Обмен веществ и энергии + карточки проверки знаний.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Трифонова Анастасия Никитична

План-конспект урока и карточки с заданиями для проверки знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок «Обмен веществ и энергии»

Задачи урока:

Образовательные: усвоение учащимися понятий “обмен веществ” и “обмен энергии”, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме; систематизация знаний по разделам “Питание”, “Дыхание”, “Кровообращение”, “Выделение”.

Развивающие: совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать учебную информацию, обобщать и делать выводы; развитие логического и системного мышления; развитие научного мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подведение учащихся к пониманию экологических и химических закономерностей, совершенствовать навыки самостоятельной работы.

Воспитательная: воспитание патриотизма, уважения к традициям и мудрости русского народа; совершенствование учащимися коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем; совершенствование эстетического восприятия;

Тип урока – изучение нового материала

Ход урока

  1. Вызов (актуализация знаний)

Русский народ всегда отличался мудростью и наблюдательностью, очень точно выражал замеченные закономерности в коротких и ёмких фразах – пословицах и поговорках.

Объяснить смысл поговорок:

– “Тощий живот ни в пляску, ни в работу”. (Для выполнения работы или движения в пляске необходима энергия. При недостатке питательных веществ в организме ее освобождается мало.)

– “Хорошо поел – словно шубу надел”. (Возникает проблемная ситуация: человек не работал, а только поел – стало теплее.) Почему? (При поступлении, питательные вещества преобразуются в тепловую энергию.)

Вспомните, что называется питанием, дыханием, выделением. Остаются ли неизменными вещества, поступившие из внешней среды в организм?

Таким образом, обобщив и упорядочив все выше сказанное, сформулируем тему нашего урока: обмен веществ и энергии.

  1. Осмысление (изучение нового материала)

Обмен веществ и энергии – совокупность протекающих в живых организмах биохимических превращений веществ и энергии, а также обмен веществами и энергией с окружающей средой.

Обмен веществ и энергии, или метаболизм, – это основная функция организма. Сущность ОВиЭ можно рассмотреть по этапам:

1 этап. Подготовительный. Поступление питательных веществ и энергии из внешней среды.

Что получает организм из внешней среды? Что называется питательными веществами? В виде чего поступают питательные вещества в организм? Где в организме реализуется этот этап?

2 этап. Основной. Преобразования этих веществ и энергии внутри организма и использование компонентов данных преобразований.

Где начинается расщепление, под действием чего и до чего расщепляются белки, жиры и углеводы? Где происходит данный этап?

3 этап. Заключительный. Выброс из организма ненужных компонентов преобразований во внешнюю среду.

Какими системами органов осуществляется настоящий этап?

Метаболизм представляет собой единство двух процессов: ассимиляции или пластического обмена, и диссимиляции – энергетического обмена.

Пластический обмен (лепка) – процесс, в результате которого питательные вещества, поступающие в клетку, идут на «строительство» утраченных частей, на создание новых клеток, происходит рост и развитие не только клеток, но и всего организма. В среднем у человека каждые 80 дней меняется половина всех тканевых белков; ферменты печени (в ней идут особенно интенсивные реакции) обновляются через 2-4 часа, а некоторые — через несколько десятков минут. Т.о. пластический обмен – это синтез новых веществ.

Энергетический обмен  – процесс, противопоставленный пластическому, это процесс расщепления поступающих веществ. Энергия необходима для протекания всех процессов. 130 лет назад «Большая аудитория» музея прикладных знаний (ныне – Политехнического музея) в Санкт-Петербурге бывала переполнена. Здесь читал лекции из цикла “Жизнь растений” молодой русский профессор, ставший впоследствии почетным доктором многих европейских университетов, Климент Аркадьевич Тимирязев. Одну из лекций он начал так: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка. …Ударяясь о него, луч потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”. О чём поведал студента Климент Аркадьевич Тимирязев? Обсуждение.
Ответ:Первичным источником энергии для всего живого на Земле, за очень редким исключением, служит солнечное излучение. Пища образуется благодаря той же энергии Солнца. Начальное звено пищевой цепи — растения, аккумулирующие в процессе фотосинтеза солнечную энергию. Органические вещества, созданные растениями распадаются в организме на простые вещества, а освободившаяся энергия тратится на процессы жизнедеятельности.
Эти два процесса взаимосвязаны. Для синтеза органических веществ, что происходит при пластическом обмене, затрачивается энергия, которая образуется при энергетическом обмене, при распаде органических веществ.

Обмен различных веществ в организме тесно взаимосвязан, но для удобства различают обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ и витаминов. Каждый из них имеет свои особенности.

Сейчас я попрошу вас объединиться в группы по две парты. Каждой группе я дам определенное задание, и каждому участнику представится возможность проявить себя.

Работа в группах производится по следующему плану.

Один участник группы рассказывает об обмене того или иного класса веществ, второй – значение этой группы питательных веществ, третий – составляет схему процесса обмена данной категории веществ, четвёртый – рассказывает о продуктах питания, из которых эти вещества можно получить. После чего происходит совещание и определяется, кто будет выступать перед другими группами.

Рассказ 1-ой группы (обмен белков)

Рассказ 2-ой группы (обмен жиров)

Рассказ 3-ей группы (обмен углеводов)

Рассказ 4-ой группы (обмен воды)

Рассказ 5-ой группы (обмен минеральных веществ)

Обмен веществ в организме изменяется в зависимости от того, здоров или болен человек, какую работу он выполняет, от степени усталости, эмоционального состояния и пр. Любые нарушения обменных процессов приводят к развитию тех или иных симптомов у человека: в этом случае говорят о болезнях обмена веществ. Какие болезни вы можете привести в пример? (Ожирение, сахарный диабет, финилкетонурия, аллергии)

  1. Рефлексия.

Давайте дадим оценку, насколько, по вашему мнению, сегодня удачно мы работали в группах? Всё ли устроило вас в такой работе?

А сейчас каждому я раздам карточки, которые вам необходимо заполнить.

Теперь мы проверим ваши работы, будьте предельно честными.

Таким образом, какой вывод можно сделать по сегодняшнему занятию? (Энергетический обмен сложный биохимический процесс, протекающий в живых организмах, катаболизм и анаболизм две взаимосвязанные стороны процесса метаболизма. Важно соблюдать гигиену питания, следовать ЗОЖ а так же следить за своим эмоциональным состоянием, во избежание нарушения обмена веществ)

  1. Домашнее задание

Написать эссэ: 1 ряд: путешествие молекулы белка в организме; 2 ряд: путешествие молекулы липида в организме; 3 ряд: путешествие молекулы углеводы в организме.

Дифференцированное домашнее задание

Количество баллов

Задание

5

Записи в тетради

4

§ 36

3,2,1,0

§ 36, записи в тетради

Вступление учителя, беседа с элементами опроса; 3’

Запись темы на доске и в тетрадях;

Рассказ учителя с элементами опроса, запись в тетради определения и этапов метаболизма; 4’

Запись в тетради определений пластического и энергетического обменов; 5’

Разделение на группы, работа индивидуально и в группах с учебником; 8’

Отчёт каждой группы, запись в тетради; 10’

Обсуждение; 5’

Обсуждение результатов работы; 1’

Самостоятельная работа по карточкам; самооценивание учеников; 7’

Обсуждение выводов урока; 1’

Запись на доске и в дневники; 1’



Предварительный просмотр:

Тема: «Обмен веществ и превращение энергии».

Задание №1. Рассмотрите схему. Что обозначено на этой схеме цифрами 1-4?

Оцените свою работу сами, используя следующую шкалу: - нет ошибок и неточностей – 1 балл - есть хоть одна ошибка или неточность – 0 баллов.

Задание №2. Вставьте в текст пропущенные слова и фразы:

Обмен веществ складывается из ___________________ и ___________________ обменов. При энергетическом обмене происходит _________________________ органических веществ, а при пластическом ________________________ органических веществ. Эти два процесса ______________________________ между собой.

Оцените свою работу сами, используя следующую шкалу: - нет ошибок и неточностей – 1 балл - есть хоть одна ошибка или неточность – 0 баллов.

Задание №3. Выберите правильный ответ:

1. Процесс обмена веществ характерен для:

 а) всех живых организмов;                  б) только для животных;                  в) только для растений.

2. Пластический обмен – это

а) распад органических веществ;        б) синтез органических веществ;        в) выделение энергии.

 3. Энергетический обмен – это

а) синтез органических веществ;                                         б) распад органических веществ;

в) удаления продуктов распада.

 4. Место протекания обмена веществ:

а) пищеварительная,                                                                                 б) кровеносная;

в) кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы

5. Обмен веществ и энергии осуществляется: 

а) в 2 этапа;           б) в 3 этапа;           в) в 5 этапов.

Оцените свою работу сами, используя следующую шкалу: - нет ошибок и неточностей – 3 балл - есть хоть одна ошибка или неточность – 0 баллов. 

Подсчитайте общее количество баллов, которые вы набрали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен веществ и энергии

Данная презентация послужит помощником для вводного  урока биологии 10 класса к очень трудной теме "Обмен веществ и энергии" . Она позволяет вспомнить ранее изученный материал по этой теме в 8 и ...

Контрольная работа по теме Обмен веществ и энергии. 10 класс

Контрольная работа по теме Обмен веществ и энергии. 10 класс...

Тестовая работа "Обмен веществ и энергии в клетке" (2 варианта).

Задания тестовой работы составлены в формате ЕГЭ и предназначены для учащихся 10 класса (УМК по Пасечнику В.В.)...

обмен веществ и энергии в клетке.

материал для 9 класса...

ТЕМА : "Обмен веществ и энергии". Энергетический обмен.

Всем живым клеткам постоянно нужна энергия, необходимая для протекания в них различных биологических и химических реакций. Одни организмы используют энергию солнечного света, другие – энергию химическ...

Презентация. Биология. 8 класс. Обмен веществ и энергии. Питательные вещества и пищевые продукты.

Презентация. Биология. 8 класс. Обмен веществ и энергии. Питательные вещества и пищевые продукты....