"Информационно-коммуникационные технологии на уроке в условиях внедрения ФГОС второго поколения"
статья по химии по теме
Особенность новых федеральных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения только в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоение базовых знаний, а главное - умений самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в условиях быстро меняющегося мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
01-novichenko-1.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Новиченко Ирина Васильевна
Информационно-коммуникационные технологии урока в условиях перехода к ФГОС второго поколения
Особенность новых федеральных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения только в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоение базовых знаний, а главное - умений самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в условиях быстро меняющегося мира.
В учебный процесс внедряются новые технологии обучения, в освоении которых существенную помощь могут оказать электронно-образовательные ресурсы - учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. ИКТ и ЭОР не исключают традиционных методов обучения, а гармонично дополняют их и сочетаются с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Кроме того, ЭОР позволяют организовать более полноценные занятия дома - виртуальные посещения музеев, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты. Также учащиеся могут самостоятельно провести аттестацию собственных знаний и умений без участия педагога.
Современному учителю, желающему идти в ногу со временем, необходимо знать о возможностях использования на уроке не только компьютера и мультимедийного проектора (они уже стали привычными в учебном процессе), но и других «помощников»: интерактивной доски, документ-камеры, цифровой лаборатории. Конечно, далеко не в каждом учебном кабинете есть эти технические новинки, но знать о них надо, уметь применять надо хотя бы для того, чтобы не отстать от своих коллег и учеников, быть «на волне» современных образовательных технологий.
Новые стандарты предъявляют и новые требования к проектированию урока. Изменилась типология и структура уроков, подходы к постановке цели и методы её достижения, основанные на совместной продуктивной деятельности учителя и ученика, важное значение придаётся рефлексии на каждом этапе урока. Организовать такой урок трудно, но надо пробовать, учиться, делиться опытом и верить, что мы найдём путь к успеху.
Рассмотрим основные этапы комбинированного урока по ФГОС и возможности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на каждом этапе.
1. Этап мотивации и целеполагания
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Способы действия:
- создание условий для положительно-эмоциональной направленности;
- включение в деятельность;
- определение целей,”девиза” урока.
Помощь ИКТ и ЭОР: использование видеороликов, музыкальных фрагментов
Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для “открытия нового знания” и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
Способы действия:
- актуализация знаний, умений, навыков и мыслительных операций;
- выявление и фиксация затруднений;
- создание проблемой ситуации.
Помощь ИКТ и ЭОР: возможность оперативного предъявления вопросов и заданий и корректировки результатов их выполнения.
3. Этап “открытия нового знания”
Цель: изучение новых знаний
Способы действия:
- диалог, работа в парах и группах;
- организация исследовательской деятельности под руководством учителя;
- выведение алгоритма действий.
Помощь ИКТ и ЭОР: поиск информации, иллюстрирование понятий и объектов, демонстрация учебного эксперимента, выделение причинно-следственных связей, структуры и взаимосвязи понятий.
4. Этап проверки первичного усвоения знаний
Цель: проверка первичного усвоения нового знания в словесной и знаковой форме
Способы действия:
- фронтальная работа, групповая работа;
- выполнение заданий с проговариванием, комментированием;
- записи в виде опорного конспекта.
Помощь ИКТ и ЭОР: использование интерактивного плаката, аудиозаписей, возможность предъявления разнообразных по форме заданий с последующей проверкой.
5. Этап обобщения и систематизации знаний
Цель: включение нового знания в систему знаний и повторение.
Способы действия:
- выполнение упражнений, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее;
- определение областей применения новых знаний;
Помощь ИКТ и ЭОР: возможность предъявления разнообразных по форме заданий с последующей проверкой, иллюстрация применения знаний, установление взаимосвязей новых знаний с изученными ранее
6. Этап самоанализа и самоконтроля
Цель: применение знаний и способов действий, понимание того, чему научился на уроке.
Способы действия:
- самостоятельная работа с последующей проверкой
- самоконтроль по эталону;
- самооценка по принятым критериям;
- создание ситуации успеха.
Помощь ИКТ и ЭОР: демонстрация эталонов и алгоритмов, критериев оценки, возможность оперативного предъявления заданий и упражнений.
7. Этап рефлексии (итог урока)
Цель: осознание учащимися и самооценка своей учебной деятельности и деятельности всего класса.
Способы действия:
- сопоставление задач и результата урока;
- определение задач следующего урока;
- выражение чувства удовлетворения результатами деятельности.
Помощь ИКТ и ЭОР: установление связи цель-результат; предъявление результатов самостоятельной работы, самоконтроля.
Таким образом, технические средства обучения и электронные образовательные ресурсы можно использовать на любом этапе урока, если это целесообразно, позволяет экономить время урока, повышает интерес учащихся.
Применение в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий и электронно-образовательных ресурсов повышает эффективность урока и существенно облегчает труд учителя, но для этого их содержание должно соответствовать определённым требованиям:
1. Включать научно достоверную информацию, полностью соответствующую материалу учебника. Желательно включение в ЭОР разнообразных познавательных заданий, связанных с предлагаемым экранным материалом.
2. Учебный материал должен быть доступен для экранизации и передачи информации с помощью комментариев учителя. При отборе материала предпочтение следует отдавать крупным и средним планам, по возможности избегая мелких деталей.
3. Информация должна преподноситься в живой, эмоциональной форме. Однако недопустимы вставки, не связанные с учебной темой, даже если они интересны сами по себе.
4. При создании электронного пособия необходимо соблюдать гигиенические требования, направленные на сохранение зрения и предупреждение переутомления школьников. Размер шрифта, цвет, расстановка знаков в словах и слов в предложениях должны способствовать чёткому различению и хорошему восприятию информации. Лучшими соотношениями фона и изображений являются: белый-синий, чёрный-жёлтый, зелёный-белый, чёрный-белый.
5. Следует избегать больших текстовых фрагментов. Недопустимо использовать для чтения текста полос прокрутки или кнопок перехода от экрана к экрану.
6. Применяя в процессе обучения информационные технологии, учитель не должен забывать о сохранении здоровья учащихся, соблюдении санитарных норм. При планировании урока необходимо выбрать один-два этапа, на которых применение технических средств наиболее целесообразно. Здоровье наших детей не менее ценно для будущего, чем их образование.
И, наконец, каждый учитель, являясь работником государственного учреждения, в своей деятельности должен руководствоваться нормативными документами, регулирующими использование ЭОР в образовательном процессе:
1. Закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 №273-ФЗ.
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях”
4. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих”, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”
5. Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 №137 “Об использовании дистанционных образовательных технологий”.
Литература и источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373.
2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897.
3. Е.В.Якушина “Использование электронно-образовательных ресурсов на учебных занятиях”. Справочник заместителя директора школы №9 2012.
4. Е.В.Якушина “Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС”. Справочник заместителя директора школы №10 2012.
5. Сайт “Социальная сеть работников образования” - http://www.nsportal.ru/shkola/
6. Кирова А. М. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/statya-formirovanie-universalnykh-uchebnykh
7. Болехивская Л. Д. Принципы личностно-ориентированного обучения в начальной школе - http://festival.1september.ru/articles/618267/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Требования к современному уроку, в условиях внедрения стандартов второго поколения"
мастер-класс "Требования к современному уроку, в условиях внедрения стандартов второго поколения"...
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения...
Особенности современного урока экономики в условиях внедрения ФГОС второго поколения
Моя же задача – создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках....
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Данная статья освещает современный процесс преподавания школьного предмета, дает краткий экскурс по основным методологическим направлениям эффективной реализации современного урока истории. Раскрывает...
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения.
Материал содержит информацию, каким должен быть урок по ФГОС....
Доклад "Технология коммуникативного обучения в условиях реализации ФГОС второго поколения"
Доклад содержит информацию о сущности и основных принципах коммуникативного метода обучения. Приведены примеры коммуникативных упражнений....
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...