«Личность молодого педагога: становление в наши дни»
материал по биологии на тему
Предварительный просмотр:
«Личность молодого педагога: становление в наши дни»
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
Василий Осипович Ключевский
Часто слышу вопрос о том, хотела ли я стать учителем с детства? И я всегда отвечаю честно – нет. Выбор моей профессии был обусловлен ни детской мечтой, ни игрой в куклы, и даже ни любовью к школе, нет, педагог зрел во мне все годы обучения уже в Костромской Государственном Университете. Выбор пал на факультет естествознания по самой простой причине – любви к природе, которую как раз мне привил мой любимый учитель биологии еще в школе. Каждый раз, заходя в кабинет биологии мы соблюдали несколько установленных правил. И каждый раз, меня восхищало то, что наш совершенно неуправляемый класс, их соблюдал. Каждый урок биологии, был настолько интересным и познавательным, что мы постоянно задерживались, задавая кучу вопросов. И когда я говорю о своем первом наставке, всегда вспоминаю слова А.М. Кашпировского: «Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся». И только сейчас я понимаю, что колоссальное мастерство нашего учителя, не только смогло научить нас порядку, но и вложило простые истины и любовь к природе.
В университете на первых курсах я была уверена, что стану работать непосредственно с природой. С первого курса нас возили на полевую практику в Кологривский заповедник, где мы набирались опыта. Но незаметно для себя, я не только наслаждалась изучением природы, но и впитывала в себя все, что давали нам наши преподаватели. И тогда, на студенческой скамье, казалось все сложным и непостижимым, а преподаватели жесткими и требовательными. Но сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что они научили нас, и в частности, меня многому. Мой научный руководитель - Упорству, Прилежности, Самоотдаче любимому делу; наш куратор - Силе, Любви, Мудрости, Искренности и Жизнелюбию. Они согревали и продолжали растить то семя, которое было положено еще в школе, они стали моими наставниками. И здесь уместно вспомнить слова Конфуция: «Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...». Было тяжело начать, но они смогли направить и поставить на верный путь.
И вот настает тот самый момент, когда у нас началась педагогическая практика. Я помню этот первый урок, как дрожал голос, холодели ладони, и двадцать пар глаз смотрели только на меня и ждали, как я начну урок. Я и сейчас уверена, в том, как начнешь урок, так его и проведешь. Я помню, как произнесла приветствие, и меня удивил строгий тон моего голоса. Первый урок прошел почти идеально, я не смогла рассчитать материал и у меня оставалось время. И чтобы не начался шум, я стала рассказывать интересные факты о животных, которые встречались в нашем заповеднике - ребятам очень понравилось. Тогда я впервые столкнулась с тем, что мне необходимы дополнительные источники различной научной и познавательной литературы. Дети всегда задают самые неожиданные вопросы, на которые хороший учитель должен уметь дать ответы. И к каждому уроку я готовилась в предвкушении, что мои маленькие зрители будут довольны. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту, не уходя от лучей сияющего солнца знаний» - эти слова В. А. Сухомлинского мне близки. Для того чтобы «зажечь» эти детские глаза, есть только одно средство: интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков и внеклассные мероприятия в жизни ученика. Моя педагогическая практика закончилась тем, что на последнем уроке весь класс встал, и их староста от имени всех своих одноклассников, просила меня остаться с ними. Я посмотрела в их детские, наивные и грустные глаза и поняла, именно тогда я поняла, что не смогу уйти. Не смогу уйти не только от этих детей, но и от чувства, что они нуждаются во мне.
Но по окончанию университета любой молодой специалист сталкивается с проблемой трудоустройства. В школах не было вакансий. И тогда у меня была возможность работы только зоологом. Но через год все-таки судьба улыбнулась и вернула на педагогический путь. Теперь работа доставляет мне огромное удовольствие. Конечно, как и любому молодому специалисту, не всегда легко. Но в трудные минуты рядом есть наставники, более опытные учителя, готовые прийти на помощь и поделиться своим опытом. «Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь...» (М. Квинтилиан).
Безусловно, становление молодого учителя не станет успешным, если он не будет в своей педагогической деятельности опираться на авторитет знаменитых деятелей педагогики, взгляды которых ему близки. Для меня это К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С.Макаренко. Направленность их педагогических идей убеждает в том, что, прежде всего, учитель должен любить детей. Всяких: шумных и тихих, послушных и капризных, ухоженных и неряшливых. На том простом основании, что они – дети. «Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность...» (П. Блонский). Учитель не должен кричать и тем более бить детей. Не смотря на свой маленький педагогический опыт, для дисциплины мне хватает взгляда и тона голоса. Учитель не должен быть несправедливым, нечестным, жестоким человеком, ведь больше всего ребёнка ранит несправедливость. Учитель сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в обучении и воспитании детей. Он обязательно должен знать детскую психологию, понимать душу ребёнка. Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.
Поэтому часто задавая себе вопрос, каким должен быть современный учитель, я понимаю, что нет предела совершенству. Мы всегда должны самосовершенствоваться, познавать что-то новое, как самостоятельно, так и со своими учениками. Мои ученики, это мои «лучики». Каждый раз заходя в класс, я греюсь от их тепла и любви. Для меня учитель, да, он должен быть строгим, он должен быть требовательным, но это не значит, что он не должен быть другом. Уметь выслушать ребенка, понять его, дать ему правильный совет, направить его на верный путь, вот что немаловажно! Но это можно сделать, только если у вас есть Доверие. Поэтому я своим ученикам даю не только знания, не только воспитываю в них личность, но и воспитываю в них, то что сейчас очень редко встретишь – Доверие. Кто-то может сказать, что дистанция «Учитель-ученик» в таком случае слишком мала, а задумайтесь настолько ли она сейчас важна? Конечно учитель, должен быть примером для своих учеников, вызывать глубокое уважение, но и он должен быть не только наставником, но и другом. Понимая характер ребенка, его увлечения, я раскрываю его на уроках, я даю ему возможность поверить в себя. Я даю ему возможность «дать всходы». Как сказал Д.И. Менделеев «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян...», и я буду гордиться своими учениками.
Мой путь только начат, меня ждет много преград и испытаний, но я готова идти по этому пути, учась и уча, развиваясь и давая развитие, я научусь быть «солнцем, излучающим человеческое тепло, почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сеять знания не только в памяти и сознании своих учеников, но и в их душах и сердцах...».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Разработка и апробация модельной методики профессионального становления молодого педагога"
В данной работе представлена презентация (с приложением) модельной методики для районных и городских комитетов по образованию. Данный проект был создан на курсах повышения квалификации директоров школ...
Эссе на тему "Личность молодого педагога.Становление в наши дни"
эссе Покосовой Е.А. участницы конкурса Педагогического мастерства в наминации Педагогический дебют...
Статья по теме: МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ: АДАПТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ Материалы V Межрегиональной научно-практической конференции (28 февраля 2018 года)
Сборник содержит материалы V межрегиональной научно-практической кон-ференции «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление» повопросам организации и реализации методической р...
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА (из опыта работы учителя истории и обществознания Генкиной Т.Б.).
Выступление на педсовете....
«Роль патриотического воспитания в становлении личности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья»Докладна методическом объединении
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «РОЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...
Презентация "Деятельность педагога – наставника как условие профессионального становления молодых педагогов в форме наставничества «учитель-учитель».
Презентация содержит информацию о наставничестве как социально-экономическом тренде современной России, рассказывает о составляющих образа учителя-наставника (психологические аспекты), расскрывает эта...
Творческая мастерская «Мудрый педагог» Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»
Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими ...