ТЕМА : "Обмен веществ и энергии". Энергетический обмен.
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
Всем живым клеткам постоянно нужна энергия, необходимая для протекания в них различных биологических и химических реакций. Одни организмы используют энергию солнечного света, другие – энергию химических связей органических веществ, поступающих с пищей. Как же происходят эти процессы,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: "Обмен веществ и энергии". Энергетический обмен.
Задачи
- раскрыть сущность обмена веществ; содержание и составляющие процессы анаболизма ;значение знаний о нормах питания в связи с определенным видом деятельности человека для сохранения здоровья и работоспособности;
- изучить механизм (через белки – ферменты) регуляцию химической структуры углеводов, липидов, белков, гормонов со стороны генетического аппарата; суточные затраты энергии у людей разных профессий, от чего зависит интенсивность обмена веществ;
- познакомиться с особенностями питания спортсменов.
Тема урока: "Обмен веществ и превращение энергии»
Методы и методические приемы:
- методы организации научно-познавательной деятельности: словесные (беседа), наглядные (демонстрация);
- методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: учебная дискуссия;
- метод контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: письменный контроль.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
Ход урока:
Здравствуйте ребята! Человек который говорит, здравствуйте желает другому человеку здоровья, я желаю вам здоровья, а так же ребята успешной, плодотворной работы и хорошего настроения.
Проверка заданий с переходом к новой теме.(10 мин.)
1. Что такое метаболизм?
Метаболизм – ряд стадий, на каждой из которых молекула под действием ферментов слегка видоизменяется до тех пор, пока не образуется необходимое организму соединение.
2. Что такое обмен веществ?
Обмен веществ – последовательное потребление, превращение, использование, накопление и потеря веществ и энергии в живых организмах в процессе их жизни.
3.Какие вещества, при обмене вещества превращаются и накапливаются?
Формирование понятия «ассимиляция». (Ответы учеников ,объяснение учителя с элементами беседы.)
Ассимиляция – совокупность химических процессов, направленных на образование и обновление структурных частей клетки и биосинтеза высокомолекулярных соединений из более простых.
Формирование понятия «диссимиляция».
Диссимиляция- совокупность химических процессов расщепления и окисления органических веществ, в ходе которых образуются органические соединения с высокоэнергетическими химическими связями, чаще всего АТФ.
Формирование новых знаний.
Характеристика трех этапов энергетического обмена в клетке. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблицы «Схема энергетического обмена углеводов».)
Всем живым клеткам постоянно нужна энергия, необходимая для протекания в них различных биологических и химических реакций. Одни организмы используют энергию солнечного света, другие – энергию химических связей органических веществ, поступающих с пищей. Извлечение энергии из пищевых веществ осуществляется в клетках путем их расщепления и окисления кислородом, поступающим в процессе дыхания. Поэтому этот процесс называют биологическим окислением, или клеточным дыханием.
Биологическое окисление с участием кислорода называют аэробным, без кислорода – анаэробным. Процесс биологического окисления идет многоступенчато. При этом в клетке происходит накопление энергии в виде молекул АТФ и других органических соединений.
Этапы энергетического обмена | ||
Этапы энергетического обмена | Процессы энергетического обмена | Освобождение и использование энергии |
I. Подготовительный (в органах пищеварения, на клеточном уровне в лизосомах)-расщепление высокомолекулярных веществ до низкомолекулярных. Реакция гидролиза. | Крупные молекулы органических Веществ, при участии ферментов распадаются на более мелкие молекулы: белки – аминокислот углеводы – моносахаридов жиры – глицерина и жирных кислот | Энергия рассеивается в виде тепла |
II. Бескислородный (неполный) гликолиз протекает в цитоплазме; у микроорганизмов – брожение (протекает в клетках) | Дальнейшее расщепление молекул (при участие ферментов) до более простых соединений. Так, глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты (С3Н4О3), которая затем восстанавливается в молочную кислоту (С3Н6О3). Расщепление идет с участием АДФ и Н3РО4 С6Н12О6 +2Н3РО4 + 2АДФ – 2С3Н6О3 + 2АДФ + 2Н2О У дрожжевых грибов – спиртовое брожение: С6Н12О6 +2Н3РО4 + 2АДФ – 2С2Н5ОН +2СО2 +2АТФ + 2Н2О | Распад одной молекулы глюкозы дает энергию, обеспечивающую синтез двух молекул АТФ(40% энергии), а часть энергии рассеивается в виде тепла (60% энергии). |
III. Биологическое окисление, дыхание, протекает в матриксе митохондрий (образование двуокиси углерода) , на внутренних мембранах митохондрий(окисление водорода, образование воды, синтез АТФ). | При доступе кислорода к клеткам, образовавшиеся на предыдущем этапе ( две молекулы молочной кислоты) окисляются до СО2 и Н2О: 2С3Н6О3 + 6О2 +36Н3РО4 + 36АДФ – 6СО2 + 36АТФ + 42Н2О Образовавшиеся молекулы АТФ
| Выделяется энергия, достаточная для образования 36 молекул АТФ((60% энергии), (40% энергии) рассеивается в виде тепла. |
Ребята вы слышали такое выражение «Нарушение обмена веществ»?
Как вы думаете, почему нарушается обмен веществ? (из- за неправильного питания, употребление вредных веществ).
Формирование умений.
Фронтальная беседа по вопросам:
- Что такое ассимиляция? Приведите примеры реакций синтеза в клетке.
- Что такое диссимиляция? Приведите примеры реакций распада в клетке.
- Докажите, что ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса обмена веществ и энергии — метаболизма.
Подведение итогов урока.
Подведем итог всего вышесказанного, итак обмен веществ состоит из 4 этапов.
Заполните таблицу: Заполнение таблицы «Этапы энергетического обмена».
Особенности | 1 этап | 2 этап | 3 этап |
1. Где происходит расщепление? | |||
2. Чем активизируется расщепление? | |||
3. До каких веществ расщепляются соединения? | |||
4. Сколько выделяется энергии? | |||
Сколько энергии синтезируется в виде АТФ? |
Этапы
Изменения
I этап - Окисление органических веществ (катаболизм).
II этап - Поступление, распространение в клетке.
III этап - Идет процесс обновления, т.е, синтеза органических веществ (анаболизм), одновременно идет процесс расщепления.
IV этап - Выведение конечных продуктов.
Запись домашнего задания
Стр.117 – 121(повторить строение митохондрий и хлоропластов).
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-166501-1355810231.jpg)
Контрольная работа по теме Обмен веществ и энергии. 10 класс
Контрольная работа по теме Обмен веществ и энергии. 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/18/picture-370147-1387388178.jpg)
«Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен»
Предлагаю вам конспект урока в 8 классе общеобразовательных школ по биологии «Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен». Данный материал будет полезен при подготовке и проведени...
ТЕМА: "Обмен веществ и энергии". Фотосинтез.
Благодаря фотосинтезу, ежегодно из атмосферы поглощаются миллиарды тонн углекислого газа, выделяются миллиарды тонн кислорода, фотосинтез является основным источником образования органических веществ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/15/picture-500467-1450187930.jpg)
Проверочная работа для 9 класса по теме Обмен веществ и энергии Биосинтез белка
Проверочная работа...
Тест по биологии по теме Обмен веществ и энергии 10 класс
Тест по биологии пл итогам изучения темы "Обмен веществ и энергии" для10 класса ( профильное обучение).Тест включает в себя задачи....