Рабочая программа по экологии животных 7 класса
элективный курс по биологии (7 класс) на тему
«Экология животных» 7 классна основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономарёвой и др. Автор И.М. Швец.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekologii_zhivotnyh_28elektivnyy_kurs29_7_klass_fgos_.doc | 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе курса «Экология животных» 7 класс
на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономарёвой и др. Автор И.М. Швец.
Рабочая программа составлена на основе:
- Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.).
- Примерной основной образовательной программы.
- Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2012. – 304. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы.-М.: Вентана-Граф, 2008.-176с.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2012-2013 уч. г., авторской программы по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 304 с. Учебное пособие «Экология животных» автор: Бабенко В.Г. и др.
В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся экологических умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.
Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение экологию» и «Экология растений». Рассматривается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе. На основе данной программы организован учебный курс из расчета 1 ч в неделю и использовано учебное пособие для учащихся «Экология животных» (авт.: В.Г Бабенко и др.).
Цели биологического образования
Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
- социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Результаты освоения курса экологии
Требования к результатам освоения курса экологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение экологии в 7 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Метапредметными результатами освоения материала по экологии в 7классе являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения экологии в 7 классе являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере.
- объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений животных к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;(элективный курс – экология растений)
- овладение методами экологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. (элективный курс – экология растений)
- В ценностно-ориентационной сфере.
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. (элективный курс – экология растений)
- В сфере трудовой деятельности.
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- В сфере физической деятельности.
- освоение приемов оказания первой помощи при заражении паразитическими организмами, простудных заболеваниях, травмах; (элективный курс – экология растений)
проведения наблюдений за состоянием животного организма. (элективный курс – экология растений)
5. В эстетической сфере.
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. (элективный курс – экология растений)
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:
- усвоение основ научных знаний о строении животного организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в животном организме, о зависимости жизни животного от среды обитания; (элективный курс – экология растений)
- знание многообразия представителей царства Животных, из роли в природных сообществах и жизни человека; (элективный курс – экология растений)
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.
Основное содержание курса по темам рабочей программы
Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1 ч)
Экология животных. Многообразие животных. Особенности взаимодействия животных и среды обитания.
Тема 2. Условия существования животных (5ч)
Условия существования. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания.
Экскурсия №1 «Условия обитания животных».
Тема 3. Среды жизни (5 ч)
Среда обитания: наземная, воздушная, почвенная, водная, организменная, характеристика.
Проект №1 «Среды жизни и их обитатели»
Тема 4. Жилища в жизни животных (1 ч)
Общая характеристика жилища – как среды обитания.
Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (3 ч)
Животные и растения. Взаимоотношения между животными: хищничество, конкуренция, паразитизм, симбиоз. Пищевые связи.
Проект №2 «Типы взаимоотношений насекомых нашей местности»
Тема 6. Свет в жизни животных (1ч.)
Общая характеристика отношения животных к свету. Свет как экологический фактор.
Тема 7. Вода в жизни животных (2ч.)
Значение воды в жизни животных
Лабораторная работа № 1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»»
Тема 8. Температура в жизни животных (2ч.)
Значение тепла для жизнедеятельности животных. Экологические группы животных по отношению к теплу.
Лабораторная работа №2 «Движение простейших при разных температурах».
Тема 9. Кислород в жизни животных (1ч.).
Значение воздуха в жизни животных.
Практическая работа (домашняя) №1 «Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни»
Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных (4).
Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к условиям существования.
Лабораторная работа №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых»
Практическая работа (дома) №2 «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной»
Тема 11. Численность животных (3)
Популяции животных. Характеристика популяций.
Лабораторная работа № 3 « Динамика численности насекомых».
Тема 12. Изменения в животном мире Земли (6ч.)
Многообразие видов животных. Естественные и искусственные условия обитания. Охрана, редкие и исчезающие животные. Красная Книга.
Экскурсия №2 « Охраняемая территория или краеведческий музей»
Проект№3 «Охраняемые виды животных нашего края»
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
- формирование основ экологической культуры;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
- организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии;
- использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
- работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
основные характеристики животного мира
Учащиеся должны уметь:
- Устанавливать взаимосвязь строения и образа жизни животных;
характеризовать роль животных в природе
аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.
2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.
3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.
5. Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.
6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.
7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.
8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.
9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.
10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.
11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.
Тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов /рабочая программа/ |
1. | Экология животных: раздел науки и учебный предмет | 1 |
2. | Условия существования животных. Экскурсия №1 «Условия обитания животных». | 5 |
3. | Тема 3. Среды жизни Проект №1 «Среды жизни и их обитатели» | 5 |
4. | Жилища в жизни животных | 1 |
5. | Биотические и экологические факторы в жизни животных Проект №2 «Типы взаимоотношений насекомых нашей местности» | 3 |
6 | Свет в жизни животных | 1 |
7 | Вода в жизни животных Лабораторная работа № 1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»» | 2 |
8 | Тема 8. Температура в жизни животных Лабораторная работа №2 «Движение простейших при разных температурах». | 2 |
9 | Тема 9. Кислород в жизни животных Практическая работа (домашняя) №1 «Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни» | 1 |
10 | Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных Лабораторная работа №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых» Практическая работа (дома) №2 «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной» | 4 |
11 | Тема 11. Численность животных Лабораторная работа № 4 « Динамика численности насекомых | 3 |
12 | Тема 12. Изменения в животном мире Земли Экскурсия №2 « Охраняемая территория или краеведческий музей» Проект№3 «Охраняемые виды животных нашего края» Обобщение | 6 1 |
Итого: Экскурсии - 2 Лабораторные работы – 4 Проекты - 3 | 35ч |
Информационно-методическое обеспечение
Методическая литература для учителя
- Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся / С.С. Мирзоев // Биология в школе, 2007. - №6. – С. 35-38.
- Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6-7. – С. 44-46.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. / Г.К. Селивко - Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
- Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в школе, 2006. - №6. – С. 31-36.
- Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.
- Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков экологии.
Мультимедийная поддержка курса
- Биология. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Экология. Фирма «1 С»,
Основная литература для учащихся
- Учебник Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кумченко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Учебное пособие «Экология животных»: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ (В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др.); под ред. Д-ра биол. Наук проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана –Граф, 2010,-128с.:ил.
Дополнительная литература для учащихся
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304 с.
- Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005. - 142 с.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М., Просвещение, 1994. – 218 с.
- Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996. – 704 с.
- Красная книга Ульяновской области / Под науч. ред. Е.А. Артемьевой, О.В. Бородина, М.А. Королькова, Н.С. Ракова; Правительство Ульяновской области. Ульяновск: Издательство «Артишок», 2008. - 508 с.
Интернет-ресурсы
- http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
- http://www.fcior.edu.ru/
- www.bio.1september.ru – газета «Биология».
- www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
- http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.
Тематическое планирование по экологии в 7 классе.
35ч.
№ урока | Тема урока | Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся | Планируемые результаты: Л – личностные М – Метапредметные П – предметные | Система контроля | Основные средства обучения, ЭОР | Дом. зад | Дата | Факт. | |||
Тема № 1 Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1ч.) | |||||||||||
1 | Введение в экологию животных. | Индивидуальная, групповая. Способствовать формированию понятия об экологии животных как раздела науки, биосферной роли животных и их многообразие на планете Земля | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. Умение называть. Экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой. | Промежуточный Индивидуальный | Презентация, таблицы, муляжи | § 1-5 | |||||
Тема № 2 Условия существования животных (5ч.) | |||||||||||
2 | Многообразие условий обитания. | Способствовать знакомству учащихся с многообразием условий обитания животных на планете. | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. Уметь характеризовать среду обитания, условия существования. | Промежуточный Индивидуальный | Презентация, таблицы | §6 | |||||
3 | Среды жизни. | Способствовать формированию на конкретных примерах понятие «среда жизни» | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь определять среды жизни по иллюстрациям | Индивидуальный | Презентация, таблицы, муляжи | § 8-11 | |||||
4 | Взаимосвязи организма и среды обитания. | Организация изучения на различных примерах взаимосвязь между организмами и средой обитания. | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать: автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание. | Самоконтроль | Презентация, таблицы. | §12-13 | |||||
5 | Экскурсия №1 «Условия обитания животных» | Индивидуальная , групповая . Практикум | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь описывать условия обитания животных | Взаимоконтроль | Оформление работы, территория школьного сада | ||||||
6 | Предельные условия существования животных. | Обеспечить формирование представлений о предельных условиях существования. | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать предельные условия существования животных. | Индивидуальный | Презентация, таблицы. | §7 | |||||
Тема № 3 Среды жизни (5ч) | |||||||||||
7 | Животный мир суши. | Способствовать знакомству учащихся с приспособленностью животных к условиям обитания в тундре, умеренной полосе, в горах. | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли. Суша как жилище. | Индивидуальный | Презентация, таблицы, муляжи | §8 | |||||
8 | Животный мир суши. | Способствовать знакомству учащихся с приспособленностью животных к условиям обитания в степях, пустынях, тропиках. | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. Уметь характеризовать видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли. Суша как жилище. | Самоконтроль | Презентация, таблицы. | §9 | |||||
9 | Животный мир морей и рек. | Организовать изучение условия обитания животных в воде, отличие от условий обитания на суше. | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать водоемы как жилище, бентос, планктон. | Индивидуальный | Презентация, таблицы, муляжи | §10 | |||||
10 | Животный мир почвы | Формировать представление о приспособлениях животных к жизни в почве. | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать почва, плотность почвы, Кислородный режим, температура почвы, плодородие почвы. Животные-землерои. | Промежуточный. | Презентация, таблицы, влажные препараты | §11 Подготовка проекта | |||||
11 | Живой организм как среда обитания животных. | формировать представление о живом организме как специфической среде обитания животных. Проект №1 «Среды жизни и их обитатели» | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать : животные – паразиты. | Самоконтроль | Презентация, таблицы, стендовые доклады | §12 | |||||
Тема № 4 Жилища в жизни животных (1ч) | Самоконтроль. Индивидуальный. | ||||||||||
12 | Жилище как среда обитания и одно из условий существования. | формировать представление о жилище как о среде обитания и одном из важнейших условий существования. Познакомить на конкретных примерах с разнообразием жилищ. | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо. | Промежуточный. | Презентация, таблицы. | § 14 | |||||
Тема № 5 Биотические экологические факторы в жизни животных (3ч) | |||||||||||
13 | Взаимоотношения между животными одного вида. | На конкретных примерах раскрыть взаимоотношения между животными одного вида: между родителями и потомством, групповой образ жизни, лидерство, подчиненность. | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать внутривидовые взаимоотношения, групповой образ жизни, лидерство, подчиненность. | Самоконтроль | Презентация, таблицы. | § 28-31 | |||||
14 | Взаимоотношения между животными разных видов. Животные и микроорганизмы. | На конкретных примерах раскрыть взаимоотношения между животными разных видов: пищевые связи, хищники и жертвы, паразитизм, нахлебничество, квартиранство, конкуренция, симбиоз. | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. умение характеризовать межвидовые взаимоотношения, пищевые связи, хищники и жертвы, паразитизм, нахлебничество, квартиранство, конкуренция, симбиоз. Микроорганизмы, грибковые и бактериальные заболевания. | Индивидуальный | Презентация, таблицы. | § 32-36 §33-34 | |||||
15 | Проект №2 «Типы взаимоотношений насекомых нашей местности» | Защита проектов | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. умение характеризовать межвидовые взаимоотношения, пищевые связи, хищники и жертвы, паразитизм, нахлебничество, квартиранство, конкуренция, симбиоз. | Промежуточный. | Презентация, таблицы, стендовый доклад | ||||||
Тема № 6 Свет в жизни животных (1ч) | |||||||||||
16 | Свет в жизни животных | Способствовать знакомству о свете как экологическом факторе. Раскрыть классификацию животных по отношению к свету. Познакомить с особенностями распространения животных в зависимости от светового режима. | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Органы зрения и органы свечения. Световой режим. | Промежуточный. | Презентация, таблицы. | § 13 | |||||
Тема № 7 Вода в жизни животных (2ч) | |||||||||||
17 | Вода в жизни животных | Раскрыть значение воды в жизни животных. Познакомить учащихся с обменом воды у животных. Лабор.работа № 1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»» | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника,; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать содержание воды, поступление воды в организм, ее выделение. | Самоконтроль | Оформление л/р. | §10 | |||||
18 | Экологические группы животных по отношению к воде. | Сформировать представление об экологических группах животных по отношению к воде. | Экологические группы животных по отношению к воде. Бентос, планктон, нектон, литораль. | Индивидуальный | § 21-23 | ||||||
Тема № 8 Температура в жизни животных (2ч) | |||||||||||
19 | Значение тепла для жизнедеятельности животных. | Способствовать знакомству о значении тепла для жизнедеятельности животных. | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать холоднокровные животные, теплокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение. | Самоконтроль | Презентация, таблицы. | §12 | |||||
20 | Экологические группы животных по отношению к теплу. Лаб. Р № 2 «Движение амебы при разных температурах». | формировать представление об экологических группах животных по отношению к теплу. Формирование практических умений работы с микроскопом. | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать холоднокровные животные, теплокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение. | Индивидуальный | Оформление работы | § 26-27 | |||||
Тема № 9 Воздух в жизни животных. (1ч) | |||||||||||
21 | Воздух в жизни животных | Способствовать формированию представлений о газовом составе и движении масс воздуха как экологических факторах в жизни животного. | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание животных. | Промежуточный. | Практическая работа (домашняя) №1 «Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни» . | §11 дом. пр. раб. №1 Сравнение приспособлений млекопит. к воздушной и наземной среде | |||||
22 | Защита проектов | Пр. раб. №1 Сравнение приспособлений млекопит. к воздушной и наземной среде | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать приспособления млекопит. к воздушной и наземной среде | Презентации, плакаты, доклады стендовые | |||||||
Тема № 10 Сезонные изменения в жизни животных. (4ч) | |||||||||||
23 | Сезонные изменения в жизни животных как приспособления к меняющимся условиям. | формировать представление о сезонных изменениях в жизни животных как приспособлениях к меняющимся условиям существования. | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать оцепенение, спячка. | Промежуточный Индивидуальный | Презентация, таблицы. | § 26 дом. пр. раб. «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной | |||||
24 | Приспособления животных к сезонам года | Способствовать знакомству учащихся с морфологическими, физиологическими и поведенческими приспособлениями животных к сезонным изменениям. | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать длина дня. Морфологические, физиологические и поведенческие приспособления. | Индивидуальный | видеофрагмент | § 26 Практическая работа (дома) №2 «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной» | |||||
25 | Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания. | формировать представление о миграции как приспособлении к сезонным изменениям условий обитания. | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать миграции. | Самоконтроль | Презентация | § 27 | |||||
26 | Лаб. работа №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых» | формировать умения наблюдать за живыми организмами, определять их систематическую принадлежность, стадию развития. | Лабораторная работа №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых» | Индивидуальный | § 27 | ||||||
Тема № 11 Численность животных. (3ч) | |||||||||||
27 | Популяции животных. | Способствовать формированию понятия «Популяция животных». | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать популяции животных. | Промежуточный Индивидуальный | Видеофрагменты | §37 | |||||
28 | Плотность популяции. | формировать понятие «Плотность популяции». | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать популяции животных Плотность популяции. Неоднородность среды. | Индивидуальный | Видеофрагмент | §37 | |||||
29 | Численность популяции. | формировать понятие «Численность популяции». Л. р. № 4 « Динамика численности насекомых | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать популяции животных Численность популяции, динамика численности | Самоконтроль | Оформление Л. р.№ 4 « Динамика численности насекомых | §38 | |||||
Тема № 12 Изменения в животном мире Земли. (6ч) | |||||||||||
30 | Многочисленные и малочисленные виды. | Способствовать знакомству учащихся с многочисленными и малочисленными видами животных. Раскрыть причины сокращения численности видов. | Л.Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать популяции животных, многочисленные и малочисленные виды. | Самоконтроль, взаимоконтроль. | Презентация, таблицы | § 39-40 | |||||
31 | Естественное и искусственное изменение условий обитания. | Способствовать сравнительную характеристику естественных и искусственных изменений условий обитания. | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать естественное и искусственное изменение условий обитания. Деятельность человека, загрязнения. | Самоконтроль, взаимоконтроль. Индивидуальный | Презентация, таблицы. | §39-40 Подготовка Про. №3 «Охраняемые виды животных нашего края» | |||||
32 | Животные и человек. | Раскрыть историю становления взаимоотношений человека и животных. | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать одомашнивание животных. | Индивидуальный | Презентации, стендовые доклады | § 41-44 | |||||
33 | Редкие и охраняемые животные. | формировать представление о редких и охраняемых животных. Экс. №2 « Охраняемая территория или краеведческий музей» | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. Умение называть царства живой природы, приводить примеры представителей царства Животных. Характеризовать взаимоотношения животных в природе.. | Промежуточный Индивидуальный | Редкие и охраняемые животные. Красная книга, заповедники, заказники | §45-47 | |||||
34 | Проект | Защита проектов Проект№3 «Охраняемые виды животных нашего края» | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. Умение называть царства живой природы, приводить примеры представителей царства Животных. Характеризовать охраняемые виды животных | Индивидуальный | Презентации, стендовые доклады | ||||||
35 | Обобщающий урок. | Обобщить и повторить материал по пройденному курсу. Защита Пр. р. №2 «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной» | Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. Умение называть фенологические изменения в жизни животных и растений. | Итоговый. Индивидуальный. Защита проектов | Презентации, стендовые доклады |
Лабораторных работ -4, Проекты – 3, экскурсии- 2
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО Зам. директора по УВР
учителей _________________ ___________________
_________________________ С.Х.Абдулкадырова
от _______________ № _____ «___» ____________ 2016 г.
Директор ОУ _____________
/Л.Л.Батталова/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа по экологии 6 класс
Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...
Рабочая программа по экологии 7 класс
Данная программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочая программа по экологии животных 7 класс
Рабочая программа по экологии животных 7 класс...
Календарный план к рабочей программа по экологии животных 7 класс
Календарный план...
Рабочая программа по экологии животных 7 класс
Программа курса «Экология животных» включает 17 часов (0,5 часа в неделю) и ориентирована на учащихся 7 класса средней общеобразовательной школы.Программа предусматривает реализацию межпредметн...