Урок. Класс Насекомые
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Барыбина Надежда Николаевна

Открытый урок на тему Класс Насекомые. Урок с использованием коллекции насекомых, состоящая из 64 экземпляров. Эта коллекция была собрана учителем в течении трех лет и используется, как наглядный материал на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_moy_luchshiy_urok.rar18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: КЛАСС НАСЕКОМЫЕ

Цели: расширить и углубить знания о типе членистоногих путем изучения строения насекомых; познакомить с внешним и внутренним строением насекомых, их приспособленностью к среде обитания. Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых.

Оборудование: коллекции: «Майский жук», «Медоносная пчела», «Шелкопряд», таблицы насекомых.

Планируемые результаты:

Воспроизведение

Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых.

Описывать представителей различных отрядов.

Интеллектуальный уровень

Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам.

Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых.

Объяснять особенности строения в связи с образом жизни.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника.

                Ход урока

I. Проверка знаний.

1. Вопросы классу:

1) В чем особенность внешнего строения членистоногих?

2) Как можно объяснить то обстоятельство, что членистоногие освоили все среды обитания?

3) Назовите известных вам представителей класса Ракообразные.

4) Назовите представителей класса Паукообразные.

5) Из каких отделов состоит тело пауков?

6) В чем особенность строения дыхательной системы пауков?

7) Какую роль играют паутинные бородавки и как паук строит ловчую сеть?

8) В чем проявляется особенность способа питания паука?

9) В чем особенность строения клещей?

10) Какой вред наносят клещи-паразиты?

Тест

1) Паукообразные - обитатели суши, они дышат:

А - атмосферным кислородом;

Б - растворенным в воде кислородом;

В - только с помощью легких;

Г - при помощи легких и трахей. (Ответ: А, Г.)

2) Для всех паукообразных характерны:

А - 5 пар ног и 2 пары усиков;

Б - 4 пары ног и ни одной пары усиков;

В - тело разделено на головогрудь и брюшко;

Г - тело разделено на голову, грудь, брюшко. (Ответ: Б, В.)

3) Пауки - хищники, у которых процесс пищеварения осуществляется:

А - в желудке;

Б - вне организма;

В - в кишечнике;

Г - в пищеводе. (Ответ: А, Б, В.)

4) Клещ является:

А - переносчиком возбудителя энцефалита;

Б - возбудителем энцефалита;

В - вредителем культурных растений;

Г - возбудителем малярии. (Ответ: А.)

5) Таежные клещи по характеру питания являются:

А - хищниками;

Б - паразитами;

В - растительноядными;

Г - сапрофитами. (Ответ: Б.)

6) К паукообразным относятся:

А - дафнии;

Б - клещи;

В - пауки;

Г - все членистоногие. (Ответ: Б, В.)

7) Клещей можно отличить от пауков по следующим признакам:

А - все членики тела срастаются между собой;

Б - тело состоит из головогруди и брюшка;

В - имеют 8 ног;

Г - усики отсутствуют. (Ответ: А.)

II. Изучение нового материала.

Чем более разнообразна группа животных и чем больше входит в неё видов, тем более успешна она с эволюционной точки зрения. Насекомые в этом отношении могут считаться, пожалуй, самым успешными существами нашей планеты. Несмотря на то что сегодня описана лишь малая часть населяющих землю насекомых, эта группа является одной из самых больших и разнообразных. Внутри большого класса насекомых разные отряды представлены разным числом видов. Есть отряды, в которых лишь десятки видов (отряд зораптеры 20 видов), в других, например, в отряде чешуекрылых, их более 140 тыс. видов. Безусловное лидерство в этой классификации  принадлежит отряду жесткокрылых, который включает 400 тыс. видов, входящих более чем в 100 семейств.

Изучение класса насекомых мы начнем с проведения практической работы. У вас на столе коллекция насекомых, которая поможет вам познакомиться с внешним строением насекомых. Открыли тетради, записываем:  Число.  Класс насекомые. Внешнее строение. Ход работы: 

рассмотрите и запишите в таблицу полученные данные

  1. Тело состоит из трех отделов: голова, грудь, брюшко.
  2. Органы расположенные на голове: 1 пара усиков, челюсти, фасеточные глаза.
  3. Органы расположенные на груди: 3 пары ходильных ног, 1 или 2 пары крыльев, надкрылья.
  4. Органы расположенные на брюшке: дыхальце, яйцеклад, жало.

Появление новых видов насекомых в ходе эволюции связано с их особенностью приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды различных геологических эпох. Если в далеком прошлом существовали стрекозы с размахом крыльев в полметра, сегодня размах крыльев у самых больших представителей этой группы насекомых не превышает 15 см. Но и в наши дни некоторые насекомые поражают воображение своим размером.

(СЛАЙД «Кто больше»)

        Для некоторых групп животных количество ног - важный систематический признак. Одной из таких групп являются насекомые. У насекомых их насчитывается шесть (три пары ходильных ног). Любой из нас, кому доводилось гоняться за тараканом, мог на своем опыте  убедиться, что животное это очень быстрое и поймать его нелегко. Это насекомое способно развивать абсолютную скорость 6 км/ч, учитывая длину тела таракана, весьма впечатляет. Тигровая гусеница способна развивать внушительную абсолютную скорость до 5 км/ч.

(СЛАЙД «Лучшие прыгуны»)

        Насекомые, как правило, меньше птиц и млекопитающих, но во время миграции они тоже преодолевают большие расстояния. Большая злаковая тля – способна перемещаться на расстояние до 500км. Бурая рисовая цикадка способна преодолевать более тысячи километров, разделяющих рисовые поля Китая и Японии. Бабочка Данаида Монарх преодолевает 4 тыс. километров, отделяющих Канаду от Мексики всего за 75 дней.

        И так, ноги и крылья важный систематический признак, по которому делят класс насекомые на отряды.  

 

2. Особенности внешнего строения насекомого закрепляются в процессе выполнения лабораторной работы № 6 «Изучение представителей отрядов насекомых», с. 65 учебника.

III. Закрепление изученного.

1) Какой покров имеет тело насекомого?

2) Что такое наружный скелет?

3) Из каких отделов состоит тело насекомого?

4) К какому отделу тела прикреплены конечности?

5) К какому отделу тела прикреплены крылья?

Можно в форме вопросов осуществить связь с уже изученным материалом: «Что собой представляет покров рака и паука? Из какого вещества он образован? Какие функции выполняет хитиновый покров ракообразных и паукообразных?»

Отметить, что вследствие чередования кусочков твердого и полосок мягкого хитина тело и ноги жука кажутся покрытыми насечками. Поэтому насекомых и называют насекомыми, как бы «насеченными».

Задание на дом: § 15. Творческие работы «Класс насекомые»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока: "Класс Насекомые"

Данный урок является вводным в теме насекомые. Ребята уже изучили классы ракообразных и паукообразных. Перед уроком ребятам предлагается выполнить опережающее задание, придумать загадки о жуках,...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

открытый урок класс насекомые

открытый урок по теме класс насекомые. обобщение...

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...

урок Класс Насекомые

конспект урока...

Биология 7 класс. Тема урока: "Класс Насекомые Общая характеристика, особенности строения"

Биология 7 класс Тема урока "Класс Насекомые.Общая характеристика, особенности строения" Методическая разработка урока....

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....