Урок Голосеменные.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Мандрусова Людмила Григорьевна

Разработка урока по теме:"Г*олосеменные".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass_golosemennye.docx64.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 5 классе  ( УМК Пасечник В.В.)

«Голосеменные растения»

МБОУ Гимназия № 1    г.о. Краснознаменск.                                                                                        

Учитель биологии: Мандрусова Людмила Григорьевна.
Цели урока:

Образовательная: организация деятельности учащихся по изучению сведений о  голосеменных растениях; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значения голосеменных, их роли в природе и жизни человека.

Развивающая    формирование умений  определять цель и планировать свою деятельность , способствовать развитию  умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом, умений анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

Воспитательная  : воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе , слушать и вступать в диалог, умения провести оценку и самооценку; воспитание  бережного отношения и любви к природе.

.              

Предполагаемые результаты:

Предметные :

-умение характеризовать признаки голосеменных растений;

- умение объяснять роль голосеменных растений в жизни человека

- умение выполнять лабораторную работу

Личностные:

 - проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

-  воспитание у учащихся любви к природе

Метапредметные:

 Познавательные:

- умение выделять существенные признаки голосеменных растений;

- умение вести наблюдение.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Основные понятия, изучаемые на уроке: голосеменные растения, особенности строения, многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана

 Оборудование: ПК, медиапроектор,  цифровой микроскоп,  побеги, шишки сосны, ели, лиственницы, маршрутные листы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения:

А) по степени взаимодействия учителя и ученика (беседа, самостоятельная работа, самоконтроль)

Б) по характеру познавательной деятельности (частично-поисковый, репродуктивный)

                                                                             Содержательная часть урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые УУД

1.Мотивация

Цель: создание  эмоционального настроя обучающихся к сотрудничеству на уроке.  

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с  плаунами, хвощами и папоротниками думаю, сегодня для вас не составит труда  изучить растения, назовём их «знакомые-незнакомцы».  О некоторых из них написаны стихи, песни, картины. Попробуйте отгадать загадки: зимой и летом- одним цветом? Колючая , но не ёж? О каких растениях идёт речь?

        

Учащиеся настраиваются на работу на уроке. 

Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:  подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

 

Наряду с растениями, размножавшимися спорами, в каменноугольном периоде существовали своеобразные папоротники.( рис.74 в учебнике). На их листьях встречались образования, похожие на семязачатки. Эти папоротники назвали семенными. Учёные считают,что именно от них произошли растения, которые нам предстоит изучить на уроке - современные голосеменные растения.

 Попробуйте  обсудить в паре  и назвать признаки этих растений.

Отвечают на вопросы

Работают в паре.

Познавательные (общеучебные) :осознанное   и   произвольное   построение речевого высказывания

Коммуникативные: учет разных мнений,

 выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

3. Этап выявления места и причины затруднения

Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Проанализируйте свои ответы .Какой вывод можно сделать?

Анализируют свои ответы и ответы одноклассников, выявляют причины затруднения

Логические: 

Построение логической цепи рассуждений,

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Определите  тему  урока.
Сформулируйте цель  урока и предложите, способы достижения поставленной цели.

Предлагаю провести исследование по маршрутам.

Учащиеся в коммуникативной

форме обдумывают учебные действия:

  • согласовывают тему урока,
  • ставят цель,
  • выбирают способ,
  • строят план достижения цели

 Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

5. Этап реализации построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять . 

.

Маршрут №1 «Признаки голосеменных растений»

1) Жизненные формы: деревья, кустарники или лианы

( интерактивный плакат)

2)Строение голосеменного растения.(электронное приложение «Дрофа»)

 Голосеменные растения  имеют стебель, корень и листья.

3)Почему растения называют-голосеменные?

Какие эволюционные приобретения возникли на новой ступени развития у растений? ( видеофрагмент http://youtube.com/).

 Свое название голосеменные получили благодаря семенам, лежащими открыто, то есть голо.

Голосеменные – ветроопыляемые растения, их размножение не зависит от воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши.

4)Многообразие голосеменных. Хвойные растения (слайд №4)

5) Строение хвои (демонстрация микропрепарата с использованием цифрового микроскопа).

Игольчатые или чешуйчатые листья покрыты жесткой кутикулой. Устьица погружены в ткань, что снижает испарение воды .

Физкульт.минутка«Ёлочка».(видеофрагмент  http://youtube.com/)

Маршрут № Лабораторная работа  на тему: «Сравнительная характеристика голосеменных растений Забайкальского края»

( см.маршрутный лист)

Маршрут №3  «Значение  и охрана голосеменных»

1)Составить кластер используя текст в учебнике на стр.124-125

2) Предложите способы сохранения хвойных растений.

1).Самостоятельно выполняют задание №1 в машрутном листе.

2).Выполняют лабораторную работу. Знакомятся с информацией о голосеменных растениях, используя рисунки, раздаточный материал и текст учебника.

 Проводят сравнение строения шишек и хвои голосеменных.

 Отображают информацию таблице.

 Обсуждают результаты записи в группе.

Делают выводы по проделанной работе

3) Составляют кластер используя текст в учебнике на стр.124-125

4) Обсуждают и предлагают способы сохранения хвойных растений.


Познавательные логические:
синтез как составление целого из частей;

       

  Познавательные общеучебные: 

применение методов информационного поиска необходимой информации .

Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью ,

 контроль в форме сличения способа действия и его результата.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель:  выбор  способа решения

разноуровневых заданий .

Маршрут №4.  Проверяй-ка. Выбери и выполни любое задание из трёх предложенных.

Выполняю  по выбору задание №4, проговаривают вслух.

  Познавательные общеучебные: 

применение методов информационного поиска необходимой информации .

Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью ,

 контроль в форме сличения способа действия и его результата.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель:  научить приемам самоконтроля

Вернёмся к началу нашего пути,  проверим и дополним  задание№1.(слайд 11).

Используя полученные знания на уроке, уч-ся  выполняют самопроверку задания №1

пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению ,

контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Маршрут №5  Оценка.

 Вернёмся к цели нашего урока. Считаете ли вы , что нам удалось изучить голосеменные растения? Если «да»-разместите на искусственной ёлочке фигурки красного цвета, если «нет» -фигурки синего цвета.

Оценивают работу на уроке в маршрутном листе.

Выбирают начало фразы и формулируют ответ.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности ;

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений

9. Домашнее задание

1. Прочитать параграф 22, ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Творческое задание. Составить терминологический диктант для опроса одноклассников.

Записывают домашнее задание

Познавательные общеучебные:выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.

1. А.Е. Богоявленская. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- М.: Просвещение: АО « Учеб. лит.» , 1996.-192 с. : ил.

2.В.В.Пасечник . Биология. 65кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. Учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.-141,

3. Электронное приложение  к учебнику   на www.drofa. ru

4.www.bio.nature.ru

5. www.edios.ru


                                           Маршрутный лист_______________________________ (Ф.И.)

               Исследование на тему « Голосеменные растения»

Маршрут №1.  Признаки растений отдела голосеменные.

 Просмотрев видеофрагмент и пользуясь текстом учебника (параграф 22 стр. 119-120), запиши основные признаки голосеменных растений. 

1.Жизненные формы: деревья, ……………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

2. Голосеменные имеют: корень, ………, ………….. .

3. Своё название голосеменные получили  потому, что…………………………………….

…………………………………………………………………………………………………..

4.К хвойным относятся…………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

5.Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые  - так называемая ……………………. .

Маршрут №2  

 Лабораторная работа  на тему: «Сравнительная характеристика голосеменных растений Забайкальского края»

Ход работы

1.  Пользуясь текстом учебника (стр.120-124) и раздаточным материалом, заполните  таблицу .

2. Запишите вывод по работе.

Название растения    _______________________________________________________

Отношение к свету

Почва

Типы и цвет шишек

Срок жизни хвоинок

Высота дерева

Вывод:

Маршрут №3 Значение голосеменных

Составь кластер по тексту учебника стр.124-125.

Маршрут №4  Проверяй-ка. Выбери и выполни любое задание из трёх предложенных.

1  Составить синквейн по теме урока

  1. Существительное________________________________________________________
  2. Два прилагательных______________________________________________________
  3. Три глагола_____________________________________________________________
  4. Предложение___________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выбрать верные утверждения, отметив  их знаком +

-Голосеменные растения  имеют стебель, корень, лист.

-Голосеменные -  древняя группа низших растений.

-Листья у большинства хвойных - узкие, игольчатые.

-Хвойные растения не распространены на территории нашей страны.

-Сосна - тенелюбива.

-Лиственница – холодостойкая порода.

3.  Установите соответствие между признаком растений и его принадлежностью к отделу.

              ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ                                                                 ОТДЕЛ

1)  не выносят засушливых условий                                                  А)  Папоротниковидные

2)  представлены только деревьями и кустарниками                       Б)  Голосеменные

3)  имеют семязачаток

4)  размножаются спорами

5)  для полового размножения необходима вода

1

2

3

4

5

Маршрут №5  Оценка. Оцени свою работу на уроке в баллах.

  1. Признаки голосеменных
  1. Голосеменные Забайкалья
  1. Значение голосеменных
  1. Проверяй-ка

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 6 классе. Тема урока: голосеменные.

Конспект открытого урока. 6 класс. Тема урока: голосеменные. ...

План урока "Голосеменные растения".

Урок биологии 6 класс по программе Пасечник В.В. с использованием ИКТ  и проектной технологий....

Методическая разработка урока "Голосеменные растения" 6 класс

Подготовка к современному уроку требует высокой ИКТ – компетентности, постоянного поиска новой информации, что значительно превосходит традиционную подготовку к уроку. Учитель...

презентация к уроку "Голосеменные растения"

Многообразие голосеменных растений рассматривается с использованием мультимедийной презентации. Показ слайдов с изображением голосеменных растений комментируется небольшим сообщением. Считаю необходим...

Конспект урока "Голосеменные растения"

Подробный коспект урока. Изложение материала сопровождается презентацией...

Урок "Голосеменные растения" 5 класс

Урок по теме "Голосеменные растения" в 5 классе ( УМК Пасечник В.В.)....

презентация к уроку" Голосеменные растения"

презентация к уроку "Голосеменные растения"...