Эволюция органов пищеварительной системы
план-конспект урока по биологии (7 класс)
План-конспект урока биологии в 7 классе. Теме урока "Эволюция пищеварительной системы".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 7 классе
Учитель биологии МКОУ Петропавловская СОШ Алёшина Ирина Анатольевна
Тема «Эволюция органов пищеварительной системы»
Цель: познакомиться с эволюционными изменениями органов пищеварительной системы животных разных систематических категорий.
Задачи: выяснить взаимосвязь особенностей строения органов пищеварительной системы и способов питания;
уметь сравнивать строение органов пищеварительной системы животных разных систематических категорий;
уметь определять понятия темы «питание», «пищеварение».
Тип урока: открытие новых знаний
Ход урока
- Орг. момент
Создание эмоционального настроения учащихся, формирование интереса к уроку.
На доске эпиграф:
«Есть бездна вещей, которых мы просто не знаем,
и ещё больше таких, которые знаем дурно,
бессвязно, отрывочно, даже ложно…» А.И.Герцен
- Эти слова, я выбрала не случайно, сегодня на уроке, вы узнаете много нового и интересного.
2. Актуализация знаний
Вывод на тему
- Какую общую тему вы изучаете? (Эволюция строения и функций органов и их систем)
- Что такое эволюция? (Это историческое развитие животного мира)
Учитель: При изучение многообразия животного мира перед вами разворачивалась картина постепенного развития животных от низших к высшим. Они становились всё более сложными по строению, образу жизни, поведению. Вместе с совершенствованием их строения развивались и функции тканей, органов, систем органов, организм в целом.
(демонстрация эволюционного дерева - родословная жив. мира)
- Эволюцию каких органов и систем органов вы изучили? Какие функции они выполняют? (ответы учащихся)
Учитель: Тело любого живого существа – от крохотной бактерии до огромного слона, содержит множество органических соединений и веществ. Они должны постоянно в нужных количествах присутствовать в организме, чтобы поддерживать его нормальное существование.
- Каким же образом обеспечивается эта важнейшая потребность? (Эта потребность удовлетворяется за счет питания)
- Что называют питанием? (поступление в организм различных питательных веществ)
- Как осуществляется поступление в организм питательных веществ? (с помощью пищеварительной системы).
- Сформулируйте тему и задачи урока, запишите в рабочих листах.
(Эволюция органов пищеварительной системы.
Задачи: проследить эволюцию органов пищеварения животных;
изучить способы питания
познакомиться с функциями пищеварительной системы)
- Основная часть
- Прочитайте текст учебника на стр. 209 и выясните, какие функции осуществляет пищеварительная система. (Задание 1. Обеспечение организма органическими веществами, которые являются источником энергии и строительного материала для роста и развития.)
- Все животные являются потребителями готовых органических веществ. Органические вещества они получают, питаясь другими организмами, растительными и животными. В соответствии с характером потребления пищи животных часто подразделяют на различные категории.
- Какие, вы узнаете, выполнив Задание 2 в рабочих листах (заполнить кластер)
- При любом типе питания пища должна пройти соответствующую обработку, прежде чем будет усвоена. Это может быть химическое воздействие с помощью пищеварительных соков как у простейших, губок, кишечнополостных и других животных, заглатывающих добычу целиком. Или сначала механическое измельчение пищи, а затем химическое воздействие на нее (видео).
- Как можно назвать совокупность этих процессов? (пищеварение)
- Дайте определение этому термину.
- Посмотрите, как определяется это понятие в различных словарях.
Слайд. Процессы измельчения, расщепления и всасывания питательных веществ составляют ПИЩЕВАРЕНИЕ.
- Давайте запишем определение «Пищеварения» в рабочих листах.
- Как происходило эволюционное развитие органов пищеварения, вы узнаете, выполнив самостоятельно Задание 3 в рабочих листах. Вам предстоит выяснить особенности строения пищеварительных органов и систем у разных систематических групп животных. Работать вы будете в парах, заполняете только определенную колонку таблицы.
(задание «Изучить органы пищеварения у:
- Одноклеточные и Кишечнополостные.
- Плоские, Круглые, Кольчатые черви.
- Моллюски.
- Членистоногие.
- Рыбы.
- Земноводные.
- Пресмыкающиеся.
- Птицы.
- Млекопитающие.
Задание 3
Заполнить таблицу «Эволюция органов пищеварительной системы»
Систематическая категория | Строение пищеварительной системы. | Представители |
Одноклеточные и Кишечнополостные. | У одноклеточных-пищеварительная вакуоль. У кишечнополостных - кишечная полость (полостное пищеварение), пищеварительные и железистые клетки (внутриклеточное пищеварение) | Амеба, гидра |
Плоские, Круглые, Кольчатые черви. | Плоские - слепо замкнутая пищеварительная система (рот-глотка-кишечник). У ленточных редуцирована. Круглые – появляется анальное отверстие. Кольчатые – кишечник разделен на переднюю, среднюю и заднюю кишку. В глотке имеются зубчики. | Белая планария Аскарида Дождевой червь |
Моллюски. | Появляются железы – слюнные и печень. Во рту есть терка-радула с роговыми зубчиками. | Прудовик, слизень |
Членистоногие. | В желудке у ракообразных есть хитиновые «жерновки», при помощи которых пища измельчается. Переваривается пища в печени и кишечнике. Паукообразные- сначала внекишечное пищеварение, затем в пищеварительной системе. Насекомые-есть слепые выросты между средней кишкой и желудком (всасывание пит. в-в) | Речной рак Тарантул, клещ Жуки, бабочки |
Хордовые. Рыбы. | Рот(зубы)-глотка-пищевод-желудок-кишечник-анальное отверстие. Железы-печень, поджелудочная. | Карась, окунь |
Земноводные. | В глотке нет жаберных щелей. Появляются слюнные железы. Клоака-особое расширение толстой кишки. | Лягушка |
Пресмыкающиеся. | Ядовитые железы и зубы. Железы-печень, поджелудочная и слюнные. | Ящерицы, змеи |
Птицы. | Зубы отсутствуют. У зерноядных имеется зоб. Желудок железистый и мускульный. Слепые отростки кишечника. Есть клоака. | Синица, ворона |
Млекопитающие. | Зубы дифференцированы. Желудок простой (свиньи, зайцы) или сложный (корова). Железы-слюнные, печень, поджелудочная. Клоака отсутствует. | Лошадь, тигр, коза |
Физкультминутка.
Беседа об особенностях строения пищеварительной системы животных разных систематических групп. (Работа с текстом учебника для учащихся, которые не успели заполнить всю таблицу в ходе отчета малых групп)
- Когда впервые в эволюции появилась пищеварительная система?
- Почему у Ленточных червей отсутствует пищеварительная система?
- В чем особенность строения пищеварительной системы Моллюсков?
- В чем принципиальное отличие пищеварения Паукообразных от других Членистоногих?
- В чем сходство и отличие пищеварительной системы Хордовых?
4. Закрепление.
Работа с раздаточным материалом. Все учащиеся работают на местах, одна группа по желанию – у доски.
- Расположите схемы пищеварительной системы животных разных систематических категорий в порядке усложнения строения. (Проверка)
Учитель: в каком направлении шла эволюция органов пищеварительной системы? (усложнение: увеличение числа отделов, появление желез, удлинение)
- Почему именно в этом направлении шла эволюция ? (это способствует лучшему перевариванию и усвоению питательных веществ)
5. Рефлексия.
- Какую тему изучили на уроке?
- Что нового для себя открыли?
- Какие вопросы остались без ответа?
- Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на уроке?
- Оцените свою работу на уроке, используя подсказки в рабочих листах.
Оценка учителя.
Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку биологии в 7 классе "Эволюция пищеварительной системы животных".
Презентация "Эволюция пищеварительной системы животных" предназначена для проведения урока биологии в 7 классе. Она составлена для учителей, работающих по программе и учебнику В.В. Латюшкина. Её испол...
Эволюция пищеварительной системы животных.
Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 7 классах. Учебный материал разработан на основании программы В.В.Пасечника....
Открытый урок по биологии в 7 классе на тему "Эволюция пищеварительной системы"
Интерактивный материал для проведения открытого урокадля начала просмотра открыть START.html...
Дыхательная и пищеварительная системы органов
Здравствуйте, начинаем урок биологии, с использованием тестовых материалов ГИА 2014г.Тема «Организм.Дыхательная и пищеварительная системы органов».Тип урока: обобщение и систематизация знанийЦель: поз...
Технологическая карта урока биологии в 7 классе.Эволюция органов пищеварительной системы у животных
Урок проводится с применением компьютерной и исследовательской технологий....
План-конспект урока по теме «Эволюция пищеварительной системы у животных. Обмен веществ и энергии»
7 классТема Эволюция строения и функций органов и их систем.Учебник: Латюшин В.В., Шапкин В.А., М., Дрофа, 2014 гЦель урока:Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение...
Эволюция органов пищеварительной системы
Презентация "Эволюция органов пищеварительной системы может быть использована при проведении урока в 7 классе по теме "Эволюция органов пищеварительной системы"...