Обобщение личного опыта
статья по биологии на тему

В данной статье , представленно описание личного педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_2017.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление обобщенного   педагогического опыта учителя биологии МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Бароновой Марины Александровны

 В данной школе работаю с 1993 года педагогом-организатором и с 2012 года учителем биологии после окончания МГПИ им. М.Е. Евсевьева по специальности «Биология с дополнительной специальностью химия». Стаж  педагогической работы 23 лет. Общий трудовой стаж 25 года.

Педагогическая проблема над которой работаю  в течение последних  лет – «Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно-ориентированного подхода».

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, её самобытность, самоценность, где субъективный опыт сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Целью личностно-ориентированного подхода к обучению является создание условий для самопознания, самореализации личностных качеств. Осуществляется помощь в самоопределении ребёнка.

В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной.

В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения новых образовательных технологий на уроках.

Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, связанными с переходом на ФГОС ООО.      

Главным принципом личностно-ориентированного подхода к обучению является актуализация субъектного опыта учащихся, связанная с мыслительной деятельностью, т.е. действия педагога, направленные на стимулирование желания ребенка использовать в той или иной учебной ситуации ранее приобретенные знания. Эти действия должны осуществляться для того, чтобы решить следующие задачи:

- способствовать осознанному восприятию учащимися учебного материала;

-содействовать установлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельность;

 -обеспечить включенность в процесс познания механизмов самодеятельности ученика.

В ходе такого подхода к обучению активно экспериментируются разные формы и методы: развитие критического мышления, метод проектов, игровые, технологии сотрудничества и т.д. Позиция ребенка при личностно- ориентированном подходе: активно-инициативная. 

Условия возникновения опыта

Возникновение и становление опыта проходило в муниципальном образовательном учреждении «Атемарская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия    Школа имеет высокий рейтинг среди других образовательных учреждений района. Одной из главных традиций школы является постоянное внимание к становлению личности школьника. В данном образовательном учреждении создаются все условия для развития творческого потенциала учащихся.

Школа, в которой работает автор опыта  учителем биологии в течение 6 лет, оснащена оборудованием и компьютерной техникой. Учебный кабинет, в котором преподаёт учитель, тоже оснащён современным компьютерным оборудованием: имеется автоматизированное рабочее место учителя, ноутбук, мультимедийный проектор, принтер, сканер, создана медиотека. 

В школе обучаются дети, проживающие не только в данном селе, но и из других близлежащих сёл района. Контингент обучающихся неоднороден по своему составу. Это дети из разных социальных слоев и групп (рабочий класс, интеллигенция, предприниматели, а также частично из неработающих и неблагополучных семей). Соответственно, уровень успеваемости в классах также неодинаковый: есть ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету.

Представленный опыт работы формировался в условиях основной общеобразовательной школы в течение трех лет. Началом работы по теме опыта стало проведение в 2012 году первичной диагностики отношения  учащихся к учебно-познавательной деятельности по биологии. 

 Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. При этом структура обучения следующая: - создание проблемной ситуации и постановка проблемы; - выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких; - опытная проверка принятых гипотез ; - обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и практике. Мне видится решение проблемы в использовании соответствующих технологий, методов обучения. И это не мое открытие, а доказанный научный факт. В частности в средней и старшей школе на уроках по предметам естественнонаучного цикла потребность и умение учиться формируются при использовании технологии проблемного обучения.

Теоретическая база опыта.

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске решения сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явлений, закон.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания, овладевает навыками, способами действия. Проблемное обучение – не абсолютно новое явление в педагогике, в прошлом с ним связаны известные имена – Сократ, Руссо, Дистервег, Ушинский и др. Основоположником проблемного обучения является американский философ, педагог Джон Дьюи.

Проблемные ситуации могут создаваться различными методическими приемами:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассматривать явление с различных позиций (например, командира, юриста, эколога);

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

- ставит проблемные задачи (например; с избыточными или недостаточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченными временем решения, на преодоление «психологической инерции) и др.).

В проблемном обучении выделяют 4 типа уроков: проблемное изложение, эвристическая беседа, частично – поисковый и исследовательский. Основным отличием их от традиционных является:

а) обязательное наличие проблемной ситуации;

б) максимальная для данного типа урока степень самостоятельности учащихся;

в) заинтересованность учащихся в поставленной проблеме.

Основные функции проблемного обучения

Исходя из задачи общеобразовательной школы и на основе выводов их сравнения традиционного типа обучения с проблемным можно сформировать основные функции проблемного обучения. Их можно разделить на общее и специальное. Можно указать следующие общие функции проблемного обучения:

усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; развитие интеллекта учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей; формирование диалектического мышления школьников; формирование всесторонне развитой личности.

Кроме этого, проблемное обучение имеет следующие функции:

воспитание навыков творческого усвоения знаний, воспитание навыков творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы, формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности),

формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Таким образом, проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и особый тип мышления, глубину убеждений, творческое применение знаний в жизни.

На формирование опыта работы большое влияние оказали курсы повышения квалификации.

Технология опыта

3 основных этапа: 
1. Подготовительный

В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Учащиеся делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимо дидактического материала и т. д.

2. Собственно урок

Выделяется три основных этапа урока.

Первый этап. Ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока я учитываю отношение учащихся к оригинальной форме урока, уровень их подготовленности, их возрастные и психологические особенности. 
Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных "нестандартных" формах организации их мыслительной активности. 
Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а "растворяется" в каждом из предшествующих этапов.

Анализ 
При анализе данных уроков целесообразно оценить как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока не только при общении учителя с учащимися, но и учащихся между собой. Очевидно, что рассмотренные частности – это только ориентиры, наметки для педагогического творчества. Но они устанавливают некоторые "точки опоры".

Проблемное обучение на уроках биологии я провожу через решение задач. 
• Что такое задача? Это возникшая в естественных условиях или искусственно сформированная ситуация, в которой требуется получить определенный полезный результат. 
• Чем отличается контрольный вопрос от задачи? Часто вопрос требует простого воспроизведения какой-то порции известной информации: откройте учебник, прочитайте соответствующий раздел, запомните – ответ готов. 
При решении задачи необходимо: 
– умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 
– четкое знание терминов; 
– правильное решение задачи (полезный результат). 
Прежде чем предложить решить учащимся задачу, следует повторить пройденный материал главы, темы или курса. На каждом уроке ученик имеет возможность получить оценку, а класс – полезную информацию. Все это повышает интерес учащихся к предмету, помогает им получать информацию из дополнительных источников, составлять задачи, интересные вопросы для уроков и внеклассных мероприятий. И, конечно, постоянно звучит вопрос “Почему?” Ученики не только излагают материал, но и отвечают на этот вопрос, начинают верить в себя. Ученик может больше, чем думает об этом сам. 
Таким образом, в ходе решения задач можно определить, умеет ли учащийся использовать свои знания и насколько успешно он это делает. Опираясь на них, решать многочисленные задачи, которые ставит перед нами жизнь. Но самое главное - это не просто правильно решить задачу, а понять путь к ее решению. Задача – это тренажер мыслительной деятельности. Самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа.

Анализ результативность опыта.

Использование данных педагогических технологий позволило мне  повысить уровень познавательных способностей обучающихся в сфере учебной и  внеклассной деятельности.

За период использования данных технологий на уроке и во внеурочное время наблюдается повышение интереса обучающихся к предмету «Биология», высокий уровень мотивации к учебной и внеучебной деятельности.

           Наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся:

-рост «качества знаний» при 100 %-ной успеваемости

Выпускники поступают и успешно обучаются  в медицинских колледжах и в высших учебных заведениях, где одним из профилирующих предметов является биология.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью использования различных форм, приемов и методов обучения, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества в учебном процессе. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Трудоемкость опыта

Для того, чтобы организовать образовательный процесс на основе развития проблемного обучения, необходимо иметь в наличии достаточное количество учебного времени. Например, в курсе биологии за 6 класс отведен только 1 час в неделю. За такое время трудно организовать на уроках ситуации поиска информации и при этом успеть рассмотреть весь учебный материал, запланированный на занятии по программе. Также мало часов отводится биологии в 7 классе.

Адресность опыта

Опыт работы обобщен и представлен в МОУ «Атемарская СОШ», на сайте МОУ «Атемарская СОШ».

В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые уроки, предметные недели, выступаю на семинарах ШМО и ММО.

Каждый творчески работающий учитель понимает, что не существует универсальных образовательных ресурсов, и лучше, чем «свое», созданное самостоятельно под свой стиль работы, ему не найти.

- А еще лучше – созданное не просто одним учителем, а в сотворчестве с учащимися и коллегами, ведь процесс учения и познания наиболее плодотворен именно через продуктивную деятельность.

- Все авторские учебно-методические, аналитические, и информационные материалы и являются основой формирования единой информационной образовательной среды.

- И самое главное, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требования, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение личного опыта деятельности в процессе подготовки и проведения учебной практики по профессии «Машинист крана (крановщик)»

Главным условием эффективности учебной практики является высокий уровень квалификации мастера, который оптимизирует познавательную  активность обучающихся и поддержит её в течение всего периода о...

Конспект урока.8 класс.Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения.

ЦЕЛЬ: 1. Дать понятие о каждом из  типов предложений, указанных в теме;    о способах выражения главного члена в форме сказуемого;2. Научить отличать неопределенно-личные от о...

«Профессиональная компетентность концертмейстера хореографического коллектива: обобщение личного опыта с позиций современной педагогической науки»

Цель данной методической разработки – выявить основы педагогической компетентности концертмейстера хореографического коллектива....

Карточки неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения 8 класс

Задание направлено на выработку умения различать неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения....

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...