Рабочая программа и КТП 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. Однако, для более лучшего усвоения учебного материала, еще 1 час выделен за счет регионального компонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии 7-х класс
3 часа х 35 нед. = 105 часов
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. Однако, для более лучшего усвоения учебного материала, еще 1 час выделен за счет регионального компонента
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
В. Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов»7 класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 272с;
а также методических пособий для учителя:
- Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.:Дрофа, 2005-Обгг.;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. -138с;
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» - М.: Дрофа, 2006. - 256с;
2)Учебные издания серии «Темы школьного курса» авторов Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е. Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;
- Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с, 6 ил. - (Дидактические материалы).
- Огородова И.Б. Биология. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. 7 класс: к учебнику Захарова В.Б., Сонина ИМ. «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» / Огородова Н.Б., Сысолятин Н.Б., Сонина ИМ. - М.: Дрофа, 2006. - 46 с
- Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304с
- Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. -112с
- Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология.Животные. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;
для учащихся:
- В.Б.Захаров, НМ.Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс - М,: Дрофа, 2006.- 64с.
- Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.
- Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с.:ил.
- Секреты природы/ Пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432с
- Красная книга Волгоградской области. Т.1. Животные. - Волгоград: ООО «Издательство Волгоград», 2004.-172с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов»
- Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
- Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС
В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:
знать/понимать
- особенности жизни как формы существования материи;
- фундаментальные понятия биологии;
- о существовании эволюционной теории;
- основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета.
Содержание программы
Введение
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой системы.
Раздел I
Царство Прокариоты
Тема 1.1
Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение.
Раздел II
Царство Грибы
Тема 2.1
Общая характеристика грибов
Происхождение и эволюция грибов, особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Отдел Оомицеты; распространение и экологическая роль.
ЛР - 1 «Плесневые, шляпочные, дрожжи"
Раздел I I I
Царство растения
Тема 3.1
Общая характеристика растений
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
ЛР: «Строение растительной клетки»
Тема 3.2
Подцарство Низшие растения
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
ЛР:
«Строение одноклеточных водорослей»
«Строение спирогиры»
Тема 3.3
Подцарство Высшие растения
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
ЛР:
«Строение мхов»
«Строение хвощей и плаунов»
«Строение папоротника»
Тема 3.4
Отдел Голосеменные растения
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространение голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
ЛР:
«Строение хвои сосны. Пыльца и шишки сосны»
Тема 3.5
Отдел покрытосеменные (Цветковые) растения
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Класс однодольные и Двудольные, основные семейства ( 2 семейства однодольных и 4 – двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых. Их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
ЛР:
«Розоцветные. Шиповник»
«Крестоцветные.»
«Бобовые»
«Пасленовые»
«Строение злакового растения»
«Лилейные»
Раздел I V
Царство Животные
Тема 4.1
Общая характеристика животных
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. регуляция жизнедеятельности животных; нервная, эндокринная и иммунная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; одноклеточные и многоклеточные животные.
Тема 4.2
Подцарство Одноклеточные
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
ЛР:
«Строение и жизнедеятельность одноклеточных»
Тема 4.3
Подцарство Многоклеточные животные
Общая характеристика многоклеточных. Простейшие многоклеточные. Типы симметрии у многоклеточных. Многообразие губок.
Тема 4.4
Двухслойные животные. Тип кишечнополостные
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
Тема 4.5
Трехслойные животные. Тип Плоские черви
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособленность к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
Тема 4.6
Первичнополостные. Тип круглые черви
Особенности организации круглых червей. Свободноживущие и паразитические круглые черви. циклы развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
Тема 4.7
Тип Кольчатые черви
Особенности организации кольчатых червей; вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Тема 4.8
Тип Моллюски
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биогеоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тема 4.9
Тип Членистоногие
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие; классы ракообразных. Паукообразных, насекомых.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение в биоценозах
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса, отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение в биоценозах
ЛР:
«Внешнее строение речного рака»
«Внешнее строение насекомого »
Тема 4.10
Тип Иглокожие. Бесчерепные животные
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
Тема 4.11
Тип Хордовые. Бесчерепные животные
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
Тема 4.12
Подтип Позвоночные. Надкласс Рыбы
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы, скаты) и Костные рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
ЛР:
«Внешнее строение рыбы»
Тема 4.13
Класс Земноводные
Первые Земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Тема 4.14
Класс Пресмыкающиеся
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация рептилий на примере прыткой ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы, хамелионы), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Тема 4.15
Класс Птицы
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц. Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
ЛР:
«Внешнее строение птиц. Скелет птиц»
Тема 4.16
Класс Млекопитающие
Происхождение млекопитающих. Первозвери. Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональная организация млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие.
ЛР:
«Строение скелета млекопитающих»
Раздел V.
Царство вирусы
Тема 5.1.
Вирусы
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозайки. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов
Календарно-тематическое планирование
(3 часа х 35 нед. = 105 часов)
№ п/п | Дата планируемая | Дата фактическая | Наименование разделов, тем уроков | Элементы обязательного минимума образования | Лабораторные работы/Демонстрации | Дом. задание |
Введение(4ч) | ||||||
1(1) | 02.09 | Мир живых организмов. Уровни организации живого. | Особенности строения живых организмов. Уровни организации живой природы. | с.5,7 | ||
2(2) | 04.09 | Ч. Дарвин и происхождение видов. | Биография Ч. Дарвина. Основные положения учения Дарвина о происхождении видов. | с.6 | ||
3(3) | 05.09 | Многообразие организмов и их классификация. | Особенности искусственной и естественной систем классификации живых организмов. | с.8 | ||
4(4) | 09.09 | Многообразие живого и наука систематика | Принципы классификации живых организмов. | проект | ||
Раздел 1. Царство Прокариоты (3ч) | ||||||
5(1) | 11.09 | Общая характеристика прокариот. | Особенности организации прокариот на примере бактерий. Функциональные особенности прокариот. | Д. Строение клеток различных прокариот. | с.10-11 | |
6(2) | 12.09 | Особенности строения и жизнедеятельности прокариот, их роль в природе и практическое значение. | Особенности организации настоящих бактерий и архебактерий. Практическое значение и роль в природе. | Д. Строение и многообразие бактерий. | С.11-13 | |
7(3) | 16.09 | Подцарство Оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе, значение. | Особенности организации бактерий подцарства оксифотобактерий. Роль в природе. | С.15-17 | ||
Раздел 2. Царство Грибы (6ч) | ||||||
8(1) | 18.09 | Царство Грибы. Особенности организации, их роль в природе и жизни человека. | Общие организации особенности грибов. Питание грибов, способы размножения. Единство происхождения грибов и растений. | Д. Различные представители царства Грибы. | С.20-22 | |
9(2) | 19.09 | Многообразие грибов. | Особенности строения грибов, их классификация. | С.23-24 | ||
10(3) | 23.09 | Лабораторная работа №1 Строение плесневых, шляпочных грибов и дрожжей | Лабораторная работа №1 | Повторение | ||
11(4) | 25.09 | Отдел Оомицеты, распространение и экологическая роль. | Особенности строения представителей отдела Оомицеты. | С.25-27 | ||
12(5) | 26.09 | Отдел Лишайники. | Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. | Д.1 Схемы строения лишайников. Д.2 Различные представители лишайников. | С.28-33 | |
13(6) | 30.09 | Контрольная работа по теме «Царство Грибов» | Контрольная работа | |||
Раздел 3. Царство Растения (25ч) | ||||||
14(1) | 02.10 | Общая характеристика царства Растения. | Растительный организм как целостная система. Особенности строения и жизнедеятельности растений. | С.36-37 | ||
15(2) | 03.10 | Лабораторная работа №2 Строение растительной клетки | Лабораторная работа №2 | |||
16(3) | 07.10 | Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей. | Особенности строения, жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений. | С.38-39 | ||
17(4) | 09.10 | Размножение и развитие водорослей. | Особенности размножения и развития водорослей. Соотношение спорофита и гаметофита. | С.39 | ||
18(5) | 10.10 | Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение. | Отделы Зеленые, Бурые и Красные водоросли.. Приспособления водорослей к жизни в различных средах. | Д. Схемы строения водорослей различных отделов. | С.40-41 | |
19(6) | 14.10 | Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение. | Значение водорослей в природе и жизни человека. | С.42-47 | ||
20(7) | 16.10 | Общая характеристика подцарства Высшие растения. | Особенности организации высших растений. Общие признаки основных отделов высших растений. Происхождение высших растений. | С.48-49 | ||
21(8) | 17.10 | Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности. | Особенности организации моховидных растений. Признаки усложнения моховидных по сравнению с водорослями. Распространение и роль в биоценозах. | Д. Схема жизненного цикла мхов. | С.50-55 | |
22(9) | 21.10 | Лабораторная работа №3 Изучение внешнего строения мхов | Лабораторная работа №3 | |||
23(10) | 23.10 | Отдел Плауновидные. Особенности строения и жизнедеятельности. | Особенности строения и жизнедеятельности плаунов. Усложнение организации плаунов в ходе эволюции. Распространение и роль в биоценозах. | Д. Схема жизненного цикла плаунов. | С.56 | |
24(11) | 24.10 | Отдел Хвощевидные. Особенности их строения и жизнедеятельности. | Особенности организации хвощевидных, усложнение их организации в ходе эволюции. Распространение и роль в биоценозах. | Д. Схема жизненного цикла хвощей. | С.57-61 | |
25(12) | 06.11 | Отдел Папоротниковидные. Особенности их строения и жизнедеятельности. | Особенности строения и жизнедеятельности папоротников. Эволюционные преимущества папоротников по сравнению с хвощами, мхами и плаунами. | Д. Древние папоротниковидные. | С.62-63 | |
26(13) | 07.11 | Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение. | Особенности цикла развития папоротников. Роль и практическое значение папоротников. | Д. Различные представители папоротников. | С.64-67 | |
27(14) | 11.11 | Отдел Голосеменные растения. Особенности их строения и жизнедеятельности, происхождение. | Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Предки голосеменных растений. | Д. Схемы строения голосеменных. | С.68-70 | |
28(15) | 13.11 | Лабораторная работа №4 Изучение строения и многообразия голосеменных растений | Лабораторная работа №4 | |||
29(16) | 14.11 | Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение. | Многообразие видов голосеменных, их роль в природе, значение в жизни человека. | Д. Различные представители голосеменных. | С.71-75 | |
30(17) | 18.11 | Отдел Покрытосеменные. Изучение строения покрытосеменных растений Лабораторная работа №5 | Особенности строения, происхождения голосеменных растений. Черты усложнения покрытосеменных в ходе эволюции. | Лабораторная работа №5 | С.76-79 | |
31(18) | 19.11 | Размножение покрытосеменных растений. | Двойное оплодотворение цветковых растений. Биологическое значение двойного оплодотворения. | Д. Цикл развития цветковых растений. | С.80-81 | |
32(19) | 21.11 | Класс Двудольные. Характерные особенности семейства Розоцветные. | Характерные признаки класса двудольных растений. Особенности строения растений семейства розоцветных. | Д. Представители растений семейства Розоцветные. | С.83-85 | |
33(20) | 24.11 | Характерные особенности растений семейства Крестоцветные и Пасленовые. | Особенности строения растений семейств крестоцветных и пасленовых . | Д. Представители растений семейств Крестоцветные и Пасленовые. | С 85-86 | |
34(21) | 25.11 | Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки. | Характерные признаки класса однодольных растений. Особенности строения растений семейства злаки. | Д. Представители растений семейства Злаки. | С.85-87 | |
35(22) | 27.11 | Характерные признаки семейства Лилейные. | Особенности строения растений семейства лилейных. | Д. Представители растений семейства Лилейные. | С.85-87 | |
36(23) | 28.11 | Классы покрытосеменных растений | Повторение | |||
37(24) | 02.12 | Голосеменные и покрытосеменные растения. Обобщение. | Повторение | |||
38(25) | 04.12 | Контрольная работа по теме «Голосеменные и покрыто семенные растения» | Контрольная работа | |||
Раздел 4. Царство Животные (58ч) | ||||||
39(1) | 05.12 | Общая характеристика царства животных. | Особенности строения и жизнедеятельности животных. Многообразие видов животных и сред их обитания. Систематика животных. | С.92 | ||
40(2) | 09.12 | Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация. | Особенности строения и жизнедеятельности простейших. | Д. Схемы строения амебы, эвглены зеленой, инфузории-туфельки. | С.94-95 | |
41(3) | 11.12 | Строение инфузории-туфельки Лабораторная работа №6 | Лабораторная работа №6 | |||
42(4) | 12.12 | Многообразие и значение одноклеточных животных. | Разнообразие простейших. Роль одноклеточных в биоценозах и в жизни человека. | Д. Представители различных групп одноклеточных. | С.96-99 | |
43(5) | 16.12 | Многообразие и значение одноклеточных животных. | Разнообразие простейших. Роль одноклеточных в биоценозах и в жизни человека. | С.96-99 | ||
44(6) | 18.12 | Особенности организации многоклеточных. | Особенности организации многоклеточных животных. Значение возникновения многоклеточности в ходе эволюции | С.99-100 | ||
45(7) | 19.12 | Губки как примитивные животные. | . Особенности строения и жизнедеятельности губок. | Д. Типы симметрии у многоклеточных. | С.104-107 | |
46(8) | 22.12 | Особенности организации кишечнополостных. | Систематика типа Кишечнополостные. Особенности строения, жизнедеятельности. Бесполое и половое размножение. | Д. Схема строения гидры. | С.108-110 | |
47(9) | 23.12 | Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человека. | Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Значение кишечнополостных в природных сообществах и в жизни человека. | Д. Биоценоз кораллового рифа. | С.111-115 | |
48(10) | 25.12 | Особенности строения плоских червей. Класс Ресничные черви. | Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей, их роль в биоценозах. | Д. Представители ресничных червей. | С.116-118 | |
49(11) | 26.12 | Черви-паразиты. | Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы сосальщиков и ленточных червей. Жизненный цикл. Многообразие плоских червей. | Д. Схемы жизненного цикла печеночного сосальщика | С.118-121 | |
50(12) | 13.01 | Черви-паразиты. | Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы сосальщиков и ленточных червей. Жизненный цикл. Многообразие плоских червей. | Д. Схемы жизненного цикла бычьего цепня. | С.118-121 | |
51(13) | 15.01 | Тип Круглые черви, особенности их организации. | Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические плоские черви.. | С.122-124 | ||
52(14) | 16.01 | Особенности строения и жизнедеятельности круглых червей | Цикл развития аскариды. Меры профилактики аскаридоза | Д. Схема строения и жизненного цикла аскариды человеческой | С.122-124 | |
53(15) | 20.01 | Особенности строения и жизнедеятельности круглых червей. | Особенности организации кольчатых червей, вторичная полость тела. | С.128-129 | ||
54(16) | 22.01 | Многообразие кольчатых червей. | ||||
55(17) | 23.01 | Многообразие кольчатых червей. | Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви. Значение кольчатых червей в биоценозах. | Д. Различные представители типа кольчатые черви. | С.130-133 | |
56(18) | 27.01 | Лабораторная работа №7 Строение дождевого червя | Лабораторная работа №7 | |||
57(19) | 29.01 | Контрольная работа по теме «Черви» | Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. | Контрольная работа | С.134-135 | |
58(20) | 30.01 | Особенности организации моллюсков, их происхождение | Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах, роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности. | Д. Схема строения брюхоногих двустворчатых и головоногих моллюсков. | С.136-143 | |
59(21) | 03.02 | Многообразие моллюсков и их значение | Д. Схема строения брюхоногих двустворчатых и головоногих моллюсков. | |||
60(22) | 05.02 | Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. | Происхождение и особенности организации членистоногих. Общая характеристика класса ракообразные на примере речного рака. | Д. Схема строения речного рака. | С.144-147 | |
61(23) | 06.02 | Лабораторная работа №8 Изучение внешнего строение и многообразия членистоногих | Лабораторная работа №8 | |||
62(24) | 10.02 | Многообразие ракообразных, их роль в природе. | Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Высшие и низшие раки. | Д. Представители высших и низших ракообразных. | С. 148-151 | |
63(25) | 12.02 | Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. | Общая характеристика паукообразных. Особенности строения и жизнедеятельности. | Д. Схема строения паука-крестовика. | С.152-153 | |
64(26) | 13.02 | Многообразие паукообразных, их роль в природе. | Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. | С.153-157 | ||
65(27) | Класс Насекомые. | Общая характеристика класса насекомых. | Д. Схемы строения насекомых различных отрядов. | С.158-164 | ||
66(28) | Размножение и развитие насекомых. | Размножение насекомых. Насекомые с полным и неполным метаморфозом. | С.164 | |||
67(29) | Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. | Многообразие насекомых, их значение в биоценозах. | С.165-167 | |||
68(30) | Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. | Многообразие насекомых, их значение в биоценозах. | С.165-167 | |||
69(31) | Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих. Их многообразие и роль в природе. | Общая характеристика типа Иглокожие. Многообразие иглокожих, экологическое значение. | Д.1 Схема строения морской звезды. | С. 168-173 | ||
70(32) | Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные. | Происхождение хордовых. Характеристика подтипа бесчерепных животных на примере строения ланцетника. | Д. Схема строения ланцетника. | С.174-175 | ||
71(33) | Подтип Позвоночные. Рыбы - водные позвоночные животные. | Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. | С.176-179 | |||
72(34) | Лабораторная работа №9 Особенности внешнего строения рыб | Лабораторная работа №9 | ||||
73(35) | Основные группы рыб. Их роль в природе и практическое значение. | Классы Хрящевые и Костные рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб. | Д. Многообразие рыб. | С.180-185 | ||
74(36) | Класс Земноводные. Особенности их строения и жизнедеятельности. | Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Первые земноводные. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. | Д. Схема строения кистеперых рыб и земноводных. | С.186-190 | ||
75(37) | Лабораторная работа №10 Особенности внешнего строения лягушки | Лабораторная работа №10 | ||||
76(38) | Размножение и развитие земноводных. Их многообразие и роль в природе. | Многообразие, среда обитания и экологические особенности земноводных. | Д. Многообразие земноводных. | С.191-198 | ||
77(39) | Класс Пресмыкающиеся. Особенности их строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных. | Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первично-наземных животных. Организация пресмыкающихся на примере строения ящерицы. | Д. Схемы строения земноводных и рептилий. | С.199-200 | ||
78(40) | Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение. | Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся. | Д. Многообразие пресмыкающихся. | С. 201-207 | ||
79(41) | Контрольная работа по темам «Классы Рыбы, Земноводные и Пресмыкающиеся» | Контрольная работа | ||||
80(42) | Класс Птицы. | Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы.. | С.208-209 | |||
81(43) | Особенности строения и жизнедеятельности птиц как высокоорганизованых позвоночных. | Особенности строения и жизнедеятельности птиц | С.210-215 | |||
82(44) | Особенности организации птиц, связанные с полетом. | Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц. | С.210-215 | |||
83(45) | Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека. | Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности. | С.216-224 | |||
84(46) | Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека. | Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности. | С.216-224 | |||
85(47) | Экскурсия «Птицы леса» | проекты | ||||
86(48) | Класс Млекопитающие. Особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных животных. | Происхождение млекопитающих. Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. | С.227-228 | |||
87(49) | Лабораторная работа №11 Изучение строения млекопитающих | Лабораторная работа №11 | ||||
88(50) | Класс Млекопитающие. Особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных животных. Первозвери. | Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Первозвери (утконос и ехидна). | С.229-233 | |||
89(51) | Плацентарные и сумчатые млекопитающие. Особенности строения, жизнедеятельности. | Низшие звери (сумчатые), настоящие звери (плацентарные). Основные отряды плацентарных млекопитающих. | С.234-237 | |||
90(52) | Плацентарные млекопитающие. Особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение. | Низшие звери (сумчатые), настоящие звери (плацентарные). Основные отряды плацентарных млекопитающих. | Д. Многообразие млекопитающих. | С.234-237 | ||
91(53) | Многообразие млекопитающих | проект | ||||
92(54) | Значение млекопитающих животных в природе и жизни человека. | Роль млекопитающих в природе и жизни человека. | С.230 | |||
93(55) | Охрана животных. Охрана ценных зверей. | Подг. сообщ. | ||||
94(56) | Домашние млекопитающие. Животноводство. | Подг. сообщ. | ||||
95(57) | Контрольная работа по темам «Классы Птиц и Млекопитающие» | Контрольная работа | ||||
96(58) | Экскурсия «Млекопитающие леса» | Обработ.материал. | ||||
Раздел 5. Царство Вирусы (2ч) | ||||||
97(1) | Общая характеристика вирусов. Взаимодействие вируса и клетки | Общая характеристика вирусов. История открытия вирусов. | Д. Модели вирусных частиц. | С.242 | ||
98(2) | Вирусы-возбудители опасных заболеваний человека. | Происхождение вирусов. Профилактика вирусных заболеваний. | Д. Схема развития вирусных заболеваний. | С.243-245 | ||
Повторение (7ч) | ||||||
99(1) | Особенности организации, многообразие живых организмов. | С.238-239 | ||||
100(2) | Повтор. | |||||
101(3) | Царство Грибы | Повтор. | ||||
102(4) | Царство Растения. Низшие растения | Повтор. | ||||
103(5) | Царство Растения. Высшие растения | Повтор. | ||||
104(6) | Царство животные. Подцарство Одноклеточные | Повтор. | ||||
105(7) | Царство животные. Подцарство Многоклеточные | Повтор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...