Урок Пиявки 7 класс
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Класс Пиявки» 7 класс
Авторы программы: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова.
Учебник: Захаров, В. Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели: -изучение многообразия кольчатых червей на примере класса Пиявки;
- создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.
Задачи:
образовательная – организовать изучение и обеспечить понимание учащимися особенностей строения и жизнедеятельности пиявок, их роли в природе и практического значения для человека;
развивающая – продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и обобщать полученную информацию;
воспитательная – создать условия для увлечённого учения.
Оборудование: карточки с текстом для каждого учащегося.
Приёмы: кластеры, ИНСЕРТ, синквейн.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
2. Терминологическая разминка
3. Изучение нового материала.
I. Стадия вызова и целеполагания
Учитель: Давайте вспомним, что вы знаете о пиявках?
Ответы учеников:
- эти животные относятся к типу Кольчатые черви,
-обитают в реках и прудах,
-сосут кровь у животных и человека,
-используются в медицине.
Учитель: А что бы вы хотели узнать о пиявках еще?
Запишем все предположения в тетрадь используя приём «Кластеры».
Кластер «предположений» может выглядеть так:
Чем больше собрать верных (а возможно, и нет) сведений, тем богаче будет резервный фонд для изучения нового.
Стадия вызова завершена – теперь нам необходимо проверить наши предположения. Для
Этого , мы с вами обратимся к тексту.
II. Стадия осмысления содержания
Учитель: Перед вами лежит текст, который необходимо изучить , используя технологический прием «ИНСЕРТ».Вы будете читать текст, ставя на полях специальные пометки.
«v» – это я знаю;
«+» – новая информация;
«-» – информация, противоречащая моим знаниям;
«?» – хотел бы узнать об этом побольше.
Текст: Монолог медицинской пиявки
Я – пиявка! А что это так изменились ваши лица? Вообще-то я родственница дождевого червя, т. к. мы относимся к одному типу Кольчатые черви! А предками моими являются малощетинковые черви. Да и я не какая-то там рыбья или птичья, я – медицинская пиявка. По латыни это звучит очень красиво: Гирудо медициналис! Ну, конечно, я – паразит… Что поделаешь? Жить-то надо! Некоторые из моих родственников – хищники, заглатывают свою жертву по частям или целиком. Но лично я не просто паразит, я – полезная. Люди мне многим обязаны, и, возможно, в скором времени мне воздвигнут памятник (также как собаке и лягушке) с торжественной надписью: «От благодарного человечества». Думаете, многого прошу? Ничего подобного! А кто спасал в течение многих веков людей от повышенного давления? От тромбов? Да мало ли ещё от чего! Охранять меня надо, а не истреблять!
Но если по порядку, то жить я люблю в спокойных водоёмах – озёрах, болотцах, небыстрых речушках. У меня и глаза есть – целых пять пар, и присоски. Жабр у меня нет, приходиться дышать через кожу. Но самое главное – челюсти с зубчиками – целых три. А ещё я умею плавать. Живём мы примерно шесть лет. Пока малы и слабы – кормимся, присосавшись к тритонам да лягушкам. А как подрастём – не против присосаться к птицам, рыбам, млекопитающим и даже человеку. К сожалению, и сами попадаем на обед многим животным.
Обычно я раз в полгода обедаю, подходящую жертву ведь не сразу встретишь. Иногда приходиться довольно долго голодать. Представляете, по два года ни единой крошки, т. е. капли крови во рту не бывает! Зато уж если обедаю, то за раз до 50 г крови могу выпить и это при моих крошечных размерах, всего-то 10 – 15 см. Эта кровь долго у меня в желудке будет храниться – бактерии специальные, которые во мне живут, помогают ей оставаться свежей.
А люди – они наблюдательные, заметили, что после моего укуса кровь из ранки ещё долго вытекает, не свёртываясь. Заинтересовались они этим и обнаружили в слюне у меня вещество, которое потом назвали гирудин, в честь меня, значит. Так вот, оказывается, это вещество помогает лечить тромбоз, так болезнь называется, когда кровь слишком сильно свёртывается и человек может даже умереть от закупорки кровеносных сосудов. И тут мы, пиявки медицинские, на помощь приходим. Уже много столетий нас люди собирали в болотцах и в аптеках продавали. А в аптеках нас по 3 – 4 месяца не кормили, а потом мы больных пользовали. Мы при разных заболеваниях помогаем – и при тромбофлебите, и при гипертонии. Сейчас нас в водоёмах-то поменьше стало, повыловили всех, так люди взялись в специальных лабораториях нас выращивать и эксперименты на нас ставить. Нужны, значит, мы. Так что, помните: нас охранять нужно, пригодимся ещё!
После проработки текста следующим шагом может быть заполнение таблицы.
«V» | «+» | «- « | «?» |
Учитель: Теперь посмотрим на наши заполненные таблицы и обсудим их. Начинается обсуждение граф таблицы, особенно графы «?», обеспечивая выход на новые источники информации.
«v» | «+» | « - « | «?» |
Тип кольчатые черви, обитают в водоёмах, имеют присоски, сосут кровь. | Произошли от малощетинковых червей, имеют челюсти с зубками, служат пищей для других животных. | Являются хищниками, дышат кожей. | Гирудин, как выращивают пиявок в лаборатории. |
III. Стадия рефлексии.
Учитель: Давайте вернемся к первоначальным записям на доске и в тетрадях (кластер). Внесите изменения, сделайте дополнения, исправьте ошибки.
.Работа может проводиться по группам с последовательным их выслушиванием.
Кластер по данной теме может быть составлен следующим образом:
Учитель: В заключении нашего урока составим синквейн по теме.
Пиявки
Пресноводные, кольчатые
Обитают, нападают, лечат
Пиявки-потомки малощетинковых червей
Кровососы (хищники, кольчецы)
Учитель: Молодцы! Хорошо поработали на уроке, запишите домашнее задание.
Домашнее задание: изучить Статью «Класс Пиявки» на с. 130, подготовить сообщения о применении медицинской пиявки в медицинской практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...
Урок 6 класс «Отношения между Дубровским и Троекуровым, анализ эпизода «На псарне». Урок 5 класс Урок повторения ранее изученного. Тема урока: Глагол.
laquo;Отношения между Дубровскими Троекуровым, анализ эпизода «На псарне»....