Конспект урока. Энергетический обмен
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему
Педагогическая мастерская построения знаний (по реконструкции)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 545.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Педагогическая мастерская построения знаний (по реконструкции)
Школа: МБОУ «И СОШ № 1 им. Н. П.Наумова»
Учитель: Крутякова Т. В.
Предмет: биология
Класс: 11
Девиз: Восстанавливая – понимаю!
Тема: Энергетический обмен
Цель: Создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, понимания ими других людей, закономерностей живой природы.
Задачи: 1. Сформировать у учащихся правильное представление об этапах внутриклеточного энергетического обмена и его значении.
2. Научить школьников сравнивать этапы энергетического обмена и выявлять причины их сходства и различия.
3. Развивать память, произвольное внимание, ассоциативное и логическое мышление учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы.
Этапы мастерской
1. Лекция с мультимедийной презентацией (выполнением схем, рисунков на доске). Озвучивание условий слушания лекции: главное – ничего не записывать, только слушать и запоминать!
1.1. Индукция: Что вы сделали, войдя в класс, сев за парту, поприветствовав учителя?
Затратили энергию: организм состоит из клеток, а все проявления жизнедеятельности, все функции клетки осуществляются с затратой энергии. Энергия необходима для движения, биосинтеза органических веществ, переноса веществ через клеточные мембраны, для любых форм клеточной активности.
глюкоза крахмал Рис. 1 глюкоза О Е АТФ | Источником энергии в живых клетках, обеспечивающим все виды их деятельности, является аденозинтрифосфорная кислота (АТФ) – Универсальный аккумулятор энергии, которая заключена в макроэргических связях между последним остатком ортофосфорной кислоты и аденозиндифосфатом (АДФ): АДФ Ф. |
Итак, освобождающаяся при расщеплении АТФ энергия обеспечивает любые виды клеточных функций – движение, биосинтез, механическую работу, проведение нервных импульсов, рост и деление клеток, свечение и др.:
АТФ + Н2О АДФ + Н3РО4 + 40 кДж
Однако, концентрация АТФ в клетке мала – 0,04%, в скелетных мышцах – 0,5% - этого достаточно для 20 – 30 сокращений, но мышца может работать часами, производя тысячи сокращений. Следовательно, по мере убыли АТФ в клетке, она должна восстанавливаться, т. е. синтезироваться.
В действительности так и происходит. В клетках человека, многих животных и некоторых микроорганизмов главным источником энергии для синтеза АТФ является глюкоза (как энергетическое вещество), при окислении которой выделяется энергия, запасающаяся в молекулах АТФ.
Глюкоза образуется в клетках растений в процессе фотосинтеза (рис. 1), в результате множества ферментативных реакций она превращается в крахмал, который является запасным источником энергии, у животных эту роль выполняет гликоген.
При недостаточном поступлении органических веществ извне, гликоген и крахмал расщепляются ферментами клетки до глюкозы, которая окисляется в них с выделением энергии, запасаемой в молекулах АТФ.
Таким образом, совокупность реакций расщепления высокомолекулярных соединений, при которых выделятся энергия, запасающаяся в макроэргических связях молекул АТФ, называется энергетическим обменом (катаболизмом, диссимиляцией).
Энергетический обмен происходит в три этапа (Таблица 1).
Таблица 1
Этапы энергетического обмена
Этапы, локализация в клетке | Особенности протекания | Энергетическая ценность |
1. Подготовительный: в органах пищеваре-ния, у одноклеточных – в лизосомах (пищеварение) | Высокомолекулярные соединения Ферменты Низкомолекулярные соединения 1. Белки аминокислоты 2. Углеводы моносахариды (глюкоза)
Жирные кислоты 3. Жиры Глицерин 4. Нуклеиновые кислоты нуклеотиды | Энергии – небольшое количество, рассеивается в виде тепла |
2. Бескислородное (анаэробное) окисление (гликолиз): у микроор-ганизмов – брожение; в цитоплазме клеток (всех организмов, раз- лагающих моноса-хариды) | О2 Молочнокислое брожение (в мышцах животных) О 2 С3Н6О3 молочная кислота С6Н12О6 2С3Н4О3 + 4Н
Спиртовое брожение 2 АТФ (дрожжи, растения) 2С2Н5ОН + 2СО2 Ступенчатое ферментативное расщепление (9 реакций): С6Н12О6 + 2Н3РО4 + 2 АДФ 2 С3Н6О3 + + 2АТФ + 2 Н2О | 60% энергии рассеивается в виде тепла; 40% - идет на синтез двух молекул АТФ: запасается 200 кДж (к.п.д.=5%) |
3. Кислородное (пол-ное) расщепление (аэробное)- клеточное дыхание; в матриксе и на внутренних мембранах митохондрий | О2 ! ферменты Пировиноградная кислота цикл Кребса – серия циклических реакций (реакции дыхательной цепи) 2С3Н4О3 + 6 О2 + 4Н 6 СО2+ 6 Н2О+О
36АТФ
| 45% энергии рассеивается в виде тепла, 55% - запасается в 36 молекулах АТФ (к.п.д. = 40%) |
Суммарное уравнение энергетического обмена | С6Н12О6 +6 О2 6 СО2+ 6 Н2О+О 38АТФ | К.п.д.= 50% к.п.д. двигателя внутреннего сгорания =35%; к.п.д. паровой машины =12-15% |
Таким образом, биологический смысл второго и третьего этапов энергетического обмена заключается в том, что энергия, освобождающаяся в результате химических реакций окисления углеводов и других органических веществ, используется для синтеза молекул АТФ, т. е. для пополнения энергии в клетке. Синтез АТФ осуществляется, главным образом, в митохондриях, поэтому их и называют «силовыми станциями» клетки.
2. Разъяснение наиболее непонятного материала и второе слушание.
Энергетическим обменом называется совокупность реакций расщепления, идущих с выделением энергии, запасающейся в макроэргетических связях молекул АТФ.
Энергетический обмен проходит в три этапа. Первый называется подготовительным и проходит в органах пищеварения – у многоклеточных организмов и в лизосомах – у одноклеточных. Здесь под влиянием ферментов происходит расщепление пищи с выделением энергии: белки расщепляются на аминокислоты, углеводы – на моносахариды (крахмал – глюкоза), жиры – на глицерин и жирные кислоты. Энергия, выделившаяся при этом, рассеивается в виде тепла.
Бескислородный (анаэробный) этап – гликолиз (второй этап) происходит в цитоплазме клетки. В процессе этого этапа молекула глюкозы, образовавшаяся на первом этапе, расщепляется на 2 молекулы молочной кислоты, при этом большая часть (60%) энергии рассеивается в виде тепла, а часть синтезируется в виде двух молекул АТФ (40%). В данном случае энергия аккумулируется в химических связях АТФ.
У различных организмов энергетический обмен сходен с гликолизом. Это спиртовое брожение (в клетках дрожжевых грибов и растений) и молочнокислое брожение (в мышцах многоклеточных животных при выполнении длительной работы в условиях недостатка кислорода).
Третий этап – кислородный (аэробный) – этап полного окисления происходит в митохондриях, он идет с участием кислорода, поэтому и носит такое название. В процессе третьего этапа происходит расщепление трехуглеродных кислот до конечных продуктов - углекислого газа и воды, поэтому его называют клеточным дыханием. Большая часть энергии – 55%, аккумулируются в 36 молекулах АТФ.
Таким образом, энергия, освобождающаяся в процессе расщепления 1 молекулы глюкозы, аккумулируется в 38 молекулах АТФ, т. е. клетка запасает 1520 кДж (38х40 кДж) энергии. Синтез АТФ происходит в основном в митохондриях в процессе расщепления органических веществ.
3. Воспроизведение таблицы:
- индивидуально;
- в парах;
- микрогруппах (на отдельных листах, там же записать и возникающие вопросы).
Первые восстановившие конспект– восстанавливают запись на доске.
4. Общая социализация – уточнение деталей, полная реконструкция на доске ( презентации), объяснение друг другу.
5. Восстановление и подробная запись в тетрадях (презентация включена).
6. Рефлексия (Приложение 1).
Приложение 1
Рефлексия
Какие чувства, ощущения возникли у Вас в ходе мастерской____________________________
________________________________________________________________________________
Ваше мнение по предложенному ходу работы_________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложения по усовершенствованию конструкции мастерской_________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Энергетический обмен в клетке"
Презентация содержит материал об этапах энергетического обмена в клетке, рисунки способствуют лучшему усвоению материала....

Презентация к уроку "Энергетический обмен. Строение АТФ"
Презентация "Энергетический обмен. Строение АТФ" может быть использована на уроке как при изучении нового материала, так и на этапе рефлексии....

Конспект урока "Энергетический обмен"9 класс
Конспект урока по биологии по теме "Энергетический обмен" ориентирован на использование УМК Сонина Н.И., содержит перечень используемых на уроке ЭОР...

Конспект урока :"Энергетический комплекс РСО - Алании"
урок по теме:"Энергетический комплекс РСО - Алании"...

Конспект урока: "Пластический обмен. Биосинтез белка"
Цели урока: углубить знания о метаболизме клеток путем изучения реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка;продолжить формирование знаний о хранении информации о белках в ДНК;сфо...

конспект урока "Обмен веществ. Энергетический обмен."
Урок для 10 класса. Базовый уровень. Учебник Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В....