урок Класс Насекомые
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Белянина Елена Васильевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок зоологии Класс Насекомые31.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАСС НАСЕКОМЫЕ. ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ НАСЕКОМЫХ НА ПРИМЕРАХ НАСЕКОМЫХ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ.

ЦЕЛИ:

Образовательные: дать представление о среде обитания и особенностях внешнего строения насекомых в сравнении с ракообразными и паукообразными.

Развивающие:  совершенствовать умение работать в парах с натуральными объектами и коллекциями.

Воспитательные:  показать взаимосвязь внешнего строения насекомого с  окружающей средой.

Оборудование: фиксированные майские, колорадские жуки, жужелицы. Таблицы и рисунки ротовых аппаратов насекомых, Конечностей насекомых. Картины «Охраняемые насекомые РФ», инструкции к лабораторной работе., лупы, геохронологическая таблица. Таблица «Внешнее строение речного рака» «Внешнее строение паука-крестовика»

Ход урока.

  1. Актуализация знаний по теме «Внешнее строение паукообразных и ракообразных членистоногих»

 - На какие отделы  разделяют тело пауков? Ракообразных?

 - Сколько конечностей у ракообразных? у паукообразных?

 - Сколько усиков?

 - От чего зависит строение ротового аппарата? Как питаются паукообразные? Как питаются ракообразные?

 - Есть ли у изученных членистоногих крылья?

2. Изучение нового

1 этап. Многообразие, местообитания и образ жизни насекомых.

Цель учителя: сформировать представление о местах обитания и  многообразии насекомых.

Цель учащихся: Сколько на Земле насекомых? Где они обитают?         Предполагают, что насекомых 10 в 18 степени на Земле.  Больше, чем звёзд  в Галактике! Только бактерии и прочие одноклеточные существа столь же многочисленны. Описано немногим более одного миллиона видов насекомых! Каждый год в основном в тропиках открывают тысячи новых их видов. Некоторые исследователи полагают, что насекомых на Земле может быть до 5 миллионов видов!!! Больше всего жуков – 250 000 видов, бабочек – 140 000 видов, перепончатокрылых – 90 000 видов, двукрылых  - 100 000 видов, а птиц только 8663 вида!!!!

        Насекомые населяют все широты: от Заполярья до знойных тропиков. Проще сказать , что они всюду!!! Даже в морях, на снегу, в разлитой нефти!

         Появились насекомые в девоне – 350 млн лет назад, крылатые в карбоне – 280 – 350 млн лет назад!

2 этап. Особенности внешнего строения насекомых в связи со средой обитания.

Цель: выявить особенности внешнего строения насекомого.

задания.  

  1. Определите, из каких отделов состоит тело насекомого. Рассмотрите  голову насекомого, сколько усиков? Сколько глаз? Какие они? Определите по таблицам и рисункам тип ротового аппарата.
  2. Рассмотрите грудь насекомого. Из скольких сегментов состоит ? Определите количество ног, их расположение. Рассмотрите строение ноги. Найдите тазик, бёдро, голень,  лапку с коготками. Сделайте в тетрадях  рисунок задней конечности насекомого.
  3. На спинной стороне найдите на спинной стороне крылья. Сколько их? Какие они? Чем отличаются пары крыльев?
  4. Рассмотрите брюшко насекомого. Подсчитайте количество сегментов. Есть ли конечности на брюшке? С помощью лупы найдите дыхательные отверстия – стигмы.
  5. Сделайте вывод, как в строении тела насекомого отражается приспособленность к  жизни в наземно – воздушной среде обитания?

Закрепление.

 - Рассмотрите ротовые аппараты чёрного таракана, кузнечика, бабочки, пчелы, клопа водяного скорпиона. Определите тип ротового аппарата у каждого из них. Вспомните, чем питаются эти насекомые? Как тип питания связан со строением ротового аппарата?

 - Познакомьтесь с разнообразием конечностей насекомых на примерах медведки, саранчи, жука плавунца, пчелы, богомола. Какие отделы конечности наиболее изменены и почему?

 - Рассмотрите крылья разных насекомых. Какое количество крыльев может быть у насекомых? К какому сегменту груди они прикрепляются?   - Почему жуков называют жесткокрылыми?

Обобщение по уроку.  В отличие от  кольчатых червей, членистоногие имеют гетерономную сегментацию,  наружный скелет, органы передвижения, сложные и простые глаза, хорошо развитые органы обоняния, осязания слуха. Всё это дало членистоногим огромные преимущества перед другими  животными.

Домашнее задание: ответить на вопросы параграфа

                сделать рисунок насекомого

               подготовить сообщение «Как дышат насекомые»

                                                          «Развитие насекомых с метаморфозом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока: "Класс Насекомые"

Данный урок является вводным в теме насекомые. Ребята уже изучили классы ракообразных и паукообразных. Перед уроком ребятам предлагается выполнить опережающее задание, придумать загадки о жуках,...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

открытый урок класс насекомые

открытый урок по теме класс насекомые. обобщение...

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...

Биология 7 класс. Тема урока: "Класс Насекомые Общая характеристика, особенности строения"

Биология 7 класс Тема урока "Класс Насекомые.Общая характеристика, особенности строения" Методическая разработка урока....

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...