Урок по теме "Работа сердца" (разработка для интерактивной доски SMART Board)
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Урок с традиционной методикой с использованием разнообразных приёмов организации деятельности учащихся, с использованием информационных технологий. Разработка содержит конспект урока и презентацию для интерактивной доски SMART Board. Презентацию можно скачать по ссылке: https://drive.google.com/open?id=0B0-Y5HZvXhsFQUpBbWFyekdsMmc
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_serdtsa.doc | 564.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Работа сердца
Задачи:
1. Образовательные: сформировать знания о работе сердца, о сердечном цикле; показать взаимосвязь строений и функций сердца.
2. Развивающие: продолжить формирование логического мышления, устойчивого внимания, анализа и сравнения, самостоятельной формулировки выводов, а также постановки вопросов для решения проблемы.
3. Воспитательные: обеспечить создание на уроке ситуации успеха с целью заинтересованности учащихся в изучении предмета, обеспечить возможность разностороннего развития личности ребенка, повышения общей культуры
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Ход урока.
Слайд 1
- На предыдущих уроках вы познакомились со строением кровеносной системы.
- Скажите, пожалуйста, какими органами образована кровеносная система человека?
(Сердцем и кровеносными сосудами)
- Сегодня мы продолжаем разговор о сердце.
Слайд 2. Что такое сердце
Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, нерешенные и по сей день.
-Что же такое сердце?
Греки полагали, что сердце – вместилище духа.
Китайцы верили, что оно – сосредоточение счастья.
А египтяне полагали, что эмоции и интеллект – рождаются в сердце.
-Так что же такое сердце? Давайте обратимся к стихотворению Эдуардаса Межелайтиса, которое так и называется «Сердце» (открывается скрытая на этом слайде информация)
-Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой
Бьется шар, н шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Слайд 3. Тема урока
Итак, тема нашего урока сегодня «Работа сердца» (Число, тема – в тетрадь)
Слайд 4. Задачи урока
1. Познакомиться с понятиями сердечного цикла и автоматизма сердца
2. Раскрыть роль нервно-гуморальной регуляции в работе сердца
3. Выяснить причины неутомляемости сердца
Слайд 5. Актуализация – строение сердца
Но для того, чтобы решить поставленные перед нами задачи, мы должны вспомнить – какое строение имеет сердце.
(Учащиеся должны подписать на ИД отделы сердца и клапаны)
Слайд 6. Решить анаграммы
(Учащиеся выходят к доске и составляют из букв ответы на вопросы)
а) Как называются клапаны, расположенные между предсердиями и желудочками? (створчатые)
б) Как называются клапаны, расположенные между желудочками и отходящими от них кровеносными сосудами? (полулунные)
- Какую функции выполняют клапаны сердца? (обеспечивают ток крови только в одном направлении)
Слайд 7. Постановка проблемного вопроса
-Итак, строение сердца позволяет ему работать как насосу в течение всей жизни.
Давайте познакомимся с интересными примерами:
Сердце сокращается - 70 ударов в минуту - 100 тысяч ударов в сутки - 40 млн. ударов в год - 2,5 млрд. ударов за всю жизнь | Сердце перекачивает - за 1 мин – 5,5 л крови - в сутки – 8 тыс. л крови за 70 лет – 200 млн. л крови |
Поистине сердце выполняет титаническую работу в течение всей своей жизни. За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт.
- Какой возникает вопрос? (Дети отвечают, высказывают свои предположения, потом открываем скрытую на слайде информацию)
Постановка проблемного вопроса (запись в тетрадь)
- Каковы причины высокой работоспособности сердца и его неутомляемости?
Слайд 8. Технологическая карта
- Одной из причин того, что сердце работает не утомляясь, являются особенности его работы, с которой мы с вами сейчас и познакомимся.
- Работа сердца состоит из ритмичных сокращений и расслаблений. Сокращения называются – систола, расслабления – диастола. В покое сердце сокращается 60-80 ударов в минуту. Длительность одного сердечного цикла – 0,8 с.
- Сердечный цикл – это сокращение и расслабление предсердий и желудочков сердца в определенной последовательности, согласованной по времени.
- У вас на столах лежат технологическе карты (см. приложение) Ваша задача, по ходу нашей беседы, заполнить таблицу №1.
Слайд 9. Фазы сердечной деятельности
Учитель объясняет материал, используя флеш-анимацию, учащиеся по ходу рассказа заполняют таблицу.
Представьте себя капелькой крови, находящейся в предсердии ...
1. Предсердия сокращаются и мы попадаем в .... ( желудочки ) , при этом через какие клапаны мы должны пройти ? ( створчатые ).
Это фаза сокращения предсердий, длится 0.1 с.
2. Сокращаются теперь желудочки . Раз кровь не может вернуться назад в предсердия, потому что закрываются .... ( створчатые ) клапаны , мы с Вами попадаем в ... ( артерии – аорту и лёгочную артерию ) .
У нас на пути открываются ... ( полулунные ) клапаны.
Это фаза сокращения желудочков, продолжается 0.3 с.
3. После окончания сокращения желудочков, захлопываются теперь ...
( полулунные ) клапаны. Может ли кровь попасть опять в желудочки ? ( нет ).
Камеры сердца заполняются кровью. Створчатые клапаны открыты. Из вен кровь попадает в предсердия и частично стекает в желудочки. Эта фаза сердечного цикла называется пауза (0.4 с. ) Сердце отдыхает.
После объяснения материала с использованием флеш-анимации, учитель показывает видеофрагмент о работе сердца.
Слайд 10. Проверка таблицы
Проверка таблицы по доске и самооценка
- Проанализируйте данные, записанные в таблице.
- В чем же секрет неутомимости и высокой работоспособности сердца?
Вывод: Ритмичность работы сердца, чередование труда и отдыха (записываем в тетрадь)
- Но это не единственная причина высокой работоспособности сердца. Откройте учебники на стр.130, прочитайте последний абзац и найдите еще одну причину высокой работоспособности сердца.
- Обильное кровоснабжение (запись в тетрадь)
- За одну минуту в покое сердце получает 200 мл крови, это намного больше, чем для любого другого органа, кроме сердца. Такое обильное кровоснабжение сердца способствует интенсивному обмену веществ, в результате которого освобождается энергия, необходимая для работы сердца.
- еще одна из причин работы сердца без утомления – интенсивный обмен веществ
Слайд 11. Ответ на проблемный вопрос
-Теперь мы можем вернуться к нашей проблеме и ответить на вопрос:
- Каковы причины высокой работоспособности сердца?
а) Ритмичность работы сердца, чередование труда и отдыха
б) Обильное кровоснабжение
в) Интенсивный обмен веществ в сердце
Слайд 12. Закрепление по вопросу «Работа сердца»
На ИД правильно расставить порядковые номера по фазам сердца
Физкультминутка – упражнение для глаз
1) 30 секунд быстро моргайте, столько же времени смотрите прямо перед собой (повторите 3 раза).
2) Закройте глаза и вращайте по кругу глазными яблоками влево - вверх - вправо - вниз (повторите 4 раза).
3) Закройте глаза и посмотрите вверх - вниз (повторите 8 раз).
4) Крепко зажмурьте глаза на несколько секунд - резко широко откройте (повторите 5 раз).
- Итак ребята, мы выяснили, что сердце работает ритмично.
- А что способствует чередованию ритма?
Слайд 13. Автоматизм сердца
Рассказ учителя
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с выдающимся врачом эпохи Возрождения, основателем научной анатомии- Андреасом Везалием.
- однажды Везалий, вскрывал труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели, что сердце трупа слабо, но ритмично билось. Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Иерусалим, из которого он не вернулся.
- Но почему же все-таки сокращалось сердце трупа? Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за умершего живого человека? (предположения детей)
- Ответ на этот вопрос был получен только через 300 лет. Сейчас я покажу Вам небольшой видеофрагмент. Попробуйте после его просмотра объяснить ситуацию с Везалием.
- Оказывается, в миокарде есть особые мышечные клетки, образующие проводящую систему сердца. Они обладают автоматией – способностью самовозбуждаться, т.е. вырабатывать электрические импульсы.
- Иногда у человек после смерти автоматическая способность в слабом виде сохраняется еще некоторое время. Это бывает очень редко. Везалий, видимо, при вскрытии трупа натолкнулся именно на такой случай.
- Итак, чередованию ритма сердца способствует особое свойство сердечной мышцы – его автоматизм
-Что такое автоматизм?
Автоматизм – это способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражителей под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.
(Показ видеофрагмента «Автоматизм сердца»)
Слайд 14. ЭКГ
Сердечные импульсы регистрируются при помощи электрокардиографа и записываются в виде ЭКГ. ЭКГ отражает электрические явления в работе сердца и по ней можно диагностировать различные заболевания сердца
Физкульминутка – выполнение физических упраженений.
- Ребята, изменилась ли работа вашего сердца после выполненных упражнений? Как? (Сердце стало биться быстрее)
- Сейчас мы убедились на своем личном примере, что сердце работает не всегда одинаково.
Задание по рядам: подумайте, как измениться работа сердца
а) первый ряд – при волнении (сердцебиение усиливается)
б) второй ряд – при занятиях спортом (сердцебиение усиливается)
в) во сне (сердцебиение замедляется)
То есть работа нашего сердца регулируется в зависимости от конкретных условий.
- Какие системы органов регулируют работу сердца, заставляя его биться то быстрее, то медленнее? (нервная и эндокринная)
Слайд 15. Регуляция работы сердца
Работа с учебником. С 131, 2 последних абзаца – прочитать и заполнить пустые ячейки в таблице в технологической карте. Проверка.
Слайд 16. Закрепление вопроса о регуляции работы сердца
Интерактив «Пульсирующее сердце»
Слайд 17. Синквейн
Итак, ребята, мы сегодня познакомились с темой, которая для каждого из нас жизненно важна. Ведь человек живет, пока бьется сердце.
- Совместное составление синквейна. (синквейн - это пятистрочный стих, который требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.)
- Первая строка – существительное обозначающее тему урока.
- Вторая строка – два прилагательных, раскрывающие интересные признаки предмета.
- Третья строка – 3 глагола, раскрывающих действия, свойственные данному предмету.
- Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть явления.
- Пятая строка – существительное подводящее итог, вывод.
(Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации подростков. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.)
Слайд 18. Домашнее задание:
Повторить текст на стр. 130 -131, Решить задачу. (Если на уроке остается время, задачу можно решить на уроке, см. слайд 20)
Слайд 19. Оценивание учащихся учителем и самооценивание.
- А как вы сами оцениваете свое участие? Сегодня на уроке Вы думала, рассуждали, конечно же допускали ошибки и в итоге – получили знания, которые понадобятся вам и в жизни и при изучении последующих тем. А как вы сейчас, в конце урока оцениваете свои знания?
Слайд 20. Решите задачу
Задача: Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в 1 минуту, при каждом сокращении выбрасывая около 150 кубических см крови. Какой объем крови перекачает ваше сердце за 6 уроков.
Решение:
1. 70 x 40 = 2800 раз сокращается за 1 урок
2. 2800 x 150 = 420.000 куб. см = 420 л перекачает за 1 урок
3. 6 x 420 = 2520 л крови перекачивается за 6 уроков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к интерактивной доске Smart Board к уроку геометрии по теме "Центральные и вписанные углы"
Материалы к интерактивной доске Smart Board для уроков, выполненные в приложении к Smart Board в программе Notebook 10...
Возможности использования интерактивной доски SMART Board на уроке музыки
Работать с интерактивной доской SMART Board удивительно просто! Школьники быстро освоили навыки работы со SMART Board: пишут и рисуют маркерами, передвигают объекты, выполняя задания на уроке. И...
Мастер-класс "Эффективность использования интерактивной доски SMART Board на уроках математики "
В ходе данного мастер-класса учитель демонстрирует основные возможности использования интерактивной доски на уроках....
Обобщение опыта работы Шишулиной Н.В.по проблеме «Использование возможностей интерактивной доски Smart Board на уроках физики»
в данной работе рассказывается о некоторых примненениях интерактивной доски....
Опорный интерактивный поурочный план к уроку "Атом и атомное ядро" дидактический материал создан с помощью программного обеспечения Smart Notebook 11.0.704.1 для интерактивной доски SMART Board.
Дидактический материал создан с помощью программного обеспечения Smart Notebook 11.0.704.1 для интерактивной доски SMART Board. К дидактическому описанию прилагается подробное методи...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ SMART Board НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ГЛУХИХ
В статье представлены возможности использования интерактивной доски SMART Board на урока русского языка в процессе обучения детей с нарушениями слуха, имеющих особенности развития психических про...
Материал для проведения уроков, обучающих семинаров, тренингов по использованию интерактивной доски SMART Board.
Материал для проведения уроков, обучающих семинаров, тренингов по использованию интерактивной доски SMART BoardВсе Видеоуроки по данной программе, размещены на моем канале YouTube...