Конспект урока: "Пластический обмен. Биосинтез белка"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Елисеева Людмила Михайловна

Цели урока:

  • углубить знания о метаболизме клеток путем изучения реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка;
  • продолжить формирование знаний о хранении информации о белках в ДНК;
  • сформировать знания о механизмах биосинтеза белка на примере транскрипции и трансляции;
  • показать роль транспортных РНК в процессе биосинтеза белка;
  • раскрыть механизмы матричного синтеза полипептидной цепи на рибосомах;
  •   развивать логическое мышление учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_biosintez_belka.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Мордовско-Полянская ООШ»

Тема: Пластический обмен.      Биосинтез белка.

Выполнила: учитель биологии

Елисеева Л.М.

Урок биологии 9 класс «Биосинтез белка».

 Цели урока:

  • углубить знания о метаболизме клеток путем изучения реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка;
  • продолжить формирование знаний о хранении информации о белках в ДНК;
  • сформировать знания о механизмах биосинтеза белка на примере транскрипции и трансляции;
  • показать роль транспортных РНК в процессе биосинтеза белка;
  • раскрыть механизмы матричного синтеза полипептидной цепи на рибосомах;
  •   развивать логическое мышление учащихся.

Методическое обеспечение:

  • таблицы по общей биологии “Строение живой клетки,
  • дидактический материал для проведения групповой работы,
  • приложение: презентация, кинофрагмент  «Биосинтез белка» (мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б. Агафоновой, изд-во «Дрофа» 2011г.)  

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2.  Активизация опорных знаний по теме органические вещества клетки.

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ (СЛАЙД 1.)

1.Назовите органические вещества, входящие в состав клетки.

Б) белки, жиры, углеводы.

2. Из каких простых органических соединений состоят белки?

 И) Аминокислоты.

3.Какие химические соединения называют углеводами?

О) Органические вещества с общей формулой Cn(H2O)m.

4. Какой простой углевод служит мономером крахмала, гликогена, целлюлозы?

С) Глюкоза.

5.Как называются нерастворимые в воде органические вещества?

И) Липиды.

6.Эти вещества хранят, переносят и передают наследственную информацию о структуре белковых молекул.

Н) Нуклеиновые кислоты.

7. Назовите фамилии ученых, которые в 1953 году установили структуру нуклеиновых кислот.

Т) Уотсон и Крик.

8. Как называются мономерные единицы, из которых построены нуклеиновые кислоты?

Е) Нуклеотиды.

9. Как называется двухцепочный мономер с очень высокой молекулярной массой?

З) ДНК.

10. Название одноцепочного мономера (нуклеиновой кислоты).

Б) РНК.

11. Азотистое основание, входящее в состав только РНК?

 Е) Урацил.

12. Сахар входящий в состав РНК.

 Л) Рибоза.

13. Биологические катализаторы, вещества белковой природы.

 К) Ферменты.

14. В состав ДНК входит сахар.

 А) Дезоксирибоза.

ЗАДАНИЕ НА ДОСКЕ.

Б) белки, жиры, углеводы.

К) Ферменты.

И) Аминокислоты.

С) Глюкоза.

О) Органические вещества с общей формулой Cn(H2O)m.

Н) Нуклеиновые кислоты.

З) ДНК.

Е) Урацил.

Е) Нуклеотиды.

Л) Рибоза.

И)Липиды.

 А) Дезоксирибоза.

Т) Уотсон и Крик.

Б) РНК.

Выпишите по порядку буквы правильных ответов.

БИОСИНТЕЗ БЕЛКА  –это тема нашего урока (записать в тетрадь).

УЧИТЕЛЬ. Давайте вспомним какие функции выполняют белки в клетках живых организмов?

 УЧИТЕЛЬ. Назовите важнейшую функцию белков (строительная).    (СЛАЙД 4)  

    Как образуются белки в клетке?

  1. Понятие об обмене веществ.

Живая клетка постоянно поглощает вещества из окружающей среды и в окружающую среду выделяет их. Так, клетки человека поглощают кислород, воду, глюкозу, аминокислоты, минеральные соли, витамины, а выводят углекислый газ, воду, мочевину и др. Клетка представляет собой открытую систему, поскольку между клеткой и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.   (СЛАЙД 6)  

 2. Пластический обмен. Биосинтез белков

Сегодня на уроке мы будем говорить о пластическом обмене. Выясним, как происходит биосинтез белка.

Вспомните из чего состоят молекулы белка? (из аминокислот)

 3. Генетический код и его свойства. (СЛАЙДЫ 7,8,9)

 Каждой аминокислоте в полипептидной цепочке в молекуле ДНК соответствует комбинация из трех нуклеотидов - триплет (ЦАЦ- вал). КОДОН (триплет) – последовательность трех нуклеотидов кодирующих одну аминокислоту.

Демонстрируется таблица «Генетический код». Зависимость между триплетами оснований и аминокислотами - генетический код.  

Суть генетического кода заключается в том, что последовательность расположения нуклеотидов в и-РНК определяется последовательность расположения аминокислот в белках. Носителем генетической информации является ДНК, но так как непосредственно участие в синтезе белка принимает и - РНК, то генетический код записан на «языке» РНК.

4. СВОЙСТВА КОДА. (СЛАЙД10)

 Демонстрация фрагмента диска-навигатора.


Есть кодон инициатор (метиониновый), с которого начинается синтез любого белка.

Затем учитель демонстрирует на схеме, как передается наследственная  информация от ДНК к и - РНК и к белку.

5. ТРАНСКРИПЦИЯ – перевод наследственной информации из последовательности кодонов ДНК в последовательность кодонов и-РНК. (СЛАЙД 11)

 Учитель.

 Спираль ДНК раскручивается, к одной из ее нитей подходит  и-РНК и начинает кодировать информацию о белке на своей цепи.(СЛАЙД 12)

 В клетке имеются специальные образования — это транспортные РНК,  которые транспортируют аминокислоты к месту синтеза белка.

Давайте   рассмотрим строение т-РНК (СЛАЙД 13)

Передача наследственной информации от ДНК к и - РНК и к белку (СЛАЙД14)

 

6. Этапы биосинтеза белков

Биосинтез белков происходит на рибосомах – особых органеллах клетки, находящихся в цитоплазме

Рассмотрите рис. 62 (с. 115)   поработайте с таблицей, найдите изображение рибосомы

Молекул ДНК в рибосомах нет – они содержатся в ядре. Найдите ядро на схеме. Что происходит в ядре? (Раскручивание ДНК и образование и - РНК – матрицы.)

Для биосинтеза белка необходимо:

аминокислоты (найдите их на схеме), энергия,  информация (ДНК               и - РНК)

Далее учитель объясняет, как происходит непосредственно сам процесс, используя презентацию (СЛАЙД 15)

  В рибосомах осуществляется ТРАНСЛЯЦИЯ – механизм, с помощью которого последовательность нуклеотидов (триплетов) в молекуле и-РНК переводиться в последовательность аминокислот в молекуле белка. Сначала происходит присоединение и-РНК к рибосоме. На и-РНК нанизывается первая рибосома, синтезирующая белок. На одной и-РНК может одновременно находиться более 80 рибосом, синтезирующих один и тот же белок. Такая группа рибосом, соединенных одной и-РНК, называется ПОЛИСОМОЙ.
Вид синтезированного  белка определяется не рибосомой, а информацией, записанной на и-РНК. Одна и та же рибосома способна синтезировать различные белки. По завершению синтеза белка рибосома вновь нанизывается на и-РНК, а белок поступает в ЭПС и доставляется в те части клетки, где он нужен.

Подведение итогов. Демонстрация фрагмента фильма.

Закрепление.

Задание №1.

Составить последовательность нуклеотидов в и-РНК по участку цепи ДНК. Пользуясь таблицей генетического кода определить последовательность аминокислот в полученной цепи и-РНК и подписать их.

А-Г-Ц-Т-Т-Г-Г-А-Ц-

 

Задание №2. Решение задачи

Какова скорость синтеза белка у высших организмов, если на сборку инсулина, состоящего из 51 аминокислотного остатка, затрачивается 7,3 с?

Решение задачи:

5I : 7,3 = 7 (аминокислот в 1 сек.).

(Ответ: в 1 сек. сливается 7 аминокислот.)

 Задание №3.  

Пользуясь таблицей кода ДНК , определите, какие аминокислоты кодируют триплеты ЦАТ, ТТТ, ГАТ. Какими триплетами закодированы аминокислоты вал, фен, три?

Рефлексия.

Д/З п. 23  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии проблемного обучения "Биосинтез белка в живой клетке"

Конспект урока "Биосинтез белка в живой клетке" разработан с использованием технологии проблемного обучения. На уроке учащиеся повторяют свойства генетического кода, процесс транскрипции, знакомятся с...

Разработка открытого интегрированного урока (биология – русский язык) Тема урока: «Пластический обмен. Биосинтез белков»

Цель урока: Развитие мета предметных компетентностей обучающихся 9 Б класса (естественнонаучного профиля)  посредством интегрированных технологий....

Конспект урока "Биосинтез белков"

Конспект урока для 9 класса...

Конспект урока по теме "Биосинтез белка"

Конспект урока по теме "Биосинтез белка". Базовый уровень....

Метаболизм. Ассимиляция. Диссимиляция. Биосинтез белка. Фотосинтез. Энергетический обмен.

Метаболизм. Ассимиляция. Диссимиляция.Биосинтез белка. Фотосинтез. Энергетический обмен. Проверка знаний. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по биологии....

Презентация по биологии 9 кл "Обмен веществ. Биосинтез белка. Фотосинтез"

Материал презентации можно использовать при изучении  в 9 классе процессов обмена веществ и энергии, происходящих в клетке...