Рабочая программа по биологии для класса Программа В.В. Пасечника. 2014 г
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Рабочая программа по биологии для  класса Программа В.В. Пасечника. 2014 г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl._rabochaya_programma.docx51.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей города Троицка»

Рассмотрено

Руководитель

кафедры учителей

______________________

________/_____________ /

Протокол №_______

от «___» __________20__ г

Согласовано

Заместитель

директора по НМР

_________/Т.В. Акимова/

«___» ___________20__ г

Утверждаю

Директор школы

__________/Н.П. Кучер/

Приказ №______

от «___» ___________20__ г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО Биологии

для 6 классов

учителя биологии Кольченко Е.А.

на 2014/2015учебный год

                                                                                                Составитель программы

 Кольченко Е.А. ФИО,

учитель 1 квалификационной категории

2014 г. 

Пояснительная записка

Основная цель: способствовать формированию у учащихся современной естественно-научной картины мира, познавательной, нравственной и эстетической культуры. Поведения, направленного на сохранение окружающей среды, собственного здоровья. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности растительных организмов, их индивидуальном и историческом развитии.  Содержание предмета способствует развитию личностной, интеллектуальной и эмоционально –волевой сфер учащегося, способствует развитию любознательности и интереса к предмету, а также формирование ключевых компетентностей: учебно-познавательными, информационно - коммуникативными, ценностно-смысловыми.Основные задачи курса:

  1. формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
  2. формирование учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных качеств личности. умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал,
  3. формирование учебных действий, обеспечивающих развитие коммуникативных качеств личности умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог
  4. Освоение знаний о многообразии растительных организмов, о строении, размножении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, о взаимосвязи строения и функции органов и систем, и средообразующей роли растений
  5. Формирование умений: проводить наблюдение, описывать их результаты, формулировать выводы, умения ставить вопросы, описывать понятия, сравнивать, развиваются навыки работы с различными источниками информации, и умению работать с информацией. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы
  6. Развитие мотивации, активности, индивидуальных, творческих способностей, развитие интеллектуальной сферы.
  7. Воспитание положительного отношения к природе,
  8. Развитие знаний о практическом значении биологии, как научной основе отраслей хозяйственной и научной деятельности современного человека
  9. . Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде и в повседневной жизни и на уроке

         

Общая характеристика    учебного курса

Рабочая программа по курсу «Биология 6 класс» разработана на основе    авторской программы В.В. Пасечника.  В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Принципы отбора содержания связаны с, логикой внутри предметных связей, а также возрастными особенностями учащихся. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практики.  Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, демонстрации. как составная часть комбинированного урока, оцениваемая по усмотрению учителя. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Место учебного курса в учебном   плане

Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии 6 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г, Швецов. Москва. Дрофа. 2013 Рассчитана на 34 ч.  в год (1 ч.  в неделю) разработана в соответствии с тематическим планированием ФГОС. Биология 5-9 классы из серии «Стандарты второго поколения». Руководители проекта А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков. Москва. Просвещение 2011.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

В качестве ценностных ориентиров курса «Биология» выступают объекты, изучаемые в данном курсе, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. Ведущую роль играют познавательные ценности - научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, ценности биологических методов исследования живой природы, понимание необходимости соблюдать правила здорового образа жизни, понимание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы, так как данный учебный предмет входит в группу предметов естественно – научного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, в основе которых лежит процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют правильному использованию биологической терминологии и символики, развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование таких нравственных ценностей, как: пониманию ценности жизни, неповторимости живых существ, эстетических ценностей: восприятие красоты природы, формирование эстетического отношения к объектам живой природы. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

 

Планируемые результаты

Личностные

I Учащиеся научатся:

—Воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку; любви и уважения к Отечеству.

Метапредметные

I Учащиеся научатся

Метапредметные

I Учащиеся научатся

Развивать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, умение вести диалог с другими людьми.

—осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

Осваивать социальные нормы поведения,

осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; правила поведения в природе;

 Развитию понимания

 ценности здорового и безопасного образа жизни;

основ экологической культуры

испытывать любовь к природе, понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией

II Учащиеся  получат возможность:

развивать способности к саморазвитию и самообразованию, уметь реализовывать теоретические познания на практике

 Развивать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира;

Формировать коммуникативную компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; признавать право каждого на собственное мнение, уметь отстаивать свою точку зрения

— развивать умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

развивать способности к саморазвитию и самообразованию, уметь реализовывать теоретические познания на практике

 Развивать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира;

Определять цели своего обучения,

планировать пути достижения целей. 

   Классифицировать объекты

 Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира

Овладевать начальными умениями проводить эксперименты, наблюдение и оформлять результаты лабораторной работы в соответствии с инструкцией, безопасно использовать лабораторное оборудование.

—различать объём и содержание понятий;

—различать родовое и видовое понятия;

—определять аспект классификации;

—осуществлять классификацию.

—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;

—организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Использовать простые знаково-символические средства,

определять понятия, определять отношения объекта с другими объектами;

 

осуществлять описание изучаемого объекта

Работать с текстом и иллюстрациями учебника, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, другими источниками информации.

 II Учащиеся  получат возможность:

 развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в сотрудничестве с учителем,

Умение;

сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения, обобщать

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, анализировать и оценивать информацию, - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

—осуществлять классификацию понятий

сравнивать объекты и анализировать изучаемые объекты

Определять цели своего обучения,

планировать пути достижения целей. 

 Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира

Овладевать умениями проводить эксперименты, наблюдение оформлять результаты лабораторной работы в соответствии с инструкцией, , безопасно использовать лабораторное оборудование.

Использовать простые знаково-символические средства,

определять понятия, определять отношения объекта с другими объектами;

Использовать простые знаково-символические средства,

определять понятия,  определять отношения объекта с другими объектами;

 

осуществлять описание изучаемого объекта

Работать с текстом и иллюстрациями учебника, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, другими источниками информации.

Ставить вопросы; обращаться за помощью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Работать с текстом и иллюстрациями учебника, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, другими источниками информации.

II Учащиеся  получат возможность:

 развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в сотрудничестве с учителем,

Умение;

сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения, обобщать

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты, анализировать и оценивать информацию, - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

владеть таким видом изложения текста, как повествование, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

—осуществлять классификацию понятий

сравнивать объекты и анализировать изучаемые объекты

Содержание программы

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (13 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация 

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

Раздел 2. Жизнь растений (9 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу. Вегетативное размножение комнатных растений.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Определение всхожести семян растений и их посев.

Раздел 3. Классификация растений (5 часов).

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

В рабочую программу внесены изменения по сравнению с авторской программой. Эти изменения связаны с оптимизации учебного процесса. Они учитывают особенности когнитивной сферы учащихся 6 – го класса и направлены на повторение и закрепление пройденного материала в конце учебного года.  Один час из разделов: Строение и многообразие покрытосеменных растений ,. Жизнь растений, Классификация растений перенесен на конец года и перераспределён на повторение Резервное время направленно на повторение и закрепление материала.

Примерное тематическое планирование

6 класс Биология. Многообразие покрытосеменных растений. (34 часа, 1 час в неделю)

Тематическое планирование

Урока

п/п

Сроки прохождения.

урока

Часть, тема урока

Учебные материалы

Планируемые результаты

Вид контроля

учебник

ТПО

Предметные

Личностные

Метапредметные

РАЗДЕЛ 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (13 часов)

1

01.

О9

-

06.

09

1

Строение семян

Лабораторная работа 1

Изучение строения семян двудольных и однодольных растений

§1

1-5,7

 Знать понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле», «семяножка»,

—понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

—понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа

2

08.

09

-

12.

09

2

Виды корней. Типы корневых систем Лабораторная работа2

 Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы

§2

8-11

Стержневая и мочковатая корневые системы.

Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем. Функции корня.

— развивать умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Анализируют,

определять существенные признаки объекта;

3

15.

09

-

19.

09

3

Зоны корня

Лабораторная работа 3

Корневой чехлик и корневые волоски

§3

12-14

Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня. Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня

Развивать научное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира

Планировать свою деятельность, определять цели своего обучения

4

22.

09

-

26.

09

4

Условия произрастания и видоизменения корней

Стартовая работа

§4

15-16

Приспособления корней к условиям существования.

Видоизменения корней. Определять понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни».

—понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

—признание учащимися прав каждого на собственное мнение;

Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

Проверочная работа

5

29.

09

-

03.

10

5

Побег и Почки

Лабораторная работа 4

 Строение почек. Расположение почек на стебле

§5

17-22

 Знать строение побега и почек. Определять понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Рост и развитие побега.

воспитание в учащихся любви к природе, и эстетических чувств от общения с растениями;

Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега

анализировать и сравнивать изучаемые объекты

осуществлять описание изучаемого объекта;

6

06.

10

-

10.

10

6

Внешнее строение листа. Лабораторная работа 5

 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

§6

23-26

Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.

Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование».

воспитание в учащихся любви к природе, и эстетических чувств от общения с растениями;

Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев

Овладевать умениями проводить наблюдение и оформлять результаты лабораторной работы в соответствии с инструкцией,

7

13.

10

-

17.

10

7

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев

Лабораторная работа 6

Строение кожицы листа

§7-8

28-32

Знать клеточное строение определять понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев».

Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Выполнять лабораторные работы и обсуждают их результаты

осуществлять описание изучаемого объекта

8

20.

10

-

25.

10

8

Строение стебля.

Лабораторная работа 7

Внутреннее строение ветки дерева

§9

33-37

 Знать строение стебля, определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи».

Развивать научное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира

Развитие навыков работы с текстом, поиск и выделение необходимой информации

осуществлять описание изучаемого объекта

9

        3.11-

7.11

99

Видоизменение побегов

Лабораторная работа 8

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)

§10

38-40

Определять и различать понятия          «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица».

 

—осознание значения обучения для повседневной жизни

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

осуществлять описание изучаемого объекта

10

10.

11

-

14.

11

10

Цветок и его строение

Лабораторная работа 9

Изучение строения цветка

§11

41-46

Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения».

 Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира

Овладевать начальными умениями наблюдение и оформлять результаты лабораторной работы в соответствии с инструкцией,

11

17.

11

 -

21.

11

11

Соцветия

Лабораторная работа 10

Ознакомление с различными видами соцветий

§12

47-49

Знать различные виды соцветий

 Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира

Проводить и оформлять результаты лабораторной работы.

12

        24.

11

-

28.

11        

12

Плоды. Распространение плодов и семян

Лабораторная работа 11

Ознакомление с сухими и сочными плодами (Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения)

§13-14

50-52

Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы

. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»

Развивать научное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира

Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы

Работают с текстом учебника

Наблюдают, сравнивают

13

01.

12

-

05.

12

13

Обобщение и закрепление знаний по теме.

54

различать и описывать органы цветковых растений;

—объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

—умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

—понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Умение обобщать, систематизировать полученные знания

Проверочная работа

РАЗДЕЛ 2. Жизнь растений (9 часов)

14

08.

12

-

12.

12

1

Минеральное питание растений

§15

55-64

Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды

понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией

Выделяют существенные признаки физиологических процессов

Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе

15

15.

12

-

19.

12

2

Фотосинтез

§16

65-68

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека

—понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

16

22.

12-

26.

12

3

Дыхание растений

§17

69-72

Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Развивать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира;

Работать с текстом и иллюстрациями учебника, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, другими источниками информации.

17

12

.01

-

17.

01

4

Испарение воды растениями. Листопад

§18

75-83

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

—воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;

Работа с разными видами информации

18

19.

01

-

23

.01

5

Передвижение воды и питательных веществ в растении

§19

84-87

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений

— развивать умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения

Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

19

26.

01

-

30.

01

6

Прорастание семян

Лабораторная работа 12

 Определение всхожести семян растений

§20

89-91,93

Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией

развивать способности к саморазвитию и самообразованию, уметь реализовывать теоретические познания на практике

Проводить и оформлять результаты лабораторной работы, безопасно использовать лабораторное оборудование.

20

02.

02

-

06.

02

7

Способы размножения растений Размножение споровых растений

§22-22

94-102

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений

понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией

—понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Работать с текстом и иллюстрациями учебника, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, другими источниками информации.

21

16.

02

-

21.

02

8

Размножение семенных растений

§23-24

104-112

Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.

умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

22

23.

02

-

27.

02        

9

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

§25

113-115, стр. 52-54

Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой».         Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

уметь реализовывать теоретические познания на практике

умениями проводить и оформлять результаты лабораторной работы в соответствии с инструкцией, безопасно использовать лабораторное оборудование.

Раздел 3. Классификация растений (5 часов)

23.

02

-

27.

02

23

2.03

-

6.03

1

Систематика растений

§26

 118-120

Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

Развивать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира;

осуществлять классификацию.

 

24

09.

03

-13.

03

2

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

Важнейшие сельскохозяйственные растения

§27, 30

121-123

Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками

Развитию понимания

  ценности здорового и безопасного образа жизни;

основ экологической культуры

испытывать любовь к природе, понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией

Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

—выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

25

23.03

-

27.03

3

Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство Сложноцветные

Важнейшие сельскохозяйственные растения

§28,30

124-126

Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Определяют растения по карточкам выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам

Развитию понимания

  ценности здорового и безопасного образа жизни;

основ экологической культуры

испытывать любовь к природе, понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией

—выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

различать родовое и видовое понятия;

осуществлять классификацию.

 

26

30.

03

-

03.

04

4

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные

Важнейшие сельскохозяйственные растения

§29,30

127-131

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам

Развитию понимания

  ценности здорового и безопасного образа жизни;

основ экологической культуры

испытывать любовь к природе, понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией

—выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

осуществлять классификацию.

 

различать родовое и видовое понятия;

27

06.

04

-

10.

04

6

Повторение и обобщение изученного материала по теме «Классификация растений»

Стр 66-70

Умение;

сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения, обобщать

—умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

различать объём и содержание понятий—различать родовое и видовое понятия; —определять аспект классификации; —осуществлять классификацию.

Проверочная работа

РАЗДЕЛ 4. Природные сообщества (3 часа)

28

13.

04

-

17.

04

1

Растительные сообщества.

§31

Стр.136-139

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

—понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

—понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

—знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе;

организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

29

20.

04.

-

24.

04

2

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

§32

140

Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование».

—понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

—понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

30

27.

04.

-

01.

05

3

 Природное сообщество и человек.

§31-33

Стр. 74-79

Определяют понятия «растительное сообщество», делают выводы

—понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

—знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе;

Устанавливают причинно-следственные связи между

31

04.

05-

08.

05

Строение и многообразие покрытосеменных растений.

Органы и системы органов покрытосеменных растений. Объясняют роль органов и систем органов в жизни растений. Видоизменение органов жизни растений

Растение – целостный организм

—воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями

Работа с текстом и иллюстрациями учебника.

32

11.

05-15.

05

Жизнь растений

Основные процессы жизнедеятельности растительного организма объясняют роль процессов жизнедеятельности в жизни растений

Понимание уникальности проявления жизненных процессов

Выделяют существенные признаки физиологических процессов

Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе

33

18.05

-

22.05

Классификация растений

Определяют основные таксономические единицы

Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».

—воспитание в учащихся любви к природе, и эстетических чувств

Классифицируют, сравнивают, строят высказывание

34

25.

05-29.

05

Значение растений, а природе и жизни человека

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения

понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Умение обобщать, систематизировать полученные знания

Материально-техническое, учебно-методическое   и информационное  обеспечение   образовательного  процесса

п/п

Обеспеченность.

1

Микроскопы

 9 шт.

2

Гербарий «основные группы растений»

1 к

4

Живые растения

1 экз.

5

Микропрепараты различных растительных тканей

1 экз.

6

Лупы

1 экз.

7

Биология. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений 6кл И. А. Акперова,

Н. Б. Сысолятина, Н. И. Сонин

1 экз.

8

Дидактические карточки-задания. Растения. Бактерии. Грибы.Лишайники.6-7 класс Н.А. Пугал.

1 экз.

9

 Занимательная ботаника. С. Лаврова.

1 экз.

10

Прогулки по лесу. С. Махотин

1 экз.

11

Поурочные разработки по биологии Бактерии. Грибы. Растения 6 классc к учебнику Пасечник В.В. А.А. Калинина.

1 экз.

12

Беседы о русском лесе. Д. Кайгородов.

1 экз.

13

Атлас. Биология. Бактерии. Грибы, Лишайники. Растения И.В. Черепанова

1 экз.

14

Биология. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы.

1 экз.

15

Компьютер мультимедийный с интерактивной доской

1экз.

16

Мультимедиа   проектор, проекционный экран

1экз.

17

Классная доска   с набором магнитов

1экз.

18

Компьютерные презентации

19

Видеофильмы, соответствующие тематике программы

20

Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения.

1 к

21

Н.А.Богданова. Биология. Итоговая аттестация 5 класс.

1 экз.

22

Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения. В.В. Пасечника

1 экз.

23

Контрольные работы к учебнику «Биология» 5 класс. А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина.

1 экз.

24.

С.Н. Ловягин. А.А. Вахрушев. Задачник- практикум к учебнику «Биология» 5 класс.

1 экз.

25.

Учебник В.В. Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2013г.

1 к.

26.

Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2013г.

Практическая работа 1.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

 Лабораторная работа  1

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними

Лабораторная работа № 2

Лабораторная работа № 2

Рассматривание клеток растения с помощью лупы

Лабораторная работа № 3 Строение клеток кожицы чешуи лука

Лабораторная работа № 4

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид

Лабораторная работа   № 5

Строение плодовых тел шляпочных грибов

Лабораторная работа   № 6

Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей

Лабораторная работа   № 7

Строение зеленых водорослей

Лабораторная работа   № 8

Строение мха

Лабораторная работа   № 10

Строение хвоща и папоротника

Лабораторная работа № 9

Строение хвои

Лабораторная работа 1

Изучение строения семян двудольных и однодольных растений

Лабораторная работа2

 Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы

Лабораторная работа 3

Корневой чехлик и корневые волоски

Лабораторная работа4

 Строение почек. Расположение почек на стебле

Лабораторная работа5

 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

 

Лабораторные работы 6

Строение кожицы листа.

Лабораторная работа  7

Внутреннее строение ветки дерева

Лабораторная работа 8

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)

Лабораторная работа 9

Изучение строения цветка

Лабораторная работа  10

Ознакомление с различными видами соцветий

Лабораторная работа 11

Ознакомление с сухими и сочными плодами

Лабораторная работа 12

 Определение всхожести семян растений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутая рабочая программа по биологии по программе Пасечника В.В. (6-9 классы )

Программа составлена в соответствии  с положением о рабочей программе школы с учётом рекомендаций ИМП 2012-2013 г. о преподовании биологии....

рабочая программа по биологии 9 класс к программе Пасечника В.В.

Рабочая программа для 9-х классов МБОУ «ООШ №31» составлена на основе программы основного общего образования по биологии 6 - 9  класс. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова 2010 г...

Рабочая программа по биологии 6 класс В.В. Пасечник 1 ч

Рабочая программа составлена на основе  Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования и   учебной программы по биологии авторов В.В. Пасечника,  В....

Рабочая программа по биологии для 7 класса. Линия Пасечника В.В.

Рабочая программа по биологии для учащихся  класса, линия учебников Пасечника В.В....

Рабочая программа по биологии по программе В.В.Пасечника ФГОС

Пояснительная записка, тематическое планирование и КИМы по 5 классу ФГОС...

Рабочая программа по биологии 6 класс по программе Пасечника В.В.

Рабочая программа по биологии 6 класс по программе Пасечника В.В. включает технологическую карту, пояснительную записку,общую характеристику учебного пркдмета....

Рабочая программа по биологии 7 класс по программе Пасечника В.В.

Рабочая программа по биологии 7 класс по программе Пасечника В.В. содержит технологическую карту, пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета....