Современный урок в условиях внедрения ФГОС
презентация к уроку по биологии (6 класс) на тему
Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_v_usloviyah_vnedreniya_fgos.pptx | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека
Сущность и особенности целеполагания в соответствии с требованиями ФГОС. Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания, который направлен на изменение сознания школьника , изменение самого подхода к организации учебной деятельности , включения личности ребенка в планирование своей учебы , осознания своих результатов и в конечном итоге – превращения учащегося из объекта обучения - в субъект , полноправного управленца и организатора учебной деятельности.
Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности . Целеполагание является проблемой современного урока.
Цели должны быть: Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные. Конкретные. Понятные. Осознанные. Описывающие желаемый результат. Реальные. Побудительные (побуждать к действию). Точные.
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
На этапе целеполагания ученик знает объем предстоящей учебной работы как по минимуму, так и по максимуму; знает свои возможности (выявленный в процессе актуализации опыт); самостоятельно определяет именно свою цель; планирует работу по ее достижению; самооценивает степень достижения образовательных результатов.
Согласно требованиям к современному уроку деятельность учителя по целеполаганию соответствует следующему: - направленность цели на ожидаемый и диагностический результат обучения; - представление задач урока как системы действий учителя по достижению цели; - реальность выполнения поставленной цели в течение урока; - соответствие цели урока возможностям, способностям, потребностям учащихся.
Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания : « Тема-вопрос», « Работа над понятием», « Яркое пятно », « Исключение», « Домысливание », «Моделирование жизненной ситуации», « Группировка», « Собери слово», « Проблема предыдущего урока», « Проблемная ситуация » и другие.
Прием «Яркое пятно». Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока. Например, урок по теме «Внешнее строение листа». Учитель предлагает рассмотреть ряд органов растений , среди которых лист выделен цветом.
Вопрос учителя: « Среди представленных органов, что вы заметили?» Ответ учащихся: «Орган 5 выделен цветом». Вопрос учителя: «Что общего у этих органов?» Ответ учащихся: «Все органы являются органами растительного организма». Вопрос учителя: «Чем отличается выделенный орган от других?» Ответ учащихся: «Он зеленого цвета». Вопрос учителя: «Как вы думаете какова тема урока?» Учащиеся формулируют тему урока. По необходимости учитель корректирует тему урока и предлагает сформулировать цели урока. Ученики формулируют цели урока и задачи по их достижению. 1 2 3 4 5
Прием «Проблемная ситуация». Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий . Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает учащихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем .
Подводящий диалог На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Н а уроке – обобщения знаний по теме «Органы и системы органов растений и животных» д иалог подвожу к тому, о чем дети не могут сказать, так как не понимают смысл понятия «обобщение». В озникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия, т.е. работа над понятием и затем формулируется тема и с тавится цель . Работа над понятием один из приемов целеполагания «Проблема предыдущего урока», Учащимся предлагаю дополнительно к домашнему заданию найти в «Словаре биологических терминов» значение слова «движение». Тема следующего урока «Движение живых организмов». О т значения слова определяем тему и цель урока.
Исключение Например , тема урока в 6 классе «Питание животных". Ввожу ряд слов: ЖЕЛУДОК СЕРДЦЕ ЛЕГКИЕ ПИТАНИЕ ПЕЧЕНЬ ПОЧКИ МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ Анализируя , учащиеся легко определяют лишнее. – Что общего во всех словах? ( Названия органов животных) - Что лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ У становить правильность и осознанность изученного; выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания .
ТЕСТ С ИЗЮМИНКОЙ 1 . Как называются зачатки новых побегов? а) лист б) стебель в ) почки г ) цветок 2. Как называется участок стебля между двумя соседними узлами ? а) узел б ) почка в ) междоузлие г ) цветок 3. Как называется листорасположение, при котором от узла отходят 3 листа и более? а) мутовчатое б ) очередное в ) супротивное внеочередное 4 . Как называется участок стебля, от которого отходит лист? а) почка б ) цветок в ) узел г ) междоузлие 5.С помощью каких почек побег нарастает в длину (высоту)? а ) боковых б ) нижних в ) верхушечных г ) пазушных ОТВЕТ: А
ТЕСТ «АССОРТИ» 1.Из каких частей состоит лист? А) корень Б) черешок В) узел Г) основание Д) листовая пластинка Е) междоузлие 2.Установите соответствие между видом листьев и его определением . 1. Черешковые А) лист не имеет черешка 2. Сидячие Б) лист охватывает стебель В) лист имеет черешок 3.Что является важной частью листа? А) листовая пластинка Б) жилка В) корень Г) черешок 4. Простым считается лист, состоящий из: А) одного черешка и одной листовой пластинки; Б) одного черешка и нескольких листовых пластинок; В) нескольких черешков и нескольких листовых пластинок; 5. Лист — это: А) осевой орган побега, нарастающий вставочной меристемой и имеющий неограниченный рост; Б)боковой орган побега, нарастающий основанием и имеющий ограниченный рост; В) боковой орган побега, нарастающий верхушкой и имеющий ограниченный рост. 6. К основным функциям листа относят: А) фотосинтез, транспорт, газообмен, удаление кристаллических веществ; Б) транспирацию, запасание органических веществ и воды, фотосинтез; В) газообмен, транспирацию, фотосинтез. 7 . Подпишите части листа с помощью рисунка.
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ: № п/ п Простой лист Сложный лист Черешковый Сидячий Прилистники 1 + + - 2 + + - 3 + + - 4 + + - 5 + - + 6 + + - + 7 + + - 8 + + - + 9 + + - + 10 + + - +
10
«РАБОТА ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ КАРТОЧКАМ» Карточки, должны быть распечатаны и розданы учащимся. Они содержат вопросы и задания различных уровней сложности. Работа с карточками в личностно-ориентированном уроке начинается с выбора задания учащимися. Преподаватель не принимает никакого участия в процессе выбора карточки учащимся.
Карточка 1. Заполните пропуски в тексте : Побегом называют стебель с расположенными на нем______ и ________. Участок стебля, на котором находится лист и почка (или только лист) называется_________. Расстояние (отрезок стебля) между двумя узлами называется ________. Угол между листом и вышерасположенным участком стебля называется______. Почки могут быть верхушечными и боковыми пазушными). Верхушечные расположены на ______________. , пазушные – в _______.
КАРТОЧКА 2 . Назовите части побега, обозначенные на рисунке, обозначьте с помощью цифр узел, дорисуйте лист и обозначьте пазуху листа.
Карточка 3. Рассмотрите строение двух видов почек растения. Определите, какая из них является листовой (вегетативной), а какая цветочной (генеративной). Дайте названия рисункам. Обозначьте на рисунке части почек .
Карточка 4
Карточка 5
«РЕСТАВРАТОР» Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» преподавателем. «РЕСТАВРАТОР» Питание животных. С пособов питания животных огромное множество, так как животные сильно отличаются между собой. Одни устроены просто, другие сложнее. Одни обитают в воде, другие на суше. Каждое животное приспособлено для питания «своей» пищей. Главное, чтобы пища была органической природы. Животные - способны синтезировать органические вещества из неорганических. Гетеротрофы - бактерии, грибы, растения -используют готовые органические вещества Миксотрофы -могут питаться и как автотрофы, и как гетеротрофы.
«ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ» Рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и продолжается другим учащимся. Прием применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ. Учитель: 1.Что такое лист? 2.Что такое листовая пластинка? 3.Что такое прилистники? 4 .Какие листья называют сидячими? 5 .Какие листья называют черешковыми? 6. Какова функция черешка? 7 .Какие Листья называют простыми ? 8 . Какие листья называют сложными? 9 .Чтакое листорасположение? 10. Какие виды листорасположения вы знаете?
«ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ» 1. Фотосинтез называют также почвенным питанием. 2. Хлоропластом называется часть листа, в которой происходит фотосинтез . 3. В зеленых пластидах запасаются питательные вещества. 4. В результате фотосинтеза образуются минеральные вещества 5. Органические вещества двигаются из листьев к корням. 6.Организмы , обладающие способностью сами образовывать органические вещества, называются автотрофы. 7. Хлоропласт находится в клетках листьев. 8. В результате фотосинтеза выделяется кислород. 9. Хлорофилл – это вещество, которое образуется в процессе фотосинтеза
«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ» Карточка с заданием «Продолжить фразу»: Корень – осевой орган растения, который в отличие от стебля не расчленен на… Для защиты нежного кончика корня служит… Зона деления корня состоит из … Рост корня в длину обеспечивает зона … Корневой волосок – это вытянутая клетка … Благодаря корневым волоскам увеличивается … По клеткам зоны проведения проводятся вверх к надземным органам … , а вниз, от листьев к корням … Совокупность всех корней растения называют … В стержневой корневой системе выделяют … Мочковатая корневая система свойственна …
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Требования к современному уроку, в условиях внедрения стандартов второго поколения"
мастер-класс "Требования к современному уроку, в условиях внедрения стандартов второго поколения"...
Современный урок в свете внедрения ФГОС
Обзор УМК по математике, продолжающих учебные программы "Школа России" и "Школа XXI век" на средней ступени обучения....
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения...
Презентация "Современный урок в свете внедрения ФГОС"
Презентация "Современный урок в свете внедрения ФГОС"...
"Информационно-коммуникационные технологии на уроке в условиях внедрения ФГОС второго поколения"
Особенность новых федеральных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается...
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС нового поколения
На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандарт...
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС
Рассматриваются требования, предъявляемые новыми государственными стандартами к ведению урока....