Конспект урока. Энергетический обмен
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Крутякова Татьяна Васильевна

Педагогическая мастерская построения знаний (по реконструкции)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._energeticheskiy_obmen._.docx545.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Педагогическая мастерская построения знаний (по реконструкции)

Школа: МБОУ «И СОШ № 1 им. Н. П.Наумова»

Учитель: Крутякова Т. В.

Предмет: биология

Класс: 11

Девиз: Восстанавливая – понимаю!

Тема: Энергетический обмен

Цель: Создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, понимания ими других людей, закономерностей живой природы.

Задачи: 1. Сформировать у учащихся правильное представление об этапах внутриклеточного энергетического обмена и его значении.

              2. Научить школьников сравнивать этапы энергетического обмена и выявлять причины их сходства и различия.

              3. Развивать память, произвольное внимание, ассоциативное и логическое мышление учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы.

Этапы мастерской

1. Лекция с мультимедийной презентацией (выполнением схем, рисунков на доске). Озвучивание условий слушания лекции: главное – ничего не записывать, только слушать и запоминать!

1.1.  Индукция: Что вы сделали, войдя в класс, сев за парту, поприветствовав учителя?

Затратили энергию: организм состоит из клеток, а все проявления жизнедеятельности, все функции клетки осуществляются с затратой энергии. Энергия необходима для движения, биосинтеза органических веществ, переноса веществ через клеточные мембраны, для любых форм клеточной активности.

     

                  глюкоза        крахмал

 Рис. 1      

                                          глюкоза

                                                  О

                                         Е      АТФ

Источником энергии в живых клетках, обеспечивающим все виды их деятельности, является аденозинтрифосфорная кислота (АТФ) –

Универсальный аккумулятор энергии, которая заключена в макроэргических связях между последним остатком ортофосфорной кислоты и аденозиндифосфатом (АДФ): АДФ    Ф.

   Итак, освобождающаяся при расщеплении АТФ энергия обеспечивает любые виды клеточных функций – движение, биосинтез, механическую работу, проведение нервных импульсов, рост и деление клеток, свечение и др.:

            АТФ + Н2О       АДФ + Н3РО4 + 40 кДж

  Однако, концентрация АТФ в клетке мала – 0,04%, в скелетных мышцах – 0,5% - этого достаточно для 20 – 30 сокращений, но мышца может работать часами, производя тысячи сокращений. Следовательно, по мере убыли АТФ в клетке, она должна восстанавливаться, т. е. синтезироваться.

  В действительности так и происходит. В клетках человека, многих животных и некоторых микроорганизмов главным источником энергии для синтеза АТФ является глюкоза (как энергетическое вещество), при окислении которой выделяется энергия, запасающаяся в молекулах АТФ.

   Глюкоза образуется в клетках растений в процессе фотосинтеза (рис. 1), в результате множества ферментативных реакций она превращается в крахмал, который является запасным источником энергии, у животных эту роль выполняет гликоген.

При недостаточном поступлении органических веществ извне, гликоген и крахмал расщепляются ферментами клетки до глюкозы, которая окисляется в них с выделением энергии, запасаемой в молекулах АТФ.

    Таким образом, совокупность реакций расщепления высокомолекулярных соединений, при которых выделятся энергия, запасающаяся в макроэргических связях молекул АТФ, называется энергетическим обменом (катаболизмом, диссимиляцией).

   Энергетический обмен происходит в три этапа (Таблица 1).

Таблица 1

Этапы энергетического обмена

Этапы, локализация в клетке

Особенности протекания

Энергетическая ценность

1. Подготовительный:

в органах пищеваре-ния, у одноклеточных – в лизосомах (пищеварение)

Высокомолекулярные соединения

                    Ферменты

Низкомолекулярные соединения

1. Белки       аминокислоты  

2. Углеводы      моносахариды (глюкоза)                        

                     

                       Жирные кислоты

3. Жиры         Глицерин

4. Нуклеиновые кислоты      нуклеотиды

Энергии – небольшое количество, рассеивается в виде тепла

2. Бескислородное (анаэробное) окисление (гликолиз): у микроор-ганизмов – брожение; в цитоплазме клеток (всех организмов, раз-

лагающих моноса-хариды)

 О2                                Молочнокислое брожение (в мышцах животных)

                О                                    2 С3Н6О3

                                                    молочная кислота

С6Н12О6         2С3Н4О3 + 4Н          

                                                                             

Спиртовое брожение

            2 АТФ                            (дрожжи, растения)

                                             2С2Н5ОН + 2СО2

Ступенчатое ферментативное расщепление (9 реакций):

С6Н12О6  + 2Н3РО4 + 2 АДФ     2 С3Н6О3 +

+ 2АТФ + 2 Н2О

60% энергии рассеивается в виде тепла;

40% - идет на синтез двух молекул АТФ: запасается 200 кДж (к.п.д.=5%)

3. Кислородное (пол-ное) расщепление (аэробное)- клеточное дыхание; в матриксе и на внутренних мембранах митохондрий

О2  !                                    ферменты

Пировиноградная кислота     цикл Кребса – серия циклических реакций  (реакции дыхательной цепи)

3Н4О3 + 6 О2 + 4Н      6 СО2+ 6 Н2О+О  

                               

                                  36АТФ

                     

 45% энергии рассеивается в виде тепла,

55% - запасается в 36 молекулах АТФ

(к.п.д. = 40%)

Суммарное уравнение энергетического обмена

С6Н12О6 +6 О2           6 СО2+ 6 Н2О+О  

                       38АТФ

К.п.д.= 50%

к.п.д. двигателя внутреннего сгорания =35%;

к.п.д.  паровой машины =12-15%

         Таким образом, биологический смысл второго и третьего этапов энергетического обмена заключается в  том, что энергия, освобождающаяся в результате химических реакций окисления углеводов и других органических веществ, используется для синтеза молекул АТФ, т. е. для пополнения энергии в клетке. Синтез АТФ осуществляется, главным образом, в митохондриях, поэтому их и называют «силовыми станциями» клетки.

2. Разъяснение наиболее непонятного материала и второе слушание.

         Энергетическим обменом называется совокупность реакций расщепления, идущих с выделением энергии, запасающейся в макроэргетических связях молекул АТФ.

         Энергетический обмен проходит в три этапа. Первый называется подготовительным и проходит в органах пищеварения – у многоклеточных организмов и в лизосомах – у одноклеточных. Здесь под влиянием ферментов происходит расщепление пищи с выделением энергии: белки расщепляются на аминокислоты, углеводы – на моносахариды (крахмал – глюкоза), жиры – на глицерин и жирные кислоты. Энергия, выделившаяся при этом, рассеивается в виде тепла.

      Бескислородный (анаэробный) этап – гликолиз (второй этап) происходит в цитоплазме клетки. В процессе этого этапа молекула глюкозы, образовавшаяся на первом этапе, расщепляется на 2 молекулы молочной кислоты, при этом большая часть (60%) энергии рассеивается в виде тепла, а часть синтезируется в виде двух молекул АТФ (40%). В данном случае энергия аккумулируется в химических связях АТФ.

      У различных организмов энергетический обмен сходен с гликолизом. Это спиртовое брожение (в клетках дрожжевых грибов и растений) и молочнокислое брожение (в мышцах многоклеточных животных при выполнении длительной работы в условиях недостатка кислорода).

      Третий этап – кислородный (аэробный) – этап полного окисления происходит в митохондриях, он идет с участием кислорода, поэтому и носит такое название. В процессе третьего этапа происходит расщепление трехуглеродных кислот до конечных продуктов - углекислого газа и воды, поэтому его называют клеточным дыханием. Большая часть энергии – 55%, аккумулируются в 36 молекулах АТФ.

        Таким образом, энергия, освобождающаяся в процессе расщепления 1 молекулы глюкозы, аккумулируется в 38 молекулах АТФ, т. е. клетка запасает 1520 кДж (38х40 кДж) энергии. Синтез АТФ происходит в основном в митохондриях в процессе расщепления органических веществ.

3. Воспроизведение таблицы:

- индивидуально;

- в парах;

- микрогруппах (на отдельных листах, там же записать и возникающие вопросы).

           Первые восстановившие конспект– восстанавливают запись на доске.

4. Общая социализация – уточнение деталей, полная реконструкция на доске        ( презентации), объяснение друг другу.

5. Восстановление и подробная запись в тетрадях (презентация включена).

6. Рефлексия (Приложение 1).

Приложение 1

Рефлексия

Какие чувства, ощущения возникли у Вас в ходе мастерской____________________________

________________________________________________________________________________

Ваше мнение по предложенному ходу работы_________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения по усовершенствованию конструкции мастерской_________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Энергетический обмен в клетке"

Презентация содержит материал об этапах энергетического обмена в клетке, рисунки способствуют лучшему усвоению материала....

Презентация к уроку "Энергетический обмен. Строение АТФ"

Презентация "Энергетический обмен. Строение АТФ" может быть использована на уроке как при изучении нового материала, так и на этапе рефлексии....

Конспект - урока Энергетический обмен.

Полная разработка урока....

Конспект урока "Энергетический обмен"9 класс

Конспект урока по биологии по теме "Энергетический обмен" ориентирован на использование УМК Сонина Н.И., содержит перечень используемых на уроке ЭОР...

Конспект урока :"Энергетический комплекс РСО - Алании"

урок по теме:"Энергетический комплекс РСО - Алании"...

Конспект урока: "Пластический обмен. Биосинтез белка"

Цели урока: углубить знания о метаболизме клеток путем изучения реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка;продолжить формирование знаний о хранении информации о белках в ДНК;сфо...

конспект урока "Обмен веществ. Энергетический обмен."

Урок для 10 класса.  Базовый уровень. Учебник Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В....