факультативное занятие "Проблемы продолжения жизни"
план-конспект по биологии на тему
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ п.Малиновский
Интегрированное факультативное занятие по химии и биологии
(10-11 классы)
«Проблема продолжения жизни»
Учитель: Кравченко В.П.
Шамсутдинова А.М.
ьп
Интегрированное факультативное занятие по химии и биологии. 10-11 класс. (45 мин.)
«Проблема продолжения жизни».
Оборудование: схемы и таблицы.
- Средние сроки жизни человека в разные эпохи.
- Механизм действия гена долголетия.
3. Здоровый и нездоровый образ жизни.
4. Искусственные методы продления жизни.
5. Правильно допустимые концентрации свинца в пищевых продуктах.
б. Определение генов железа.
I.Вступление (учитель химии).
«Я люблю жизнь и хочу жить... Эти слова выражают затаенное желание каждого из нас. Жизнь - сама по себе - чудо. И это чудо находится в наших руках. Жизнь восхитительна! Это сокровище из сокровищ! Все здравомыслящие люди хотят долгой, счастливой и полезной жизни. Казалось бы, высокая продолжительность жизни и надёжное здоровье должны быть правилом, но, увы, они являются исключением».
II.Эволюция и старение организма человека (учитель биологии).
На доске: «Какова связь средней продолжительности жизни и возраста человечества как биологического вида?»
На ранних биологических этапах эволюции было очень важно оставить потомство и как можно быстрее обеспечить смену поколений, так как чем быстрее сменяемость особей, тем быстрее происходят адаптации, необходимые виду в целом на данном этапе его развития.
Коренное отличие эволюции человека от эволюции животных заключается в действии социальных факторов. Со временем сильно повысилась роль интеллекта, а вместе с ней возросла и ценность долгой жизни, позволяющей накапливать знания.
Таблица № 1.
Эти знания в окружающем мире необходимо было передать новым поколениям.
Эволюция человека пошла не по пути сокращения срока жизни отдельно от индивидуума, а по пути её продления. Однако рано или поздно организм стареет.
III. Теории старения (учитель биологии).
Существует 200 теорий старения.
Сегодня не существует единой теории старения. Учёные - геронтологи сходятся в том, что старение обусловлено многими причинами.
Одна из теорий предполагает, что основная причина старения - генетическая. Человек рождается с заданной программой старения.
Так существует ли ген долголетия?
(Сообщение ученика).
Исследование американских геронтологов Роуза и Джонсона о связи сроков жизни и активности антиокислительных ферментов супероксиддисмутазы (СОД) и каталазы.
Схема № 1.
«Механизм действия гена долголетия».
(Учитель химии).
Вывод: Долголетие организма определяется спицифическим геном аде -1, который был выделен и в недалёком будущем будет клонирован. Можно ли пролить жизнь человека, используя достижения генной инженерии?
Сообщение: «Долголетие и ген долголетия».
«Теломерная теория старения».
(Учитель биологии).
Заданная программа срока жизни, закодированная в ДНК, может ломаться. На этот счёт есть другая теория старения -теория поломки ДНК литохондрий клетки.
Сообщение учителя.
Как предотвратить поломки ДНК?
Ученики:
1 .Залог сохранения активности мозга - в поддержании постоянного творческого состояния.
2.3доровый образ жизни (схема № 2).
- Влияние окружающей среды.
Учитель биологии.
Теория старения состоит в том, что старение считают результатом нарушения работы иммунной системы. Иммунная система - главный защитник организма от всего инородного. Белые клетки крови находят, распознают и уничтожают вирусы, бактерии, раковые новообразования. Однако иммунитет ослабляется под влиянием окружающей среды: переохлаждения, перегрева организма, химических веществ, искусственно попадающих в окружающую среду, а также из-за нездорового образа жизни.
Как укрепить защитные силы организма?
Какие факторы обеспечивают долголетие?
Схема № 3.
Искусственные методы продления жизни.
IV.Вредное влияние окружающей среды на здоровье человека.
«Жизнь по капельке цеди, знай: так пить её не глупость! И окупится та скупость всем, что будет впереди».
Правило первое:
«Не надо переживать по поводу того, что невозможно изменить; мысли полезны, только тогда, когда ведут к действию.»
Правило второе:
«Надо жить долго для свершения полезных дел и не придаваться только удовольствиям».
Правило третье:
«Я должен прожить до 90-100 лет, моя преждевременная смерть будет бедствием для общества, я так много должен Человечеству».
Правило четвёртое:
«Надо делиться с другими секретом полезной жизни и не надо стоять на пути у другого человека».
Сейчас ген разрушения, по всей видимости стал доминирующим в природе многих. Демографический кризис начался с кризиса мировоззренческого, с нежелания жить, с отрицания самой жизни. Человек разрушает не только окружающую среду, он разрушает самого себя употреблением наркотиков, алкоголя, никотина... Встретить абсолютно здорового человека так же трудно, как белого медведя на столичных улицах. Опыты по клонированию идут уже сейчас. Вскоре реальным станет использование запасных органов взамен больных клеток и тканей даст человеку шанс преодолеть идущий из глубины веков страх смерти. Наша жизнь станет длиннее. Исследователи ответят на вопрос: почему здоровые клетки становятся со временем вялыми и больными, а значит мы сможем отсрочить старость. Канут в лету болезни и вирусы, уносящие миллионы жизней. Благодаря открытиям в иммунологии и онкологии станут анахронизмом рак и СПИД. Это станет реальностью за счёт идентификации генов, подавляющих рост опухолей, клонирования генов, контролирующих противоопухолевый иммунитет.
Учёные расшифруют механизм опознания антигенов, «проникнут» в работу мозга человека, откроют секрет зарождения жизни и таких свойств организма, как наследственность, изменчивость, память, эмоции, мышление. Расшифровка генома человека позволит исправить генетические дефекты, значит можно будет бороться с наследственными болезнями и самыми страшными из них - шизофренией, болезнью Дауна.
1960 год - в США 4000 долгожителей в возрасте 100 лет и старше. Сейчас - 55000.
Несмотря на то, что темпы роста населения земного шара за последние 30 лет снизились, его численность продолжает расти и сейчас составляет 6 млрд. чел. Ожидается увеличение продолжительности жизни. К 2150 году 87,5 лет у мужчин, 92,5 лет у женщин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект факультативного занятия "Что такое жизнь и как она возникла" для учащихся 4 классов
Тема занятия. Что такое жизнь и как она возникла. Цель: приобретение знаний о возникновении жизни, понимание уникальности смысла и назначения жизни. Задачи:- способствовать приобретению знаний о с...
Программа факультативного курса "Жизнь растений"
Изучение факультативного курса «Жизнь растений» направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих и культурных растений, их взаимосвязей в...
Программа факультативного курса "Жизнь животных"
Задачи факультатива состоят в расширении и углублении знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды, о роли ж...
Программа факультативного курса по английскому языку «Молодежь в англоязычных странах: жизнь, проблемы, права и обязанности» (10 класс)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3772691","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 116px; float: left;"}}]]Данный элективный курс на анг¬лийском яз...
Факультативное занятие по курсу "Жизнь в слове и слово в жизни" для 7 класса
Факультативное занятие по элективному курсу«Жизнь в слове и слово в жизни»Можно ли повторять не повторяясь?Цели: закрепить умение подбирать синонимы к словам; ввести понятия: контекстуальные синонимы,...
"Год памяти и славы" ПРОДОЛЖЕНИЕ 1 ПРОДОЛЖЕНИЕ 2
Продолжение к классному часу "Год памяти и славы"...
"Год памяти и славы" ПРОДОЛЖЕНИЕ 3 ПРОДОЛЖЕНИЕ 4
Презентация к классному часу ПРОДОЛЖЕНИЕ 2, 3...