Подготовка к ЕГЭ по биологии
элективный курс по биологии (11 класс) на тему
В настоящее время актуально стоит вопрос о сдаче учащимися ЕГЭ. Вопросы экзамена требуют знания материала по основным отраслям биологии: ботанике, зоологии, анатомии, физиологии, цитологии, генетике, эволюции, экологии. Для лучшего запоминания и успешной сдачи экзамена необходимо объемный материал подкреплять практической деятельностью, на которую, как правило, не хватает времени при изучении школьной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_nastoyashchee_vremya_aktualno_stoit_vopros_o_sdache_uchashchimisya_ege.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время актуально стоит вопрос о сдаче учащимися ЕГЭ. Вопросы экзамена требуют знания материала по основным отраслям биологии: ботанике, зоологии, анатомии, физиологии, цитологии, генетике, эволюции, экологии. Для лучшего запоминания и успешной сдачи экзамена необходимо объемный материал подкреплять практической деятельностью, на которую, как правило, не хватает времени при изучении школьной программы.
Название курса: Подготовка к ЕГЭ по биологии
Цель: Обобщить знания, полученные в процессе изучения курса биологии.
Задачи: 1. Закрепить полученные знания о строении и жизнедеятельности живых организмов.
- Научиться проводить самонаблюдения.
- Отработать навыки работы с тестами.
Программа элективного курса рассчитана на 25 часов.
Данный курс имеет большое значение для практического закрепления теоретических знаний. Учащиеся приобретают навыки работы с микроскопом, учатся распознавать биологические объекты. Работают с муляжами различных органов, изучая их топографическое положение в организме, изучают гербарный материал, решают генетические и биологические задачи, знакомятся с многообразием органического мира. Приобретают навыки работы с тестами.
Материал предназначен для подготовки к сдаче ЕГЭ, развития интереса к различным отраслям биологии, а также для того, чтобы учащиеся одиннадцатых классов смогли оценить свои потребности, возможности и определиться в выборе профессии, связанной с какой–либо отраслью биологической науки.
Материал курса может быть использован для различных групп школьников, с разным уровнем общих знаний по биологии.
Изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.
Материал распределяется по блокам, каждый из которых является завершенным по данным изучаемым вопросам. Тестирование позволит проверить уровень усвоения материала.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и органов.
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость
- особенности строения живых организмов, процессы жизнедеятельности.
- уметь
объяснять:
взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины наследственности и изменчивости,
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
распознавать и описывать: органы и системы органов животных; съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на живые организмы, последствия деятельности человека в экосистемах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Учебники, пособия,
Микроскопы, лабораторное оборудование;
Таблицы, схемы, диаграммы;
Компьютеры, мультимедийный аппарат,
ЗУН определяют в следующих формах контроля:
- тесты;
-решение задач по генетике;
Ожидаемый результат:
- расширение знаний о влиянии факторов окружающей среды на живые организмы;
- овладение навыками оказания первой медицинской помощи;
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ – 17 ЧАСОВ.
№ раз- дела урока |
Раздел. Тема урока. | Рассматриваимые задания ЕГЭ |
1. | Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы | А 1 |
2 | Клеточная теория. Многообразие клеток. Клетка: химический состав, строение, функции органоидов | А 2, 3, 27,В1 |
3 | Клетка – генетическая единица живого. Деление клеток | А 4,26,27, С 5 |
4 | Разнообразие организмов. Вирусы | А5, А6 |
5 | Генетика, ее задачи, основные генетические понятия | А 7, А30 |
6 | Закономерности наследственности. Генетика человека | А8, А30 |
С6 | ||
7 | Закономерности изменчивости | А9, А31 |
8 | Многообразие организмов. Бактерии. Грибы | А10, В2 |
9 | Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных. Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений | А11-А12, В3 |
10. | Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений | А 32, С5 |
11. | Одноклеточные и многоклеточные животные. Основные типы беспозвоночных, их характеристика. Классы членистоногих. Хордовые животные. Основные классы, их характеристика | А 1-, А32 , В4, А14 |
12. | Человек. Ткани. Органы, системы органов: пищеварения, дыхания, выделения Человек. Органы, системы органов: опорно-двигательная, покровная, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека | А15-16, В2 |
| С2-3 | |
13. | Bнутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ. Нервная и эндокринная системы человека. Нейрогуморальная регуляция Гигиена человека. Факторы здоровья и риска | А517-А19, В5, С4 |
14. | Эволюция живой природы. Вид. Популяция. Видообразование Эволюционная теория. Движущие силы эволюции. | А20-А21, А34 |
15. | Результаты эволюции. Доказательства эволюции организмов. Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Эволюция растительного, животного мира. Антропогенез | А22-А23,А35 |
16. | Решение тестов Экологические факторы, законы. Взаимоотношения организмов. | А24- А26, А36, В7-В8 |
17 | Проведение пробных ЕГЭ. Выявление западающих тем. | Он-лайн тесты |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
ПРИНЦИПЫ.
Показателем эффективности практикума по гигиене человека должны стать не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и умение применять полученные знания на практике..
В основе изучения лежат такие принципы как :
Принцип гуманизации – в основе, которого лежит право человека на благоприятную среду жизни, способного к целесообразной деятельности по сохранению здоровья.
Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и заботы о будущем.
Принцип интеграции естественных, нравственных, эстетических, социально-экономических, правовых аспектов, обеспечивающих взаимодействие всех сфер сознания и различных видов деятельности учащихся.
Принцип непрерывности вытекает из постепенности и поэтапности изучения и применения знаний о строении и жизнедеятельности организма человека. Следовательно, он предписывает организацию обучения, воспитания и развития подрастающего поколения способного к адаптации в социуме.
Социальное и нравственное воспитание, как воспитание, прежде всего чувства ответственности за собственное поведение, становится основой взаимодействия предметов гуманитарного и естественного циклов.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.
Особое место в программе занимают следующие формы обучения:
- словесные /беседы;
- практические работы /
- проблемно-поисковые / работа с дополнительной литературой,
- наглядные
На занятиях используются, индивидуальные, коллективные работы:
В основу изучения положены такие методы как:
- работа под руководством учителя; самостоятельная учебная работа;
- репродуктивные, проблемно-поисковые; словесные; наглядные;
- практические; технология проектов.
При проведении практических работ большое внимание на правильное использование оборудования, ведение дневника наблюдений, соблюдение техники безопасности.
Итогом работы учащихся является успешное сдача экзамена.
Список литературы
- Биология: в 3-х томах. Т. 3: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера, М.: Мир, 2002
- Гольдман И. Л. Генетика и здоровье - М.: Просвещение,1967
- Фросин В. Н. Учебные задачи по общей и медицинской генетике: Учебное пособие. – Казань: Магариф, 1995.
- Шумный В. К. и др. Общая биология – М.: Просвещение, 2001. – 462 с.
- Фросин В. Н. Тесты для подготовки к ЕГЭ (ботаника, зоология, анатомия, общая биология)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...
Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по биологии 10 класс. Архипкина А.П. учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1
Данная программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются в школе. Включает как теоретическую, так и практическую часть. Позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ....
Материалы для подготовки к ОГЭ по биологии. Тема "Биология, как наука".
Тема "Биология, как наука". Данный материал представляет собой задания из открытого банка заданий ФИПИ, переведенные в фомат Word, что делает их удобными для проверки знаний учащихся, готов...
Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»
Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....
Доклад на РМО учителей биологии, химии и географии Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологии
Тема: Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологииЗадача учителя не только дать ученикам знания, но и помочь ему в будущем стать успешным, социально ориентированным, поэтому задача уч...