Урок биологии в 6 классе "Фотосинтез"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Турлупова Ольга Владиславовна

Урок с использованием опыта по фотосинтезу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fotosintez.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 78

Московская обл., Ногинский р-н, д. Пятково, ул. Береговая, д.1/1

496-51-27449

БИОЛОГИЯ

6 КЛАСС

ФОТОСИНТЕЗ.

Турлупова О.В.

Задачи урока:

- продолжить формирование понятия о питании растений;

- познакомить с воздушным способом получения растением веществ, необходимых для питания; раскрыть понятие «фотосинтез»;

- показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза, выявить приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза;

- сформировать знания об условиях протекания этого процесса;

- раскрыть значение фотосинтеза в природе и жизни человека;

- обратить внимание на проблему загрязнения воздушной среды.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: учащиеся знают о способе получения растением веществ, необходимых для питания, из воздуха, об условиях протекания фотосинтеза, о роли хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ.

Метапредметные: развивается умение на основе наблюдений простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений фиксировать, анализировать и объяснять их результаты.

Личностные: формируется экологическая культура на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранения лесов.

Основные понятия урока: фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, органические вещества.

Деятельность обучающихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, наблюдения за демонстрируемым учителем опытом, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении его результата и вопроса о космической роли фотосинтеза.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование:

Таблица «Микроскопическое строение листа»

Портрет К.А.Тимирязева

Комнатные растения: пеларгония, хлорофитум

Результаты опыта по фотосинтезу

Стакан с водой

Опорная схема «Фотосинтез»

Схема «Питание растений»

№ п\п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Содержание учебного материала

Формы работы

Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.

Какое значение имеет процесс  питания для растений?

Какие вещества входят в состав растение?

Какой орган цветкового растения обеспечивает минеральное питание?

Какие вещества корень получает из почвы?

Выполнение задания №1.

Вариант 1.

Выберите все правильные ответы.

1. К углеводам относятся:

А) жиры           Б) глюкоза;      

В) крахмал;      Г) минеральные соли.

2. Через корневую систему в растение поступают:

А) органические вещества;   Б) витамины;  

В) вода;                                    Г) минеральные соли.

3. Уникальное свойство почвы:

А) цвет;                                                Б) плодородие;  

В) способность поглощать воду;       Г) плотность.

Вариант 2.

Выберите все правильные ответы.

1. К неорганическим веществам относятся:

А) глюкоза;                  Б) минеральные соли,

В) белки;                      Г) вода.

2. Вода и минеральные соли поступают в растение через:

А) устьица;                                Б) корневой чехлик;

В) зону проведения корня;       Г) корневые волоски.

3. Удобрения в почву вносят:

А) для восполнения минеральных веществ;    

Б) для улучшения плодородия;

В) для увлажнения почвы;

Г) для уменьшения плотности.

Какие вещества необходимы для минерального питания растений?

Выполнение задания №2.

Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, фосфор, калий?

Для ответа на вопрос заполните пропуски в тексте.

____________________ способствует росту растений.

____________________ способствует скорейшему созреванию плодов.

___________________ способствует быстрейшему оттоку органических веществ от листьев к корням.

__________________________________________________

Куда дальше поступают вода и минеральные соли?

Только ли корень участвует в питании растений?

Басня И.А.Крылова «Листы и корни» (отрывок)

- Мы те,

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас.

Ужель не узнаёте?

Мы – корни дерева, на коем вы цветёте.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится;

А если корень иссушится,-

Не станет дерева, ни вас.

Прав ли был И.А.Крылов, утверждая, что основной труд принадлежит в растении корням?

Первичное усвоение материала.

1.    Можно ли питаться воздухом?

Все живые организмы питаются органическими веществами. Значит, все клетки растения питаются органическими веществами, которые образуются благодаря воздушному питанию, т.е. процессу фотосинтеза.

2.    Какой орган цветкового растения обеспечивает процесс фотосинтеза?

* Клеточное строение листа.

3.     Анализ слова ф о т о с и н т е з (греч.)

          19 век              свет     образование сложных веществ из            

                                                    простых

4.     Опыт, подтверждающий образование органического вещества – крахмала – в зеленых листьях на свету.

5.     Определение понятия:

Фотосинтез – это процесс образования сложных органических веществ из неорганических в зеленых листьях на свету.

Анализ понятия:

А) Что такое процесс?

Б) Какие вещества являются исходными?

В) Какие сложные вещества образуются?

Г) Что является источником энергии?

6.    К.А.Тимирязев, значение его работ по изучению действия солнечных лучей на растения.

7.    Роль хлорофилла.

Во всех ли живых клетках листа образуется крахмал?

Можем ли мы получить сахар?

Нальём в стакан воду, в воздухе содержится углекислый газ, поставим эту воду на свет и будем ждать, когда появится сахар.

Появится ли? Почему?

А почему в листьях появляется сахар из углекислого газа и воды?

Почему хлорофилл называют самым удивительным веществом на Земле?

К.А.Тимирязев писал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтоб он из всего этого приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений».

8.   Обобщение материала.

Ф

О
Т
О
С
И
Н
Т
Е
З

Условия:

Вода

Углекислый газ

Свет

Хлорофилл

Продукты:

Крахмал – органическое вещество – главный продукт

                  ?

Что неизвестно в этой схеме?

Все знают, что хорошо дышится там, где много зелени. Воздух в лесу свежий, там много кислорода.

Взрослый человек за сутки вдыхает 700-800 л кислорода.

Откуда берется кислород?

Значит, в процессе фотосинтеза образуется ещё и кислород.

Питание растений

Минеральное

Корень

(корневые волоски)

Вода +минеральные соли

Воздушное

Лист

(устьица)

Углекислый газ

Солнечная энергия

Хлоропласты

Органическое вещество

Осмысление изученного материала.

Чтобы узнать то, что вы узнали сегодня, ученым потребовались века.

Какое значение имеет фотосинтез для жизни на Земле?

Вредное влияние загрязнения окружающей среды на процесс фотосинтеза.

Систематизация знаний.

Заполнение опорной схемы по памяти (задание 3)

Ф

О
Т
О
С
И
Н
Т
Е
З

Условия:

Вода

____________

Свет

____________

Продукты:

_________ – органическое вещество – главный продукт

_____________________

Прав ли был И.А.Крылов, утверждая, что основной труд в растениях принадлежит корням?

Что мы узнали сегодня?

Что надо запомнить?

Задание на дом.

§16, задания 66, 67 в тетради.

Оценка работы учащихся на уроке.

Беседа

Самостоятельная работа

Беседа

Самостоятельная работа

Беседа

Учитель

Учитель

Ответ учащегося.

Беседа, запись на доске.

Рассказ с демонстрацией результатов опыта.

Задание 65 в рабочей тетради

Беседа

Учитель

Беседа

Учитель

Составление опорной схемы

Дополнение опорной схемы

Составление схемы

Работа с текстом учебника :с. 92

 2-ой абзац, беседа.

Работа в парах (взаимопроверка)

беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...