Раббочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена по учебнику « Общая биология. Базовый уровень»: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова - М.: Дрофа, 2013- 368с.
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 11 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе и в 10 классе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы. Цель изучения предмета биологии заключается в подготовке высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитии индивидуальных способностей учащихся; формировании современной картины мира в их мировоззрении.
При составлении данной рабочей программы
были учтены требования официальных нормативных документов:
· Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
· Конвенции о правах ребенка,
· приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015.№1576 и от 31.12.2015 №1577
· Программа курса обществознания для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, автора В.В.Пасечника, 2013г. Программа составлена в соответствии со стандартом основного общего образования и стандартом среднего (полного) общего образования по обществознанию. Программа входит в учебно-методический комплекс по обществознанию под общей редакцией В. И. Сивоглазова, ее концепция и содержание реализуется в соответствующих учебниках.
· Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МОУ СОШ №43 г.Борзи
Планируемые результаты
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать и понимать:-основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
- особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
- особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
- причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь (владеть способами деятельности):
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с
млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
- соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
- оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание учебного предмета
Эволюционное учение
1. Развитие представлений об эволюции живой природы. (6 часов)
Додарвиновский период в развитии биологии (Аристотель, К.Линней, Р.Мальтус, Ч.Лайель и другие). Первое эволюционное учение Ж.Б.Ламарка. Русские эволюционисты. Научные и общественно-исторические предпосылки возникновения дарвинизма: работы К.Бэра, создание клеточной теории, возникновение биогеографии, достижения практической селекции.
Доказательства эволюции органического мира. Морфологические, анатомические, эмбриологические, палеонтологические, биогеографические, биохимические данные о развитии органического мира. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.
.2. Дарвинизм. (6 часов)
Эволюционное учение Ч.Дарвина. Биография и научная деятельность Ч.Дарвина. Дарвин о формах, закономерностях и причинах изменчивости. Учение об искусственном отборе. Бессознательный и методический отбор. Доказательства эволюции природных видов. Борьба за существование, ее формы. Естественный отбор, его виды и творческая роль в формировании приспособленности и видообразовании.
.3. Развитие эволюционной теории в последарвиновский период. (2 часа)
Формирование эволюционной биологии и развитие дарвинизма как научного направления. Работы А.О.Ковалевского, И.И.Мечникова, Э.Геккеля, Ф.Мюллера. Попытки построения филогенетических родословных. Дарвинизм в России. Первые шаги синтеза дарвинизма с генетикой и экологией. Создание синтетической теории эволюции.
4.. Основы эволюционного процесса с позиций современной синтетической теории эволюции. (14 часов)
Генетические основы эволюционного процесса. Организм как объект изменчивости. Фенотип - основная единица отбора. Роль наследственной изменчивости в эволюции. Мутации как основной материал для эволюционного процесса.
Генетический полиморфизм популяций как предпосылка ее эволюционных преобразований. Факторы генетической динамики популяций. Факторы эволюции: изоляция, популяционные волны, мутационный процесс, естественный отбор, миграции, дрейф генов. Принцип популяционного равновесия. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга.
Понятие «вид». История развития понятия «вид». Критерии вида (морфологический, физиологический, биохимический, генетический, экологический, географический и др.). Общие признаки вида (дискретность, численность, целостность, устойчивость, историчность). Структура вида. Экологическая неоднородность.
Видообразование. Механизмы видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.
5. Макроэволюция и ее закономерности. (12 часов)
Понятие о макроэволюции. Соотношение процессов микроэволюции и макроэволюции. Пути макроэволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Биологическое значение этих процессов.
Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерации, их соотношение в эволюционном процессе. Общие закономерности макроэволюции: прогрессивная направленность, историчность развития жизни, необратимость, прогрессивная специализация.
Использование теории эволюции в сельском хозяйстве, практике и в деле охраны природы.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов | Темы проектов и исследовательских работ |
История эволюционных идей 4 часа | |||
1 | История эволюционных идей.Значение работ К.Линнея, Ж-Б.Ламарка |
|
|
2 | Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина . |
|
|
3 | Ч. Дарвин и основные положения его теории. |
|
|
4 | Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
|
|
|
Современное эволюционное учение 9 часов | |||
5 | Вид. Критерии вида. Л.р. Выявление изменчивости у особей одного вида. Л.р. Описание особей вида по морфологическому критерию. |
|
|
6 | Популяция – структурная единица вида, единица эволюции
|
|
|
7 | Борьба за существование и её форм |
| «Откуда произошла жизнь» |
9 | Естественный отбор и его формы. Л.р.Выявление приспособлений у организмов к среде обитания |
|
|
10 | Изолирующие механизм видообразования. |
|
|
11 | Видообразование |
|
|
12 | Макроэволюция и её доказательства. |
|
|
13 | Система животных и растений – отображение эволюции |
|
|
14 | Главнее направления эволюции органического мира. |
|
|
Происхождение жизни на Земле 3 часа
| |||
15 | Гипотезы о происхождении жизни. П.р. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. |
|
|
16 | Отличительные признаки живого. |
| «Живые чудовища» |
17 | Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. |
|
|
Происхождение человека 4 часа | |||
18 | Доказательства родства человека с млекопитающими. |
|
|
19 | Гипотезы происхождения человека. П.р. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. |
|
|
20 | Эволюция человека. |
| «Современные взгляды на природу старения» |
21 | Происхождение человеческих рас |
|
|
| |||
Экологические факторы 3 часа | |||
22 | Экологические факторы, их значение в жизни организмов. |
|
|
23 | Биологические ритмы. |
|
|
24 | Межвидовые отношения . |
|
|
Структура экосистем4 часа | |||
25 | Видовая и пространственная структура экосистем. |
|
|
26 | Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. |
| Микробы – «друзья» или «враги»?» |
27 | Причины устойчивости и смен экосистем. |
|
|
| Искусственные сообщества – агроэкосистем. |
|
|
Биосфера – глобальная экосистема.2 часа | |||
28 | Биосфера – глобальная экосистема. |
| «Проблема биоразнообразия – современные аспекты» |
29 | Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. |
|
|
Биосфера и человек 5 часов | |||
30 | Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения |
|
|
31 | Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природе. |
|
|
32 | Заключение |
|
|
33 | Контрольная работа. |
|
|
34 | Обобщающий урок |
|
|
|
|
|
|
Используемая литература:
Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова - М.: Дрофа, 2013- 368с.
а также методических пособий для учителя:
1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы.- М.:Дрофа, 2013.- 138с.
2. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод пособие к учебнику / В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень» - М.: Дрофа, 2014 – 140с.
дополнительной литературы для учителя:
· Л.П.Анастасова Самостоятельные работы по общей биологии,М.«Просвещение», 2016
· Т.А.Козлова, В.С.Кучменко, Биология в таблицах 6 -11 классы, Дрофа,2009г.
· В.Ю.Крестьянинов, Г.Б.Вайнер Сборник задач по генетике. Саратов «Лицей».
· З.С.Киселева, А.Н.Мягкова. Генетика уч. пособие, М. «Просвещение».
· А.С.Батуев, Гуленкова М.А. Биология: большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М. Дрофа, 2015г.
· Г.И.Легнер. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: «Аквариум», 2014
· И.Р. Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы. М.: «Вако», 2010г
для учащихся:
· Т.А.Козлова, В.С.Кучменко, Биология в таблицах 6 -11 классы, Дрофа,2013г.
· А.С.Батуев, Гуленкова М.А. Биология: большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М. Дрофа, 2015г.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Живой организм»
· Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
· Интернет- ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass.docx | 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена по учебнику « Общая биология. Базовый уровень»: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова - М.: Дрофа, 2013- 368с.
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 11 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе и в 10 классе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы. Цель изучения предмета биологии заключается в подготовке высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитии индивидуальных способностей учащихся; формировании современной картины мира в их мировоззрении.
При составлении данной рабочей программы
были учтены требования официальных нормативных документов:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Конвенции о правах ребенка,
- приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015.№1576 и от 31.12.2015 №1577
- Программа курса обществознания для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, автора В.В.Пасечника, 2013г. Программа составлена в соответствии со стандартом основного общего образования и стандартом среднего (полного) общего образования по обществознанию. Программа входит в учебно-методический комплекс по обществознанию под общей редакцией В. И. Сивоглазова, ее концепция и содержание реализуется в соответствующих учебниках.
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МОУ СОШ №43 г.Борзи
Планируемые результаты
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать и понимать:-основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
- особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
- особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
- причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь (владеть способами деятельности):
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с
млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
- соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
- оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание учебного предмета
Эволюционное учение
1. Развитие представлений об эволюции живой природы. (6 часов)
Додарвиновский период в развитии биологии (Аристотель, К.Линней, Р.Мальтус, Ч.Лайель и другие). Первое эволюционное учение Ж.Б.Ламарка. Русские эволюционисты. Научные и общественно-исторические предпосылки возникновения дарвинизма: работы К.Бэра, создание клеточной теории, возникновение биогеографии, достижения практической селекции.
Доказательства эволюции органического мира. Морфологические, анатомические, эмбриологические, палеонтологические, биогеографические, биохимические данные о развитии органического мира. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.
.2. Дарвинизм. (6 часов)
Эволюционное учение Ч.Дарвина. Биография и научная деятельность Ч.Дарвина. Дарвин о формах, закономерностях и причинах изменчивости. Учение об искусственном отборе. Бессознательный и методический отбор. Доказательства эволюции природных видов. Борьба за существование, ее формы. Естественный отбор, его виды и творческая роль в формировании приспособленности и видообразовании.
.3. Развитие эволюционной теории в последарвиновский период. (2 часа)
Формирование эволюционной биологии и развитие дарвинизма как научного направления. Работы А.О.Ковалевского, И.И.Мечникова, Э.Геккеля, Ф.Мюллера. Попытки построения филогенетических родословных. Дарвинизм в России. Первые шаги синтеза дарвинизма с генетикой и экологией. Создание синтетической теории эволюции.
4.. Основы эволюционного процесса с позиций современной синтетической теории эволюции. (14 часов)
Генетические основы эволюционного процесса. Организм как объект изменчивости. Фенотип - основная единица отбора. Роль наследственной изменчивости в эволюции. Мутации как основной материал для эволюционного процесса.
Генетический полиморфизм популяций как предпосылка ее эволюционных преобразований. Факторы генетической динамики популяций. Факторы эволюции: изоляция, популяционные волны, мутационный процесс, естественный отбор, миграции, дрейф генов. Принцип популяционного равновесия. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга.
Понятие «вид». История развития понятия «вид». Критерии вида (морфологический, физиологический, биохимический, генетический, экологический, географический и др.). Общие признаки вида (дискретность, численность, целостность, устойчивость, историчность). Структура вида. Экологическая неоднородность.
Видообразование. Механизмы видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.
5. Макроэволюция и ее закономерности. (12 часов)
Понятие о макроэволюции. Соотношение процессов микроэволюции и макроэволюции. Пути макроэволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Биологическое значение этих процессов.
Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерации, их соотношение в эволюционном процессе. Общие закономерности макроэволюции: прогрессивная направленность, историчность развития жизни, необратимость, прогрессивная специализация.
Использование теории эволюции в сельском хозяйстве, практике и в деле охраны природы.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов | Темы проектов и исследовательских работ |
История эволюционных идей 4 часа | |||
1 | История эволюционных идей.Значение работ К.Линнея, Ж-Б.Ламарка | ||
2 | Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина . | ||
3 | Ч. Дарвин и основные положения его теории. | ||
4 | Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. | ||
Современное эволюционное учение 9 часов | |||
5 | Вид. Критерии вида. Л.р. Выявление изменчивости у особей одного вида. Л.р. Описание особей вида по морфологическому критерию. | ||
6 | Популяция – структурная единица вида, единица эволюции | ||
7 | Борьба за существование и её форм | «Откуда произошла жизнь» | |
9 | Естественный отбор и его формы. Л.р.Выявление приспособлений у организмов к среде обитания | ||
10 | Изолирующие механизм видообразования. | ||
11 | Видообразование | ||
12 | Макроэволюция и её доказательства. | ||
13 | Система животных и растений – отображение эволюции | ||
14 | Главнее направления эволюции органического мира. | ||
Происхождение жизни на Земле 3 часа | |||
15 | Гипотезы о происхождении жизни. П.р. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. | ||
16 | Отличительные признаки живого. | «Живые чудовища» | |
17 | Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | ||
Происхождение человека 4 часа | |||
18 | Доказательства родства человека с млекопитающими. | ||
19 | Гипотезы происхождения человека. П.р. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. | ||
20 | Эволюция человека. | «Современные взгляды на природу старения» | |
21 | Происхождение человеческих рас | ||
Экологические факторы 3 часа | |||
22 | Экологические факторы, их значение в жизни организмов. | ||
23 | Биологические ритмы. | ||
24 | Межвидовые отношения . | ||
Структура экосистем4 часа | |||
25 | Видовая и пространственная структура экосистем. | ||
26 | Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. | Микробы – «друзья» или «враги»?» | |
27 | Причины устойчивости и смен экосистем. | ||
Искусственные сообщества – агроэкосистем. | |||
Биосфера – глобальная экосистема.2 часа | |||
28 | Биосфера – глобальная экосистема. | «Проблема биоразнообразия – современные аспекты» | |
29 | Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. | ||
Биосфера и человек 5 часов | |||
30 | Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения | ||
31 | Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природе. | ||
32 | Заключение | ||
33 | Контрольная работа. | ||
34 | Обобщающий урок | ||
Используемая литература:
Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова - М.: Дрофа, 2013- 368с.
а также методических пособий для учителя:
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы.- М.:Дрофа, 2013.- 138с.
- Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод пособие к учебнику / В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень» - М.: Дрофа, 2014 – 140с.
дополнительной литературы для учителя:
- Л.П.Анастасова Самостоятельные работы по общей биологии,М.«Просвещение», 2016
- Т.А.Козлова, В.С.Кучменко, Биология в таблицах 6 -11 классы, Дрофа,2009г.
- В.Ю.Крестьянинов, Г.Б.Вайнер Сборник задач по генетике. Саратов «Лицей».
- З.С.Киселева, А.Н.Мягкова. Генетика уч. пособие, М. «Просвещение».
- А.С.Батуев, Гуленкова М.А. Биология: большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М. Дрофа, 2015г.
- Г.И.Легнер. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: «Аквариум», 2014
- И.Р. Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы. М.: «Вако», 2010г
для учащихся:
- Т.А.Козлова, В.С.Кучменко, Биология в таблицах 6 -11 классы, Дрофа,2013г.
- А.С.Батуев, Гуленкова М.А. Биология: большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М. Дрофа, 2015г.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Живой организм»
- Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
- Интернет- ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова «Биология: программы: 5-11 классы, линия «Живая природа» - М.: Вентана -Граф, 2017».
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С. Сухова, С.Н. Исакова , линия "Живая природа"....
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Программа по биологии класс 5-9 ФГОС
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина...
Раббочая программа по физической культуре
Рабочая программа по учебному курсу «Физическая культура» для 5-9 классов разработана в соответствии:- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основно...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...