Рабочая программа по биологии для класса Программа В.В. Пасечника. 2014 г
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для класса Программа В.В. Пасечника. 2014 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl._rabochaya_programma.docx | 51.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей города Троицка»
Рассмотрено Руководитель кафедры учителей ______________________ ________/_____________ / Протокол №_______ от «___» __________20__ г | Согласовано Заместитель директора по НМР _________/Т.В. Акимова/ «___» ___________20__ г | Утверждаю Директор школы __________/Н.П. Кучер/ Приказ №______ от «___» ___________20__ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО Биологии
для 6 классов
учителя биологии Кольченко Е.А.
на 2014/2015учебный год
Составитель программы
Кольченко Е.А. ФИО,
учитель 1 квалификационной категории
2014 г.
Пояснительная записка
Основная цель: способствовать формированию у учащихся современной естественно-научной картины мира, познавательной, нравственной и эстетической культуры. Поведения, направленного на сохранение окружающей среды, собственного здоровья. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности растительных организмов, их индивидуальном и историческом развитии. Содержание предмета способствует развитию личностной, интеллектуальной и эмоционально –волевой сфер учащегося, способствует развитию любознательности и интереса к предмету, а также формирование ключевых компетентностей: учебно-познавательными, информационно - коммуникативными, ценностно-смысловыми.Основные задачи курса:
- формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
- формирование учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных качеств личности. умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал,
- формирование учебных действий, обеспечивающих развитие коммуникативных качеств личности умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог
- Освоение знаний о многообразии растительных организмов, о строении, размножении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, о взаимосвязи строения и функции органов и систем, и средообразующей роли растений
- Формирование умений: проводить наблюдение, описывать их результаты, формулировать выводы, умения ставить вопросы, описывать понятия, сравнивать, развиваются навыки работы с различными источниками информации, и умению работать с информацией. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы
- Развитие мотивации, активности, индивидуальных, творческих способностей, развитие интеллектуальной сферы.
- Воспитание положительного отношения к природе,
- Развитие знаний о практическом значении биологии, как научной основе отраслей хозяйственной и научной деятельности современного человека
- . Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде и в повседневной жизни и на уроке
Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа по курсу «Биология 6 класс» разработана на основе авторской программы В.В. Пасечника. В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Принципы отбора содержания связаны с, логикой внутри предметных связей, а также возрастными особенностями учащихся. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практики. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, демонстрации. как составная часть комбинированного урока, оцениваемая по усмотрению учителя. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Место учебного курса в учебном плане
Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии 6 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г, Швецов. Москва. Дрофа. 2013 Рассчитана на 34 ч. в год (1 ч. в неделю) разработана в соответствии с тематическим планированием ФГОС. Биология 5-9 классы из серии «Стандарты второго поколения». Руководители проекта А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков. Москва. Просвещение 2011.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
В качестве ценностных ориентиров курса «Биология» выступают объекты, изучаемые в данном курсе, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. Ведущую роль играют познавательные ценности - научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, ценности биологических методов исследования живой природы, понимание необходимости соблюдать правила здорового образа жизни, понимание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы, так как данный учебный предмет входит в группу предметов естественно – научного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, в основе которых лежит процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют правильному использованию биологической терминологии и символики, развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование таких нравственных ценностей, как: пониманию ценности жизни, неповторимости живых существ, эстетических ценностей: восприятие красоты природы, формирование эстетического отношения к объектам живой природы. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Содержание программы
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (13 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений (9 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу. Вегетативное размножение комнатных растений.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Определение всхожести семян растений и их посев.
Раздел 3. Классификация растений (5 часов).
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
В рабочую программу внесены изменения по сравнению с авторской программой. Эти изменения связаны с оптимизации учебного процесса. Они учитывают особенности когнитивной сферы учащихся 6 – го класса и направлены на повторение и закрепление пройденного материала в конце учебного года. Один час из разделов: Строение и многообразие покрытосеменных растений ,. Жизнь растений, Классификация растений перенесен на конец года и перераспределён на повторение Резервное время направленно на повторение и закрепление материала.
Примерное тематическое планирование
6 класс Биология. Многообразие покрытосеменных растений. (34 часа, 1 час в неделю)
Тематическое планирование
№ Урока п/п | Сроки прохождения. | № урока | Часть, тема урока | Учебные материалы | Планируемые результаты | Вид контроля | ||||||
учебник | ТПО | Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||||
РАЗДЕЛ 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (13 часов) | ||||||||||||
1 | 01. О9 - 06. 09 | 1 | Строение семян Лабораторная работа 1 Изучение строения семян двудольных и однодольных растений | §1 | 1-5,7 | Знать понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле», «семяножка», | —понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; —понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа | ||||
2 | 08. 09 - 12. 09 | 2 | Виды корней. Типы корневых систем Лабораторная работа2 Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы | §2 | 8-11 | Стержневая и мочковатая корневые системы. Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем. Функции корня. | — развивать умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. | Анализируют, определять существенные признаки объекта; | ||||
3 | 15. 09 - 19. 09 | 3 | Зоны корня Лабораторная работа 3 Корневой чехлик и корневые волоски | §3 | 12-14 | Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня. Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня | Развивать научное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира | Планировать свою деятельность, определять цели своего обучения | ||||
4 | 22. 09 - 26. 09 | 4 | Условия произрастания и видоизменения корней Стартовая работа | §4 | 15-16 | Приспособления корней к условиям существования. Видоизменения корней. Определять понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». | —понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; —признание учащимися прав каждого на собственное мнение; | Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней | Проверочная работа | |||
5 | 29. 09 - 03. 10 | 5 | Побег и Почки Лабораторная работа 4 Строение почек. Расположение почек на стебле | §5 | 17-22 | Знать строение побега и почек. Определять понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Рост и развитие побега. | воспитание в учащихся любви к природе, и эстетических чувств от общения с растениями; | Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега анализировать и сравнивать изучаемые объекты осуществлять описание изучаемого объекта; | ||||
6 | 06. 10 - 10. 10 | 6 | Внешнее строение листа. Лабораторная работа 5 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение | §6 | 23-26 | Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев. Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». | воспитание в учащихся любви к природе, и эстетических чувств от общения с растениями; | Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев Овладевать умениями проводить наблюдение и оформлять результаты лабораторной работы в соответствии с инструкцией, | ||||
7 | 13. 10 - 17. 10 | 7 | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев Лабораторная работа 6 Строение кожицы листа | §7-8 | 28-32 | Знать клеточное строение определять понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». | Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | Выполнять лабораторные работы и обсуждают их результаты осуществлять описание изучаемого объекта | ||||
8 | 20. 10 - 25. 10 | 8 | Строение стебля. Лабораторная работа 7 Внутреннее строение ветки дерева | §9 | 33-37 | Знать строение стебля, определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». | Развивать научное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира | Развитие навыков работы с текстом, поиск и выделение необходимой информации осуществлять описание изучаемого объекта | ||||
9 | 3.11- 7.11 | 99 | Видоизменение побегов Лабораторная работа 8 Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица) | §10 | 38-40 | Определять и различать понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». |
—осознание значения обучения для повседневной жизни | Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты осуществлять описание изучаемого объекта | ||||
10 | 10. 11 - 14. 11 | 10 | Цветок и его строение Лабораторная работа 9 Изучение строения цветка | §11 | 41-46 | Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». | Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира | Овладевать начальными умениями наблюдение и оформлять результаты лабораторной работы в соответствии с инструкцией, | ||||
11 | 17. 11 - 21. 11 | 11 | Соцветия Лабораторная работа 10 Ознакомление с различными видами соцветий | §12 | 47-49 | Знать различные виды соцветий | Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира | Проводить и оформлять результаты лабораторной работы. | ||||
12 | 24. 11 - 28. 11 | 12 | Плоды. Распространение плодов и семян Лабораторная работа 11 Ознакомление с сухими и сочными плодами (Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения) | §13-14 | 50-52 | Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы . Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» | Развивать научное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира | Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы Работают с текстом учебника Наблюдают, сравнивают | ||||
13 | 01. 12 - 05. 12 | 13 | Обобщение и закрепление знаний по теме. | 54 | различать и описывать органы цветковых растений; —объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; | —умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; —понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | Умение обобщать, систематизировать полученные знания | Проверочная работа | ||||
РАЗДЕЛ 2. Жизнь растений (9 часов) | ||||||||||||
14 | 08. 12 - 12. 12 | 1 | Минеральное питание растений | §15 | 55-64 | Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды | понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией | Выделяют существенные признаки физиологических процессов Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе | ||||
15 | 15. 12 - 19. 12 | 2 | Фотосинтез | §16 | 65-68 | Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека | —понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; | Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | ||||
16 | 22. 12- 26. 12 | 3 | Дыхание растений | §17 | 69-72 | Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | Развивать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира; | Работать с текстом и иллюстрациями учебника, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, другими источниками информации. | ||||
17 | 12 .01 - 17. 01 | 4 | Испарение воды растениями. Листопад | §18 | 75-83 | Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений | —воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями; | Работа с разными видами информации | ||||
18 | 19. 01 - 23 .01 | 5 | Передвижение воды и питательных веществ в растении | §19 | 84-87 | Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений | — развивать умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения | Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | ||||
19 | 26. 01 - 30. 01 | 6 | Прорастание семян Лабораторная работа 12 Определение всхожести семян растений | §20 | 89-91,93 | Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ | понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией развивать способности к саморазвитию и самообразованию, уметь реализовывать теоретические познания на практике | Проводить и оформлять результаты лабораторной работы, безопасно использовать лабораторное оборудование. | ||||
20 | 02. 02 - 06. 02 | 7 | Способы размножения растений Размножение споровых растений | §22-22 | 94-102 | Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений | понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией —понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | Работать с текстом и иллюстрациями учебника, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, другими источниками информации. | ||||
21 | 16. 02 - 21. 02 | 8 | Размножение семенных растений | §23-24 | 104-112 | Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. | умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. | анализировать и сравнивать изучаемые объекты; | ||||
22 | 23. 02 - 27. 02 | 9 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | §25 | 113-115, стр. 52-54 | Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком | уметь реализовывать теоретические познания на практике | умениями проводить и оформлять результаты лабораторной работы в соответствии с инструкцией, безопасно использовать лабораторное оборудование. | ||||
Раздел 3. Классификация растений (5 часов) | 23. 02 - 27. 02 | |||||||||||
23 | 2.03 - 6.03 | 1 | Систематика растений | §26 | 118-120 | Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений | Развивать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира; | осуществлять классификацию.
| ||||
24 | 09. 03 -13. 03 | 2 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные Важнейшие сельскохозяйственные растения | §27, 30 | 121-123 | Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками | Развитию понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; основ экологической культуры испытывать любовь к природе, понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией | Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач —выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; | ||||
25 | 23.03 - 27.03 | 3 | Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство Сложноцветные Важнейшие сельскохозяйственные растения | §28,30 | 124-126 | Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Определяют растения по карточкам выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам | Развитию понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; основ экологической культуры испытывать любовь к природе, понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией | —выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; различать родовое и видовое понятия; осуществлять классификацию.
| ||||
26 | 30. 03 - 03. 04 | 4 | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные Важнейшие сельскохозяйственные растения | §29,30 | 127-131 | Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам | Развитию понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; основ экологической культуры испытывать любовь к природе, понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией | —выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; осуществлять классификацию.
различать родовое и видовое понятия; | ||||
27 | 06. 04 - 10. 04 | 6 | Повторение и обобщение изученного материала по теме «Классификация растений» | Стр 66-70 | Умение; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения, обобщать | —умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; | различать объём и содержание понятий—различать родовое и видовое понятия; —определять аспект классификации; —осуществлять классификацию. | Проверочная работа | ||||
РАЗДЕЛ 4. Природные сообщества (3 часа) | ||||||||||||
28 | 13. 04 - 17. 04 | 1 | Растительные сообщества. | §31 | Стр.136-139 | Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе | —понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; —понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; —знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе; | организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). | ||||
29 | 20. 04. - 24. 04 | 2 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. | §32 | 140 | Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». | —понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; —понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; | организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). | ||||
30 | 27. 04. - 01. 05 | 3 | Природное сообщество и человек. | §31-33 | Стр. 74-79 | Определяют понятия «растительное сообщество», делают выводы | —понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; —знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе; | Устанавливают причинно-следственные связи между | ||||
31 | 04. 05- 08. 05 | Строение и многообразие покрытосеменных растений. | Органы и системы органов покрытосеменных растений. Объясняют роль органов и систем органов в жизни растений. Видоизменение органов жизни растений Растение – целостный организм | —воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями | Работа с текстом и иллюстрациями учебника. | |||||||
32 | 11. 05-15. 05 | Жизнь растений | Основные процессы жизнедеятельности растительного организма объясняют роль процессов жизнедеятельности в жизни растений | Понимание уникальности проявления жизненных процессов | Выделяют существенные признаки физиологических процессов Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе | |||||||
33 | 18.05 - 22.05 | Классификация растений | Определяют основные таксономические единицы Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». | —воспитание в учащихся любви к природе, и эстетических чувств | Классифицируют, сравнивают, строят высказывание | |||||||
34 | 25. 05-29. 05 | Значение растений, а природе и жизни человека | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения | понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; | Умение обобщать, систематизировать полученные знания |
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Обеспеченность. | |
1 | Микроскопы | 9 шт. |
2 | Гербарий «основные группы растений» | 1 к |
4 | Живые растения | 1 экз. |
5 | Микропрепараты различных растительных тканей | 1 экз. |
6 | Лупы | 1 экз. |
7 | Биология. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений 6кл И. А. Акперова, Н. Б. Сысолятина, Н. И. Сонин | 1 экз. |
8 | Дидактические карточки-задания. Растения. Бактерии. Грибы.Лишайники.6-7 класс Н.А. Пугал. | 1 экз. |
9 | Занимательная ботаника. С. Лаврова. | 1 экз. |
10 | Прогулки по лесу. С. Махотин | 1 экз. |
11 | Поурочные разработки по биологии Бактерии. Грибы. Растения 6 классc к учебнику Пасечник В.В. А.А. Калинина. | 1 экз. |
12 | Беседы о русском лесе. Д. Кайгородов. | 1 экз. |
13 | Атлас. Биология. Бактерии. Грибы, Лишайники. Растения И.В. Черепанова | 1 экз. |
14 | Биология. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы. | 1 экз. |
15 | Компьютер мультимедийный с интерактивной доской | 1экз. |
16 | Мультимедиа проектор, проекционный экран | 1экз. |
17 | Классная доска с набором магнитов | 1экз. |
18 | Компьютерные презентации | |
19 | Видеофильмы, соответствующие тематике программы | |
20 | Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения. | 1 к |
21 | Н.А.Богданова. Биология. Итоговая аттестация 5 класс. | 1 экз. |
22 | Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения. В.В. Пасечника | 1 экз. |
23 | Контрольные работы к учебнику «Биология» 5 класс. А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина. | 1 экз. |
24. | С.Н. Ловягин. А.А. Вахрушев. Задачник- практикум к учебнику «Биология» 5 класс. | 1 экз. |
25. | Учебник В.В. Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2013г. | 1 к. |
26. | Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2013г. |
Практическая работа 1.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Лабораторная работа 1
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними
Лабораторная работа № 2
Лабораторная работа № 2
Рассматривание клеток растения с помощью лупы
Лабораторная работа № 3 Строение клеток кожицы чешуи лука
Лабораторная работа № 4
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид
Лабораторная работа № 5
Строение плодовых тел шляпочных грибов
Лабораторная работа № 6
Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей
Лабораторная работа № 7
Строение зеленых водорослей
Лабораторная работа № 8
Строение мха
Лабораторная работа № 10
Строение хвоща и папоротника
Лабораторная работа № 9
Строение хвои
Лабораторная работа 1
Изучение строения семян двудольных и однодольных растений
Лабораторная работа2
Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы
Лабораторная работа 3
Корневой чехлик и корневые волоски
Лабораторная работа4
Строение почек. Расположение почек на стебле
Лабораторная работа5
Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение
Лабораторные работы 6
Строение кожицы листа.
Лабораторная работа 7
Внутреннее строение ветки дерева
Лабораторная работа 8
Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)
Лабораторная работа 9
Изучение строения цветка
Лабораторная работа 10
Ознакомление с различными видами соцветий
Лабораторная работа 11
Ознакомление с сухими и сочными плодами
Лабораторная работа 12
Определение всхожести семян растений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутая рабочая программа по биологии по программе Пасечника В.В. (6-9 классы )
Программа составлена в соответствии с положением о рабочей программе школы с учётом рекомендаций ИМП 2012-2013 г. о преподовании биологии....
рабочая программа по биологии 9 класс к программе Пасечника В.В.
Рабочая программа для 9-х классов МБОУ «ООШ №31» составлена на основе программы основного общего образования по биологии 6 - 9 класс. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова 2010 г...
Рабочая программа по биологии 6 класс В.В. Пасечник 1 ч
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования и учебной программы по биологии авторов В.В. Пасечника, В....
Рабочая программа по биологии для 7 класса. Линия Пасечника В.В.
Рабочая программа по биологии для учащихся класса, линия учебников Пасечника В.В....
Рабочая программа по биологии по программе В.В.Пасечника ФГОС
Пояснительная записка, тематическое планирование и КИМы по 5 классу ФГОС...
Рабочая программа по биологии 6 класс по программе Пасечника В.В.
Рабочая программа по биологии 6 класс по программе Пасечника В.В. включает технологическую карту, пояснительную записку,общую характеристику учебного пркдмета....
Рабочая программа по биологии 7 класс по программе Пасечника В.В.
Рабочая программа по биологии 7 класс по программе Пасечника В.В. содержит технологическую карту, пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета....