Рабочая программа по биологии для 8 класса ФГОС
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации г.о. Троицк в г. Москве
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету _биология____________________________
для 8-А,В
Количество часов: всего __70_____ часов; в неделю __2__часа
Составитель: Чайченко Татьяна Анатольевна
высшая квалификационная категория
г. Троицк
2016/2017 учебный год
Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897; с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. №1577
- Образовательная программа МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» (утверждена приказом директора от «_30__» «августа» 2016 г.)
- Учебный план МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» (утвержден приказом директора от «30» «августа» 2016
- Примерная программа по учебному предмету В.В.Пасечника
Учебно-методический комплекс
- Программа по биологии В.В.Пасечника для основной школы
- Учебник по биологии для 8 класса, базовый Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева «Биология. Человек. 8 класс»/ - М.:Дрофа,2016.
- Пособия для учителя:
- Поурочные разработки 8 класс Д.В.Колесов.- М.: ДРОФА.2016
- Пособие для учащихся:
- Рабочая тетрадь КолесовД.В. Человек. 8 класс.- М.:ДРОФА.2016.
Содержание учебного предмета, курса
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) биология в 8 классах основной школы определена следующими укрупненными тематическими блоками (разделами):
-- Происхождение человека
-- строение и функции организма
-- индивидуальное развитие организма
Раздел 1. Происхождение человека.
Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе. Доказательства животного происхождения человека.
Раздел 2. Строение и функции организма.
Клеточное строение организма. Ткани. Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы организма. Дыхательная система. Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма.
Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Личность и ее особенности. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В соответствии с ФГОС ООО устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Личностные результаты, формируемые при изучении биологии в 8 классеЖ
У обучающегося будут сформированы:
— чувство гордости за российскую биологическую науку;
- умения выделять эстетические достоинства человеческого тела;
—умения следить за соблюдением правил поведения в природе;
—возможности использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудах, ожогах, обморожениях, травмах ,спасении утопающего
— умения рационально организовывать труд и отдых;
--- умения проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
— понимание ценность здорового и безопасного образа жизни;
Ученик получит возможность для формирования:
— признания ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— осознания значения семьи в жизни человека и общества;
— принимать ценности семейной жизни;
— уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
— понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
—способности проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
—способности признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— умения отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— умения слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметные результаты , формируемые при изучении биологии в 8 классе:
Ученик научится:
-выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма;
- объяснять :роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- в системе моральных норм ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
-получать информацию об организме человека из разных источников
Ученик получит возможность научится:
-устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов ,рефератов, презентаций;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;
- проводить исследовательскую и проектную работу;
- выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье;
- аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД, наркомания, алкоголизм.
Предметные результаты изучения биологии в 8 классе:
Тема 1. Происхождение человека.
Ученик научится:
- определять место и роль человека в системе органического мира.
- сходство человека с животными и отличия от них.
Ученик получит возможность :
- определять принадлежность биологического объекта
- сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы
- делать выводы на основе сравнения
Тема 2. Строение и функции организма.
Ученик научится:
- давать определения понятиям: ткань, орган, системы органов человека.
- распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека.
- характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.
- рассматривать готовые микропрепараты
- использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма
- называть приемы оказания первой помощи
- находить в тексте учебника биологическую информацию
Ученик получит возможность:
- устанавливать взаимосвязь строением и функциями органов и систем органов человека
- характеризовать сущность обмена веществ
- использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний.
- использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха
- объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды
- анализировать и оценивать воздействие факторов риска на состояние здоровья
- характеризовать сущность биологических процессов
- описывать и объяснять результаты опытов
Тема 3. Индивидуальное развитие организма.
Ученик научится:
- давать определение понятию размножение, оплодотворение
- называть особенности строения женской и мужской половой системы
- характеризовать сущность процессов размножения и развития человека
- называть психологические особенности личности
- объяснять причины наследственности
Ученик получит возможность:
- распознавать и описывать на таблицах женскую и мужскую половые системы
- объяснять причины проявления наследственных заболеваний
- проводить самостоятельный поиск биологической информации о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека
- характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека
- находить в различных источниках информацию, подтверждающую целостность организма человека
- использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек
Тематическое планирование для _8___ класса
№ урока | Тема | Кол-во часов | Форма контроля |
1. | Введение. Анатомия, физиология, психология, гигиена человека. | 1 | Устный опрос |
2. | Становление наук о человеке. | 1 | Устный опрос |
3. | Контрольная работа №1 (стартовый контроль) | 1 | КР |
4. | Систематическое положение человека. | 1 | устный опрос |
5. | Историческое прошлое людей. | 1 | устный опрос |
6. | Расы человека. | 1 | СР |
7. | Общий обзор организма человека. | 1 | устный опрос |
8. | Клеточное строение организма. | 1 | устный опрос |
9. | Ткани. Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей». | 1 | ЛР |
10. | Рефлекторная регуляция. Лабораторная работа №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс». | 1 | ЛР |
11. | Значение опорно-двигательной системы ее состав. | 1 | устный опрос |
12. | Строение костей. | 1 | устный опрос |
13. | 1 | тест | |
14. | Скелет конечностей. Соединение костей | 1 | устный опрос |
15. | Строение мышц. | 1 | СР |
16. | Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа №3 «Утомление при статической и динамической работе». | 1 | ЛР |
17. | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторные работы №4,5 «Выявление нарушений осанки», «Выявление плоскостопия». | 1 | ЛР |
18. | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | 1 | устный опрс |
19. | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. | 1 | устный опрос |
20. | Состав крови. Лабораторная работа №6 «Сравнение крови лягушки и человека». | 1 | ЛР |
21. | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | 1 | СР |
22. | Иммунология на службе здоровья. | 1 | устный опрос |
23. | Транспортные системы организма. | 1 | устный опрос |
24. | Круги кровообращения. | 1 | тест |
25. | Строение и работа сердца. | 1 | СР |
26 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Практические работы №1,2 «Измерение кровяного давления», «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке». | 1 | ПР |
27 | Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. | 1 | устный опрос |
28 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | устный опрос |
29 | Зачет по темам: «Опорно-двигательная система», «Внутренняя среда организма», Кровеносная и лимфатические системы». | 1 | Зачет |
30. | Значение дыхания. Органы дыхания. | 1 | устный опрос |
31 | Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. | 1 | устный опрос |
32. | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | 1 | устный опрос |
33. | Функциональные возможности дыхательной системы. Болезни и травмы органов дыхания, их профилактика, первая помощь. | 1 | устный опрос |
34. | Питание и пищеварение | 1 | устный опрос |
35. | Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа №7 «Действие ферментов слюны на крахмал». | 1 | ЛР |
36. | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. | 1 | СР |
37. | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит. | 1 | устный опрос |
38. | Регуляция пищеварения. | 1 | устный опрос |
39. | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | 1 | устный опрос |
40. | Контрольная работа №2 (рубежный контроль) | 1 | КР |
41. | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. | 1 | устный опрос |
42. | Витамины. | 1 | тест |
43. | Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа №8 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат». | 1 | ЛР |
| |||
44. | Кожа – наружный покровный орган. | 1 | устный опрос |
45. | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | 1 | устный опрос |
46. | Терморегуляция организма. Закаливание. | 1 | устный опрос |
47. | Выделение. | 1 | устный опрос |
48. | Значение нервной системы. | 1 | устный опрос |
49. | Строение нервной системы. Спинной мозг. | 1 | СР |
50. | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа №9 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». | 1 | ЛР |
51. | Функции переднего мозга. Лабораторная работа №10 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга». | 1 | ЛР |
52. | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. | 1 | устный опрос |
53. | Анализаторы | 1 | устный опрос |
54. | Зрительный анализатор. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | 1 | устный опрос |
55. | Слуховой анализатор. | 1 | устный опрос |
56. | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса | 1 | тест |
57. | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1 | устный опрос |
58. | Врожденные и приобретенные программы поведения. | 1 | устный опрос |
59. | Сон и сновидения. | 1 | устный опрос |
60. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | 1 | устный опрос |
61. | Воля и эмоции. Внимание. | 1 | устный опрос |
62. | Роль эндокринной регуляции. | 1 | устный опрос |
63. | Функция желёз внутренней секреции. | 1 | устный опрос |
64. | Контрольная работа №3 (итоговый контроль) | 1 | КР |
| |||
65. | Жизненные циклы. Размножение. | 1 | устный опрос |
66. | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | 1 | устный опрос |
67. | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. | 1 | тест |
68. | Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. | 1 | устный опрос |
69. | Интересы, склонности, способности | 1 | Устный опрос |
70. | Обобщение и систематизация знаний по курсу | 1 | Фронтальная беседа |
итого | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС ООО
Рабочая программа общеобразовательного уровня по биологии для 6 класса ФГОС. Составлена на основе программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г....
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Программа составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника. К публикации предлагается тематическое планирование....
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
КТП к рабочей программе по биологии 5 класс ФГОС на основе программы авторов И.Н. Пономаревой и др.
КТП к рабочей программе по биологии 5 класс ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС на основе программы авторов И.Н. Пономаревой и др.
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС...
Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения".
Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ....
Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др."Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ.
Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др. "Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ...