урок Класс Насекомые
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КЛАСС НАСЕКОМЫЕ. ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ НАСЕКОМЫХ НА ПРИМЕРАХ НАСЕКОМЫХ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ.
ЦЕЛИ:
Образовательные: дать представление о среде обитания и особенностях внешнего строения насекомых в сравнении с ракообразными и паукообразными.
Развивающие: совершенствовать умение работать в парах с натуральными объектами и коллекциями.
Воспитательные: показать взаимосвязь внешнего строения насекомого с окружающей средой.
Оборудование: фиксированные майские, колорадские жуки, жужелицы. Таблицы и рисунки ротовых аппаратов насекомых, Конечностей насекомых. Картины «Охраняемые насекомые РФ», инструкции к лабораторной работе., лупы, геохронологическая таблица. Таблица «Внешнее строение речного рака» «Внешнее строение паука-крестовика»
Ход урока.
- Актуализация знаний по теме «Внешнее строение паукообразных и ракообразных членистоногих»
- На какие отделы разделяют тело пауков? Ракообразных?
- Сколько конечностей у ракообразных? у паукообразных?
- Сколько усиков?
- От чего зависит строение ротового аппарата? Как питаются паукообразные? Как питаются ракообразные?
- Есть ли у изученных членистоногих крылья?
2. Изучение нового
1 этап. Многообразие, местообитания и образ жизни насекомых.
Цель учителя: сформировать представление о местах обитания и многообразии насекомых.
Цель учащихся: Сколько на Земле насекомых? Где они обитают? Предполагают, что насекомых 10 в 18 степени на Земле. Больше, чем звёзд в Галактике! Только бактерии и прочие одноклеточные существа столь же многочисленны. Описано немногим более одного миллиона видов насекомых! Каждый год в основном в тропиках открывают тысячи новых их видов. Некоторые исследователи полагают, что насекомых на Земле может быть до 5 миллионов видов!!! Больше всего жуков – 250 000 видов, бабочек – 140 000 видов, перепончатокрылых – 90 000 видов, двукрылых - 100 000 видов, а птиц только 8663 вида!!!!
Насекомые населяют все широты: от Заполярья до знойных тропиков. Проще сказать , что они всюду!!! Даже в морях, на снегу, в разлитой нефти!
Появились насекомые в девоне – 350 млн лет назад, крылатые в карбоне – 280 – 350 млн лет назад!
2 этап. Особенности внешнего строения насекомых в связи со средой обитания.
Цель: выявить особенности внешнего строения насекомого.
задания.
- Определите, из каких отделов состоит тело насекомого. Рассмотрите голову насекомого, сколько усиков? Сколько глаз? Какие они? Определите по таблицам и рисункам тип ротового аппарата.
- Рассмотрите грудь насекомого. Из скольких сегментов состоит ? Определите количество ног, их расположение. Рассмотрите строение ноги. Найдите тазик, бёдро, голень, лапку с коготками. Сделайте в тетрадях рисунок задней конечности насекомого.
- На спинной стороне найдите на спинной стороне крылья. Сколько их? Какие они? Чем отличаются пары крыльев?
- Рассмотрите брюшко насекомого. Подсчитайте количество сегментов. Есть ли конечности на брюшке? С помощью лупы найдите дыхательные отверстия – стигмы.
- Сделайте вывод, как в строении тела насекомого отражается приспособленность к жизни в наземно – воздушной среде обитания?
Закрепление.
- Рассмотрите ротовые аппараты чёрного таракана, кузнечика, бабочки, пчелы, клопа водяного скорпиона. Определите тип ротового аппарата у каждого из них. Вспомните, чем питаются эти насекомые? Как тип питания связан со строением ротового аппарата?
- Познакомьтесь с разнообразием конечностей насекомых на примерах медведки, саранчи, жука плавунца, пчелы, богомола. Какие отделы конечности наиболее изменены и почему?
- Рассмотрите крылья разных насекомых. Какое количество крыльев может быть у насекомых? К какому сегменту груди они прикрепляются? - Почему жуков называют жесткокрылыми?
Обобщение по уроку. В отличие от кольчатых червей, членистоногие имеют гетерономную сегментацию, наружный скелет, органы передвижения, сложные и простые глаза, хорошо развитые органы обоняния, осязания слуха. Всё это дало членистоногим огромные преимущества перед другими животными.
Домашнее задание: ответить на вопросы параграфа
сделать рисунок насекомого
подготовить сообщение «Как дышат насекомые»
«Развитие насекомых с метаморфозом»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока: "Класс Насекомые"
Данный урок является вводным в теме насекомые. Ребята уже изучили классы ракообразных и паукообразных. Перед уроком ребятам предлагается выполнить опережающее задание, придумать загадки о жуках,...
Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"
В конспекте дается представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство с представителями этого класса; распознавание их и отличие...
открытый урок класс насекомые
открытый урок по теме класс насекомые. обобщение...
Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...
Биология 7 класс. Тема урока: "Класс Насекомые Общая характеристика, особенности строения"
Биология 7 класс Тема урока "Класс Насекомые.Общая характеристика, особенности строения" Методическая разработка урока....
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....
Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"
Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...