Использование метода фото фиксации краеведческого материала в обучении биологии
статья по биологии на тему
В данной статье автор делится собственным опытом использования метода фото фиксации краеведческого материала в обучении биологии. В статье представлены очень интересные фотографии и фрагменты анализа изображённого на фотографиях краеведческого материала из творческих работ обучающихся МОУ "Владыкинская СОШ". Из приведённых в статье примеров использования во внеурочной работе и на уроках биологии метода фото фиксации очевидно, что применение этого метода весьма актуально.
Данная статья была представлена автором на курсах повышения квалификации учителей химии и биологии Ртищевского района, как творческая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод фото фиксации в краеведении и биологии | 589.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Ольга Васильевна Шарифова
учитель биологии
МОУ «Владыкинская СОШ»
Контактный телефон: 8 906 309 95 80
Использование метода фото фиксации краеведческого материала в обучении биологии
Ничто так не стимулирует интереса обучающихся к биологии, как работа с живой природой родного края. В нашей школе туристско – краеведческая работа проводится в нескольких направлениях, основные из которых – водные походы на самодельных катамаранах по реке Хопёр, краеведческие экспедиции поисковой группы «Каскад» и внеурочное исследование биогеоценоза приусадебного парка. Участники указанных мероприятий среди прочих методов познания применяют метод фото фиксации – проще говоря, фотографируют всё, что поражает их воображение. Поскольку в наше время почти каждый ребёнок обладает фотокамерой в телефоне или смартфоне, метод фото фиксации широко доступен обучающимся во всех звеньях, необходимо лишь их увлечь и «привить» им «дух» исследователей. Поверьте, вскоре у Вас и ваших юных исследователей будет масса интереснейшего краеведческого материала, который может быть использован и в творческих работах обучающихся, и на уроках биологии и краеведения.
Целью настоящей работы является показать конкретные примеры опыта применения краеведческого материала, полученного методом фото фиксации. Данная методика внеурочной работы с детьми может применятся любым учителем в любой школе.
К каждой представленной ниже фотографии мы приведём лишь короткий анализ биологического содержания и определим сферы возможного применения.
Пример 1. «Деревья на берегу реки Хопёр». Автор ученик 6 класса Смирнов Максим, поход «Хопёр 2015», июнь 2015 года.
Тема в биологии: «Приспособленность растений (деревьев) к неблагоприятным условиям обитания».
Анализ (из творческой работы ученика):
«…- берег подвергается водной эрозии, судя по возрасту дерева, процесс эрозии проходит медленно, следовательно, почва глинистая, а не песчаная;
- заголенные корни покрылись корой – защитная реакция растения на внешнее воздействие;
- основная часть корней развивалась в стороны и вверх. С одной стороны, корням нужен воздух и в сплошной воде они развиваться не могут, с другой стороны корни «распластались» по верхнему горизонту почвы по наибольшей площади, иначе они не удержат дерево от падения в реку;
- все деревья наклонены «по течению» реки – следствие ежегодного воздействия полых вод на растительность речной поймы».
Пример 2. «Весенние цветы в прихопёрском лесу». Автор ученица 6 класса Кочергина Екатерина, краеведческая экспедиция поисковой группы «Каскад» №2016.1, апрель 2016 года.
Темы в биологии: Раздел «Органы растений», тема «Цветок, его строение и значение» и другие.
Анализ (из творческой работы ученицы):
«….пролеска обыкновенная (Scilla sibirica) и ветреница обыкновенная лесная (Anemonе) на территории Ртищевского района на низком левом берегу реки Хопёр встречаются значительно реже, чем на высоком правом. Возможно это вызвано тем, что почвы левобережья песчаные, а почвы правобережья суглинистые. Пролеска обыкновенная (Scilla sibirica) более требовательна к лесной подстилке – на фотографии видно, что она обитает там, где растут дуб и клён…». «…эти самые ранние цветы имеют большое значение для насекомых – особенно для пчёл. За очень короткий период цветения они выделяют много нектара и пыльцы, так необходимых для ослабленных зимовкой пчелиных семей».
Пример 3. Фото1. «Ежиная семья». Автор учитель краеведения Данилов В.Н. Трасса Владыкино – Ртищево, июнь 2016 года.
Фото 2. «Ящерица веретеница». Автор ученица 11 класса Шарифова Анжелика, краеведческая экспедиция поисковой группы «Каскад» №2011.1, май 2011 года.
Темы в биологии: «Насекомоядные», «Земноводные», «Миграции животных».
Анализ (из творческой работы ученицы):
«…в условиях засушливого периода лета мать ежиха уводит семью из неблагоприятного района обитания ближе к реке…». «…с высыханием пойменных мелких болот и озёр ящерица веретеница (Anguis fragilis) мигрирует в более влажные места обитания – в данном случае от высохшего озера Калачикова к руслу реки Хопёр…»
Пример 4. Фото 1, 2. «Реликтовый дуб». Автор ученик 5 класса Володин Олег, экскурсия в приусадебный парк, апрель 2015 года.
Темы в биологии: «Практические работы на местности».
Анализ (из творческой работы ученика):
«… толщина дуба в диаметре составила 95 см. Если взять за среднюю толщину годовых колец 0,5 см, то выходит этому дубу 95 : 0,5 = 190 лет…». «…деревья в парке покрыты мхом и лишайниками, что по мнению экологов говорит о благоприятной экологической обстановке в нашем парке…»
Исходя из приведённых примеров использования нами во внеурочной работе и на уроках биологии метода фото фиксации очевидно, что применение этого метода весьма актуально. Возможно обучающиеся и не станут профессиональными биологами, но навыки исследовательской работы помогут им как в выборе, так и в обучении профессии. Наши выпускники успешно поступают в различные высшие учебные заведения, на «отлично» защищают курсовые проекты и дипломные работы. За последние пять лет двое выпускников нашей малокомплектной школы получили высшее образование по специальностям, тесно связанным с биологией и двое учатся в институтах на биологов. Творческих Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика разработки и внедрения системы работы по использованию методов рейтинговой фиксации и оценивания учебных достижений и контрольно-измерительных материалов.
Методика разработки и внедрения системы работы по использованию методов рейтинговой фиксации и оценивания учебных достижений и контрольно-измерительных материалов....
Методическая разработка. Система работы по использованию методов рейтинговой фиксации и оценивания учебных достижений и контрольно-измерительных материалов.
Поднимаются вопросы и исследование процесса внедрения рейтингов. Система работы по использованию методов рейтинговой фиксации и оценивания учебных достижений и контрольно-измерительных материалов...
Использование краеведческого материала на уроках биологии
Материал создан для обмена опытом по использованию на уроках биологии краеведческого компонента. В работе изложено значение знаний о природе родного края для формирования личности рученика, формы и пр...
Использование краеведческого материала в обучении английскому языку
При обучении иностранному языку задача развития духовной сферы учащихся требует повышения гуманитарного содержания образования. Актуальность проблемы содержания обучения иностранным языкам очевидна, п...
Приемы и методы организации самостоятельной работы в процессе обучения биологии
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы при изучении биологии. Содержат примерные тесты, кроссворды и др. задания....
Статья "Возможности использования краеведческого материала в обучении и воспитании школьников"
В последнее время в российском образовании заметно проявляется интерес к школьному краеведению, так как оно имеет большое значение для развития личности каждого ребенка. В отечественном образовании кр...
«Использование метода денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению (на основном этапе обучения)»
Актуальность опыта обусловлена тем, что чтение играет важную роль для развития у учащихся навыков языковой догадки и чувства языка, обогащает словарный запас, развивает грамматические навыки, фо...