащихся 8 класса в ТСОШ имени Г.К. Жукова...