Эволюция органов пищеварительной системы
план-конспект урока по биологии (7 класс)

План-конспект урока биологии в 7 классе. Теме урока "Эволюция пищеварительной системы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7 классе

Учитель биологии МКОУ Петропавловская СОШ Алёшина Ирина Анатольевна

           Тема «Эволюция органов пищеварительной системы»

Цель: познакомиться с эволюционными изменениями органов пищеварительной системы животных разных систематических категорий.

Задачи: выяснить взаимосвязь особенностей строения органов пищеварительной системы и способов питания;

               уметь сравнивать строение органов пищеварительной системы животных разных систематических категорий;

               уметь определять понятия темы «питание», «пищеварение».

Тип урока: открытие новых знаний

                                         Ход урока

  1. Орг. момент 

Создание эмоционального настроения учащихся, формирование интереса к уроку.

                                                                                    На доске   эпиграф:

«Есть бездна вещей, которых мы просто не знаем,

 и ещё больше таких, которые знаем дурно,

 бессвязно, отрывочно, даже ложно…»  А.И.Герцен

- Эти слова, я выбрала не случайно, сегодня на уроке, вы узнаете много нового и интересного.

2. Актуализация знаний

Вывод на тему

- Какую общую тему вы изучаете?  (Эволюция строения и функций органов и их систем)

- Что  такое эволюция? (Это историческое развитие животного  мира)

Учитель: При изучение многообразия животного мира  перед вами разворачивалась картина постепенного развития животных от низших к высшим. Они становились всё более сложными по строению, образу жизни, поведению. Вместе с совершенствованием их  строения развивались и функции тканей, органов, систем органов, организм в целом.

(демонстрация эволюционного дерева - родословная  жив. мира)

- Эволюцию  каких органов и систем органов вы изучили?  Какие функции они выполняют? (ответы учащихся)

Учитель: Тело любого живого существа – от крохотной бактерии до огромного слона, содержит множество органических соединений и веществ. Они должны постоянно в нужных количествах присутствовать в организме, чтобы поддерживать его нормальное существование.

- Каким же образом обеспечивается эта важнейшая потребность? (Эта потребность удовлетворяется за счет питания)

- Что называют питанием? (поступление в организм различных питательных веществ)

- Как осуществляется поступление в организм питательных веществ? (с помощью пищеварительной системы).

- Сформулируйте тему и задачи урока, запишите в рабочих листах.

(Эволюция органов  пищеварительной системы.

Задачи: проследить эволюцию органов пищеварения животных;

              изучить способы питания

             познакомиться с функциями пищеварительной системы)

  1. Основная часть

- Прочитайте текст учебника на стр. 209 и выясните, какие функции осуществляет пищеварительная система.  (Задание 1. Обеспечение организма органическими веществами, которые являются источником  энергии и строительного материала для роста и развития.)

- Все животные являются потребителями готовых органических веществ. Органические вещества они получают, питаясь другими организмами, растительными и животными.  В соответствии с характером потребления пищи животных часто подразделяют на различные категории.

- Какие, вы узнаете, выполнив Задание 2 в рабочих листах (заполнить кластер)

             

- При любом типе питания пища должна пройти соответствующую обработку, прежде чем будет усвоена. Это может быть химическое воздействие с помощью пищеварительных соков как у простейших, губок, кишечнополостных и других животных, заглатывающих добычу целиком. Или сначала механическое измельчение пищи, а затем химическое воздействие на нее (видео).

- Как можно назвать совокупность этих процессов? (пищеварение)

- Дайте определение этому термину.

- Посмотрите, как определяется это понятие в различных словарях.

Слайд. Процессы измельчения, расщепления и всасывания питательных веществ составляют ПИЩЕВАРЕНИЕ.

- Давайте запишем определение «Пищеварения» в рабочих листах.

- Как происходило эволюционное развитие органов пищеварения, вы узнаете, выполнив самостоятельно Задание 3 в рабочих листах. Вам предстоит выяснить особенности строения пищеварительных органов и систем у разных систематических групп животных. Работать вы будете в парах, заполняете только определенную колонку таблицы.

(задание «Изучить органы пищеварения у:

  1. Одноклеточные и Кишечнополостные.
  2. Плоские, Круглые, Кольчатые черви.
  3. Моллюски. 
  4. Членистоногие.
  5. Рыбы.
  6. Земноводные.
  7. Пресмыкающиеся. 
  8. Птицы.
  9. Млекопитающие.

Задание 3

Заполнить таблицу «Эволюция органов пищеварительной системы»

Систематическая категория

Строение пищеварительной системы.

Представители

Одноклеточные и Кишечнополостные.

У одноклеточных-пищеварительная вакуоль.

У кишечнополостных - кишечная полость (полостное пищеварение), пищеварительные и железистые клетки (внутриклеточное пищеварение)

Амеба, гидра

Плоские, Круглые, Кольчатые черви.

Плоские - слепо замкнутая пищеварительная система (рот-глотка-кишечник). У ленточных редуцирована.

Круглые – появляется анальное отверстие.

Кольчатые – кишечник разделен на переднюю, среднюю и заднюю кишку. В глотке имеются зубчики.

Белая планария

Аскарида

Дождевой червь

Моллюски.

Появляются железы – слюнные и печень. Во рту есть терка-радула с роговыми зубчиками.

Прудовик, слизень

Членистоногие.

В желудке у ракообразных есть хитиновые «жерновки», при помощи которых пища измельчается.  Переваривается пища в печени и кишечнике.

Паукообразные- сначала внекишечное пищеварение, затем в пищеварительной системе.

Насекомые-есть слепые выросты между средней кишкой и желудком (всасывание пит. в-в)

Речной рак

Тарантул, клещ

Жуки, бабочки

Хордовые.

Рыбы.

Рот(зубы)-глотка-пищевод-желудок-кишечник-анальное отверстие. Железы-печень, поджелудочная.

Карась, окунь

Земноводные.

В глотке нет жаберных щелей. Появляются слюнные железы. Клоака-особое расширение толстой кишки.

Лягушка

Пресмыкающиеся.

Ядовитые железы и зубы. Железы-печень, поджелудочная и слюнные.

Ящерицы, змеи

Птицы.

Зубы отсутствуют. У зерноядных имеется зоб. Желудок железистый и мускульный. Слепые отростки кишечника. Есть клоака.

Синица, ворона

Млекопитающие.

Зубы дифференцированы. Желудок простой (свиньи, зайцы) или сложный (корова). Железы-слюнные, печень, поджелудочная. Клоака отсутствует.

Лошадь, тигр, коза

Физкультминутка.

Беседа об особенностях строения пищеварительной системы животных разных систематических групп.  (Работа с текстом учебника для учащихся, которые не успели заполнить всю таблицу в ходе отчета малых групп)

- Когда впервые в эволюции появилась пищеварительная система?

- Почему у Ленточных червей отсутствует пищеварительная система?

- В чем особенность строения пищеварительной системы Моллюсков?

- В чем принципиальное отличие пищеварения Паукообразных от  других Членистоногих?

 - В чем сходство и отличие пищеварительной системы Хордовых?

 4. Закрепление.

Работа с раздаточным материалом. Все учащиеся работают на местах, одна группа по желанию – у доски.

- Расположите схемы пищеварительной системы животных разных систематических категорий  в порядке усложнения строения.  (Проверка)

Учитель: в каком направлении шла эволюция органов пищеварительной системы? (усложнение: увеличение числа отделов, появление желез, удлинение)

- Почему именно в этом направлении шла эволюция ? (это способствует лучшему перевариванию и усвоению питательных веществ)

5. Рефлексия.

- Какую тему изучили на уроке?

- Что нового для себя открыли?

- Какие вопросы остались без ответа?

- Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на уроке?

- Оцените свою работу на уроке, используя подсказки в рабочих листах.

Оценка учителя.

Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Эволюция пищеварительной системы животных".

Презентация "Эволюция пищеварительной системы животных" предназначена для проведения урока биологии в 7 классе. Она составлена для учителей, работающих по программе и учебнику В.В. Латюшкина. Её испол...

Эволюция пищеварительной системы животных.

Данная презентация может быть использована  на уроках биологии в 7 классах.  Учебный материал разработан на основании программы В.В.Пасечника....

Открытый урок по биологии в 7 классе на тему "Эволюция пищеварительной системы"

Интерактивный материал для проведения открытого урокадля начала просмотра открыть START.html...

Дыхательная и пищеварительная системы органов

Здравствуйте, начинаем урок биологии, с использованием тестовых материалов ГИА 2014г.Тема «Организм.Дыхательная и пищеварительная системы органов».Тип урока: обобщение и систематизация знанийЦель: поз...

Технологическая карта урока биологии в 7 классе.Эволюция органов пищеварительной системы у животных

Урок проводится с применением компьютерной и исследовательской технологий....

План-конспект урока по теме «Эволюция пищеварительной системы у животных. Обмен веществ и энергии»

7 классТема Эволюция строения и функций органов и их систем.Учебник: Латюшин В.В., Шапкин В.А., М., Дрофа, 2014 гЦель урока:Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение...

Эволюция органов пищеварительной системы

Презентация "Эволюция органов пищеварительной системы может быть использована при проведении урока в 7 классе по теме "Эволюция органов пищеварительной системы"...